Организация розничной продажи товаров и работа с потребителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является разработка направлений совершенствования коммерческой деятельности по организации розничной продажи. Для этого необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть сущность коммерческой деятельности по организации розничной продажи товаров;
• дать характеристику предприятия;
• провести анализ коммерческой деятельности по организации розничной продажи ОАО "ЦУМ Минск";
• дать рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности по организации розничной продажи товаров и ее стимулированию.

Содержание

Введение...................................................................................................................5
1. Розничная торговля как сфера коммерческой деятельности....................7
1.1 Организация коммерческой деятельности в розничной торговле............7
1.2 Методы розничной продажи товаров........................................................12
1.3 Классификация товаров и предприятий в розничной торговле..............15
2. Розничная продажа товаров и обслуживание покупателей....................17
2.1 Правила работы предприятий розничной торговли.................................17
2.2 Методы стимулирования продажи товаров..............................................18
2.3 Услуги розничной торговли и их классификация....................................21
3. Формирование товарного ассортимента предприятия розничной торговли..................................................................................................................24
3.1 Критерии формирования товарного ассортимента..................................24
3.2 Совершенствование формирования товарного ассортимента................29
3.3 Содержание торгово-технологических процессов розничного торгового предприятия...........................................................................................................32
4. Направления эффективности розничной торговли..................................35
4.1 Мероприятия по стимулированию продаж...............................................35
4.2 Покупательская лояльность и способы её достижения...........................37
4.3 Мотивационные программы для персонала магазинов...........................39
5. Расчётно-аналитическая часть на примере ОАО «ЦУМ Минск».........42
5.1 Краткая характеристика ОАО «ЦУМ Минск».........................................42
5.2 Коммерческая деятельность по выбору организационных форм розничной торговли и методов продажи товаров..............................................46
5.3 Пути совершенствования коммерческой деятельности по организации розничной продажи товаров и её стимулирование............................................48
Заключение.............................................................................................................5
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Pereselyak_kursovaya (1).docx

— 91.01 Кб (Скачать файл)

Достигнут рост производительности труда на 1-го работника на 13% в сопоставимых ценах. Товарооборот на 1 кв. м. по сравнению с прошлым годом возрос на 13,8% и составил 15,2 млн.руб. Фактическая прибыль от реализации превысила 3,8 млрд.руб., рентабельность – 3,07% к товарообороту. Чистая прибыль составила 711 млн.руб. и будет распределена по следующим направлениям: - выплату дивидендов 356 млн.руб. (50%); - пополнение собственных оборотных средств 142 млн.руб. (20%); - резервный фонд 213 млн.руб. (30%). В таблице 1 приведен анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия ОАО "ЦУМ Минск".

 

Таблица 1 – Розничный товарооборот за 2009 г. ОАО "ЦУМ Минск"

Кварталы

Прошлый период (2008) год

Отчетный период (2009 год)

Динамика, %

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

1

31634,4

32455,3

32455,3

102,6

102,6

2

29544,8

37673,1

37635,5

127,5

127,4

3

33451,2

38556,2

39479,2

115,3

118

4

31907,1

42008,7

31811,6

131,7

99,7

Итого за год

126537,5

150693,3

141381,6

119,1

111,7


В отчетном 2009 г. товарооборот увеличился в действующих и сопоставимых ценах по сравнению с 2008 г. Товарооборот увеличился за счет повышения спроса со стороны населения на товары, реализуемые предприятием. Динамика 102,6% за 1 квартал по сравнению с 1 кварталом 2008 г. увеличилась. Этот незначительный темп роста связан с динамикой цен на товары. Во 2-4 кварталах 2009 г. динамика товарооборота в действующих ценах увеличилась на 127,5%, 115,3%, 131,7% по сравнению с 2008 г. в связи с расширением ассортимента, расширения зоны самообслуживания, что также привлекает покупателей и стимулирует к покупкам. В 48 световых коробах универмага размещена оперативная реклама универмага и основных производителей белорусских товаров для повышения информированности и привлеченности покупателей, что также повлекло к увеличению товарооборота в 2009 г. Различие в динамике товарооборота по кварталам связано с реализацией сезонных товаров. Динамика в сопоставимых ценах показывает изменение количества реализованных товаров. Во 2 квартале 2009 г. было больше всего реализовано товаров, а уже в 4 квартале 2009 г. было уже меньше продано, чем в 4 квартале 2008 г. (связано с падением уровня доходов покупателей). Для увеличения товарооборота предприятию необходимо проводить мероприятия по стимулированию сбыта: применение дисконтных карт, расширение ассортимента товаров, продающихся в кредит, реклама в газетах с указанием распродаж товаров.

