Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:08, реферат
Цель: изучить мотивацию поведения потребителей.
Задачи:
- систематизация, закрепление, расширение полученных теоретических знаний;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- определение степени подготовленности по данной теме.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы мотивационного анализа поведения покупателей………………………………………………………………………..4
1.1 Маркетинг, как неотъемлемая категория рынка ……….…….………….....4
1.2 Общая характеристика мотивации в поведении покупателей……………..6
1.3 Факторы, влияющие на поведение покупателей…………………………..12
Глава 2. Мотивационный анализ поведения покупателей ОАО «Промприбор»……………………………………………………………..19
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Промприбор»…………..19
2.2 Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Промприбор»……..…...…...21
2.3 Анализ факторов, оказывающих влияние на потребительское поведение на рынке ОАО «Промприбор»………………….………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...32
В предпринимательской
деятельности фирмы постоянно возникают
проблемы, связанные с необходимостью
более полно удовлетворить
Наиболее часто указанные выше проблемы возникают в процессе реализации товаров. Поэтому основными задачами маркетинговых исследований являются изучение:
- рынка;
- покупателей;
- конкурентов;
- предложения;
- товаров;
- цены;
- эффективности политики продвижения товаров и др.
Система маркетинговых
исследований — это совокупность
постоянно функционирующих
В последнее время
понятие маркетингового исследования
значительно расширилось и
Однако в этом
разделе речь идет о маркетинговом
исследовании в узком смысле, т. е.
как об инструменте, предоставляющем
эксклюзивную информацию, которая отсутствует
в текущем информационном массиве.
Если управленческий персонал признает
необходимость сбора информации
по какой-то конкретной проблеме на регулярной
основе, то предоставление данной информации
будет выполняться в рамках других
систем (системы внешней или
Как правило, потребность в проведении маркетингового исследования возникает в случаях, когда:
- фирма не достигла поставленных маркетинговых целей;
- фирма уступает позиции конкуренту;
- фирма собирается диверсифицировать свою деятельность;
- фирма готовит новый бизнес-план;
- любые другие случаи, когда менеджеры затрудняются в выборе действий или предполагаются значительные инвестиции.
Выходя на рынок, производитель должен осознавать, что его товар не может удовлетворять запросы всех покупателей. Вместе с тем он должен стремиться к производству товара, который в наибольшей степени удовлетворял бы нужды и потребности существующих и потенциальных покупателей. Последнее возможно только в том случае, когда производителем установлен факт соответствия изготовляемых или запускаемых в производство товаров запросам и вкусам покупателей, определено, насколько товары его фирмы отличаются по свойствам и качеству от товаров фирм конкурентов. Необходимо также выявить недостатки и достоинства товара, определить отношение к нему отдельных групп покупателей, выявить возможные изменения требований рынка к товару в перспективе, а также установить сферы его использования в будущем. На выяснение этих вопросов и направлено исследование рынка. Оно должно помочь фирме создать такой товар, который позволил бы расширить спрос и увеличить емкость рынка.
Несмотря на разнообразие рыночных исследований, они могут быть подразделены в зависимости от регулярности их проведения на целевые и текущие[13, c.78].
Целевые исследования
— всесторонний анализ рыночной проблемы,
имеющей первостепенное значение для
обеспечения эффективной
В отличие от целевых,
текущие исследования большинством
фирм проводятся довольно регулярно. Результаты
таких исследований используются в
оперативной работе и их основное
назначение определить текущую ситуацию
и принять необходимые
Более точно исследование рынка можно определить как комплекс действий, направленных на изучение процессов, протекающих в сфере товарного обращения и призванных обеспечить сбалансированность производства и потребления товаров. Хотя необходимость исследований рынка является общепризнанной, глубина исследования и его цель зависят от специфики работы фирмы и определяются прежде всего теми конкретными задачами, которые стоят перед ней. Крупные фирмы с широким ассортиментом выпускаемой продукции более активны в изучении и прогнозировании рынка, чем узкоспециализированные предприятия. Однако если фирма выходит на новый рынок, с новым товаром или осваивает новое направление деятельности, то требуется более детальное изучение рынка. В этих случаях необходимо широко использовать различные тесты (потребительский тест, тест мнений, тесты различных групп потребителей и т.д.).
При этом надо иметь в виду, что если выбирается определенная рыночная стратегия как направление деятельности фирмы, то на каждой фазе развития производства и сбыта следует проводить исследования потребностей и их последовательности по рангу.
Изучение тестов мнений, а также потребительских тестов, которые следует проводить на товары, долгое время находящиеся на рынке, позволяет разработчикам новых изделий учесть их недостатки при дальнейшем совершенствовании ассортимента изготовляемой продукции.
Рассматривая проблемы изучения рынка, следует прежде всего выявить факторы, определяющие состояние рынка, и установить их взаимосвязь.
Производство является основным фактором, определяющим спрос на товары. Именно оно призвано формировать спрос, определять его характер и структуру.
Поскольку производство играет главенствующую роль по отношению к потреблению, оно должно быть сознательно и целенаправленно подчинено удовлетворению потребностей в необходимой продукции. Поэтому исследование фактического состояния производства, выявление основных тенденций его развития и соответствия спросу являются важными задачами обеспечения более полного удовлетворения потребностей в соответствующих товарах[18, c.44].
Другая, не менее важная сторона, определяющая спрос, характеризуется денежными доходами населения и их распределением.
