Маркетинг наукоемкой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня, когда практически перестал существовать, старый экономический механизм, которому были присущи высокая степень централизации планирования, директивное установление двусторонних связей между потребителем и производителем продукции, высокий уровень монополизации научно-технической деятельности, гарантированность сбыта, снимающая ответственность за качество и моральное старение продукции, а новый экономический механизм находится в стадии становления, перед практиками-организаторами науки, предпринимателями, занимающимися инновационным бизнесом, встает множество трудных вопросов. 1

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Понятие и сущность наукоемкой продукции…………………………..5
1.1 Понятия, связанные с инновационной деятельностью и закрепленные законодательно……………………………………….......……….5
1.2 Остальные термины и определения применяемые в работе…….......7
1.3 Определение понятия "наукоемкость"………………………………11
1.4 Классификация отраслей промышленности по наукоемкости…….12
1.5 Международная классификация отраслей промышленности и продукции по наукоемкости………………………………………….…………17
1.6 Характеристика наукоемких отраслей…………………………........20
1.7 Особенности наукоемкой продукции, содержание управления……………………………………………………………………….23
2 Исследование рынка наукоемкой продукции………………………...27
2.1 Общая характеристика рынка наукоемкой продукции, субъекты рынка……………………………………………………………………………...27
2.2 Общая характеристика ОАО ПО «Стрела»……………….………...30
2.3 Анализ конкурентных сил на рынке авиационной техники.............35
3 Основные условия повышения конкурентоспособности отечественных предприятий авиастроения на мировом рынке………….…...38
3.1 Сдерживающие факторы конкурентоспособности предприятий авиастроения………………………………………………………………...…...38
3.2 Анализ места и роли России на рынке наукоемкой продукции…...41
3.3 SWOT-анализ российской авиапромышленности, выбор стратегии охвата рынка……………………………………………………………………..44
Заключение………………………………………………………………..50
Библиографический список………………………………………….......51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 355.40 Кб (Скачать файл)

Все производители авиационных двигателей так же были объединены в одну корпорацию. То же самое произошло и в других отраслях авиационной промышленности, приборостроении и агрегатостроении. Эти корпорации должны быть диверсифицированы, т.к. производство только авиационных деталей не сможет обеспечить их устойчивое положение на рынке. По мнению экспертов, сосредоточение России на разработке и производстве самолетов, перевозящих до сотни пассажиров, позволит нашей стране вернуть утраченные после распада СССР позиции. Россия стремится к тому, чтобы в авиационной промышленности принимало участие не только государство, но и бизнес, в частности, авиаперевозчики, которым уже сейчас необходимо значительно обновлять парк самолетов, построенных еще в советский период. Согласно той же стратегии развития, уже к 2015г. российская авиационная промышленность должна выйти из затяжного кризиса.

 

3 ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ  ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАСТРОЕНИЯ НА  МИРОВОМ РЫНКЕ

 

3.1 СДЕРЖИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАСТРОЕНИЯ

 

Для формирования эффективной национальной инновационной системы на рынке авиапромышленности необходимо наличие в структуре экономики субъекта модернизации - внешнего (по отношению к предприятиям) институционального агента, готового к осуществлению организационной и финансовой поддержки крупномасштабных инновационных проектов и располагающего достаточным для этого финансовым ресурсом.

В России в качестве такого субъекта традиционно выступало государство. Однако в последнее десятилетие XX века, в рамках политики либерализации, в России был целенаправленно создан альтернативный государству институциональный агент, который мог бы более эффективно выполнять функцию катализатора экономического развития. Речь идет о связанном с властью крупном предпринимательстве, основанном на доходах рентного происхождения.

С учетом того, что базовыми условиям повышения конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий является их технологическое перевооружение и глубокая организационная перестройка, т.е. проекты, требующие значительных финансовых затрат и политической воли, государство и крупных предпринимателей в России можно рассматривать как практически единственных потенциальных субъектов технологической модернизации в промышленности, способных к финансированию крупных технологических проектов. Однако и деятельность государства, и экономическое поведение крупных предпринимателей все чаще в последнее время критикуется за отсутствие четкой и последовательной ориентации на национальные интересы.

