Оценка эффективности организации и управления размещением товаров в магазине «Журавушка» ОСП ЦВТ УП «Гроднопищепром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование использования мерчендайзинга на предприятиях розничной торговли.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
изучить основные составляющие и принципы мерчендайзинга торгового предприятия;
рассмотреть особенности организации торгового предприятия как элемента мерчендайзинга;
охарактеризовать принципы размещения и выкладки товара в торговом зале магазина «Журавушка» с учетом мерчендайзинга

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И ВЫКЛАДКИ ТОВАРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 6
1.1. Понятие и основные методы размещения и выкладки товаров в торговом зале 6
1.2. Мерчендайзинг, как способ размещения и выкладки товаров 11
1.3. Методы оценки эффективности организации и планирования мероприятий в области мерчендайзинга 15
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ РАЗМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ В МАГАЗИНЕ «ЖУРАВУШКА» ОСП ЦВТ УП «ГРОДНОПИЩЕПРОМ» 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОСП ЦВТ УП «Гроднопищепром» 18
2.2. Особенности организации и использования торговой площади магазина «Журавушка» ОСП ЦВТ УП «Гроднопищепром» 22
2.3. Оценка эффективности планирования и управления выкладкой товаров в магазине «Журавушка» 25
3. КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА В МАГАЗИНЕ «ЖУРАВУШКА» ОСП ЦВТ УП «ГРОДНОПИЩЕПРОМ» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

Мерчендайзинг в Журавинке.docx

— 193.22 Кб (Скачать файл)

Юридический адрес: почтовый индекс 230003, г. Гродно, проспект Космонавтов, 60.

Номер расчётного счёта: 3012205850013 УНН 500595858 ОКПО 05542349

По итогам 2011 года ОСП ЦВТ  УП «Гроднопищепром» получен убыток от реализации в размере  5 млн.руб., что меньше аналогичного показателя 2010 года на 138 млн.руб. (в 2010 году убыток от реализации товаров, работ составил 143 млн.руб.). Изменение финансового результата в исследуемом периоде связано со снижением удельного веса расходов на реализацию, что повлекло снижение издержек в области организации сбыта продукции.

Положительной тенденцией следует рассматривать рост прибыли по внереализационным видам деятельности. В 2010 г прибыль по внереализационным доходам и расходам  составила 74 млн. руб. В 2011 г. прибыль от внереализационной деятельности составила 291 млн.руб., что на 293,2% больше показателя 2010 г.

Также отмечается увеличение прибыли от операционной деятельности с 51 млн.руб. в 2010 г. до 113 млн.руб. в 2011 г.

Динамика показателей прибыли приведена на рис. 2.1.

Рис. 2.1.  Динамика прибыли ОСП ЦВТ  УП «Гроднопищепром» в 2009-2011 гг.

 

 В результате хозяйственной деятельности в 2011 г. получена чистая прибыль в размере 192 млн.руб.

Существенное влияние на финансовое положение ОСП ЦВТ  УП «Гроднопищепром» оказала нестабильность экономики Республики Беларусь в 2011 г.

В табл. 2.1 представлены основные коэффициенты, характеризующие финансовое положение предприятия в 2010-2011 г.

Таблица 2.1

Анализ финансового состояния ОСП ЦВТ  УП «Гроднопищепром» в 2010-2011 гг.

Таким образом, видим, что финансовое состояние оценивается как относительно устойчивое. Основные коэффициенты в рамках норматива, за исключением коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, которых существенно не хватает ОСП ЦВТ  УП «Гроднопищепром». Устойчивость незначительно снижается в 2011 г.

Таблица 2.2

Показатели эффективности использования средств организации и ее финансовой устойчивости в 2010-2011 гг.

 

Как видно из табл. 2.2 в 2011 г. отмечается увеличение финансовой устойчивости ОСП ЦВТ  УП «Гроднопищепром», что характеризуется ростом рентабельности.

 

 

2.2. Особенности организации и использования торговой площади магазина «Журавушка» ОСП ЦВТ  УП «Гроднопищепром»

 

Магазин «Журавушка» осуществляет розничную торговлю преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия. Для осуществления деятельности предприятием получена Лицензия (Приложение 1).

Качество реализуемых товаров подтверждается сертификатами соответствия (Приложение 2) и удостоверениями о качестве (Приложение 3).

Магазин «Журавушка» включает в себя розничную торговую сеть, которая представлена одним магазином.

Планировка торгового зала в магазине «Журавушка» начинается с уточнения и детализации ассортимента в магазине, определения соотношения товарных групп, выделения групп товаров повседневного и повышенного спроса, перечня сопутствующих товаров, товарных позиций, приносящих максимальную прибыль. Это позволяет выделить зоны наиболее эффективного расположения товаров в торговом зале с учетом психологии покупательского спроса.

