Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 18:34, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что каждый индивид, являющийся потенциальным потребителем, имеет свои психологические особенности, тип характера и темперамента. При анализе этих особенностей можно выявить некие модели, характерные для поведения потребителей. Типы потребительского поведения тесно связаны с мотивациями. Приобретение того или иного товара или использования услуги является действием, в основе которого лежат различные побудительные мотивы. Эти мотивы могут, как опираться на здравый смысл, так и формироваться под воздействием случайных импульсов.
Раздел 1 «Моделирование поведения потребителей:исследований предпочтений и выявления мнения потребителей» 5
1. Покупательское поведение 7
1.1 Теория А. Маслоу 10
2. Сущность и значение моделирования покупательского поведения. 13
2.1 Модель покупательского поведения. 16
2.2 Процесс принятия решения о покупке 21
2.3. Типы поведения покупателей в процессе принятия решения о покупке 26
Раздел 2 Анализ маркетинговой деятельности ООО «Nescafe» 31
1. История возникновения кофе Nescafé 31
2. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА 39
Моделирование поведения потребителей 39
2.1. Анализ потребностей рынка 50
2.2 Анализ товара по многоуровневой модели Ф. Котлер. 53
2.3 Матрица БКГ (Бостон Консалтинг Групп) 56
3. Анализ внешних сил маркетинга 59
4. Проведение маркетинговых исследований 61
4.1 Разработка вопросов 62
4.2 Анализ-подсчет обобщения полученных данных 66
5. Разработка маркетинговых мероприятий. 71
Заключение. 73
Список использованной литературы 75
3) Внешний вид:
4) Упаковка:
5)Товарная марка:
Инструкция: залейте чайный пакетик кипятком и оставьте настояться на 2-3 минуты.
Матрица БKГ (англ. BCG matrix) — инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге. Создана основателем Бостонской консалтинговой группы Брюсом Д. Хендерсеном[1] для анализа актуальности продуктов компании, исходя из их положения на рынке относительно роста рынка данной продукции и занимаемой выбранной для анализа компанией доли на рынке. Данный инструмент теоретически обоснован. В его основу заложены две концепции: жизненного цикла товара (вертикальная ось) и эффекта масштаба производства или кривой обучения (горизонтальная ось).
Классификации типов стратегических хозяйственных подразделений
«Звезды»
Высокий рост объёма продаж и высокая доля рынка. Долю рынка необходимо сохранять и увеличивать. «Звезды» приносят очень большой доход. Но, несмотря на привлекательность данного товара, его чистый денежный поток достаточно низок, так как требует существенных инвестиций для обеспечения высокого темпа роста.
«Дойные коровы» («Денежные мешки»)
Высокая доля на рынке, но низкий темп роста объёма продаж. «Дойных коров» необходимо беречь и максимально контролировать. Их привлекательность объясняется тем, что они не требуют дополнительных инвестиций и сами при этом обеспечивают хороший денежный доход. Средства от продаж можно направлять на развитие «Трудных детей» и на поддержку «Звезд».
«Собаки» («Хромые утки», «Мертвый груз»)
Темп роста низкий, часть рынка низкая, продукт как правило низкого уровня рентабельности и требует большого внимания со стороны управляющего. От «Собак» нужно избавляться.
«Трудные дети» («Дикие кошки», «Темные лошадки», «Знаки вопроса»)
Низкая доля рынка, но высокие темпы роста. «Трудных детей» необходимо изучать. В перспективе они могут стать как звездами, так и собаками. Если существует возможность перевода в звезды, то нужно инвестировать, иначе - избавляться.
Вид продукции |
Объем реализации по годам, млн$ |
Доля рынка 2011 г, % | |||
2010 |
2011 |
«Nescafe» |
Конкурент | ||
NescafeClassic |
318,4 |
339,6 |
42 |
48 | |
NescafeGold |
303,1 |
298,3 |
36 |
41 | |
NescafeEspiro |
114,9 |
102,8 |
15 |
18 | |
NescafeEspresso |
230,4 |
215,6 |
23 |
25 | |
NescafeMontego |
50 |
57,4 |
15 |
17 | |
Nescafe EXELLA |
63,7 |
61,1 |
17 |
21 | |
NescafePresident |
70,2 |
83,2 |
18 |
23 | |
Итого |
1150,7 |
1158 |
Таблица 2
Исходные данные матрицы БКГ:
Показатель |
№ продукта | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
Темпы роста рынка |
1,06 |
1,15 |
0,33 |
0,93 |
0,98 |
0,96 |
1,18 |
Относительная доля рынка |
0,8 |
0,8 |
0,83 |
0,92 |
0,88 |
0,80 |
0,78 |
Доля продукции в общем объеме реализации предприятия, % |
26,2 |
18,8 |
11,7 |
12,8 |
17,3 |
6,5 |
6,7 |
Таблица 3
2,04
1,02
К «Звездам» относится кофе NescafeClassic и NescafeGold. Именно соответствует высокая доля рынка и высокие объемы продаж. Эти товары приносят стабильный доход компании. Но необходимо постоянно развивать данные товары, чтобы поддержать высокие продажи.
