Оценка организации маркетинговых исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать организацию маркетинговых исследований в ОАО «Кировский макаронно-кондитерский комбинат».
Предметом данной работы является организация маркетинговых исследований.
Объектом исследования является открытое акционерное общество «Кировский макаронно-кондитерский комбинат».
В соответствии с поставленной целью задачами проводимого исследования являются:
изучение теоретических аспектов маркетинговых исследований в организации, организационного построения службы маркетинга;
исследование особенностей организационно-экономической характеристики предприятия.
характеристика рынка и маркетинговой деятельности предприятия;
анализ организационной структуры службы маркетинга и выполняемые ею функций;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты организации маркетинговых исследований на предприятии 6
1.1 Исследования в системе маркетинговой деятельности предприятия 6
1.2 Цели и методы маркетингового исследования 9
1.3 Методы сбора маркетинговой информации 12
2 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Кировский макаронно-кондитерский комбинат» 23
2.1 Организационные основы деятельности предприятия 23
2.2 Ресурсы предприятия и эффективность их использования 26
2.3 Финансово-экономические результаты деятельности предприятия 29
2.4 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 32
3 Оценка организации маркетинговых исследований в ОАО «Кировский макаронно-кондитерский комбинат» 42
3.1 Оценка организации службы маркетинга, кадровый состав и выполняемые функции 42
3.2 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию организации маркетинговых исследований на предприятии 46
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

оценка организации МИ.doc

— 417.00 Кб (Скачать файл)

В 2009 г. среднесписочная численность работающих составила 67 человека, что равно соответствующему показателю 2006 г. Всего в течении 3 лет среднесписочная численность не изменилась.

Общая величина годового фонда оплаты труда персонала в 2009 г. по сравнению  с 2007 г. увеличилась на 1792 тыс. руб. 38,96%, среднемесячная зарплата одного работника повысилась за 3 года на 2,3 тыс. руб. (40,01%) и составила в 2009 г. 8 тыс. руб. Рост средней заработной платы всех категорий работающих на ОАО «КМКК» неизменно отражает рост потребительных цен и определяется в зависимости от минимальной месячной ставки рабочего первого разряда, устанавливаемой ежегодно.

Производительность труда возросла, что говорит об увеличении эффективности использования трудовых ресурсов предприятия, ее рост составил 152,3 тыс. руб. Темпы роста производительности труда (52,3%) превышают темпы роста заработной платы, что оценивается положительно и способствует экономии фонда заработной плата, а соответственно и себестоимости продукции в целом.

Средняя величина основных средств предприятия  увеличилась в 2009 г. по сравнению с 2007 г. на 1998 тыс. руб. или на 19,43%.  Причиной явилось постоянное обновление машин и оборудования. Фондоотдача основных средств имеет устойчивую тенденцию к росту в течение всего рассматриваемого периода +0,51 руб., причиной этого является рост выручки более быстрыми темпами, чем средней стоимости основных средств.

Средняя величина оборотного капитала выросла в 2009 г. по сравнению с 2007 г. на 36,84% или на 1942 тыс. руб. В связи с тем, что темпы роста выручки превышают темпы роста средней величины оборотного капитала, коэффициент оборачиваемости возрос на 11,1% и составил 4,04 обор., соответственно период оборота сократился на 9,8 дней, что способствует экономии оборотных средств предприятия и является положительным фактом.

Рентабельность продаж отражает доходность вложений в основное производство. В 2009 г. рентабельность продаж составила 11,48%, что на 1,71 п.п. выше, чем в 2007 г., т.е. величина прибыли от продаж на рубль выручки увеличилась.

Рентабельность активов возросла за период и составила в 2009 г. 7,24, что обусловлено значительным ростом чистой прибыли предприятия.

Таким образом, на основе анализа показателей  хозяйственной деятельности ОАО «КМКК» можно сделать следующие выводы:

  • объемы продажи предприятия имеют довольно устойчивую тенденцию к росту;
  • численность персонала предприятия за анализируемый период является стабильной, что несет в себе положительный социальный эффект;
  • затраты предприятия за 3 года систематически повышались, что объясняется прежде всего возрастающими объемами продажи;
  • стоимость основных и оборотных средств за анализируемый период увеличилась;
  • чистая прибыль предприятия также стабильно увеличивалась и имеет тенденцию к дальнейшему росту.

