Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:45, реферат
Актуальность данной темы заключается в том, что в наши дни маркетинг затрагивает интересы каждого индивидуума. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни.
Сначала мы рассмотрим основные позиции теоретиков экономики и маркетинга. Затем мы обратимся к психологии и, в особенности к достижениям экспериментальной психологии при исследовании человеческой мотивации, и наконец, мы подвергнем анализу туристический бизнес.
Введение
1.1 Понятие и типология потребностей
1.2 Типы потребителей
1.3 Мотивы поведения потребителей
1.4 Понятие вида и спроса
1.5 Моделирование потребительского/покупательского поведения
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1.1 Понятие и типология потребностей
1.2 Типы потребителей
1.3 Мотивы поведения потребителей
1.4 Понятие вида и спроса
1.5 Моделирование
Заключение
Список литературы
маркетинг удовлетворение потребитель туристский услуга
Введение
Основа маркетинга-
Актуальность данной темы заключается в том, что в наши дни маркетинг затрагивает интересы каждого индивидуума. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни.
Сначала мы рассмотрим
основные позиции теоретиков экономики
и маркетинга. Затем мы обратимся
к психологии и, в особенности
к достижениям
Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные секторы экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. Для успешного ведения дел необходимо не только уметь предоставлять качественные услуги, но и знать, кому они необходимы, почему, для каких целей.
Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Маркетинг включает в себя множество самых разнообразных видов деятельности, в том числе маркетинговые исследования, разработку товара, организацию его распространения, установление цен, рекламу.
Маркетинг ориентирован на тесную работу с потребителем. От качества этой работы зависит то, насколько успешным будет тот или иной туристский бизнес. Изучив маркетинговые методы работы с потребителем, можно добиться небывалого успеха в туристском бизнесе. Именно клиент определяет, насколько успешна (а значит и окупаема) та или иная туристская фирма: туристское предприятие, предлагающее именно те туристские продукты, которые пользуются спросом у потребителя, будет иметь доход, а значит и развиваться.
1.1 Понятие и типология потребностей
Потребность является объектом изучения и формирования для маркетинга. Рассмотрим основные понятия, используемые маркетингом и связанные с потребностью (табл.1).
Таблица 1
Понятие |
Определение |
Нужда |
Чувство, что недостаток чего-либо наносит ущерб хозяйству или образу жизни потребителя. |
Потребность |
Осознанное (принявшее специфическую форму в соответствии с личностью) чувство нужды, необходимости или желание |
Потребитель |
Субъект рынка использующие
материальные или духовные блага
для собственных целей, но не для
перепродажи. Это понятие не идентично
понятию «покупатель»: процесс покупки
и потребления может |
Потребление |
Процесс использования материальных или духовных благ, услуг для удовлетворения потребностей |
Спрос |
Потребность, предъявляемая на рынок и подкрепленная деньгами |
Таблица 1 показывает взаимосвязь основных элементов формирования и реализации спроса.
Различие между нуждой и потребностью довольно условно. Зачастую в маркетинге эти понятия даже подменяются друг другом. Так, нередко говорится о потребности в общении, потребности в перемещении из одного пункта в другой, потребности в пище. Однако, если исходить из данных определений, то все перечисленное – это различные нужды человека, в то время как потребности (т.е. нужда, принявшая специфическую форму) – это, например, посещение ночного клуба с друзьями, поездка на общественном транспорте и желание съесть жаркое.
Исследование потребностей в маркетинге необходимо, чтобы:
- понять причины возникновения и изменения потребностей;
- выявить структуру
определить перспективы и коммерческие возможности удовлетворения потребностей.
Для того чтобы четко ориентироваться в структуре потребностей, необходимо в первую очередь, выявить факторы, влияющие на их формирование и развитие. Среди наиболее действенных факторов выделяют:
- исторические;
- национальные;
- географические;
- возрастные;
- социально-групповые.
Воздействие различных
факторов приводит к существованию
целого спектра разнообразных
Классификация потребностей приведена в таблице 2.
Таблица 2
Признак классификации |
Вид потребности |
По историческому месту потребления |
ü Прошлые ü Настоящие ü Будущие |
По степени настоятельности |
ü Насущные ü Ненасущные |
По степени сопряженности |
ü Слабо сопряженные ü Сопряженные ü Сильно сопряженные |
По степени удовлетворения |
ü Удовлетворенные ü Частично удовлетворенные ü Неудовлетворенные |
По уровню взаимосвязи товаров в процессе удовлетворения потребности |
ü Простые ü Сложные |
По степени выраженности |
ü Явные ü Скрытые |
По степени активности действий, необходимых для удовлетворения потребностей |
ü Активные ü Пассивные |
Потребность как объективное явление характеризуется рядом закономерностей.
