Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:18, курсовая работа
Целью работы является разработка направлений совершенствования коммерческой деятельности по организации розничной продажи. Для этого необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть сущность коммерческой деятельности по организации розничной продажи товаров;
• дать характеристику предприятия;
• провести анализ коммерческой деятельности по организации розничной продажи ОАО "ЦУМ Минск";
• дать рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности по организации розничной продажи товаров и ее стимулированию.
Введение...................................................................................................................5
1. Розничная торговля как сфера коммерческой деятельности....................7
1.1 Организация коммерческой деятельности в розничной торговле............7
1.2 Методы розничной продажи товаров........................................................12
1.3 Классификация товаров и предприятий в розничной торговле..............15
2. Розничная продажа товаров и обслуживание покупателей....................17
2.1 Правила работы предприятий розничной торговли.................................17
2.2 Методы стимулирования продажи товаров..............................................18
2.3 Услуги розничной торговли и их классификация....................................21
3. Формирование товарного ассортимента предприятия розничной торговли..................................................................................................................24
3.1 Критерии формирования товарного ассортимента..................................24
3.2 Совершенствование формирования товарного ассортимента................29
3.3 Содержание торгово-технологических процессов розничного торгового предприятия...........................................................................................................32
4. Направления эффективности розничной торговли..................................35
4.1 Мероприятия по стимулированию продаж...............................................35
4.2 Покупательская лояльность и способы её достижения...........................37
4.3 Мотивационные программы для персонала магазинов...........................39
5. Расчётно-аналитическая часть на примере ОАО «ЦУМ Минск».........42
5.1 Краткая характеристика ОАО «ЦУМ Минск».........................................42
5.2 Коммерческая деятельность по выбору организационных форм розничной торговли и методов продажи товаров..............................................46
5.3 Пути совершенствования коммерческой деятельности по организации розничной продажи товаров и её стимулирование............................................48
Заключение.............................................................................................................5
Список использованной литературы
Достигнут рост производительности труда на 1-го работника на 13% в сопоставимых ценах. Товарооборот на 1 кв. м. по сравнению с прошлым годом возрос на 13,8% и составил 15,2 млн.руб. Фактическая прибыль от реализации превысила 3,8 млрд.руб., рентабельность – 3,07% к товарообороту. Чистая прибыль составила 711 млн.руб. и будет распределена по следующим направлениям: - выплату дивидендов 356 млн.руб. (50%); - пополнение собственных оборотных средств 142 млн.руб. (20%); - резервный фонд 213 млн.руб. (30%). В таблице 1 приведен анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия ОАО "ЦУМ Минск".
Таблица 1 – Розничный товарооборот за 2009 г. ОАО "ЦУМ Минск"
Кварталы |
Прошлый период (2008) год |
Отчетный период (2009 год) |
Динамика, % | ||
в действующих ценах |
в сопоставимых ценах |
в действующих ценах |
в сопоставимых ценах | ||
1 |
31634,4 |
32455,3 |
32455,3 |
102,6 |
102,6 |
2 |
29544,8 |
37673,1 |
37635,5 |
127,5 |
127,4 |
3 |
33451,2 |
38556,2 |
39479,2 |
115,3 |
118 |
4 |
31907,1 |
42008,7 |
31811,6 |
131,7 |
99,7 |
Итого за год |
126537,5 |
150693,3 |
141381,6 |
119,1 |
111,7 |
В отчетном 2009 г. товарооборот увеличился в действующих и сопоставимых ценах по сравнению с 2008 г. Товарооборот увеличился за счет повышения спроса со стороны населения на товары, реализуемые предприятием. Динамика 102,6% за 1 квартал по сравнению с 1 кварталом 2008 г. увеличилась. Этот незначительный темп роста связан с динамикой цен на товары. Во 2-4 кварталах 2009 г. динамика товарооборота в действующих ценах увеличилась на 127,5%, 115,3%, 131,7% по сравнению с 2008 г. в связи с расширением ассортимента, расширения зоны самообслуживания, что также привлекает покупателей и стимулирует к покупкам. В 48 световых коробах универмага размещена оперативная реклама универмага и основных производителей белорусских товаров для повышения информированности и привлеченности покупателей, что также повлекло к увеличению товарооборота в 2009 г. Различие в динамике товарооборота по кварталам связано с реализацией сезонных товаров. Динамика в сопоставимых ценах показывает изменение количества реализованных товаров. Во 2 квартале 2009 г. было больше всего реализовано товаров, а уже в 4 квартале 2009 г. было уже меньше продано, чем в 4 квартале 2008 г. (связано с падением уровня доходов покупателей). Для увеличения товарооборота предприятию необходимо проводить мероприятия по стимулированию сбыта: применение дисконтных карт, расширение ассортимента товаров, продающихся в кредит, реклама в газетах с указанием распродаж товаров.
Анализ прибыли и рентабельности проводится на основании таблицы 2
Таблица 2 – Рентабельность торговой деятельности ОАО "ЦУМ Минск" за 2008-2009 гг., млн.руб.