На основе сделанных оценок действий государства и крупных предпринимателей по отношению к предприятиям малого, среднего и крупного авиастроения наукоемких секторов экономики, в курсовом проекте предлагается конкретизировать три основные формы сдерживания конкурентоспособности предприятий на макроинституциональном уровне.

Во-первых, исследование показало существование расхождений между декларируемой и реальной государственной промышленной политикой, которое выражается в происходящей трансформации структуры приоритетов власти при переходе от программ реструктуризации к практике их реализации.

Проведенный анализ хода реализации федеральных целевых программ реструктуризации и развития предприятий наукоемкого сектора показал, что практически политика государства сводится к стратегии поддержания минимального уровня жизнеспособности предприятий, а не обеспечение технологического прорыва; характеризуется тенденцией на решение текущих задач, вместо стратегических; маркетинговая ориентация политики сильнее, чем содержательно-технологическая: государство в большей мере ориентировано на продвижение на мировой рынок старых советских разработок, чем на создание новых.

Вторая форма сдерживания конкурентоспособности предприятий связана с контрпродуктивностью административно-управленческого механизма государственного

Анализировались программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса, 2002-2006 годы»; «Национальная технологическая база, 2002-2006 годы» управления реструктуризацией, приводящего к усилению экономически деструктивного класса государственной бюрократии, который сдерживает конкурентоспособность предприятий по целому ряду направлений. Так, по данным международных сравнительных исследований 2002-2003 гг. стран с переходной экономикой, опубликованных Бюро экономического анализа, на проведение переговоров с представителями органов власти у руководящего персонала российских предприятий уходит более 20% рабочего времени.10

Время, затрачиваемое предприятиями на взаимодействие с бюрократическими структурами при оформлении контрактов по военно-техническому сотрудничеству, нередко исчисляется годами. Известен случай, когда при наличии всех необходимых соглашений прямой контракт одного из отечественных предприятий с КНР по линии военно- технического сотрудничества оформлялся более 1,5 лет.

Другой пример касается инициативы государства по созданию на основе ведущих предприятий ВПК крупных холдингов. Создание холдингов - основная цель государственной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно- промышленного комплекса, 2002-2006 годы» - явно страдает из-за бюрократизации процесса. Вместо заложенного в программе объединения предприятий на добровольной основе, по высказыванию одного из экспертов: «холдинги формируются в Москве, на бумаге и... в большинстве случаев они заранее "мертворожденные"».7

Подобные примеры являются в российских условиях не исключением, но правилом.

Третья форма сдерживания конкурентоспособности предприятий осуществляется через не соответствующее потребностям национальной высокотехнологичной промышленности инвестиционное поведение искусственно созданного в России, связанного с властью, слоя крупных предпринимателей.

Общую оценку ситуации можно сделать уже на основе анализа структуры инвестиций, поступающих в наукоемкий сектор промышленности. Так, по данным ведомственной статистики ВПК, в 2002-2003 гг. на фоне почти 85%-ного уменьшения объема инвестиций в основные фонды предприятий по отношению к уровню 1992 года, порядка 70% текущих инвестиций осуществляется за счет собственных средств предприятий. При этом на производство основных видов наукоемкой продукции авиастроении в России приходится менее 3% всех инвестиций в экономику.

В авиастроении долгосрочные финансовые вложения сторонних организаций составляют не более 10% от уровня краткосрочных, что позволяет охарактеризовать инвестиционную политику в отношении высокотехнологичных предприятий как стремление «выжать последние соки» - использовать остатки производственного потенциала без затрат на его технологическое обновление.

В работе делается вывод, что существующая структура инвестиционных потоков не позволяет распознать присутствия в российской экономике крупного институционального агента, способствующего решению проблем технологической модернизации наукоемких производств, притом, что нехватка инвестиций является проблемой, критической для значительной части предприятий наукоемкого сектора.