Анализ прибыли и рентабельности проводится на основании таблицы 2

Таблица 2 – Рентабельность торговой деятельности ОАО "ЦУМ Минск" за 2008-2009 гг., млн.руб.

Показатели

2008 год

2009 г.

Отклонение

(+, -)

Розничный товарооборот

126537,5

150693,3

24155,8

Валовые доходы

7320

8085,2

7652

Расходы на реализацию товаров и отчисления от валовых доходов

6242,8

7455,6

1212,8

Прибыль от реализации товаров

1077,2

629,6

-447,6

Внереализационные доходы за исключением налогов

27,6

39,6

12

Внереализационные расходы

443,6

577,2

133,6

Операционные доходы

67,2

81,2

14

Операционные расходы и прочие приравненные к ним

-

-

0

Прибыль отчетного периода

728,4

173,2

-555,2


Отрицательное отклонение прибыли от реализации товаров и прибыли отчетного периода связано с большим увеличением издержек обращения, себестоимости, чем роста валовых доходов. Для увеличения доходов можно предусмотреть две группы мероприятий: по снижению себестоимости и по стимулированию сбыта и увеличению товарооборота, и соответственно, валовых доходов. Мероприятиями по снижению себестоимости является увеличение производительности труда, внедрение полной автоматизации всех возможных торговых процессов, расширение зоны самообслуживания, замены старого оборудования новым. Среди мероприятий по стимулированию сбыта можно выделить мероприятия по анализу заключенных договоров с поставщиками, включить условия скидок за поставку крупных партий, более длительного срока оплаты за товары; внедрять новые виды рекламы в т.ч. интернет-рекламу.

 

    1. Коммерческая деятельность по выбору организационных форм розничной торговли и методов продажи товаров

Предприятие ОАО "ЦУМ Минск" имеет огромный ассортимент реализуемых товаров. Широта и глубина ассортимента практически полностью совпадает принятой ассортиментной политике предприятия. Широкий ассортимент позволяет ориентироваться на различные требования покупателей и стимулировать совершение покупок в одном месте. Глубокий ассортимент предприятия удовлетворяет потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимально использовать торговые площади; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен. Однако он увеличивает расходы на поддержание запасов и может затруднять сопоставление и выбор товара.

В качестве важных моментов, характеризующих состояние коммерческой деятельности на предприятии необходимо отметить следующее:

  • Как показывают опросы населения магазины ОАО "ЦУМ Минск" остаются достаточно популярным магазинами города для значительного круга покупателей.
  • Уникальность торговых объектов торгового предприятия заключается в имеющихся больших торговых площадях, широком ассортименте предлагаемых товаров для всех слоев населения с различным уровнем доходов.
  • Важнейшим конкурентным преимуществом ОАО "ЦУМ Минск" является то, что товары предлагаемые потребителям, не дороже аналогичных, реализуемых в других магазинах и торговых центрах города.
  • Вместе с тем, планируется значительное расширение ассортимента реализуемых товаров, проведение массированной рекламной компании, направленной на привлечение и удержание запланированного количества потребителей.

Проводится усиленная работа по налаживанию хозяйственных связей с поставщиками, поиск новых поставщиков товаров. Товары, не производимые в республике, предприятие закупает у фирм, завозящих их извне и являющихся в основном импортерами, а не посредниками. Для более широкого ассортимента специалистами предприятия систематически изучаются предложения на товарном рынке. Специалисты предприятия изучают цены и организацию процесса розничной торговли.

Важным направлением в деятельности предприятия является участие специалистов и работников в выставках, ярмарках, проводимых как в городе, так и за его пределами. Предприятие систематически проводит предпраздничные выставки-продажи, участвует в городских мероприятиях. С целью организации широкой рекламы и внедрения новых и малоизвестных товаров проводятся расширенные выставки-продажи, рекламные акции с участием поставщиков с предоставлением скидок и призов. С целью увеличения объемов продажи товаров специалисты предприятия постоянно контролируют наличие в торговом зале всего имеющегося ассортимента товаров и продукции. Проводится постоянная работа по расширению ассортимента предлагаемых товаров. Работа с фирменными секциями позволяет обеспечить фирменную секцию наиболее полным ассортиментом, производимых промышленными предприятиями товаров, постоянно пополнять ассортимент фирменной секции, заключать договора на условиях реализации, расчеты за товар осуществлять по мере реализации, нереализованные остатки товара возвращать производителю либо менять на другой ассортимент.