К «Дойным коровам» относятся кофе NescafeMontego - им характерны высокая доля рынка, но низкие объёмы продаж, однако же они приносят стабильный доход, часть средств из которого можно отправить на развитие отстающих.
К «Собакам» относятся кофе NescafeEspiro, NescafeEspress, Nescafe EXELLA. Это наименее покупаемые товары. Им соответствует и низкая доля рынка и низкие продажи. Рекомендуется сократить производство невостребованных товаров.
К знакам вопроса (Трудным детям) относится NescafePresident. Для реализации данного вида кофе предполагаютя затраты.
Анализ 5 сил конкуренции по Портеру
Оценка конкурентоспособности сортов кофе разных производителей.
Характеристика производителей кофе
Наименование показателей |
Перечень конкурирующих фирм | |||
Nestle |
Tchibo |
KraftFoods | ||
1. Параметры, характеризующие потребительные свойства товара | ||||
1.1. Вкусовые качества, баллы (1-10) |
6 |
7 |
8 | |
1.2. Содержание кофеина, % |
90,0 |
89,3 |
94, 6 | |
1.3. Калорийность, кКал |
128 |
270 |
100 | |
1.4. Привлекатель-ность упаковки, баллы (1-5) |
5 |
5 |
4 | |
1.5. Срок годности продукта, лет |
2 |
2 |
2 | |
2. Параметры, характеризующие экономические свойства товара | ||||
2.1. Цена |
360 |
350 |
280 | |
2.2. Скидки, % от цены |
5 |
3 |
- |
Таблица 4
Подводя итог оценки конкурентного статуса и доли фирмы на рынке, можно сделать вывод, что покупатели кофе Nescafe не имеют ярко выраженных предпочтений (приверженность снижается), за счет этого происходит снижение доли рынка (на 3,44%) наряду с ростом доли рынка фирмы-конкурента KraftFoods. Поэтому необходима активная маркетинговая стратегия, которая позволит выявить у покупателей устойчивые предпочтения и будет способствовать росту доли рынка кофе Nescafe. Следует поддерживать конкурентоспособность товара.
На что же следует обратить внимание другим производителям кофе, чтобы повысит свою конкурентоспособность?
Теоретически говоря, завоевать потребителя можно либо более высоким качеством, либо более низкой ценой, чем у конкурентов. Вытеснение конкурентов административными или криминальными методами рассматривать не буду, как противоречащие честному состязанию (конкуренции).
1.Внушить потребителю
представление о более высоком
качестве продукции должна
Нужно построить за брэндом легенду - или кофе “возбуждает желание”, или это “для активных людей”, или “для тех, кто ценит мягкий вкус”. Так что основные способы продвижения - это прямая реклама, лучше телевизионная, и рекламные акции: “купи один, получи второй бесплатно”, “собери пять этикеток - получи приз”. Еще один эффективный способ продвижения кофе - дать человеку попробовать напиток, то есть промо-акции.
2.Не стоит забывать о большом значении красочной, хорошо запоминающейся, удобной и качественной упаковки.
3.Для получения большей
доли рынка целесообразно
Маркетинговое исследование осуществлялось по ниже приведенной анкете. Помимо вопросов в ней указана речь и действия интервьюеров до и после опроса:
«Здравствуйте, предлагаем
вам принять участие в
Анкета
1) Скажите, как вы относитесь к кофе?
2) Какой вид кофе вы предпочитаете?
3) Какой сорт кофе вы предпочитаете:
4) Какую марку кофе вы покупаете наиболее часто?
______________________________
5) Перечислите, пожалуйста, несколько марок кофе (но не менее 2х), которые первыми приходят вам на ум.
______________________________
6) Как часто вы покупаете кофе?
7) Где, как правило, вы покупаете кофе?
8) Откуда вы узнаете о кофейных новинках?
9) Что для Вас является главным качеством кофе: