Моделирование поведения потребителей: исследований, предпочтений и выявление мнения потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что каждый индивид, являющийся потенциальным потребителем, имеет свои психологические особенности, тип характера и темперамента. При анализе этих особенностей можно выявить некие модели, характерные для поведения потребителей. Типы потребительского поведения тесно связаны с мотивациями. Приобретение того или иного товара или использования услуги является действием, в основе которого лежат различные побудительные мотивы. Эти мотивы могут, как опираться на здравый смысл, так и формироваться под воздействием случайных импульсов.

Содержание

Раздел 1 «Моделирование поведения потребителей:исследований предпочтений и выявления мнения потребителей» 5
1. Покупательское поведение 7
1.1 Теория А. Маслоу 10
2. Сущность и значение моделирования покупательского поведения. 13
2.1 Модель покупательского поведения. 16
2.2 Процесс принятия решения о покупке 21
2.3. Типы поведения покупателей в процессе принятия решения о покупке 26
Раздел 2 Анализ маркетинговой деятельности ООО «Nescafe» 31
1. История возникновения кофе Nescafé 31
2. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА 39
Моделирование поведения потребителей 39
2.1. Анализ потребностей рынка 50
2.2 Анализ товара по многоуровневой модели Ф. Котлер. 53
2.3 Матрица БКГ (Бостон Консалтинг Групп) 56
3. Анализ внешних сил маркетинга 59
4. Проведение маркетинговых исследований 61
4.1 Разработка вопросов 62
4.2 Анализ-подсчет обобщения полученных данных 66
5. Разработка маркетинговых мероприятий. 71
Заключение. 73
Список использованной литературы 75

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по маркетингу.docx

— 351.69 Кб (Скачать файл)

 

10) Пьете ли вы кофе  в летний период:

  • да, регулярно;
  • крайне редко;
  • нет, предпочитаю прохладительные напитки.

11) Вы предпочитаете кофе, который:

  • готовите сами;
  • продается в автоматах;
  • подают в кофейнях;
  • не имеет значения.

12) Как Вы оцениваете  ассортимент кофе Nescafe:

  • достаточно широкий;
  • мало новинок;
  • недостаточный ассортимент.

13) Каким видам кофе  Nescafe Вы отдаете предпочтение:

  • Классик;
  • Голд;
  • Альта-Рика;
  • Эспрессо.

14) Пробовали ли Вы кофе  NescafeClassic:

  • да, но предпочитаю другую марку;
  • да, много раз;
  • да, предпочитаю эту марку;
  • нет.

 

 

15) Как Вы относитесь  к кофейным автоматам:

  • положительно, поскольку это очень удобно;
  • нейтрально;
  • негативно.

16) Участвовали ли Вы  в акциях, кот.проводит компания Nescafe:

  • да, однократно;
  • участвую всегда;
  • нет, это не для меня.

 

«Большое спасибо за участие  в опросе. Результаты исследования распределились следующим образом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ-подсчет  обобщения полученных данных

 

 

В опросе участвовало 80 человек

1)  Скажите,  как вы относитесь к кофе?

  • люблю и часто употребляю-20%
  • иногда употребляю для удовольствия-60%
  • считаю, его вредным и редко употребляю-20%

Наибольшее количество опрашиваемых нейтрально относятся к употреблению кофе и иногда пьют его для удовольствия. Такое процентное распределение  ответов наиболее логично и предсказуемо, поскольку кофе является крепким  и воздействующим на организм напитком.

2)  Какой вид  кофе вы предпочитаете?

  • Американо-43%
  • Экспрессо-29%
  • Каппучино-14%
  • Предпочитаю другие виды кофе-14%

Относительно же вида 50% все-таки отдают предпочтение гранулированному кофе.

3)  Какой сорт  кофе вы предпочитаете:

  • молотый-25%
  • зерновой-25%
  • гранулированный-50%

Скорее всего, большинством предпочитается именно гранулированный, так как его наиболее просто готовить и получается более насыщенный вкус, нежели от порошкового. Зерновой же наиболее дорогой и сложный в приготовлении кофе. Для того чтобы сварить зерновой кофе необходимо большое количество времени, а в современных условиях многие пьют кофе по утрам и на работе. Именно поэтому предпочтение отдается гранулированный кофе, как наиболее быстрый в приготовление и не уступающим вкусовыми качествами зерновому.

4) Какую марку  кофе вы покупаете наиболее  часто?

