Организация расчетной зоны магазина и пути улучшения функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной курсовой работы являются анализ организации рабочих мест кассиров–контролеров в магазине самообслуживания, определение наиболее существенных ошибок организации расчётных зон в магазине и анализ их влияния на эффективность работы магазина, а также описание возможных путей устранения таких ошибок и, в частности, путей рационализации организации работы кассиров–контролеров в магазине.
Целью работы является определение наиболее рационального и эффективного способа организации рабочих мест кассиров–контролеров в магазине самообслуживания для обеспечения более высокой степени удовлетворения потребностей покупателей и повышения эффективности

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (работаю).docx

— 70.39 Кб (Скачать файл)

 Для того, чтобы правильно выбрать качественные тележки, нужно обращать внимание на следующие факторы:

 • широкий выбор  тележек разного объема;

• имеющийся опыт сотрудничества с известными торговыми сетями;

 • качественная сборка  и мягкость хода;

 • современный и  практичный дизайн;

• наличие в ассортименте дополнительных аксессуаров, таких  как небольшие детские тележки  или специальное сиденье для  ребенка;

 • потенциал в использовании  тележек для размещения на  них рекламных элементов.

 Одним из главных  факторов является опыт сотрудничества  в поставке такого оборудования  с известными не только у  нас, но и за рубежом торговыми  сетями гипермаркетов и супермаркетов.  Ведь если производитель работает  со многими известными розничными  сетями, это говорит о его надежности  и предоставлении качественного  сервисного обслуживания. Поэтому  такому поставщику следует отдавать  наибольшее предпочтение.

 Тележки за срок  своей службы проезжают значительные  расстояния, поэтому не уделять  внимания качеству изготовления  колес при выборе тележек просто  безрассудно. Некоторые известные  поставщики производят свои независимые  исследования и, оказывается,  что иногда использование колес  сторонних производителей более  оправдано по сравнению со  стандартной поставкой. Так, например, если в выбранном варианте  колесного механизма применен  стальной подшипник, который имеет  улучшенные показатели, то повышается  надежность и долговечность не  только этого узла, а всей тележки  в целом. Вопрос поиска производителей  тележек и колес, а также  согласование необходимой документации  по переводу тележек на выбранные  колеса может занять значительное  время. Но, несмотря на то, что  выбранные колеса и стоят дороже, но их долговечность и мягкость хода окупаются самым долгим сроком безаварийной эксплуатации.

Немаловажное значение имеет  и возможность оборудования тележек  какой-либо рекламой или дополнительными  приспособлениями. Так, например, ручки  тележек можно оснастить специальной  фирменной символикой или оформить в цветовой гамме, соответствующей  логотипу супермаркета. В таком же стиле могут быть изготовлены  не только ручки, но дополнительные пластиковые  аксессуары. В передней части тележки  может размещаться информационно-рекламная  рамка, применение которой иногда оправдано.

В связи с тем, что супермаркеты посещает большое количество семейных пар и мам с детьми, то маленьким  покупателям необходимо уделять  особое внимание. Так, использование  в изготовлении и оформлении тележки  специального детского кресла значительно  облегчает передвижение по территории торгового зала покупателей с  детьми. Для маленьких покупателей  изготавливаются небольшие тележки, которые оснащаются специальными флажками. Сейчас даже стали изготавливать  мини-тележки в форме детского автомобильчика. Поэтому необходимо уделять большое внимание наличию  разного вида тележек в магазинах  и супермаркетах.

 Применение корзинок  оправдано для тех покупателей,  которые совершают небольшие  покупки. Если оставить покупателю  небольшой выбор в виде громоздких  тележек, то это может привести  к тому, что в часы пик или  в праздничные дни в торговом  зале будет создаваться большое  скопление покупателей. Именно  в такой ситуации и выручают  корзинки, которые позволяют клиентам  передвигаться независимо по  торговой площади. Количество корзинок в магазине «Дом Торговли» планируется на основе прошлых лет и пополняется по мере необходимости.

 

4. Организация зоны хранения личных вещей покупателей и упаковки товаров

Помимо кассовых кабин  при организации узла расчёта  такого типа учитывают и расположение оборудования для хранения личных вещей  покупателей, а также столов для  упаковки товаров покупателями.

