Организация расчетной зоны магазина и пути улучшения функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной курсовой работы являются анализ организации рабочих мест кассиров–контролеров в магазине самообслуживания, определение наиболее существенных ошибок организации расчётных зон в магазине и анализ их влияния на эффективность работы магазина, а также описание возможных путей устранения таких ошибок и, в частности, путей рационализации организации работы кассиров–контролеров в магазине.
Целью работы является определение наиболее рационального и эффективного способа организации рабочих мест кассиров–контролеров в магазине самообслуживания для обеспечения более высокой степени удовлетворения потребностей покупателей и повышения эффективности

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (работаю).docx

— 70.39 Кб (Скачать файл)

Введение

Во все времена и  во всех государствах торговля была прибыльным и перспективным видом деятельности. Не является исключением и сегодняшняя  Беларусь.

В настоящее время в  стране активно развивается общество потребления, где каждый пытается полнее удовлетворить свои потребности  в том или ином продукте и способен найти то, что хочет,  по приемлемой для себя цене и в приемлемом качестве.

Общеизвестен факт, что  именно спрос рождает предложение. Поэтому не удивительно, что в  последнее время торговые площади  растут, как грибы после дождя. Но появление всё новых и новых  магазинов и торговых комплексов обостряет конкуренцию, и для  увеличения продаж и владельцы, и  менеджеры неизбежно начинают искать новые пути привлечения покупателей.

Однако, как показала практика, далеко не всегда решающим в борьбе за клиента оказывается ценовой фактор или месторасположение магазина. Покупателей привлекает вежливый персонал и высокий уровень обслуживания, соответствующим образом оформленный торговый зал и удобная покупателям организация работы магазина. Причём значение этих факторов для покупателя при выборе того или иного магазина растёт с каждым днём.

Как составляющая такого фактора  покупательского поведения, важную роль, конечно же, играет и организация  расчетной зоны магазина и, в частности, организация рабочих мест кассиров. Ведь именно от их работы, по большому счету, зависит, придёт ли покупатель в  этот магазин самообслуживания в  следующий раз, или он выберет  магазин подальше от дома, но с меньшими очередями и более компетентным и дружелюбным персоналом.

Ввиду всего вышесказанного, актуальность темы данной курсовой работы не вызывает сомнений.

Благодаря своей повседневной востребованности,  данная тема довольно широко освещена как в научно–методической литературе, так и в периодических изданиях.

Задачами данной курсовой работы являются анализ организации  рабочих мест кассиров–контролеров в магазине самообслуживания, определение наиболее существенных ошибок организации расчётных зон в магазине и анализ их влияния на эффективность работы магазина, а также описание возможных путей устранения таких ошибок и, в частности, путей рационализации организации работы кассиров–контролеров в магазине.

Целью работы является определение  наиболее рационального и эффективного способа организации  рабочих мест кассиров–контролеров в магазине самообслуживания для обеспечения более высокой степени удовлетворения потребностей покупателей и повышения эффективности

В качестве примера взята  деятельность одного из  магазинов самообслуживания УКП магазин №1 «Дом Торговли» г. Лида, ул. Ленинская, 14.

 

 

 

 

  1. Анализ величин, вызывающих очереди в узлах расчета магазина

С точки зрения покупателей, одними из наиболее важных причин, вызывающих их неудовлетворённость тем или иным магазином, являются теснота (отсутствие достаточного пространства между прилавками и стеллажами с продукцией), недостаточный выбор продукции возле касс, неудобное расположение зоны хранения личных вещей покупателей и, конечно же, неудобное расположение касс и длинные очереди на выходе из торгового зала.

Нужно отметить, что большинство  вышеназванных причин легко устраняется  при помощи перепланировки торгового  зала и правильной организации процесса обслуживания покупателей. Рассмотрим эти причины более подробно.

Существует несколько  основных причин, вызывающих очереди  в узлах расчёта магазина. Прежде всего, к таким причинам можно  отнести недостаточное количество кассовых кабин в магазине, узкие  проходы между кассовыми кабинами и медлительность или даже некомпетентность продавцов, а также отсутствие необходимого расчетно–кассового оборудования, значительно  ускоряющего процесс расчётов с  покупателями.