  • Tchibo-14%
  • Jacobs Monarh-29%
  • Nescafe-57%

Говоря о выявлении  лидеров рынка, то ответы на открытый вопрос: «Какую марку кофе вы покупаете  наиболее часто?», распределились следующим  образом: наименьший процент у Tchibo, второе место занял JacobsMonarh, но самую большую долю занял Nescafe – 57% опрошенных предпочитают именно эту марку.Соответственно можно предположить, что лидерами рынка кофе на данный момент являются зарубежные производители. Но набольшую долю рынка занимает именно Nescafe.

5) Перечислите,  пожалуйста, несколько марок кофе (но не менее 2х), которые первыми  приходят вам на ум.

  • Черная карта-20%
  • Жокей-16%
  • Jacobsmonarh-25%
  • Nescafe-36%
  • Tchibo-13%

Вопрос о перечислении марок кофе был рассчитан на то, что респондент перечислит те названия, которые уже укрепились в его  сознание, к которым он лоялен. Возможно, при отсутствии любимой и предпочтительной марки, респондент выберет одну из перечисленных. Кроме того, это говорит о длительных рекламных компаниях марок. Но, тем  не менее, лидерами из перечисленных  опять остаются Nescafe, Tchibo и JacobsMonarh, далее идет (в порядке убывания),Черная карта, Жокей.

6) Как часто  вы покупаете кофе?

  • каждую неделю-27%
  • несколько раз в месяц-36%
  • раз в месяц-21%
  • несколько раз в год-22%

Наибольшее количество респондентов покупают кофе несколько раз в  месяц. Это обуславливается размером емкости банок и упаковок для  кофе. Самая большая емкость (из наиболее часто приобретаемых) – 200 грамм, в  основном покупают емкость 100-150 грамм.

7) Где, как правило,  вы покупаете кофе?

  • в крупных супермаркетах-60%
  • в маленьких продовольственных магазинах или киосках-20%
  • в специализированных кофейных магазинах-15%
  • дьюти-фри-5%

Для изучения распространения  кофейной продукции конкурентами, респондентам задавался вопрос относительно мест покупки ими кофе. Наибольшее же количество, 60% опрошенных, покупают в крупных магазинах города. Это наиболее логично для современной российской действительности, а так же процессов глобализации. Крупные гипермаркеты включают в себя практически все виды товаров повседневного потребления. Именно поэтому потребителю со средним и выше среднего достатком удобно в выходные закупаться всеми необходимыми видами товара – от хозяйственных до продовольственных.

8) Откуда вы  узнаете о кофейных новинках?

  • из рекламы по ТВ-43%
  • из рекламы в печатных изданиях-14%
  • непосредственно магазине-14%
  • от родственников/знакомых-29%

Как показывает опрос, о кофейных новинках респонденты узнают из рекламы  по телевидению, а так же от родственников  и знакомых. То есть наиболее распространенные каналы получения информации о новинках кофе и товарах - это телевидение, как самое популярное медиа и  референтные группы.

9)  Скажите,  пожалуйста, ваш возраст

  • 20-25-20%
  • 25-30-10%
  • 30-40-30%
  • 40-55-40%

Наибольшее число опрошенных оказались в возрасте от 40 до 55. Следовательно, можно предположить, что наибольший процент употребляющих кофе приходиться именно на эту возрастную категорию. Следующими частыми потребителями кофе идут люди от 30-40, а затем 20-25. Возможно, такая тенденция объясняется темпом жизни в разном возрасте а так же употребления кофе ради удовольствия, а не в качестве бодрящего напитка, как например в 20-25.

10)  Скажите,  пожалуйста, вы:

  • Учитесь-22%
  • Работаете-45%
  • учитесь и работаете-33%

 Как показал опрос,  то предельное число опрошенных все-таки работает. И возможно график работы или сам род деятельности определяют употребление или неупотребление кофе.

11)  Пол (указывается  интервьюером)

  • Мужчина-31%
  • Женщина-69%

Говоря о полах респондентов, то 69% опрошенных оказались женщины. Здесь можно отметить, что женщины  более часто и с большим  удовольствием занимаются покупками  для дома. А так как опрос  проводился на местах продаж, то такое  распределение логично и закономерно.

Заключение

Как показал опрос главные  игроки на российском рынке кофе на сегодняшний момент - международные  компании. В частности Nestle, производитель Nescafe и KraftFoods, производитель Jacobs. Хотя марочными лидерами являются уже вышеуказанныеNescafe, Jacobs, а так же Tchibo (производитель Tchibo GMB).

Говоря о сегменте, кофе, то респонденты в большинстве  своем выбирали растворимый, в частности  гранулированный кофе. Этот продукт  пользуется особой популярностью благодаря  быстроте приготовления, удобству упаковки и широкому распространению в  рознице.

 

 

 

 

 

 

  1. Разработка маркетинговых мероприятий.

 

 

Как показал опрос главные  игроки на российском рынке кофе на сегодняшний момент - международные  компании. В частности Nestle, производитель Nescafe и KraftFoods, производитель Jacobs. Хотя марочными лидерами являются уже вышеуказанныеNescafe, Jacobs, а так же Tchibo (производитель Tchibo GMB).

Говоря о сегменте, кофе, то респонденты в большинстве  своем выбирали растворимый, в частности  гранулированный кофе. Этот продукт  пользуется особой популярностью благодаря  быстроте приготовления, удобству упаковки и широкому распространению в  рознице.

Что касается каналов сбыта, то лидеры рынка практически весь свой ассортимент реализуют именно в сетевых гипермаркетах и  супермаркетах. Это наиболее логично  для современной российской действительности, а так же процессов глобализации. Крупные гипермаркеты включают в  себя практически все виды товаров  повседневного потребления. Именно поэтому потребителю со средним  и выше среднего достатком удобно в выходные покупать все необходимые  товары– от хозяйственных до продовольственных.

Что касается цен, то на их формирование влияет, главным образом, очень жесткая  конкурентная борьба среди производителей. Успехом на нашем рынке пользуется тот продукт, который дешевле  и доступнее. И снижение цен на кофе в достаточно большой степени  обусловлено именно этим, а не конъюнктурой на мировых рынках.

Наиболее распространенный канал сообщения о новшествах, новинках, новых свойствах товара – это реклама по телевидению, по скольку она является самой массовой и охватывает наибольшее количество целевых аудиторий.

В ходе исследования гипотеза была подтверждена, поскольку использованные конкурентами методы и способы конкурентной борьбы увеличили продажи, количество потребителей, а соответственно и долю рынка.

Если применять полученные в результате исследования данные, то для кофе «Nescafe» еще нужно очень серьезно работать над своей маркетинговой политикой.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Кофе - наиболее популярный и любимый населением разных стран  тонизирующий напиток. Кофе - очень  распространенный напиток, нет такой  страны, где бы ни употреблялся кофе. Даже на родине чая в Китае кофе пользуется большим успехом у  населения. Широкое распространение  кофе объясняется тем, что он обладает высокими вкусовыми качествами и благотворно влияет на организм человека.

В последнее время в  продаже стало появляться много  новых, сортов кофе, как отечественных, так и зарубежных производителей, стали более полно удовлетворяться  возросшие вкусовые требования и  предпочтения населения. Проблема заключается  лишь в том, чтобы обеспечить, более  качественным и натуральным кофе.

В связи с этим, в условиях жёсткой конкуренции, для торгового  предприятия важно правильно  выбрать ассортиментную политику, а  также более полно удовлетворить  возросшие требования населения. Рынок  кофе в России вступил в полосу стремительного роста. Относительно стабильное экономическое положение последних  месяцев позволило потребителям наконец забыть о кризисе, так что поставщики и производители действуют в режиме наибольшего благоприятствования. Похоже, что на рынке пока достаточно места для удовлетворения самых разных амбиций. Борьба за объем и стремление к более высокому уровню качества равно характеризуют лидеров российского кофейного рынка. На его положительные тенденции не смогло повлиять даже мировое падение цен на кофе.

Динамика отечественного кофейного рынка в последние  годы вывела его в число безусловных  лидеров пищевой промышленности РФ. Рынок развивается по всем продуктовым  направлениям (зерно, молотый, растворимый, кофейные смеси, кофейные напитки), равномерно охватывая все ценовые сегменты. У российского кофейного рынка  большой потенциал. Темпы роста  рынка зависят от множества факторов, наиболее значимый из которых - уровень  жизни в стране (кофе не является продуктом первой необходимости  и в периоды кризиса легко  замещается более дешевыми заменителями). Если в России не произойдет серьезных  экономических катаклизмов, можно  ожидать роста продуктового рынка  и, следовательно, развития рынка кофе. Развитию кофейного рынка способствует и появление более эффективных  технологий розницы.

Информация о работе Моделирование поведения потребителей: исследований, предпочтений и выявление мнения потребителей