Дифференциация потребностей проявляется, например, в их возрастных различиях. По этому признаку различаются как абсолютный уровень, так и структура потребности. Для оценки возрастных различий потребности используется шкала потребностей, которая не абсолютна и пересматривается в зависимости от места, времени и конкретных условий. В целом, жизненный цикл потребностей напоминает асимметричную параболическую кривую: потребности возникают с момента появления человека на свет (а фактически – еще до этого момента), растут по восходящей линии до какого-то момента (пика потребностей, приходящегося на период расцвета физических, духовных и профессиональных качеств человека), затем начинают постепенно сокращаться (вплоть до момента ухода из жизни). Каждому этапу жизненного цикла потребностей должна соответствовать определенная маркетинговая политика, направленная на максимальное удовлетворение этих потребностей с учетом их масштабов и структурной специфики.
Этапы жизненного цикла потребностей: 1-младенчество; 2-детство и отрочество; 3-юность; 4-зрелость; 5-старость;
Установлена и зависимость потребности от уровня доходов. В маркетинге данная закономерность, в частности, проявляется в форме затухающей кривой роста потребления по мере увеличения дохода, а следовательно, и уровня удовлетворения первичных потребностей.
Потребность в товаре зависит также и от получаемой полезности. Одним из постулатов теории предельной полезности является утверждение, что мотивом формирования потребности служит стремление получить удовлетворение (релаксацию). Под собственно предельной полезностью понимают величину добавочной полезности, полученную от единичного прироста величины потребления некоторого блага при прочих равных условиях. Принцип убывания предельной полезности гласит: чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение его полезности для потребителя, получаемой от единичного приращения его потребления.
Среди закономерностей потребности следует отметить также закон возвышения потребностей : каждая следующая потребность удовлетворяется на более высоком уровне (исключение составляют потребители-консерваторы, но их на целевом рынке, как правило, не более 5%).
Важно знать, что в процессе удовлетворения потребностей действует закон взаимного страхования поколений: каждое поколение первоначально удовлетворяет свои потребности за счет старшего (родительского) поколения; это происходит до определенного момента, когда новое поколение само начинает отдавать долги старшему и берет на обеспечение следующее новое поколение. Этот процесс непрерывен. В его осуществление вмешивается государство (пенсионное обеспечение, помощь детям и т.п.), он является основой воспроизводства жизни и самих потребностей.
Разнообразие потребностей и их факторов формирует различные типы потребителей и модели потребительского поведения.
Потребители неоднородны по своим характеристикам. Потребителя можно классифицировать, выделяя различные признаки, например, по направлениям использования товара, психологическим характеристикам, отношению к цене и т. д.
Типы потребителей по направлению использования товара
Тип |
Характеристика |
Индивидуальный покупатель |
Люди, использующие материальные блага и услуги для воспроизводства жизни, для трудовой или общественной деятельности, для определенного стиля и образа жизни духовной культуры |
Массовый покупатель (юридические лица) |
Организации, учреждения, компании, ассоциации и т.п., использующие материальные блага и услуги для своей профессиональной деятельности.(но не для производственной или торговой) |
Производственный потребитель |
Производственные предприятия, фирмы, кооперативы, торговые предприятия и предприятия сферы услуг, использующие материальные блага и производственные услуги для производственных (в том числе торговых) целей |
Типы потребителей по психологическим характеристикам
Тип |
Характеристика |
Движимые потребностью |
Люди бедные; основная потребность хоть как-то обеспечить свое каждодневное существование |
Интегрированные личности |
Психологически стабильные, самоутвердившиеся люди среднего возраста, хорошо образованные, финансово обеспеченные, имеющие чувство меры, активные в благотворительности |
Экстраверты |
ü Устойчивые, консервативные (рабочие и пенсионеры) ü Подражатели (средняя образованность и неплохой доход) ü Достигшие высокого положения в обществе (лидеры в бизнесе, в правительстве) |
Интроверты |
ü Эгоцентристы (молодые, импульсивные, часто переменчивые) ü Жизнелюбы (имеющие хороший доход и образование) ü Осознающие себя членами общества (интересуются окружающим, будущим, личным ростом, имеют приличный доход) |
Типы потребителей по отношению к цене
Тип |
Характеристика |
Экономный |
Ориентирован, в первую очередь, на уровень цены |
Апатичный |
Цена не важна, главное – удобство, престижность и качество |
Рациональный |
Оценивает покупку с точки зрения соотношения цены и качества продукта |
Персонифицированный |
Образ продукта более важен, чем цена, но все же и она оказывает влияние на покупку |
Тип потребителей по признаку коммуникабельности
Тип |
Характеристика |
Зажатые |
Закомплексованные, с трудом вступающие в контакт, тяготеющие к повышенному вниманию |
Равнодушные |
Не проявляющие интереса к контакту |
Раскованные |
Легко вступают в диалог |
Выявленный тип потребителя на целевом рынке компании, позволяет ее маркетинговой службе разрабатывать адекватные инструменты воздействия на покупателя, адаптированные к его характерным чертам и манере поведения, что работает в целом на увеличение уровня сбыта.
Информация о работе Маркетинг удовлетворение потребитель туристский услуга