Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:47, курсовая работа
Первый раздел содержит теоретическую и методическую часть курсовой работы. Исследуются сущность понятия мотивация, подходы к построению системы мотивации персонала, анализируются методы стимулирования персонала.
Во втором разделе изложена практическая часть, где дается общая характеристика ООО «Спектр окон», исследования мотивации сотрудников ООО «Спектр окон», выявляются проблемные зоны в сфере управления и мотивации персонала, требующие решения, даются рекомендации по улучшению системы мотивации ООО «Спектр окон».
Введение 5
Глава 1. Теоретические подходы к изучению мотивации трудовой деятельности 7
1.1 Сущность понятия мотивация 7
1.2 Система мотивации персонала предприятия 14
1.3 Методы стимулирования персонала 23
ГЛАВА 2. Анализ системы мотивации персонала ООО «Спектр окон» 25
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Спектр окон» 25
2.2 Исследование мотивации сотрудников предприятия
ООО «Спектр окон» 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложения
Штатная
численность сотрудников на этой
стадии становится оптимальной. Несмотря
на общую благодушную картину, именно
эта стадия является для многих компаний
переломным моментом. Именно на ней
проявляются организационные
Следующая стадия развития компании - стадия спада, старения - характеризуется: 1) замедлением темпов роста; 2) появлением громоздкой системы контроля; 3) бюрократизацией процессов; 4) закрытостью для новых идей; 5) снижением мотивации сотрудников; 6) потерями в организационной эффективности.
Как следствие - упадок спроса на продукцию, конфликты, сокращение персонала, кризисное состояние.
Стадия спада часто сопровождается уходом наиболее профессиональной части персонала. Поэтому основной задачей системы мотивации на этом этапе становится удержание лидеров, профессионалов, лояльных сотрудников, способных переломить ход событий.
Материальная мотивация.
Целью материальной мотивации является стимулирование работников – поощрение их денежными выплатами по результатам трудовой деятельности.
Основные виды материальной мотивации:
1.
Заработная плата –
Несмотря на то, что заработная плата – доминирующий фактор вознаграждения за труд, ее мотивирующее значение можно либо повысить, либо понизить. Для того, чтобы заработная плата стала реальным мотиватором, необходимо учитывать следующие условия:
-
если она непосредственно
-
если работник придает ей
- если работник считает, что в оценке его труда и труда сотрудника, выполняющего такую же работу, присутствует принцип справедливости;
-
если она соответствует
Если перечисленные выше условия не выполняются, мотивирующее значение заработной платы снижается, и результаты труда работника становятся ниже при одинаковой заработной плате.
Применяя фактор заработной платы в практике мотивации персонала, нужно учитывать, что в России сохраняется высокое значение зарплаты. Считается, что примерно для 70% работников заработная плата имеет первостепенное значение.
Необходимо разрабатывать три ее компонента:
-
стабильную часть зарплаты
-
ежегодно меняющуюся часть
-
ежемесячно варьируемую часть
зарплаты за конкретные
Основная трудность в применении фактора заработной платы в практике мотивации персонала заключается в том, что обычно ему придается слишком большое значение, а другие факторы мотивации недооцениваются. В любом случае, необходимо иметь информацию о том, какое значение заработная плата имеет для конкретного работника.
2. Участие работников в прибылях и партнерство.
Существуют три варианта участия работников в прибылях:
-
только участие в прибылях. Работники
получают долю чистой прибыли.
Сначала обычно выплачиваются
дивиденды в размере пяти или
более процентов на капитал
привилегированных акций.
-
участие в прибылях
-
участие в прибылях в
3. Бонус.
Бонус выплачивается по результатам деятельности работника раз в квартал, полугодие или в год и составляет от 20 до 150% годовой заработной платы.
Результаты деятельности компании, определяющие величину вознаграждения сотрудника в рамках бонусного плана, отражаются в показателях деятельности, закрепленных за ним. В основе бонусных планов могут лежать, например, показатели чистой прибыли, нормы рентабельности, выручка, объем выпуска.