Таким образом, ОАО «КМКК» является прибыльным предприятием. Ежегодно улучшаются технико-экономические показатели его работы.

2.3 Финансово-экономические результаты деятельности предприятия

 

Анализ начинается с оценки динамики показателей балансовой  прибыли за отчетный период. При этом сравниваются основные финансовые показатели за прошлый и отчетный периоды, рассчитываются отклонения от базовой величины показателей и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние на балансовую прибыль.

На основании отчета о прибылях и убытках проследим динамику этих показателей (таблица 2).

 

Таблица 2 -  Формирование прибыли ОАО «КМКК», тыс. руб.

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Отклонения

2009 к 2007

тыс. руб.

%

Выручка от продаж

19188

24575

29172

9984

152,0

Себестоимость продаж

16167

19664

23298

7131

144,1

Валовая прибыль

3021

4911

5874

2853

194,4

Коммерческие расходы

651

998

1583

932

243,2

Управленческие расходы

495

1278

941

446

190,1

Прибыль (убыток) от продаж

1875

2635

3350

1475

178,7

Сальдо прочих доходов и расходов

-1171

-658

-1320

-149

112,7

- прочие доходы

134

91

109

-25

81,3

- прочие расходы

1305

749

1429

124

109,5

Прибыль (убыток) до налогообложения

704

1947

2030

1326

288,3

Налог на прибыль и другие аналогичные платежи

375

630

596

221

158,9

Чистая прибыль (убыток)

329

1317

1434

1105

435,7

Чистая прибыль на 1 руб. прибыли от продаж, %

17,5

50,0

42,8

25,3

244,6


 

Данные таблицы 2 показывают, что при росте выручки от продаж на 9984 тыс. руб. (на 52 %), себестоимость выросла на 7131 тыс. руб. (на 44,1%),  в связи с опережающим темпом роста выручки от продаж  над себестоимостью продаж валовая прибыль за анализируемый период увеличилась на 2853 тыс. руб. (на 94,4%); прибыль от продаж увеличилась на 1475 тыс. руб. (на 78,7 %), за счет увеличения в 2009 г. по сравнению с 2007 г. коммерческих расходов на 932 тыс. руб. или более чем в 2,4 раза и управленческих расходов в 1,9 раза.

Чистая прибыль в 2009 г. составила 1434 тыс. руб., темпы ее прироста составили 435,7%, в абсолютном выражении она выросла на 1105 тыс.руб.

Характеризуя изменение абсолютных показателей прибыли, следует отметить, что если чистая прибыль на 1 руб. прибыли от продаж в 2007 г. году составляла 17,5%, в 2008 г. 50%, то в отчетном году - 42,8%, что выше чем в 2007 г. на 25,3 п.п., а в сравнении с 2008 г. произошло снижение данного показателя на 7,2 п.п.

Больший темп роста прибыли до налогообложения и чистой прибыли по  сравнению с темпами роста показателей валовой прибыли и прибыли от продаж объясняется некоторым снижением сумм  прочих расходов.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий.

Исходя из состава имущества  предприятия, в которое вкладываются капиталы, и проводимых предпринимателями хозяйственных и финансовых операций существует система показателей рентабельности.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие  группы:

    • показатели рентабельности капитала (активов);
    • показатели рентабельности продукции;
    • показатели, рассчитанные на основные потоки наличных денежных средств.

Показатели рентабельности характеризуют  финансовые результаты и эффективность  деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций (таблица 3).

Рентабельность продаж отражает доходность вложений в основное производство. В 2009 г. рентабельность продаж составила 11,48%, что на 1,71 п.п. выше, чем в 2007 г., т.е. величина прибыли от продаж на рубль выручки увеличилась.

Рентабельность активов возросла за период и составила в 2009 г. 7,24, что обусловлено значительным ростом чистой прибыли предприятия.

Рентабельность активов тем  выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных активов  и скорость оборота оборотных  активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средства труда, материалов, труда).

 

Таблица 3 – Анализ показателей рентабельности ОАО «КМКК»

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

Отклонения

2008г. –2007г.

2009г. – 2008г.

Выручка от продажи, тыс. руб.

19188

24575

29172

5387

4597

Себестоимость продукции, тыс. руб.

17313

21940

25822

4627

3882

Внеоборотные активы, тыс. руб.