Направление денежных расходов населения зависит от доходов, приходящихся на каждого члена семьи, от уровня и соотношения цен на товары, а также от затрат на различного рода услуги.
Кроме этих основных факторов, на спрос населения влияет целый ряд других:
- изменение потребительского
контингента, который
- место жительства, бытовые условия жизни;
- национальные и местные традиции и обычаи;
- эстетические требования и вкусы.
На спрос населения влияют также:
- природно-климатические условия жизни;
- степень обеспеченности продуктами питания за счет личных подсобных хозяйств;
- достигнутый уровень
обеспеченности одеждой,
- развитие туризма и отдыха[1, c.54].
Важным фактором,
воздействующим на спрос населения,
является мода, влияние которой
Каждый из указанных
выше факторов оказывает свое определенное
влияние на развитие спроса. Вместе
с тем эти факторы
Таким образом, при наличии определенных доходов населения образуется соответствующий общий спрос. Структуру общего спроса определяют главным образом потребности, однако важное значение имеют предложения товаров и их цена. Следовательно, спрос охватывает лишь часть потребности, которая экономически обоснована покупательной способностью населения.
Вместе с тем сложившаяся система изучения спроса, как правило, не рассматривается как составная часть общей системы изучения рынка, это является основным недостатком существующего положения. Этот недостаток должен быть устранен, и в конечном счете изучение рынка должно обеспечить такое предложение товаров, при котором удовлетворяются запросы покупателей по объему, по структуре, по цене и по качеству. Предложение товаров должно быть своевременным и учитывать региональные особенности рынка.
Товарный рынок представляет собой систему экономических связей, во-первых, между производителями и потребителями данного товара (форма связи - купля-продажа”) и, во-вторых, внутри групп производителей и потребителей (форма связи - “конкуренция”).
Товарные рынки, взаимодействуя через механизм межотраслевой конкуренции, формируют национальный рынок в целом. В ходе исторического развития рыночные отношения выходят за рамки национальных границ государства и формируются международные товарные рынки. Функционируют они в тесном взаимодействии с соответствующими рынками отдельных стран и регионов.
Конъюнктура — экономическая ситуация на рынке в определенный момент как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения на товары, а также уровень и динамику цен на них.
Необходимость изучения конъюнктуры определяется сущностью современного маркетинга, его четко выраженной ориентацией на удовлетворение потребностей рынка. Поэтому оценка конъюнктуры представляет собой важную составную часть не только анализа рынка, но и маркетинговых исследований в целом. Дело в том, что конъюнктура во многом определяет позиции предприятия на рынке и содержание всей его маркетинговой деятельности. Благоприятные условия, сложившиеся на рынке, могут способствовать коммерческому успеху даже того предприятия, которое обладает ограниченным потенциалом. Изучение конъюнктуры, прежде всего, направлено на обоснование коммерческих решений, принимаемых на уровне предприятия, то есть на анализ текущего состояния конкретных товарных рынков[17, c.110].
Конъюнктура товарного
рынка формируется и
Основная сложность при оценке ситуации на рынке заключается не в том, чтобы определить круг конъюнктурообразующих факторов. Важнейшая задача любого исследования конъюнктуры, от успеха решения которой зависит не только глубина охвата и обстоятельность анализа, но и точность и правильность прогноза, состоит в установлении значимости, силы воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры, в выявлении ведущих, определяющих конъюнктуру факторов в каждый отдельный момент и на ближайшую перспективу.
Конъюнктуру товарного рынка характеризуют следующие основные показатели:
- масштаб рынка (его емкость, объем продаж, число предприятий различных типов, выступающих на рынке);
- степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
уровень цен;
- тип рынка (конкурентный,
монополистический и т.д.);
- динамика рынка
(изменение основных
степень деловой активности;
- сила и размах конкурентной борьбы (число конкурентов, их активность);
- степень государственного
регулирования данного рынка;
- барьеры, препятствующие вхождению на рынок;
- коммерческие условия реализации товаров.
Ситуацию на рынке могут также отражать неформальные конъюнктурные оценки, являющиеся характеристиками покупательских настроений и инфляционных ожиданий.
Рассмотрим психологию потребителей (клиентов) в выборе тех или иных товаров.
2. Классификация факторов, обусловливающих поведение покупателей
Все многообразие факторов, влияющих на потребителей, можно разделить на две группы: внешние побудительные факторы и личностные факторы [5, c.129].
Внешние побудительные факторы, включают факторы маркетинга и факторы среды.
Предприятие оказывает
непосредственное воздействие на потребителя
через факторы маркетинга. К ним
относятся элементы комплекса маркетинга
(товар, цена, сбыт, коммуникации). Задача
состоит в максимально
Факторы среды не
поддаются непосредственному
Экономические и
политические факторы в большей
мере оказывают влияние на все
прочие факторы (социальные, культурные),
чем на поведение конкретного
человека. Но нельзя игнорировать тот
факт, что уровень развития производительных
сил и состояние
Наиболее существенными
экономическими факторами являются
динамика инфляционных процессов, состояние
рынка товаров, курсы обмена валют,
процентные ставки и т.д. Например, воздействие
инфляции на поведение покупателей
выражается в том, что их финансовые
возможности и необходимость
соизмерять с ними свои действия находятся
в прямой зависимости от темпов и
характера инфляционных процессов.
Знание механизма влияния
Информация о работе Мотивационный анализ поведения покупателей