Показатели |
2008 год |
2009 г. |
Отклонение |
(+, -) | |||
Розничный товарооборот |
126537,5 |
150693,3 |
24155,8 |
Валовые доходы |
7320 |
8085,2 |
7652 |
Расходы на реализацию товаров и отчисления от валовых доходов |
6242,8 |
7455,6 |
1212,8 |
Прибыль от реализации товаров |
1077,2 |
629,6 |
-447,6 |
Внереализационные доходы за исключением налогов |
27,6 |
39,6 |
12 |
Внереализационные расходы |
443,6 |
577,2 |
133,6 |
Операционные доходы |
67,2 |
81,2 |
14 |
Операционные расходы и прочие приравненные к ним |
- |
- |
0 |
Прибыль отчетного периода |
728,4 |
173,2 |
-555,2 |
Отрицательное отклонение прибыли от реализации товаров и прибыли отчетного периода связано с большим увеличением издержек обращения, себестоимости, чем роста валовых доходов. Для увеличения доходов можно предусмотреть две группы мероприятий: по снижению себестоимости и по стимулированию сбыта и увеличению товарооборота, и соответственно, валовых доходов. Мероприятиями по снижению себестоимости является увеличение производительности труда, внедрение полной автоматизации всех возможных торговых процессов, расширение зоны самообслуживания, замены старого оборудования новым. Среди мероприятий по стимулированию сбыта можно выделить мероприятия по анализу заключенных договоров с поставщиками, включить условия скидок за поставку крупных партий, более длительного срока оплаты за товары; внедрять новые виды рекламы в т.ч. интернет-рекламу.
Предприятие ОАО "ЦУМ Минск" имеет огромный ассортимент реализуемых товаров. Широта и глубина ассортимента практически полностью совпадает принятой ассортиментной политике предприятия. Широкий ассортимент позволяет ориентироваться на различные требования покупателей и стимулировать совершение покупок в одном месте. Глубокий ассортимент предприятия удовлетворяет потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимально использовать торговые площади; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен. Однако он увеличивает расходы на поддержание запасов и может затруднять сопоставление и выбор товара.
В качестве важных моментов, характеризующих состояние коммерческой деятельности на предприятии необходимо отметить следующее:
Проводится усиленная работа по налаживанию хозяйственных связей с поставщиками, поиск новых поставщиков товаров. Товары, не производимые в республике, предприятие закупает у фирм, завозящих их извне и являющихся в основном импортерами, а не посредниками. Для более широкого ассортимента специалистами предприятия систематически изучаются предложения на товарном рынке. Специалисты предприятия изучают цены и организацию процесса розничной торговли.
Важным направлением в деятельности предприятия является участие специалистов и работников в выставках, ярмарках, проводимых как в городе, так и за его пределами. Предприятие систематически проводит предпраздничные выставки-продажи, участвует в городских мероприятиях. С целью организации широкой рекламы и внедрения новых и малоизвестных товаров проводятся расширенные выставки-продажи, рекламные акции с участием поставщиков с предоставлением скидок и призов. С целью увеличения объемов продажи товаров специалисты предприятия постоянно контролируют наличие в торговом зале всего имеющегося ассортимента товаров и продукции. Проводится постоянная работа по расширению ассортимента предлагаемых товаров. Работа с фирменными секциями позволяет обеспечить фирменную секцию наиболее полным ассортиментом, производимых промышленными предприятиями товаров, постоянно пополнять ассортимент фирменной секции, заключать договора на условиях реализации, расчеты за товар осуществлять по мере реализации, нереализованные остатки товара возвращать производителю либо менять на другой ассортимент.
Продажа товаров осуществляется за наличный и безналичный расчеты, в кредит, а также по пластиковым карточкам "Еврокарт/Мастеркарт", "Маэстро", "Виза электрон" и "Виза". Для привлечения покупателей и с целью расширения спектра предлагаемых услуг совместно с банками функционируют два пункта оформления и выдачи кредитов на товары, приобретаемые в универмаге.
Планируемый комплекс мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности по организации розничной продажи товаров и ее стимулированию ОАО «ЦУМ Минск»:
Заключение
Розничная торговля - это завершающая
форма продажи товаров конечному потребителю
в небольших объемах через магазины, павильоны,
лотки, палатки и другие пункты сети розничной
торговли. Розничные торговые предприятия
реализуют товары непосредственно населению,
то есть физическим лицам, применяя свои,
специфические способы и методы розничной
продажи, окончательно завершают обращение
от изготовителя продукции.
На предприятиях розничной торговли завершается
процесс кругооборота средств, вложенных
в производственные предметы потребления,
происходит превращение товарной формы
стоимости в денежную и создается экономическая
основа для возобновления производства
товаров. Экономическое значение розничной
торговой сети состоит в ускорении движения
и реализации товара, а так же сохранения
его количества и качества на всем пути
от производства до потребителя. Экономический
аспект торговли проявляется в величине
совокупного общественного продукта и
национального дохода общества.
В данной курсовой работе была проанализирована деятельность крупного предприятия торговли ОАО "ЦУМ Минск". Была дана общая характеристика предприятия: даны сведения о наличии магазинов, торговой, общей площади помещений магазина. В практической части были рассчитаны динамика товарооборота, издержек обращения, численности, прибыли и т.д. Негативным фактором является уменьшение прибыли в 2009 г. по сравнению с 2008 г. Товарооборот в 2009 г. увеличился по сравнению с 2008 г. Но также увеличилась себестоимость от реализации товаров. Себестоимость от реализации товаров увеличилась в большей степени, и поэтому прибыль в 2009 г. намного меньше, чем в 2008 г.Поэтому необходимо предусмотреть различные мероприятия по снижению издержек обращения и увеличению товарооборота.
ОАО "ЦУМ Минск" имеет широкий
ассортимент, соответствующий выработанной
ассортиментной политике, позволяющий
совершить все необходимые
Основными планируемыми мероприятиями совершенствования коммерческой деятельности являются для предприятия:
Информация о работе Организация розничной продажи товаров и работа с потребителями