11682

11686

13482

4

1796

Оборотные средства, тыс. руб.

4853

6556

7869

1703

1313

Прибыль от продажи, тыс. руб.

1875

2635

3350

760

715

Рентабельность активов  по чистой прибыли, %

2,04

7,57

7,24

5,53

-0,33

Рентабельность капитала (предприятия)

11,3

14,4

15,7

3,1

1,3

Рентабельность оборотных средств

38,64

40,19

42,57

1,55

2,38

Рентабельность внеоборотных активов

16,05

22,55

24,85

6,5

2,3

Рентабельность продаж, %

9,77

10,72

11,48

0,95

0,76

Рентабельность производства, %

10,83

12,01

12,97

1,18

0,96

Рентабельность собственного капитала, %

2,3

8,43

8,41

6,13

-0,02


 

Из таблицы видно, что рентабельность собственного капитала за рассматриваемый период неуклонно увеличивалась. В 2007 году она составляла 2,3 %, в 2008 году – 8,43 %, а в 2009 году – уже -8,41 %.

Рентабельность собственных средств  показывает эффективность использования собственного капитала, указывает на величину прибыли полученной с каждого рубля, вложенного в предприятия, собственниками.

2.4 Анализ маркетинговой  деятельности предприятия

 

Динамику развития видов деятельности предприятия можно проанализировать на основе данных таблицы 4.

Из таблицы 4 видно, что общий объем продажи предприятия в 2009 году по сравнению с 2007 годом вырос на 9984 тысяч рублей (52,03%).

Наибольший удельный вес в выручке  от продаж в течение всего рассматриваемого периода занимает выручка от продажи конфет, в 2009 г. 58,68%, что на 2,6 п.п. выше, чем в 2006 г., абсолютный прирост составил 6357 тыс. руб. или 59,07%.

 

Таблица 4 – Структура и динамика выручки от продаж ОАО «КМКК»

Наименование показателей

2007

2008

2009

Отклонение 2009г. к 2006 г.

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

абс, тыс. руб.

%

Выручка от продажи продукции,  всего тыс. руб.,

в том числе

19188

100,0

24575

100,0

29172

100,0

9984

152,03

  • конфеты

10761

56,08

12612

51,32

17118

58,68

6357

159,07

  • карамель

5254

27,38

7429

30,23

7640

26,19

2386

145,41

  • ирис

2429

12,66

3750

15,26

4023

13,79

1594

165,62

  • драже

744

3,88

784

3,19

391

1,34

-353

52,55


 

Значительный объем выручки  от продаж занимает выручка от продажи  карамели – 26,19%, в течение рассматриваемого периода произошло некоторое  его снижение на 1,19 п.п.

В течение рассматриваемого периода  произошел значительный рост выручки от продаж ириса (+65,52%).

Драже единственный вид продукции  предприятия по которому произошло сокращение выручки от продаж на 353 тыс. руб. (-47,45%) и удельного веса в общем объеме выручки на 2,54 п.п.

Для характеристики сбалансированности спроса и предложения пользуются такими обобщающими показателями рациональности ассортимента, как широта, полнота, структура и устойчивость.

Широта ассортимента — количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп

Это свойство характеризуется двумя  абсолютными показателями — действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.

Действительная широта — фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами, или максимально возможное.

Коэффициент широты выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Полнота ассортимента — это число разновидностей товара внутри вида. Она характеризуется коэффициентом полноты ассортимента — отношением (%) числа разновидностей товаров, фактически находящихся в продаже, к числу разновидностей, предусмотренному ассортиментным минимумом (прейскурантом, спецификацией).

Устойчивость ассортимента — это колебания его широты и полноты в течение того времени, когда товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации.

Вплотную к устойчивости ассортимента примыкает степень обновления ассортимента. Она характеризуется удельным весом долей новых изделий в общем объеме товаров, поступивших в продажу.

Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется действительным обновлением — количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

Таким образом, показатели рациональности ассортимента товаров имеют важное социально-экономическое значение. С их помощью определяется полнота удовлетворения потребительского спроса, оптимальность ассортимента, качество торгового обслуживания субъектов рынка. Вместе с тем оптимальность ассортимента обеспечивает экономию трудовых и материальных ресурсов, повышение эффективности всего общественного производства.

Информация о работе Оценка организации маркетинговых исследований