Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:50, курсовая работа
Цель: Анализ предоставления образовательных услуг в Московском Авиационном Институте
Задачи:
1.Выяснить специфику маркетинга образовательных услуг
2.Пояснить принципы и методы маркетинга образовательных услуг
3.Проанализировать методы маркетинга на примере МАИ
Введение………………………………………………………………………3
1.Специфика маркетинга образовательных услуг………………………….5
1.1. Субъекты и объекты маркетинга образовательных услуг…………….6
1.2. Принципы и методы маркетинга образовательных услуг…………………………………………..………………………………10
2.Аналитика маркетинга образовательных услуг………………………….14
Заключение…………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………..34
Большое влияние на маркетинг образовательных услуг оказывает государство. Оно осуществляет финансирование, представляет гарантии инвестиционных отношений, налоговые льготы и тому подобное для контроля рынка образовательных услуг с целью обеспечения притока в стране высококвалифицированного персонала и развития системы образования в стране. В нашей стране государство играет роль в стандартизации образования, несмотря на народные различия на территории Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации формирует базовый ассортимент образовательных услуг. Оно осуществляет государственную аккредитацию, аттестацию образовательных учреждений, формирует список специальностей и профессий и отвечает за качество предоставляемых образовательных услуг. Само же качество должно соответствовать установленным государством образовательным стандартам. Также Министерство отвечает за своевременное обеспечение информацией образовательных заведений, подготовку или переподготовку управленческих и преподавательских кадров.
В маркетинге под объектом понимаются услуги и товары, которые предоставляет организация. Что касается объекта маркетинга в сфере образования, то его можно отнести ко всем определениям объекта маркетинга. Так, для ученика средней школы немаловажным фактором при выборе образовательного заведения будет его месторасположение и удаленность от дома (маркетинг территорий). Для будущего студента и его родителей при выборе высшего учебного заведения может сыграть роль рейтинга ВУЗов Российской Федерации (маркетинг учреждений). Стоит отметить, что в маркетинге образовательных услуг большую роль играет маркетинг товаров, носящих инвестиционный характер ( аппаратура, оборудование для проведения занятий и так далее), а также товаров для практической деятельности учебного заведения.
В маркетинге принято выделять особенности образовательных услуг. К таким относят следующие:
1.2. Принципы и методы
маркетинга образовательных
Суть маркетинга как философии сконцентрирована в его принципах. Основополагающий принцип маркетинга ставит в центр внимания не нужды и амбиции производителя товаров и услуг, а запросы и нужды потребителя. Но эта концепция не смогла бы воплотиться в жизнь, если бы на ее выполнение, реализацию не были нацелены остальные принципы маркетинга, определяющие его технологию и управление маркетинговой деятельностью. Выделим наиболее устоявшиеся их них.
Среди вышеперечисленных принципов можно выделить как минимум три взаимопересекающихся множества, группы. В первой группе (NN 1-5) раскрывается философия маркетинга в отношении к потребностям клиентов. Вторая группа (NN 5-9) раскрывает подход к выбору и формированию рыночной, маркетинговой стратегии. В третьей группе (NN 8-11) показано, чем руководствоваться при реализации стратегии, т.е. в тактике действий.
В маркетинге применяются также конкретные методы и группы методов генерирования новых идей (в отношении объектов маркетинга, обновления ассортимента, ценообразования и адаптации цен, содержания и организации коммуникаций, продвижения и продаж товаров и услуг на рынке), экспертного оценивания, контент-анализа (прежде всего средств массовой информации) и др.
Большая часть перечисленных методов - это методы, используемые непосредственно в ходе маркетинговых исследований. Исследования занимают весьма значительную часть (от одной трети до половины) всей маркетинговой деятельности и ее бюджета. Тем важнее правильно спланировать их.
Схема маркетингового исследования включает следующие основные этапы:
Разнообразие перечисленных методов и наук, причастных к маркетингу, способно удручить непрофессионалов; однако для образовательных учреждений высшего и дополнительного образования здесь нет особых проблем: почти все соответствующие учебные дисциплины присутствуют в учебном плане и предполагают кадровое обеспечение.
Основными объектами исследований в маркетинге образовательных услуг выступают:
Маркетинг как философская система взглядов участников рыночных отношений на себя, на партнеров и на сам рынок может показаться весьма общим и абстрактным. Начинающих его изучение гораздо больше привлекают аспекты маркетинга как стратегии и особенно тактики рыночной деятельности, ее "инструментальная составляющая", рецептура действий. Однако любой инструмент и тем более рецепт сможет быть правильно и к месту применен, приведет к рыночному успеху только в том случае, если его применение не случайность и не дань моде, а следствие понимания и принятия для себя, освоения общих принципов, методов, способов бытия и познания в рынке. А это и есть маркетинг как философия.
Маркетинг как философия, включая общую ориентацию участников рыночных отношений, принципы действия и методы исследований, реализуется в его планах, программах и подпрограммах (по отдельным функциям маркетинга), которые в свою очередь бывают долгосрочными (на пять и более лет), средне- и краткосрочными (на год, с разбивкой по кварталам). В среде образовательных учреждений такая работа пока еще не проводится. Поэтому ведущие принципы маркетинга практически не оказывают действия на поведение субъектов рынка ОУ, а их поступки оказываются мало увязанными друг с другом, противоречивыми и в результате - неэффективными.
Где взять специалистов, владеющих разнообразными методами и способных практически реализовать принципы маркетинга? Таких специалистов пока нет. Но маркетинг ОУ в этом отношении выигрывает у любой другой отрасли: в коллективах образовательных учреждений, особенно в вузах, работают высококлассные специалисты самого разного профиля. Объединение их усилий между собой и вместе с обучающимися поможет быстрее дать желаемые результаты. Ведь в учреждении, ведущем серьезную фундаментальную и разнообразную профессиональную подготовку, решение большого количества различных маркетинговых задач не представляет особого труда с точки зрения поиска квалифицированных исполнителей. Да и полигон для отработки гипотез и вариантов решений тоже под рукой,- его предоставит само образовательное учреждение.
Однако реальной практики и психологического настроя на участие в такой работе у наших научно-педагогических кадров, как правило, явно не хватает. Сказывается психологическая усталость, пессимизм интеллектуальных кадров. Тем более необходимо создание в вузах специализированных маркетинговых подразделений. Службы, отделы маркетинга смогли бы выступить ответственными исполнителями, заказчиками и координаторами маркетинговых исследований и разработок, взаимодействуя с соисполнителями как в коллективе вуза (т.е. с факультетами, кафедрами, отдельными научными сотрудниками и педагогами), так и за его пределами.[1]