4. Опционные программы.
Системой, поощряющей деятельность, ориентированную на долгосрочное развитие компании, командную работу является опционные программы.
Опцион
на выкуп акций предоставляет
работнику право на выкуп акций
компании по фиксированной цене в
течение определенного периода
в будущем. Обычно период предложения
опционной программы составляет
10 лет (в российских компаниях он,
как правило, короче). То есть сотрудник
получает право выкупать акции компании
через несколько лет по текущей
цене.
Дополнительные льготы.
С
точки зрения мотивации, основная цель
введения дополнительных льгот –
обеспечение чувства
Дополнительные льготы (сверх льгот, определяемых государством в трудовом законодательстве) рассматриваются как вознаграждения, не связанные с количеством и качеством труда, вознаграждения, которые получают сотрудники за факт работы в данной организации или на данном предприятии.
К дополнительным льготам относятся:
-
медицинская страховка на
-
оплата дополнительных
- оплата питания;
- предоставление кредитов, ссуд сотрудникам;
-
компенсация транспортных
-
скидки на товары/услуги
-
компенсация расходов на
-
предоставление служебного
-
страхование жизни от
-
оплата обучения сотрудников
(второе высшее образование,
Система дополнительных льгот должна быть приемлема для компании и привлекательна для сотрудников.
Нематериальная мотивация.
Дополнительные
льготы часто объединяются или пересекаются
с нематериальной мотивацией, которая
имеет иную цель стимулирования работников
– создание у них чувства причастности,
признания заслуг сотрудников, их вовлеченности
в жизнь компании, поощрение за
высокие результаты. Нематериальная
мотивация не относится к формам
прямого материального
Основные виды нематериальной мотивации:
1. Team building, или тренинги командообразования.
Их основной целью является сплочение людей, приобретение ими навыков конструктивного общения, помощь в построении взаимодействия, формирование позитивной атмосферы в коллективе. Дополнительной задачей данного тренинга может быть и выработка навыков работы.
2.
Карьерный рост и
Для большинства сотрудников, достигших в своем деле мастерства, карьерный рост, самостоятельность в принятии решений, ответственность и постоянное развитие – немалые ценности. При организации работы этих людей необходимо активно использовать делегирование полномочий, участие в проектных группах. Для творческих личностей, стремящихся к достижению высоких результатов, нет лучшего стимула, чем ответственность за конкретные проекты и радость от достигнутого успеха.
3.
Конференции, общие сборы,
Такие
мероприятия позволяют собрать
вместе всех членов коллектива, совместить
выполнение рабочих и информационных
задач с отдыхом и
4. Информационные источники:
-
Печатные издания. Компания
-Внутренний корпоративный сайт. Это вариант сайта, который доступен только сотрудникам компании. Постоянное общее информационное поле - прекрасная возможность для объединения людей. Такой сайт может содержать список сотрудников по отделам с перечислением вопросов, с которыми к ним можно обращаться, фотографии людей, дни рождения, а также последние новости, документы, в которых содержатся общие правила, принятые в компании, фотографии с корпоративных мероприятий.
5.Конференц-звонки.
Это очень важный вид мотивационных мероприятий при дистанционном менеджменте, когда люди находятся в разных городах или даже странах. Современные средства связи легко позволяют организовать конференц-звонки, в некоторых компаниях даже обеспечивается видеосвязь. Главное в мероприятии - то, что каждый член коллектива чувствует свою принадлежность команде, причем не раз в год на корпоративном мероприятии, а постоянно.
6. Награды.
Это инструмент мотивации, который эффективен в отношении большинства людей. Но он должен варьироваться в зависимости от уровня профессионализма сотрудника.
7. Конкурсы.
Если награды присуждаются по итогам работы за период времени или по достижении сотрудником определенных ступеней карьеры, то конкурсы могут быть бессрочными и однократными. Участие в состязании, а тем более победа в нем стимулирует сотрудника к достижению именно тех результатов в работе, которые необходимы компании.