Организация расчетной зоны магазина и пути улучшения функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной курсовой работы являются анализ организации рабочих мест кассиров–контролеров в магазине самообслуживания, определение наиболее существенных ошибок организации расчётных зон в магазине и анализ их влияния на эффективность работы магазина, а также описание возможных путей устранения таких ошибок и, в частности, путей рационализации организации работы кассиров–контролеров в магазине.
Целью работы является определение наиболее рационального и эффективного способа организации рабочих мест кассиров–контролеров в магазине самообслуживания для обеспечения более высокой степени удовлетворения потребностей покупателей и повышения эффективности

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (работаю).docx

— 70.39 Кб (Скачать файл)

Прибыль предприятия до налогообложения  в абсолютном выражении увеличилась  на 136 млн. рублей, или на 70,4% в относительном  выражении. Рост прибыли был вызван увеличением финансового результата от основной деятельности предприятия - прибыли от реализации товаров, продукции (работ, услуг).

Доля чистой прибыли в  структуре общей прибыли предприятия  за 6 месяцев отчетного период 2009 года составила 56,2% (увеличение по отношению к прошлому году на 15,3%).

Платежеспособность предприятия - это возможность своевременно наличными  денежными средствами погасить свои платежные обязательства. За 6 месяцев 2009 платежеспособность уменьшилось  по сравнения с началом периода. Внешний анализ платежеспособности характеризуется коэффициентом  текущей ликвидности, который за отчетный период уменьшился на 0,029 пункт  и составил за 6 месяцев отчетного  года 1,095, что не на много больше норматива (Кз>=1,0). Чем выше величина данного показателя, тем выше гарантия погашения долгов предприятия. Однако и при небольшом значении этого показателя предприятие может сохранять свою платежеспособность, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств.

Эффективность функционирования предприятия характеризуют показатели рентабельности. В отчетном периоде  магазин №1 «Дом торговли» сумел  повысить уровень рентабельности как совокупных активов, так и собственного капитала. Так как основную долю в формировании конечного финансового результата предприятия занимает прибыль от реализации товаров, то необходимо обратить внимание на рентабельность продаж и затрат. Динамика данных показателей указывает на рост рентабельности продаж на 0,37% и рост рентабельности затрат на 0,50%. Это говорит о том, что доходность основной деятельности предприятия была достигнута в основном за счет повышения эффективности использования ресурсов. Ценовые же факторы оказали отрицательное влияние на рентабельность основной деятельности предприятия.

За 6 месяцев 2009 года основные показатели торгово- хозяйственной деятельности, доведенные прогнозные показатели согласно бизнес - плана--выполнены успешно.[Приложение 1,2,3]

 

 

 

  1. Организация узлов расчета в магазине.

Под рабочим местом кассира-контролера понимается часть площади торгового зала, предназначенная для работы одного или нескольких кассиров и оснащенная специальным оборудованием для учета проданных товаров. Организация рабочего места кассира-контролера должна обеспечивать наиболее полное использование площади узла расчета, правильный выбор типа оборудования и возможность его рациональной установки. Уровень организации рабочих мест определяется их технической оснащенностью, эффективностью использования оборудования и средств механизации, планировкой. Планировка рабочих мест должна отвечать требованиям эргономики, максимально облегчать труд (снижать физическую нагрузку, сокращать излишние переходы, наклоны, повороты). При этом должна быть обеспечена высокая эффективность труда. Строгий учет и контроль наличных денег, полученных от покупателей за проданные товары, является важным условием сохранности товарно-материальных ценностей, находящихся в магазинах.

В настоящее время во всех торговых организациях применяется только машинный способ расчетов, который бывает предварительным, одновременным и последующим. При предварительном расчете покупки выдают в столе выдачи (на контроле) на основании кассового чека, полученного покупателем в подтверждение уплаты денег за приобретаемый товар. При одновременном расчете покупатель оплачивает стоимость купленных товаров непосредственно на рабочем месте продавца и получает вместе с товаром погашенный чек, который сохраняет в качестве документа, необходимого при обмене товара. Этот способ применяется при продаже товаров с открытой выкладкой и в магазинах самообслуживания с децентрализованной формой расчетов.