Продажа товаров осуществляется за наличный и безналичный расчеты, в кредит, а также по пластиковым карточкам "Еврокарт/Мастеркарт", "Маэстро", "Виза электрон" и "Виза". Для привлечения покупателей и с целью расширения спектра предлагаемых услуг совместно с банками функционируют два пункта оформления и выдачи кредитов на товары, приобретаемые в универмаге.

 

    1. Пути совершенствования коммерческой деятельности по организации розничной продажи товаров и её стимулирование

Планируемый комплекс мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности по организации розничной продажи товаров и ее стимулированию ОАО «ЦУМ Минск»:

  • Расширение ассортимента фирменных секций - Расширение внутригруппового ассортимента, увеличение товарооборота;
  • Продолжение работы с промышленными предприятиями по открытию фирменных секций с целью продвижения товаров и изучения покупательского спроса - Выявление новых товаров вовлечение их в товарооборот, рациональное использование торговой площади;
  • Проведение 12 выставок-продаж, в том числе 3 с демонстраций моделей и снижение цен на товары в период проведени - Повышение эффективности работы предприятия увеличение обьёмов продажи товаров;
  • Снижение цен на сезонные товары совместно с промышленными предприятиями - Ускорение реализации сезонного товара, уменьшение товарных запасов на складах;
  • Проведение совместных уценок и распродаж с промышленными предприятиями - Увеличение товарооборота за счет снижения товарных остатков;
  • Работа с поставщиками по замене ассортимента, пользующегося ограниченным спросом - Обновление ассортимента, выявление товаров повышенного спроса;
  • Увеличение продажи товаров в кредит - Увеличение объема реализации, ускорение товарооборачиваемости;
  • Использование различных видов рекламы с освещением через печать, радио, телевидение, средства массовой информации и внутренней рекламы на транспорте - Привлечение новых покупателей, увеличение объемов продаж и получение прибыли;
  • Расширение продажи товара методом самообслуживания - Активизация продажи товаров, увеличение товарооборота;
  • Повышение квалификационного уровня продавцов- Повышение культуры обслуживания населения, повышение производительности труда работников предприятия;
  • Формирование имиджа организации - Повышение и поддержание интереса потребителя, привлечение новых поставщиков, увеличение товарооборота, прибыльная работа предприятия.
 
 
 
 

 

 

Заключение

 
         Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли.  Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно  населению, то есть физическим лицам, применяя свои,  специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции. 
         На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.

В данной курсовой работе была проанализирована деятельность крупного предприятия торговли ОАО "ЦУМ Минск". Была дана общая характеристика предприятия: даны сведения о наличии магазинов, торговой, общей площади помещений магазина. В практической части были рассчитаны динамика товарооборота, издержек обращения, численности, прибыли и т.д. Негативным фактором является уменьшение прибыли в 2009 г. по сравнению с 2008 г. Товарооборот в 2009 г. увеличился по сравнению с 2008 г. Но также увеличилась себестоимость от реализации товаров. Себестоимость от реализации товаров увеличилась в большей степени, и поэтому прибыль в 2009 г. намного меньше, чем в 2008 г.Поэтому необходимо предусмотреть различные мероприятия по снижению издержек обращения и увеличению товарооборота.

 ОАО "ЦУМ Минск" имеет широкий  ассортимент, соответствующий выработанной  ассортиментной политике, позволяющий  совершить все необходимые покупки  в одном месте и удовлетворить  разные требования покупателей.Совершенствование  уровня коммерческой деятельности  требует постоянного совершенствования  ее технологии, особенно использования  новой техники управления, автоматизированных  рабочих мест коммерческих работников, компьютеризации управления коммерческими  процессами, в том числе продажи  товаров.

Основными планируемыми мероприятиями совершенствования коммерческой деятельности являются для предприятия:

Информация о работе Организация розничной продажи товаров и работа с потребителями