Структура помещений предприятия приведена в табл. 2.3

Таблица 2.3

Состав площади розничной торговой сети

Наименование

Площадь (м2)

Уд. Вес (%)

Торговая

109,90

54,3

Складская

43,92

21,7

Административная

27,12

13,4

Тамбуры и коридоры

12,14

6

Санузлы

4,05

2

Теплоузел

5,26

2,6

Итого

202,4

100


 

Магазин имеет собственные складские и подсобные помещения, куда поступает товар напрямую от поставщика. Резервы товаров хранятся в соответствии с требованиями и нормами, установленными в Республике Беларусь. Большой удельный вес (21,7%) складской площади обусловлен спецификой хранения продовольственных товаров различных ассортиментных групп.

Помещения магазина взаимосвязаны. Расположение помещений для приёмки, хранения и подготовки товара к продаже и торгового зала обеспечивают кратчайший путь доведения товаров, при выполнении технологических операций при подаче товаров в торговый зал.

Магазин оснащён современными прилавками, витринами и холодильными камерами.

Обслуживаемый контингент магазина жители и гости города Гродно. В магазине используется смешанный метод обслуживания (самообслуживание с выделением отдела традиционного обслуживания (алкогольная продукция,  колбасные изделия и копчености) (Приложение 4).

Торговые помещения играют основную роль в доведении товаров до потребителей и обслуживание покупателей. В них покупатель выбирает товар и оплачивает его, то есть завершает торгово-технический процесс. Планировка торгового зала должна обеспечивать покупателям наилучшие условия для приобретения товаров при минимальных затратах времени, контроль со стороны обслуживающего персонала за ходом продажи и сохранностью товаров, способствовать рациональной организации торгово-технического процесса. Торговый зал обеспечивает рациональную организацию движения покупательского потока справа налево. Планировка линейная — это способствует эффективному использованию торговой площади, увеличению фронта выкладки товаров, организации контроля за сохранностью товароматериальных ценностей. Торговый зал совмещен с помещением для хранения товаров. В административные, бытовые, подсобные, технические помещения есть проход через торговый зал и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже. Входы и выходы отдельные, как для покупателей, так и для обслуживающего персонала.

Для определения эффективности использования торговой площади определяет коэффициент эффективности (Кэ) использования общей площади магазина, который рассчитывается как отношение торговой площади к общей: Кэ=Sт/Sо. Чем выше полученное значение, тем эффективнее используется площадь магазина. Общая площадь магазина «Журавушка» равна 202,4 м2 , из нее торговая площадь – 109,6 м2.

Коэффициент эффективности равен: 109,6 / 202,4 = 0,54.

Это означает, что торговая площадь используется эффективно.

Торгово – технологическое оборудование играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине. Важнейшее требование, предъявляемое к современному торговому оборудованию, заключается в том, что оно должно быть менее заметным, не отвлекать внимание покупателя от выставленных на нем товаров, более того, представлять товар в лучшем виде.

Особое значение имеет установочная площадь оборудования. Она определяется по размерам внешних границ торгового оборудования. По ней можно судить об эффективности размещения оборудования в торговом зале.

Показателем эффективности размещения оборудования в торговом зале является коэффициент установочной площади (Ку), определяемый как отношение установочной площади к общей площади торгового зала. Ку=Sу/Sо

Общая торговая площадь магазина «Журавушка»  — 202,4 м2, а оборудование занимает в нём в общей сложности 54,6 м2.

 

Ку = 54,6/202,4 = 0,27.

 

Это означает, что торговый зал используется эффективно и не перегружен оборудованием.

В магазине «Журавушка»  используются следующие основные виды торгового оборудования:

– стеллаж универсальный;

– стеллаж для хлеба;

– прилавок остекленный;

– кассовое место;

– прилавок расчетный;

–Витрина. (Предназначена для экспозиции и продажи продуктов при температуре +1/+5 ºС).; 

- Холодильный регал (Предназначен для экспозиции и продажи продуктов при температуре +1/+10 ºС);

- Холодильная  витрина (Предназначена для экспозиции и продажи продуктов питания при температуре +1/+10 ºС);

– Бонета (Предназначена для экспозиции и продажи продуктов при температуре -25/-18 ºС).

Также  имеется 1 стационарная камера, которая находится в складском помещении.

Самообслуживание как форма продажи позволяет получить большую экономическую выгоду предприятию, поскольку в магазине повышается пропускная способность, на той же площади увеличивается объем продажи товаров.

 

2.3. Оценка эффективности планирования и управления выкладкой товаров в магазине «Журавушка» 

 

Выкладка продукции имеет первостепенное значение. Основополагающий принцип размещения (выкладки) — поиск нужного товара должен быть максимально облегчен. При размещении товаров важно помнить, что глаз человека легче переходит слева направо и сверху вниз, как при чтении.

Планирование выкладки в торговом зале магазина «Журавушка»  начинается с уточнения и детализации ассортимента в магазине, определения соотношения товарных групп, выделения групп товаров повседневного и повышенного спроса, перечня сопутствующих товаров, товарных позиций, приносящих максимальную прибыль. Это позволяет выделить зоны наиболее эффективного расположения товаров в торговом зале с учетом психологии покупательского спроса.