Последующий расчет осуществляется в едином узле при выходе из магазина (в многоэтажных магазинах самообслуживания создаются поэтажные узлы расчета). Этот способ применяется в большинстве непродовольственных магазинов самообслуживания с централизованной формой расчетов. При этом способе покупатель, выходя из магазина, предъявляет контролеру-кассиру отобранные товары. Контролер-кассир проводит через кассовую машину стоимость отдельных товаров (считывая с ярлыков), определяет их общую стоимость, получает от покупателя деньги и выдает ему вместе с товаром погашенный чек. Чек покупатель сохраняет до выхода из магазина на случай проверки со стороны администрации правильности работы контролера-кассира (двойной контроль покупателей в магазинах самообслуживания не допускается). Чек на товары, подлежащие обмену, должен храниться весь срок, в течение которого может производиться обмен.

Расчеты с покупателями через  контрольно-кассовые машины обеспечивают точный учет денежной выручки, позволяют  контролировать ведение расчетно-кассовых операций, сокращают время расчетов с покупателями, повышают производительность труда контролера-кассира, создают условия для контроля за отпуском товаров, снижают до минимума возможность ошибок при расчетах.

Электромеханические контрольно-кассовые машины и электронные контрольно-регистрирующие машины выполняют следующие функции:

• учитывают в секционных счетчиках полученные от покупателей суммы;

• на чековой ленте печатают построчно проведенные по кассовой машине суммы с указанием шифра и номера счетчика;

• указывают в индикаторах каждую проведенную сумму, номер счетчика, по которому она проведена, и шифр;

• учитывают все проведенные суммы (стоимость отдельных товаров) одного покупателя в счетчике частных итогов;

• выдают кассовый чек с указанием всех проведенных сумм и их итога, условного знака (шифра) и номера счетчика (против каждой суммы), порядкового номера чека, даты и клише торгового предприятия (название торговой организации, номер магазина и др.);

• подсчитывают и печатают на чеке сумму сдачи, причитающейся покупателю (после выведения промежуточного итога и введения в машину суммы, внесенной покупателем);

• выдают кассовый чек с указанием всех проведенных сумм, их итога, суммы, внесенной покупателем, и суммы сдачи, номеров счетчиков и шифров, порядкового номера чека, даты и клише торгового предприятия;

 • печатают и выдают кассовые чеки на одну сумму (при соответствующих режимах кассовых машин) для магазинов, не применяющих самообслуживания;

• печатают и выдают отчетные ведомости «Показаний секционных счетчиков» и «Гашения секционных счетчиков»;

• печатают на контрольной ленте суммы, проведенные по кассовой машине, итоговые, внесенные покупателем, сдачи, а также суммы, накопленные в секционных счетчиках, при снятии показаний счетчиков или гашении, и итог этих сумм. Все это позволяет очень быстро в любой момент рабочего дня определить выручку, делает расчеты с покупателями более четкими, наглядными, затрудняет подделку чеков, обеспечивает контроль любой расчетно-кассовой операции, а также дает возможность проверить правильность работы счетчиков путем сложения сумм, напечатанных на контрольной ленте.

Современные кассовые машины, кроме указанных, выполняют ряд  других операций. Кассовые машины имеют ряд контрольных механизмов и блокирующих устройств, предотвращающих возможность ошибок или злоупотреблений и позволяющих контролировать работу кассира. Электронные контрольно-регистрирующие машины, применяемые в нашем магазине (ЭКРМ) состоят из следующих блоков: ввода, индикации, управления, оперативного запоминающего, печатающего, блока питания и замков.

3.1. Расчет количества  прикассовых кабин для магазина.

Для расчета числа рабочих  мест контролеров-кассиров используют формулу:

,

где К – количество рабочих мест контролеров-кассиров;

П – площадь торгового зала, м2;

в – среднее время расчета  с одним покупателем;

п – площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя, м2;

3600 – количество секунд  в 1 ч;

и – коэффициент использования  рабочего времени контролером-кассиром.

Также используют и подобные формулы:

 

Эта формула основана на учете пропускной способности магазина  М (человек в час). Другие величины в формулах —это:

f - среднее количество  единиц товара, приобретенное одним  покупателем;

t - время обработки (сканирования) одной единицы товара;

T - дополнительное время  (чаще всего расходуется непосредственно  на расчет с одним покупателем);

K - средний коэффициент  использования рабочего времени  кассирами (обычно равен 0,7);

q – минимальная площадь  торгового зала. Определяется строительными нормами и правилами, и равна 2,5 м на человека.

