Пиар в образовательных стурктурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 09:43, курсовая работа

Краткое описание

образование

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическая основа продвижения гуманитарных специальностей в техническом ВУЗе
Понятие и сущность продвижения образовательных услуг
Методы продвижения образовательных услуг
Необходимость существования гуманитарных факультетов в техническом Вузе
Глава 2. Анализ положения факультета коммуникативных технологий в структуре НГТУ
2.1 Место гуманитарных специалистов в НГТУ
2.2 Отношения к факультету коммуникативных технологий других технических факультетов
2.3 Проблемы факультета коммуникативных технологий?
Глава 3. Разработка серии презентаций факультета коммуникативных технологий для специалистов технического профиля
3.1 Обоснование необходимости реализации проекта
3.2 Описание хода проведения презентаций
3.3 Оценка социальной и экономической эффективности проекта
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по БМ.docx

— 58.31 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

Глава 1. Теоретическая основа продвижения  гуманитарных специальностей в техническом  ВУЗе

    1. Понятие и сущность продвижения образовательных услуг
    2. Методы продвижения образовательных услуг
    3. Необходимость существования гуманитарных факультетов в техническом Вузе

Глава 2. Анализ положения факультета коммуникативных  технологий в структуре НГТУ

2.1 Место  гуманитарных специалистов в  НГТУ

2.2 Отношения  к факультету коммуникативных  технологий других технических  факультетов

2.3 Проблемы  факультета коммуникативных технологий?

Глава 3. Разработка серии презентаций  факультета коммуникативных технологий для специалистов технического профиля

3.1 Обоснование  необходимости реализации проекта

3.2 Описание  хода проведения презентаций

3.3 Оценка  социальной и экономической эффективности  проекта

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Г 
 
 

лава 1. Теоретические  основы продвижения  гуманитарных специальностей в техническом  ВУЗе

    1. Понятие и сущность продвижения образовательных услуг

      Переход российской экономики  к рыночным отношениям потребовал  новых решений и совершенно  другой организации всей деятельности  высшей школы, активного поиска  новых механизмов приспособления  вузов к реальной демографической,  экономической, социальной ситуации, постоянного взаимодействия вузов  с быстро меняющимся рынком  образовательных услуг и рынком  труда.

   За последние десятилетия в  России резко возросло количество  вузов, которым было предоставлено  право на свободное осуществление  предпринимательской и иной приносящей  доход деятельности. Возможность  выбора высшего учебного заведения,  осуществляющего подготовку специалистов, в том числе и по дублирующимся  образовательным программам, а также  многообразие образовательных программ, множественность форм доступа  к высшему образованию привели  к обострению конкуренции между  вузами, борьбе за увеличение  набора студентов. Чтобы выиграть  в этой конкурентной борьбе, вузам  необходимо разрабатывать эффективную  маркетинговую политику продвижения  своих услуг к потребителям.

Образование является особым видом услуг. В данной связи нам представляется целесообразным остановиться на сущности образовательной  услуги.

Понятие «образовательная услуга» сегодня  трактуется по-разному. Кто-то понимает под этим взаимодействие между производителем и потребителем, в процессе оказания и приобретения этого специфического блага. Кто-то понимает под «образовательными  услугами» комплекс действий (воспитательного  и обучающего характера) в учебной, научно-исследовательской, организационной  и воспитательной областях. Кто-то определяет образовательную услугу как результат  научно-педагогического труда, она  создается с целью удовлетворения потребностей потребителя. Кто-то под  образовательной услугой понимает процесс передачи определенного  набора знаний, умений, навыков, компетенций, утвержденного в образовательной  программе.

Многие  исследователи сходятся на том, что  основным направлением деятельности вуза является предоставление образовательных  услуг, но не дают однозначного толкования, в какой конкретной форме существует услуга, что понимать под товаром  или образовательным продуктом  и что такое продукт образования.

Так, А.О. Ченцов предлагает следующее определение: «Образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося в свою очередь разновидностью научного труда. Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом. Образовательный продукт – это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательных услуг».

М.А. Лукашенко  выделяет конечный образовательный  продукт – образованность индивида, и промежуточный образовательный  продукт как результат промежуточных  этапов образовательного производства, выраженный в образовательных товарах и услугах.

С.Г. Борисова, различая два понятия «образовательный продукт» и «продукт образования», в качестве важнейшего образовательного продукта выделяет образовательную  программу (включающую определенное содержание, организацию учебного процесса, систему  управления этим процессом и систему  его методического, материального и кадрового обеспечения, учебно-методические комплексы и т.п.). Кроме того, к образовательным продуктам она относит: вузовские изобретения, патенты, программы и результаты исследований, а также символику учебных заведений - наименование, логотип и т.п. [3, с. 25].

Продуктом образования, по мнению С.Г. Борисовой, является индивид, имеющий свои характерные  особенности (разный уровень образования, социальные, психологические и культурные особенности и т.п.). Известно, что  обучаясь по одной программе в  одном и том же вузе, выпускники «выходят» с разным по содержанию и особенно по качеству «продуктом образования». Вместе с тем, есть нечто, объединяющее их всех – совокупность компетенций, которые они приобрели при обучении в вузе. Конечно, и уровень компетенций у выпускников различен. Тем не менее, все выпускники должны обладать минимальным набором компетенций, определенным профессиональным стандартом. Близкий подход мы видим в работе Ш. З. Валиева, который утверждает, что «образовательный продукт – это систематизированная, конкретизированная, обобщенная учебным заведением в рамках конкретной образовательной программы (специальности) определенная сумма знаний, умений, навыков и компетенций» [4, с. 8].