  Считается более эффективным размещение товаров в торговом зале по потребительским комплексам. Этот принцип означает размещение в одной зоне взаимосвязанных групп товаров. Планировка торгового зала на основе формирования потребительских комплексов стимулирует импульсные покупки.

В магазине предусмотрено размещение товара по потребительским комплексам. Этот принцип означает размещение в одной зоне взаимосвязанных групп товаров. Планировка торгового зала на основе формирования потребительских комплексов стимулирует импульсные покупки. Например, чипсы или вяленая рыба хорошо продаются, если их разместить вместе с пивом. Сухие завтраки могут хорошо продаваться, если они находятся рядом с молочной группой, в других местах торгового зала они становятся «мертвым» товаром.

В виду того, что в рамках курсовой работы не представляется возможным произвести оценку эффективности применения мерчендайзинга по всем товарным группам, рассмотрим несколько частных случаев, характеризующих его эффективность.

Часто товар  располагается на паллете в том виде, в котором он был доставлен в магазин . Паллета – поддон, плоская транспортная структура, сделанная из дерева или пластмассы (в некоторых случаях из металла) и предназначенная для перемещения разнообразных товаров удобным способом, например, с использованием любого передвижного грузоподъемного устройства. Очень часто палетту используют как дисплей, оформляя гофрокартон, в который она упакована, логотипами бренда или в стиле соответствующей промоакции. Для привлечения внимания к паллетной выкладке используют паллетный топер. Паллетный топер – пластиковый или картонный щит, имеющий прямоугольную форму или фигурную вырубку. Крепится на высокой стойке в центре паллеты. Выполняет рекламную и информационную функцию – сообщает о качествах продукции, ее цене и проводящейся в данный момент промоакции (условия, призы и т.д.).

Данный пример приведем на примере пива. В частности рассмотрим эффективность перемещения пива марки «Лидское» на паллетную выкладку в точку расположенную по основной петле движения покупателей, имевшее место во июле 2012 г. Так как на объем продаж влияют различные факторы, сравним динамику продаж по пиву ТМ «Лидское» и пива остальных марок.

Эффективность мероприятия рассмотрим на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Динамика роста продаж пива в магазине «Жуарвушка» в мае-августе 2012 г.

 

Таким образом, из данных рис. 2.1 видим, что перемещение товара в зону повышенной проходимости на пути основоного маршрута покупателей с применением паллетной выкладки позволило существенно увеличить объем продаж пива ТМ «Лидское» по сравнению с конкурентами.

Далее рассмотрим на примере молока и молочной группы товаров организацию марочных блоков. Объединение товаров по маркам было произведено в сентябре 2012 г. Результат также отмечается как положительный, что выразилось в увеличении объемов продаж молочных товаров на 15% в октябре 2012 г. по сравнению с результатами сентября 2012 г.

Рассмотрим расположение молочной продукции на секции с пятью полками в магазине «Журавушка»  (рис. 2.2).


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.2. Организация выкладки молочной продукции в магазине «Журавушка» 

Такая организация подразумевает вынос терминизированных йогуртов и стерилизованного молока за пределы секции, как это было описано выше. Рассмотрим плюсы и минусы этой организации.

Во-первых, отдельным блоком находятся десерты – это покупки для детей, на завтрак, для быстрого обеда и т.д. В основном десерты покупаются с целью съесть полезный продукт и получить удовольствие. Выделение их отдельных блоком позволяет найти необходимый продукт любому покупателю. И его не будут при этом толкать многочисленные покупатели традиционных продуктов. К тому же есть возможность построить марочные блоки, а значит – привлечь больше покупателей и упростить работу персонала торгового зала.

Различные специфические десерты (муссы в высоких стаканах, пудинги) находятся наверху – здесь их найдут лояльные покупатели. На второй и третьей полках располагаются йогурты в стаканчиках – это очень популярная товарная группа, которая более выгодная для продажи магазину. К тому же на эти продукты изображение торговой марки нанесено на сам стаканчик. На четвертой полке располагаются творожные десерты, у которых также есть свои лояльные покупатели. Внизу в гондоле располагаются молочные и сливочные йогурты в упаковке по 4 стаканчика. Гондола позволяет удобно разместить данную упаковку. Покупатель видит ее сверху, где изображена марка, а продавец может разместить большой запас этой продукции, которая также очень популярна.

Во-вторых, традиционные продукты. Они расположены в начале потока покупателей – значит большинство покупателей, которые запланировали покупку этих товаров сразу же обнаружат их. Далее при расположении по полкам преследуются те же цели. На первой полке расположены сливки и десертное молоко, где их найдут лояльные покупатели. Расположение кефиров на уровне глаз позволяет разместить данную товарную группу «лицом к покупателю». Не на всех кефирах изображение марки нанесено на верхнюю грань. Кроме того, в поле зрения большинства покупателей кефиров попадает и первая полка с десертным молоком – таким образом одна товарная группа делится популярностью с другой – более импульсной.

Информация о работе Оценка эффективности организации и управления размещением товаров в магазине «Журавушка» ОСП ЦВТ УП «Гроднопищепром»