Существует два основных вида организации зон хранения личных вещей покупателей: с использованием камер и с использованием ячеек. Каждый из них имеет как достоинства, так и недостатки.

Например, при использовании  зоны хранения личных вещей покупателей  с использованием камер, закрывающихся  на ключ, приходится сталкиваться со следующими проблемами:

1.     Покупатель может машинально положить ключ в карман и унести его.

2.     Покупатель может потерять ключ в магазине (потребуется помощь в открытии камеры).

3.     Сумка (пакет, рюкзак) покупателя 

может быть слишком велика для помещения в камеру.

4.     В часы пик все камеры могут оказаться заняты.

При использовании зоны хранения личных вещей покупателей с использованием ячеек требуется выделить одного или нескольких сотрудников для  работы в этой зоне, к тому же зоны хранения личных вещей такого типа могут занимать немного больше пространства (из-за организации прилавка)

 

5. Передовой опыт по совершенствованию организации работы узлов расчета в магазинах. 

В настоящее время в  нашей стране уже активно используется передовой опыт различных зарубежных компаний, занимающихся розничной торговлей  в магазинах самообслуживания.

Прежде всего, это связано  с активным развитием розничной  торговли в Беларуси в последние  годы и, как следствие, с увеличением  количества магазинов  самообслуживания как формы розничной торговли с наименьшими издержками.

Главным образом, накопленный  предприятиями практический опыт в  организации расчетных зон магазинов  в целом и рабочих мест кассиров в частности касается правильного  выбора кассовых аппаратов и другого  торгового оборудования, а также  правильного его размещения (то есть, размещения оборудования как с учетом требований законодательных актов  и стандартов организации торговых предприятий, так и с учетом поведения  покупателей).

Так, сегодня, при прочих равных условиях, при организации  рабочих мест кассиров предпочтение  отдается кассовым боксам с транспортером и широким накопителем с разделителем товара. Причем, чем больше площадь магазина, чем интенсивнее поток покупателей и чем больше средняя сумма чека, тем длиннее должен быть транспортер — это обеспечивает быстрое обслуживание покупателей. Оптимальным же выбором для магазинов с ограниченной прикассовой зоной являются парные кассовые боксы. Их главное преимущество в том, что на одном и том же пространстве таких кассовых боксов всегда можно установить больше, чем одинарных, обеспечив тем самым большее количество рабочих мест.  Если площадь, отведенная под зону расчетов, неширока — а, значит, количество кассовых боксов, которые можно здесь установить, невелико — можно заранее предположить, что в часы наибольшего наплыва посетителей в ней будут скапливаться длинные очереди. Именно поэтому парные кассовые боксы  являются  наиболее эффективным решением в данной ситуации, поскольку они позволяют обслужить больше посетителей, чем равное количество стандартных одинарных боксов.

Нужно заметить, что выбор  модели кассового стола должен осуществляться строго с учетом формата магазина. Четкая градация мест кассира (кассовых боксов) по моделям и форматам представлена у большинства производителей или  поставщиков торгового оборудования.

Очевидно, что абсолютное большинство из перечисленных выше принципов рациональной и эффективной  организации расчетно–кассовых  зон магазинов самообслуживания и, в частности, рабочих мест кассиров было позаимствовано отечественными торговыми  предприятиями у своих зарубежных коллег. Причина этому также очевидна: рыночные методы розничной торговли в нашей стране стали развиваться  относительно недавно, а при командно–административной  системе такие принципы не применялись.

Тем не менее, зарубежный опыт прижился в белорусских условиях хозяйствования и активно используется отечественными предприятиями. К тому же, белорусские компании постоянно совершенствуют методы организации торговли, привнося в полученные от иностранных коллег знания «местный колорит».

 

 

 

 

5.1. Использование работы со штрих-кодовым оборудованием.

В магазинах самообслуживания в настоящее время всё более  широкое применение находят технологии штрихового кодирования. Общеизвестно, что штрих–кодирование позволяет существенно упростить идентификацию товаров, и, как следствие, сократить время на все основные товароучетные операции, начиная с прихода и продажи товаров и заканчивая инвентаризацией. Оно позволяет автоматизировать учет продажи товаров, повысить скорость и культуру обслуживания покупателей, вести оперативный учет поступающих и проданных товаров в каждом отделе или секции.

