Маркетинг образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Анализ предоставления образовательных услуг в Московском Авиационном Институте
Задачи:
1.Выяснить специфику маркетинга образовательных услуг
2.Пояснить принципы и методы маркетинга образовательных услуг
3.Проанализировать методы маркетинга на примере МАИ

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Специфика маркетинга образовательных услуг………………………….5
1.1. Субъекты и объекты маркетинга образовательных услуг…………….6
1.2. Принципы и методы маркетинга образовательных услуг…………………………………………..………………………………10
2.Аналитика маркетинга образовательных услуг………………………….14
Заключение…………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 103.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2.Аналика маркетинга  образовательных услуг

Рассмотрим аналитику на примере Московского Авиационного Института.

Московский авиационный институт «МАИ» основан в 1930 году с целью обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для авиационной промышленности страны.

Уникальность МАИ заключается в том, что он исторически создавался с целью подготовки специалистов практически для всех отделов и бригад Опытно-Конструкторского Бюро и заводов авиационной промышленности (начиная от проектирования конструкций крыла, фюзеляжа, шасси, двигательных установок до технологии и экономики производства). По заказам предприятий оборонно-промышленного комплекса в МАИ более 50 лет назад началась и в дальнейшем развивалась подготовка специалистов в области ракетостроения, космонавтики, систем вооружения и высокоточного оружия, программ обеспечения аэрокосмических комплексов.

В 1993 году институту присвоен статус технического университета. В 2009 году МАИ стал одним из 12 вузов страны, победивших в конкурсном отборе программ развития университетов, которым Правительство Российской Федерации присвоило категорию «национальный исследовательский университет» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года № 1613-р), а в 2011 году МАИ переименован в Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет).

Московский авиационный институт представляет собой аналог технопарка, в котором наряду с учебными аудиториями сконцентрированы научно-образовательные центры, ресурсные центры, конструкторские бюро, многочисленные лаборатории, опытно-экспериментальный завод, аэродром и объекты социального комплекса.

Накопленный научно-педагогический, образовательный и научно-методический опыт, наличие уникальной технологической базы, широкие связи с предприятиями аэрокосмической промышленности позволяют МАИ вести обучение специалистов высшей квалификации, уровень подготовки, знания, умения и навыки которых соответствуют современным требованиям отечественного и мирового рынков труда.

Основной миссией МАИ является непрерывная подготовка высококвалифицированных кадров и проведение научных исследований и разработок в целях кадрового и научно-инновационного обеспечения развития авиационной, ракетной и космической отраслей и других высокотехнологичных оборонных секторов экономики Российской Федерации на основе интеграции науки, образования и производства для поддержания паритетности и создания технологического превосходства в данных отраслях на мировом уровне.[4]

2. Оценка рыночного потенциала методом SWOT-анализа, учитывая как внешние силы, влияющие на организацию, так и ее внутренние ресурсы. [3]

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Сильные стороны

Слабые стороны

Статус НИУ

Отсутствие промежуточной аттестации студентов

Соответствие образовательных программ по направлениям и специальностям требованиям ГОСов

Отсутствие внешней независимой экспертизы экзаменационных и тестовых материалов

Разработаны и периодически обновляются рабочие программы

Недостаточная эффективность организации, проведения и контроля всех видов практик студентов

Разработаны авторские спецкурсы по циклам специальных дисциплин

Отсутствие системы независимого текущего контроля качества подготовки выпускника

Высокое методическое обеспечение образовательных программ

Низкий уровень использования дистанционного и открытого образования

Разработаны учебно-методические комплексы по большинству дисциплин

Слабые связи с выпускниками

Изданы учебные пособия с грифом учебно-методические объединения

Недостаточное количество электронных мультимедийных курсов по дисциплинам

Разработан широкий перечень тем квалификационных работ и методическое обеспечение их выполнения