Для того чтобы ликвидировать  или снизить до минимума негативное воздействие всех вышеперечисленных  факторов на работу магазина, нужно  правильно организовать как расчётные  зоны, так и весь торговый зал, а  также должным образом организовать работу персонала.

Правильная организация  рабочих мест кассиров является важным фактором в повышении прибыльности магазинов самообслуживания.

Довольно часто случается, что при планировке торгового  помещения и выборе оборудования владельцы магазинов самообслуживания забывают или плохо представляют, как тот или иной вид торгового  оборудования может повлиять на прибыль магазина, увеличить или, наоборот, уменьшить его привлекательность в глазах покупателей. Особенно это касается прикассовой зоны (зоны расчетов) магазина. 

Так, сделанный покупателем  выбор отнюдь не является гарантией  увеличения суммы наличности в кассе  магазина. Согласно проведенным исследованиям, из всех неблагоприятных факторов, с которыми покупатель сталкивается в магазине, самое сильное раздражение  возникает от долгого стояния  в очереди к кассе. Потеряв  терпение от долгого ожидания,  покупатель может бросить тележку с уже выбранными товарами и уйти из магазина, не дождавшись своей очереди на оплату.

Отрицательная реакция покупателя может проявиться и раньше —  только войдя в магазин и увидев очередь к кассе, покупатель, поняв, что процесс оплаты может занять значительно больше времени, нежели собственно выбор товаров (особенно если речь идет о небольшом количестве покупок), может уйти сразу же.

Отсутствие же очередей перед  кассами, безусловно, способствует созданию у покупателей благоприятного впечатления  о работе магазина. Ведь, даже если в  соседнем магазине цены выше, но меньше очереди, покупатель в следующий  раз может направиться туда. Это, конечно, не правило, однако факт остается фактом — при прочих равных условиях для покупателя предпочтительнее тот магазин, в котором он тратит меньше времени как на выбор покупок, так и на их оплату. 

Таким образом, планировка контрольно–кассового узла в магазине должна обеспечить беспрепятственное движение потоков  покупателей, но исключать любое  встречное движение.

Как же должна быть спланирована зона расчетов для того, чтобы даже в часы наибольшего наплыва покупателей  они не создавали длинные очереди, а, наоборот, обслуживались быстро и эффективно? Важную роль в этом вопросе играет оптимальный выбор кассовых боксов — основного оборудования в прикассовой зоне, так как именно они являются базой для организации рабочего места кассира.

Однако, при организации узла расчёта в магазинах, помимо расположения кассовых кабин, необходимо учитывать и расположение оборудования для хранения личных вещей покупателей, а также столов для упаковки товаров покупателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика торгово-хозяйственной деятельности УКП магазин    №1 «Дом торговли»

Унитарное коммунальное предприятие  магазин №1 «Дом торговли» г. Лида, зарегистрировано решением Лидского городского исполнительного комитета № 287 от 30.06.2000 года в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 500022501. Предприятие  создано на неопределенный срок.

Предприятие является коммерческой организацией и наделено правами  юридического лица. Оно действует  на основании Устава, имеет обособленное имущество, которое находится в  коммунальной собственности  Лидского районного исполнительного комитета и принадлежит предприятию   на праве хозяйственного   ведения. Предприятие имеет самостоятельный  баланс, счета в банках, печать, штамп.

Предприятие действует на основе законодательства Республики Беларусь и настоящего Устава. Имущество Предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредитель не отвечает по обязательствам Предприятия, а Предприятие не отвечает по обязательствам Учредителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и настоящим Уставом. Предприятие не отвечает по  обязательствам  государства,  а государство - по обязательствам Предприятия. Предприятие может с согласия собственника имущества создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).

Местонахождение предприятия: Республика Беларусь, Гродненская обл.,  г.  Лида, ул. Ленинская 14.

Для обозначения своей  продукции (работ, услуг) Предприятие  в установленном  порядке  разрабатывает  и  использует  собственный товарный знак (знак обслуживания).