Большие возможности штриховое  кодирование дает при продаже  товаров с помощью кассовых терминальных комплексов (POS-терминалов), которые  считывают код с товара, высвечивают  на экране его цену, автоматически  печатают чек и фиксируют продажу  товара. После получения денег  информация о конкретном проданном  товаре может сразу поступить  в центральную кассу.

Применение штрихового кодирования  позволяет автоматизировать не только продажу товара покупателю, но и  все функции товародвижения и  максимально снизить количество ошибок и бумажного документооборота.

При организации работы со штрих–кодами в магазинах, конечно же, используется специальное оборудование (например, такое, как сканер штрих–кода или терминал сбора данных).

Сканер штрих–кода —  это устройство, предназначенное  для считывания и автоматического  ввода штрих-кода в персональный компьютер или контрольно-кассовую машину. С помощью сканера штрих–кодов осуществляются операции по поиску товаров в справочнике, подборе товаров в документы и отчеты.

Терминал сбора данных — это портативное устройство, включающее в себя встроенный сканер штрих-кода, алфавитно-цифровую клавиатуру, жидкокристаллический дисплей, блок памяти, автономное питание и возможность  передачи данных в персональный компьютер. С помощью терминалов сбора данных предусмотрена возможность заполнения табличной части всех документов, что позволяет удобно и оперативно выполнять складские операции, такие  как инвентаризация, приход, расход, перемещение товара и т.п. Схема  работы товароведа с терминалом сбора данных следующая: перед оформлением документов товаровед сканирует штрих–код необходимого товара с помощью терминала сбора данных и вводит в терминал его количество. После обработки всего необходимого товара товаровед, из оформляемого документа, подает команду на получение данных из терминала, в результате чего табличная часть документа заполняется товарами, введенными в терминал сбора данных в указанном количестве.

В магазине «Дом Торговли» такое оборудование, конечно же, используется.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2. Организация  рабочего места кассира на  основе POS–систем.

Организация рабочего места  кассира на основе POS–систем позволяет  не просто рационализировать, но и коренным образом изменить работу кассиров в  сторону повышения ее эффективности.

При правильной организации  расчетной зоны магазина с использованием POS–систем резко снижается возможность  возникновения очередей на выходе из торгового зала, упрощается внутренний документооборот магазина и обмен  информацией между различными службами торгового предприятия, появляется возможность использовать труд меньшего количества работников и, как следствие, увеличивается прибыльность магазина и его положительный имидж  среди покупателей.

POS–системы представляют  собой определенные технические  комплексы и программное обеспечение,  связывающее в единую локальную  компьютерную сеть все кассовые  комплексы магазина, штрих–кодовое  и измерительное оборудование, а  также компьютеры в бухгалтерии  и дирекции со всеми подключенными  к ним периферийными устройствами.

Для поддержания на POS–системах  актуальной информации об остатках товаров  и их ценах предусмотрен механизм автоматической загрузки информации о  товарах при проведении документов. За счет этого снижается влияние  человеческого фактора на процесс  обновления информации о товарах  на кассах, так как в этом случае не требуется дополнительно проводить операцию загрузки касс.

Обмен данными производится через текстовые файлы и возможен как в ручном режиме на внешних  носителях (дискета, флэш-память), так  и в автоматическом режиме по локальной  сети, отличительной особенностью которого является возможность обмена в любой  момент времени без отрыва кассира от работы. В таком режиме работы в товароучетной системе поддерживается информация об актуальном остатке товара в торговом зале.

Одним из важных преимуществ POS–систем является возможность  гибкой организации систем скидок–надбавок:

  • назначающиеся с точностью до определенного товара автоматические схемы скидок (по условию, по дате, по времени, дню недели, количеству, сумме);
  • использование магнитных карт с фиксированным процентом (суммой) скидок;
  • использование персональных дисконтных карт с учетом суммы накопления.

Информация о работе Организация расчетной зоны магазина и пути улучшения функционирования