Эти формулы не универсальны, так как при одних и тех  же исходных показателях  (кроме базовых, лежащих в основе той или иной формулы) дают разные результаты. Следует учитывать, что разница в необходимом количестве кассовых мест в зависимости от используемого способа расчета может составлять до 30 %. Именно поэтому при проектировании зоны расчетов и определении необходимого количества рабочих мест кассиров очень важно учитывать как индивидуальные условия для каждого магазина, так и характеристики той или иной модели кассового бокса. На основании формулы и с учетом указанных выше особенностей магазина в УКП магазин №1 “Дом Торговли” работают 8 прикассовых кабин. Это оптимальное количество кабин, позволяющих рационально организовать работу магазина, не создавая при этом очередей и проблем при отборе товара покупателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Пространственное  размещение узла расчета в магазине №1 «Дом Торговли». 

Магазин должен располагать  комплексом помещений, необходимых  для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят  от типа магазина и его общей площади.

В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест продавцов. Ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между прилавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубину этого оборудования.

Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.

Различают следующие основные варианты технологических планировок торгового зала: линейную, боксовую и смешанную. Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и  конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов  их продажи.

Линейная планировка торгового  зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно линии узла расчета, что дает возможность организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте. При линейной планировке создаются благоприятные условия и для рациональной технологии работы магазина: наиболее оптимально используется площадь торгового зала; имеются условия для создания одной бригады материально ответственных лиц и взаимозаменяемости работников магазина.

В свою очередь, что линейная планировка может быть трех вариантов: продольная, поперечная и смешанная.

Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.

В УКП магазин №1 «Дом Торговли», как мы видим, применяется  смешанная планировка торгового  зала, что позволяет вынести некоторые  отделы в самостоятельные подразделения  и оснастить их отдельными кассовыми  узлами. [Приложение 4]

Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих  традиционные формы обслуживания покупателей, зависит от ассортимента реализуемых  товаров, типа предприятия. Например, в магазинах по торговле продовольственными товарами ширина фронта рабочего места продавца должна быть не менее 2 м, а в магазинах, торгующих непродовольственными товарами, – не менее 3 м. Между пристенным оборудованием и прилавком должен быть проход шириной не менее 0,9 м. Глубина рабочего места продавца может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования. Размещают рабочие места продавцов ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров.

Планировка узла расчета  должна обеспечивать беспрепятственное  направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться  таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от рабочих мест контролеров-кассиров. При организации единого узла расчета необходимо предусматривать применение совмещенной системы «вход – выход». Помимо кассовых кабин, для устройства узлов расчета используют также столы для упаковки товаров покупателями, оборудование для хранения личных вещей покупателей.

В магазине площадью более 690,1 кв. м. покупателю представлен широкий  ассортимент продовольственных  товаров, есть промтоварная секция, а  качество и высокий уровень обслуживания уже давно обеспечили репутацию  элитного магазина г. Лиды. На каждой кассе  можно расплатиться не только наличностью, но и с помощью банковской карточки. В торговых залах установлены инфокиоски. Доверие покупателя магазин завоевал благодаря опыту руководства, открытости к внедрению передовых технологий и способности ориентироваться в выборе достойных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Расстановка кассовых кабин.

Важной деталью организации  рабочих мест кассиров является положение  кассира внутри кассового бокса. Дело в том, что скорость обслуживания покупателей может быть значительно  увеличена за счет оптимального расположения и посадки кассира. Когда кассир большую часть времени сидит  боком к покупателю, он постоянно  вынужден совершать лишние движения. Проведенные одной из исследовательских  лабораторий США измерения показывают: при боковой посадке кассира  из нескольких типичных движений, которые  он совершает при обслуживании покупателя, наибольшее время затрачивается  на поворот на 45 градусов (сканирование товара, контроль действий на мониторе или работа с клавиатурой, перекладывание товара в накопитель). При фронтальной  посадке кассира (лицом к покупателю) количество лишних движений значительно  сокращается, на 10-20% экономя время, требуемое на обслуживание  покупателей. Вышесказанное особенно важно для  магазинов, не работающих в круглосуточном режиме (или сокращающих на ночной период число работающих в зале кассиров). В последние минуты перед закрытием  магазина особенно велик риск потери покупателей. Выбор покупки в  этот период осуществляется быстро —  покупатель уже точно знает, что  он хочет приобрести. И именно в  этот момент экономия времени, достигаемая  за счет оптимальной организации  места кассира, может иметь решающее значение.

Информация о работе Организация расчетной зоны магазина и пути улучшения функционирования