В состав Предприятия входят четыре структурных подразделения, объединенные одним расчетным счетом, в том числе:

  • магазин  «Мой дом» унитарного коммунального предприятия магазин № 1 «Дом торговли» г. Лида. Место нахождения - 231300 г. Лида, ул. Мицкевича, 3
  • магазин «Домовитый» унитарного коммунального предприятия магазин № 1 «Дом торговли» г. Лида. Место нахождения - 231300 г. Лида, ул. Советская, 5.
  • магазин «Центральный» унитарного коммунального предприятия магазин № 1 «Дом торговли» г. Лида. Место нахождения -Лидский район, г. Березовка, ул. Корзюка, 11.
  • магазин № 5 унитарного коммунального предприятия магазин №1 «Дом торговли» г. Лида. Место нахождения - Лидский район, Березовка, ул. Гагарина, 4-а.

Структурные подразделения  входят в состав Предприятия без  права юридического лица. Структурные подразделение не имеет обособленного имущества, самостоятельного баланса, расчетного счета в учреждениях банка, печати, фирменных бланков и других реквизитов и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, Уставом предприятия, Положением о структурном подразделении.

Основными целями деятельности Предприятия являются:-

  • извлечение прибыли;
  • удовлетворение экономических интересов Учредителя и работников предприятия.

Виды деятельности предприятия:

•  розничная торговля в неспециализированных магазинах (521);

• розничная   торговля   пищевыми   продуктами,   напитками   и табачными изделиями в специализированных магазинах (522);

•  розничная   торговля   фармацевтическими   и   медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами (523);

• прочая розничная торговля в специализированных магазинах (524);

• розничная торговля вне  магазинов (526);

• предоставление услуг  ресторанами (553);

• предоставление услуг  барами (554);

• деятельность прочего  сухопутного транспорта (602);

• транспортная обработка  грузов и хранение (631);

• сдача внаем собственного недвижимого имущества (702);

• чистка и  уборка производственных и  жилых помещений, оборудования и транспортных средств (747);

•  производство одежды из текстильных материалов (182).

Перечень  видов  деятельности,  на  осуществление  которых требуется  специальное разрешение (лицензия), согласно Декрету Президента Республики Беларусь №17 от 14 июля 2003г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

• перевозка пассажиров и грузов (исключая технологические  внутрихозяйственные перевозки  пассажиров и грузов, выполняемые  юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями для собственных  нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом (37).

• розничная торговля (включая  алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание (44);

• транспортно-экспедиционная деятельность (46);

Если вышеперечисленные  виды деятельности подлежат лицензированию, Предприятие имеет право осуществлять их только после получения соответствующих  лицензий.

Предприятие осуществляет внешнеэкономическую  деятельность в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

УКП магазин №1 «Дом торговли»  является государственным предприятием, относящимся к коммунальной собственности городского уровня. Он подчинен Лидскому районному исполнительному комитету, его целью является организация, розничной торговли и обеспечение населения г. Лида и г. Березовка товарами первой необходимости.

УКП магазин №1 «Дом торговли»  является юридическим лицом, имеет  расчетный счет в ОАО «Белинвестбанк» г. Лида.

Основным видом деятельности предприятия является розничная  торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Среднесписочная численность работников за 6 месяцев 2009 года составила 320 человек. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 6 месяцев 2009 года выполнены успешно. Объем розничного товарооборота в действующих ценах за 6 месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года возрос на 19,56%, а в сопоставимых ценах - на 17,1%. Прибыль от реализации увеличилась на 15 млн. рублей или 5,86%. За  6 месяцев 2009 года анализ структуры средств предприятия исходя из экономического состояния актива баланса показывает, что 54,6% в составе средств предприятия составляют оборотные активы, 50,5% - за предыдущий период. Удельный вес в общей сумме баланса внеоборотных активов: за предыдущий период – 49,47%, а за отчетный – 45,4%. В течение отчетного года произошло снижение доли внеоборотных активов в структуре имущества предприятия на 4,07% с соответствующим увеличением доли оборотных активов. При этом в целом обеспечено увеличение суммы валюты баланса на 1108 млн. рублей.

Информация о работе Организация расчетной зоны магазина и пути улучшения функционирования