Неэффективная профориентационная работа

Наличие договоров по подготовке специалистов с предприятиями

Недостаточное число опубликованных монографий и обзорных статей

Использование в учебном процессе программных продуктов

Малый процент дипломных работ к практическому внедрению и публикации

Внедрение элементов дистанционного образования

Небольшое число публикаций в центральных и зарубежных журналах

Наличие общедоступных информационных ресурсов в локальной и глобальной сети

Ректорат не достаточно поддерживает повышение квалификации в области качества

Участие большинства преподавателей в научно-исследовательской деятельности

Ректорат не достаточно участвует сам и не поддерживает усилия других в установлении связей, способствующих повышению качества образования

Наличие докторантуры и аспирантуры, как факторов подготовки научных работников высшей квалификации

Не все руководители среднего звена (деканы, заведующие кафедрами) принимают и поддерживают идеи качества

Защита кандидатских и докторских диссертаций в срок

Отсутствует автоматизированная административно-управленческая система

Участие в региональных и международных конференциях

Отсутствие мотивации у некоторой части преподавателей к профессиональному росту

Работа научных конференций

Отсутствие мотивации у сотрудников к улучшению показателей своей работы

Наличие информационной институтской сети

Вертикальные потоки информации часто прерываются, что приводит к отсутствию информации на нижнем уровне

Наличие специальности и кафедры "Управление качеством"

Недостаточная информационная грамотность кадрового состава института

Профессионализм специалистов, проектирующих, развивающих и поддерживающих информационные ресурсы

Недостаточно используются мнения преподавателей и сотрудников в оценке и корректировке процессов

Опыт некоторых кафедр, подразделений института в решении проблем качества

Отсутствуют методики и технологии мониторинга некоторых направлений деятельности


 

 

 

Возможности

Угрозы

Оказать поддержку ректоратом внедрения современных образовательных технологий

Снижение авторитета и престижа работников высшей школы

Использовать межкультурные коммуникации и кооперации Университета с российскими и зарубежными научно-исследовательскими образовательными центрами

Возрастающее конкурентное давление (новые конкуренты, коммерческие ВУЗы, филиалы)

Ускорить Материально-техническое переоснащение кафедр Университета

Снижение потребностей предприятий региона в специалистах профильных для МАИ специальностей

Создать временные творческие коллективы для решения задач в области качества образования.

Неблагоприятные внешние условия (демография, изменение государственных и региональных приоритетов)

Внедрить системы морального, экономического, организационного стимулирования преподавателей к высокому качеству учебного процесса, организуемого ими, творческому и профессиональному росту

Возрастающая зависимость жизнедеятельности МАИ от информационно-коммуникационного комплекса и от функционирования обеспечивающих его программно-технических средств и обслуживающего их персонала

Разработать автоматизированную административно-управленческую систему

Снижение качества среднего общего (полного) образования

Создать систему повышения квалификации в области качества образования, информационных технологий.

Изменение потребности и приоритетов обучающихся

Разработать систему поддержки воспроизводства собственного потенциала и условий своего в будущем

Снижение объема госзаказов (заданий), сокращение государственного финансирования

Создать систему привлечения молодых преподавателей

Психологические трудности, связанные с изменением ценностных ориентаций преподавателей, сотрудников и студентов

Разработать систему мер по привлечению большего числа абитуриентов

Старение контингента преподавателей и

сотрудников


 

3. Проведение сегментирования рынка.

Московский Авиационный Институт проводит набор абитуриентов в возрасте от 18 лет со средним образованием из любой точки проживания в России и дальнего зарубежья.

 В настоящее время МАИ готовит проектировщиков и конструкторов широкого профиля для предприятий авиационной, ракетно-космической и  оборонной промышленности. Такие  специалисты сегодня крайне востребованы предприятиями  аэрокосмической и  оборонной отраслей, испытывающими  острую нехватку высококвалифицированных кадров.

В 2010 году университетом был получен сертификат соответствия системы менеджмента качества применительно к  образовательному процессу (предоставлению образовательных услуг). В 2011 году успешно пройден плановый инспекционный контроль СМК.  В МАИ проходит сквозная подготовка cпециалистов поуровневому образованию: «начальное — общее — среднее профессиональное — подготовительные курсы — высшее — второе  высшее — послевузовское (аспирантура, докторантура) — профессиональная переподготовка и повышение квалификации». Университетом ведётся активная профориентационная  работа, которой охвачено более 30 базовых школ и профильных техникумов. В 2011 году к МАИ в качестве структурного подразделения был присоединен Химкинский техникум космического энергомашиностроения.