 

 

3.2 АНАЛИЗ МЕСТА И РОЛИ РОССИИ НА РЫНКЕ НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Согласно данным статистики годовой объем наукоемкой продукции на мировом рынке на 2011 г. составил почти 2,5 трилл. долл. (по прогнозам через 20 лет он достигнет четырех триллионов долларов в год). Доля отечественных разработок в объеме мирового рынка наукоемкой продукции в 2011 г. составила лишь 0,3%, тогда как в России работает 12% ученых всего мира. Для сравнения: доля США на рынке наукоемкой продукции - 36 %, Японии - 30 %. Из 70 ключевых российских технологических разработок 17 находятся на мировом уровне или превосходят его, 22 отстают на 5-7 лет.

В силу особенности наукоемкой сферы непрерывно накапливать научно-технический потенциал, прекращение финансирования научно-исследовательской деятельности влечет за собой необратимые процессы: наука, технологии уходят вперед; деквалифицируются кадры, переориентируются смежники.

Свертывание российских наукоемких производств практически по всем направлениям грозит потерей даже имеющихся позиций на мировом рынке. В имеющихся условиях российская индустрия высоких технологий может выжить лишь при коренной диверсификации, подтягивании национального технологического уровня к мировому, при выходе на мировой рынок с конкурентоспособными наукоемкими продуктами гражданского и оборонного назначения. Однако распад экономических связей, давящий внешний долг, предельный износ производственных фондов существенно ограничивают возможности обновления и прорыва в сфере российских высоких технологий. Для России сейчас, как никогда, актуальна интеграция в мировой рынок наукоемкой технологии. В стране почти отсутствует платежеспособный спрос на часть наукоемкой продукции, что приводит к застою и старению наиболее передовой технологической базы (авиация, космонавтика, электроника, биотехнология, информатика, связь и т.п.).

Генеральный директор Национального института авиационных технологий О. Сироткин предлагает осуществлять интеграцию России в мировой рынок на основе анализа макротехнологий. Анализ мирового рынка показывает: производство наукоемкой продукции обеспечивают 50 макротехнологий (Макротехнология представляет собой совокупность знаний и производственных возможностей для выпуска на мировой рынок конкретных изделий). Семь наиболее развитых стран, обладая 46 макротехнологиями, представляют 80 % рынка наукоемкой продукции. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700 млрд. долл., Германия - 530, Япония - 400. По оценке О. Сироткина, концентрация научных исследований на 10-15 макротехнологиях из 50, позволит России быть конкурентоспособной на соответствующих рынках уже в ближайшем будущем. По 16 макротехнологиям прогноз уже сделан (Таблица 4).

Таблица 4 – Рынок макротехнологий (в млрд. долл.)

 

Выбор макротехнологических приоритетов, по мнению О. Сироткина, должен основываться на совершенно новом принципе. Для присвоения той или иной макротехнологии статуса приоритетной предлагается сопоставлять затраты на формирование по ней базы знаний (полной или достаточной) и возможный эффект от реализации конкурентной продукции, созданной на ее основе. Далее по каждой приоритетной макротехнологии предлагается формировать федеральные целевые программы (ФЦП), заказы по ним Миннауки на конкурсной основе размешать в институтах и КБ. В результате авиастроение получит связанный комплекс заданий по конструированию цельных технологических систем.

Также для интеграции на мировой рынок наукоемкой продукции и высоких технологий, необходимо:

Иметь разработки высокого уровня и высокотехнологичную продукцию. 

Иметь специалистов в области экономики и управления инновациями и иметь специальную инновационную инфраструктуру, которая способствует продвижению высокотехнологичной продукции на рынок. 
Хайтеграция особенно актуальна в условиях новой экономики. 
Хайтеграция характеризуется преимущественно интенсивным обменом “высоких технологий”, а не их продажей на мировом рынке. Это обусловлено тем, что "высокие технологии" выступают в качестве катализатора экономического развития. В результате такого обмена образуется группа стран лидеров, которые в своем развитии значительно опережают страны, не участвующие в нём.

Хайтеграция – процесс предпочтительного обмена высоких технологий на высокие технологии, а не их продажа. В результате этого образуется группа стран, имеющие высокие темпы развития и лидирующие позиции на мировом рынке. Страны, которые не могут войти в технологический обмен все больше отстают от стран лидеров (концепция технологической пропасти). 

