Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:30, курсовая работа
Цель работы - разработка механизмов оптимизации поведения потребителей на рынке товаров народного потребления.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
-определить сущность и уточнить определения категорий "поведение потребителей", "управление поведением потребителей", "маркетинговое исследование поведения потребителей";
- обосновать теоретико-методологические основы управления поведением потребителей в условиях российской действительности и предложить концепцию управления этим процессом;
- разработать методику управления поведением потребителей ТНП на основе исследований рынка товаров и платежеспособности населения;
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты управления поведением покупателей 6
1.1. Сущность управления поведением потребителей 6
1.2. Модели и характеристика последовательного поведения покупателей 7
1.3. Проблемы управления поведением покупателей в процессе принятия решения о покупке 13
2. Анализ поведения покупателей молочной продукции на ОАО « Моркинский маслозавод» 17
2.1.Общая характеристика деятельности предприятия 17
2.2. Анализ маркетинговой структуры управления поведением потребителей 20
3. Анализ и моделирование потребительского поведения 25
3.1. Анализ потребительского поведения, мнений и предпочтений на примере потребителей молочной продукции 25
3.2. Разработка рекомендаций для предприятия 43
Заключение 47
Список используемой литературы 49
15. Залесский П.К. Мониторинг потребления и стиля жизни потребителей// Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2000. N 3.
16. Ильин В.И. Социальная
группа как фактор
17. Лекомцев С. Подходы
к формированию эффективной
18. Мухина М. Все ли вы знаете о своих клиентах// Маркетолог, 2000. N 1.
19. Современный супермаркет. Учебник по современным формам торговли. М., 2001.
20. Источник: http://dn.kiev.ua/
21. Л. Е. Басовский. Маркетинг: Курс лекций.- М.: ИНФАРА-М, 2002.
Анкета для опроса покупателей, состоящая из информационных блоков, с целью изучения степени осведомленности потребителей о молочных продуктах лечебно-профилактического назначения, выявления предпочтения при покупке функциональных напитков, определения степени значимости потребительских свойств.
Исследования проводились в п.Морки путем опроса респондентов в режиме интервью на основе разработанной анкеты, было опрошено 486 человек. Распределение опрашиваемых респондентов в зависимости от пола и возраста представлено в таблице 1.
Основная масса респондентов имела среднее образование 39,8 %, высшее – 31,5%, не законченное высшее – 26,2%, неполное среднее – 2,5%.
По роду занятий они распределялись следующим образом: студенты – 26,3%, домохозяйки – 2,8; служащие – 20,1; рабочие – 25,6; предприниматели – 3,2; пенсионеры – 11,2; другие – 3,8%.
Для определения отношения потребителей к товарам, а также потребительских свойств и степени их значимости применяют различные методы маркетинговых исследований. Один из наиболее целесообразных и доступных методов для исследования потребительских предпочтений
в отношении продовольственных товаров–социологический опрос населения.
Рис. Характеристика респондентов, участвующих в социологическом опросе
Кол-во респондентов,чел |
Возраст, лет |
Мужчины |
Женщины |
185 |
18-25 |
80 |
105 |
101 |
26-35 |
41 |
60 |
78 |
36-45 |
32 |
46 |
122 |
45 и старше |
44 |
78 |
Всего: 486 |
197 |
289 |
По результатам исследований
было установлено, что покупают молочные
продукты 87,2% опрошенных, при этом цели
покупки могут быть разнообразные:
для кулинарных целей, для разгрузочных
дней, для детского и диетического
питания, для нормального
По степени значимости потребительских свойств большинство опрошенных назвали вкус и запах, а также цену. Независимо от цели покупки молочных продуктов наибольшее предпочтение отдают молоку 92,6%, сметану покупают 68,2%, кефир – 70,1%, творожные продукты – 65,2%. Данные представлены на рисунке 1.
По частоте покупок этих видов молочных продуктов были получены данные, представленные на рисунке 2
На вопрос: «Из каких источников Вы узнаете о полезности новых видов молочных продуктов?», были получены следующие ответы: 42,3% – из рекламы телевидения, 10,2% – благодаря печатным изданиям, 47,5% – от родственников и знакомых.
Маркетинговые исследования позволили отметить, что большинство респондентов (52,1%) предпочитают покупать творожные продукты, 47,9% – жирные.
Согласно опросу респонденты отдают предпочтение продукции местных производителей – 81%, продукции из других регионов – 10, продукции зарубежных производителей – 6%.
Данные, которые были получены в результате опроса, показали практический интерес респондентов к группе молочных продуктов, в которой предпочтение отдается молоку, в наименьшей степени – творожным продуктам, высокую осведомленность покупателей об обогащенных молочных продуктах лечебно-профилактического назначения.
Знания о свойствах молочных продуктов, которыми руководствуются потребители в момент выбора покупки, позволяют производителям выпускать то, что будет продаваться, а покупателям приобретать именно то, что им нравится.
Информация о работе Оптимизация поведения покупателей в отношении товара