Подготовка специалистов осуществляется также в  филиалах университета, действующих в  важных центрах авиационной и ракетно-космической промышленности:

• в городе Жуковском — с целью обеспечения кадрами пред-

приятий Объединённой авиастроительной корпорации;

• в городе Химки — в интересах обеспечения кадрами предприятий Роскосмоса;

• в городе Ахтубинске — с целью подготовки специалистов для Государственного лётно-испытательного центра ВВС РФ;

•в городе Байконуре (космодром «Байконур») — с целью подготовки кадров для эксплуатации ракетных стартовых комплексов на космодроме.

В МАИ с 1933 года ведётся подготовка специалистов в области экономики и управления производством для высокотехнологичных предприятий, в  первую очередь авиационной, ракетно-космической и оборонной отраслей промышленности.

На основании предложений ряда предприятий аэрокосмической отрасли (ОАО «ОКБ Сухого», ОАО «РСК «МиГ»,  ОАО  «Камов» и  других) в  МАИ открыты 2 специальности, связанные с  углублённым изучением иностранных языков для предприятий аэрокосмической отрасли, — «Перевод и  переводоведение в  авиационной отрасли» и  «Связи с  общественностью в  авиационной сфере

4. Проведение 4Р и 4С анализ для одного из продуктов, выбраного в качестве базы исследования предприятия.

Выражение маркетинг 4 пи и комплекс маркетинга 4p. Это широко распространенная концепция маркетинга, которая рассматривает совокупность четырех факторов успеха компании: продукта, его цены, распространения и продвижения.

Все четыре слова – продукт, цена, распространение и продвижение – в оригинале начинаются на английскую букву p (читается как «пи») – product, price, place, promotion. Отсюда и произошло название –маркетинг-микс 4p или просто 4 пи маркетинга.

Говоря о первом (и, возможно, самом главном) «пи» – о продукте, вопрос звучит так: действительно ли продукт, который компания выпускает – это то, что хочет покупатель? На самом ли деле это то, что нужно клиенту? Ответить на этот вопрос и призвано первое p маркетинга – продукт.

Продукт – это то, что предлагается покупателю (в противном случае, это корректно называть заготовкой или изделием). Говоря об этом «пи», стоит рассматривать такие атрибуты продукта как: функциональность, качество, внешний вид, упаковка, торговая марка, сопровождающие услуги, поддержка (гарантийная и послепродажная – даже когда гарантия истекает) и гарантия.

Сегодня в МАИ работают более 2300 преподавателей, в том числе 16 действительных членов и  членов-корреспондентов РАН, свыше 450 докторов наук, профессоров и  свыше 1100 кандидатов наук, доцентов. Из общего числа профессорско-преподавательского состава университета около 70% имеют ученую степень или звание.

В настоящее время в  университете на 9 факультетах, в 4 институтах и 4 филиалах обучается около 20 000 студентов различных форм обучения. Более 90% обучающихся учатся по приоритетным направлениям развития МАИ как национального исследовательского университета. На момент приёма студентов в 2011 году в МАИ были разработаны 210 образовательных программ по 33 направлениям подготовки бакалавров, 13 направлениям подготовки магистров и 9 специальностям. Набор осуществлялся по 141 образовательной программе по 30 направлениям подготовки бакалавров, 7 направлениям подготовки магистров, 9 специальностям.

Общий план приёма студентов, обучающихся на бюджетной основе, в  2011 году составил 2547 человек, из них 2327 — по очной форме обучения, 220 — по очно-заочной. По целевому приёму, в  том числе в  соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О государственном плане подготовки научных работников и  специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса на  2011—2015 годы», в  интересах предприятий оборонно-промышленного комплекса, входящих в  Минпромторг России, Роскосмос, Росатом и  другие ведомства, в 2011 году в  МАИ были направлены и поступили 433 абитуриента, что составило более 18% от общего плана приёма.

Информация о работе Маркетинг образовательных услуг