 

 

3.3 SWOT-АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ, ВЫБОР СТРАТЕГИИ ОХВАТА РЫНКА

 

Изучение конкурентов - выявление основных фирм конкурентов на рынке в целом, по отдельным сегментам и регионам, непосредственно или косвенным образом конкурирующих с предприятием, определение их слабых и сильных сторон, собственных сравнительных преимуществ в конкурентной борьбе – все это объединяется в понятие SWOT-анализа. Под окружающей деловой средой принято понимать так называемые внешние группы давления, т.е. факторы внешней среды, оказывающие влияние на поведение фирмы.

Для  проведения анализа авиопромышленности было взято Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Стрела» (г. Оренбург). В настоящее время ФГУП ПО «Стрела» входит в структуру Российского авиационно-космического агентства и относится к числу его ведущих предприятий. Оно ориентировано на выпуск сложной техники специального назначения, авиационной техники, гражданской продукции. По своему производственно-техническому потенциалу это многопрофильное предприятие современного машиностроения одно из крупнейших в оренбургской области, имеющее перспективы развития. Резкое снижение государственного заказа в 90-е гг. заставило предприятие осуществлять широкомасштабную конверсию и наладить параллельное производство товаров гражданского назначения самого широкого ассортимента. В настоящее время ФГУП ПО «Стрела» почти не утратило своего организационно технического потенциала и производит наукоемкую продукцию. В частности, особое место среди продукции гражданского назначения занимает производство легких вертолетов Ка-226.

 

Таблица 5 - Характеристика внутренней среды ФГУП ПО «Стрела»

 

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

А) Производственная деятельность 

1. Отдельные виды оборудования  соответствуют самому передовому  мировому уровню 

2. Наличие свободных производственных  мощностей 

3. Значительный рост объемов  производства за последние три года

4. Хорошая база для  полигонных испытаний 

Б) Маркетинг 

1. Высокий технический  уровень продукции

2. Широко известный в  мире бренд «Камов» 

В) Менеджмент 

1. Опытный управленческий  персонал 

2. Внедряется система  управления производством посредством  локальной сети, созданной на  базе ПЭВМ 

Г) Финансы 

1.Наблюдается улучшение  финансового состояния в динамике за последние годы. 

Д) Персонал 

1. Увеличивается в динамике  среднесписочная численность работников 

2. Рост средней заработной  платы опережает инфляцию 

3. Улучшается возрастная структура персонала

4. При предприятии осуществляет  свою деятельность учебно-производственный  центр 

Е) Характер взаимодействия с клиентами 

  1. Потенциальным покупателям уделяется большое внимание, высокое качество обслуживания 

Ж) Ресурсы 

1. автономное водоснабжение 

2. автономное теплоснабжение 

3. Наличие собственных складских  помещений площадью более 12000 м2

4. Удобные автомобильные и ж/д  подъездные пути

З) Инновационная деятельность, исследования и разработки 

1. Возможность разработки новых  изделий 

2. Возможность доработки изделия  под специфические требования  заказчика

А) Производственная деятельность 

1.Высокий уровень изношенности  основных фондов 

2. Низкая загруженность  производственных мощностей 

3. Низкий коэффициент  обновления производственного оборудования

4. Система качества требует  реформирования в связи с предстоящим  вступлением в ВТО 

Б) Маркетинг 

1. Негибкая ценовая политика, затратный метод установления  цен 

2. Недостаточно активное  продвижение (особенно на внешний  рынок) вследствие ограниченности  финансирования 

3. Слабая сеть распределения 

В) Менеджмент

1. Организационная структура  замедляет передачу информации  по горизонтали и требует значительных  усилий по координации деятельности  различных подразделений 

2. Недостаточный уровень  организации управленческого анализа

Г) Финансы 

1. Низкая ликвидность  баланса 

2. Недостаточная финансовая  устойчивость 

3. Недостаток собственных оборотных средств 

Д) Персонал 

1. Нехватка квалифицированных  инженерно-технических кадров

2. Заработная плата рядовых  работников крайне низка.

3. На производственном  объединении реализуется, так называемая, «реактивная политика набора  кадров» 

Е) Характер взаимодействия с клиентами 

1. Невыгодные для покупателя  условия поставки (FCA)

Информация о работе Маркетинг наукоемкой продукции