Существует  и другая точка зрения на образовательную  услугу, в которой подчеркнуто  взаимодействие между производителем и потребителем. Так, например, Р. Джапарова  под образовательной услугой  понимает «деятельностную передачу системных знаний и привитие проверенных опытом практических навыков к определенному виду занятия путем непосредственной коммуникации с обучаемым» [5, с. 55].

В большинстве  работ образовательную услугу рассматривают  как процесс передачи определенной информации для усвоения с целью  получения определенного результата. С этой точки зрения образовательную  услугу рассматривают многие авторы. Е.Д. Липкина под образовательной  услугой понимает «совокупность  знаний, умений, навыков и определенного  объема информации, которые используются для удовлетворения специфической  потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков» [10, с. 10]. Также В.А. Долятойский и О.А. Мазур определяют образовательную услугу как «неосязаемые действия, направленные на сознание индивида, обеспечивающие реализацию потребности человека в получении определенного вида знаний, умений, навыков, в приобретении профессии или квалификации; обеспечивают удовлетворение спроса на рынке труда» [6, с. 14]. С.А. Зайчикова и И.Н. Маяцкая придерживается этой же точки зрения, под образовательной услугой понимая «систему знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения потребностей индивида, общества и государства и направлены на приращение человеческого капитала» [7, с. 12]. С.Г. Борисова разделяет данную точку зрения, определяя образовательную услугу как «процесс предоставления знаний и формирования умений и навыков в определенной профессиональной области [3, с. 23]. При этом результат образовательных услуг, по сравнению с любыми другими, имеет более неопределенный характер, так как обусловлен способностями, предыдущей подготовкой, интеллектуальными возможностями их непосредственных потребителей.

Некоторые авторы считают, что образовательная  услуга – это процесс передачи определенного набора знаний, умений, навыков, компетенций, утвержденного  в образовательной программе. Ш.З. Валиев определяет образовательную  услугу как «целенаправленный, организованный учебным заведением творческий процесс  передачи и накопления определенной суммы знаний, умений и компетенций  в рамках отдельной образовательной  программы (специальности) потребителю, преобразующий самого потребителя [4, с. 12]. Данной точки зрения придерживается и В.Н. Зотов, который дает следующее  определение: «образовательная услуга – это объем учебной и научной  информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общественного и специального характера, а также практических навыков, передаваемых гражданину по определенной программе» [8, с. 13].

И.Б. Романова под образовательной услугой  понимает «трудовую деятельность экономической  единицы, направленную на удовлетворение потребности некоторого субъекта в  образовании (т.е. в приобретении систематизированных  знаний, умений и навыков), осуществляемую с предварительного согласия данного  субъекта» [13, с. 28]. Следует отметить, что в процессе потребления образовательная  услуга включается в рабочую силу, качество которой зависит от затраченного труда преподавателей и обучающихся  в процессе потребления образовательной  услуги.

Акцент  на потребителях образовательных услуг  делает В.П. Щетинин. Под образовательной  услугой он понимает «систему знаний, информации, умений и навыков, которые  используются в целях удовлетворения многочисленных потребностей человека, общества и государства [16, с. 12-13]. Это  определение отражает состав образовательной  услуги и определяет важный характер их направленности на удовлетворение потребностей личности, общества, государства. Высшее образование удовлетворяет  потребность общества в подготовке квалифицированной рабочей силе и максимальном использовании научно-технического потенциала. При этом параллельно  решается задача по приобретению студентами интересующих их профессий. Мы хотели бы обратить внимание, что в современных  экономических условиях образовательными услугами охвачены все возрастные категории, причем так называемые нетрадиционные студенты с опытом работы все чаще становятся потребителями этих услуг.

С.Г. Борисова одним из важнейших товаров вуза считает образовательную программу, утверждая, что с этим «товаром»  выходит на рынок любое образовательное  учреждение (вузы, бизнес-школы, центры дополнительного образования и т.д.). Образовательная программа разрабатывается для удовлетворения потребности в образовании, профессиональной подготовки, обучении или переподготовки, т.е. достижении определенного социального эффекта, конечной целью которого является повышение общеобразовательного или профессионального уровня [3, с. 68].

Обобщая мнения упомянутых авторов, можно дать следующее определение понятия. Образовательная услуга – это  комплексный процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков  общеобразовательного, профессионального  характера потребителю в рамках определенной образовательной программы, с целью удовлетворения потребностей потребителей, работодателей, государства.

Образовательные услуги специфичны. Их специфика проявляется  в сочетании традиционных характеристик  услуги (неосязаемость, неотделимость  от источника, непостоянство качества, несохраняемость) и особенностей, присущих только им, целесообразно остановится на более подробном рассмотрении данных характеристик.

Для образовательных  услуг характерна низкая степень осязаемости. Проявляется она в невозможности оценки их качества и результата до полного потребления. Степень неопределенности потребителя при выборе образовательных услуг выше, чем по другим услугам. Потребитель образовательной услуги, обратившись в вуз, не может заранее знать результат своего обучения. Он имеет возможность лишь косвенно судить о качестве услуги на основе собственного прошлого опыта, руководствуясь мнением других потребителей, с помощью рекламного обращения. Высокая степень неопределенности при выборе образовательных услуг ставит перед потребителем очень сложный выбор вуза для обучения. Чтобы убедить потребителя в приобретении образовательных услуг, повысить осязаемость образовательных услуг, снизить потребительский риск и неопределенность вузы стараются формировать наиболее значимые для потенциального потребителя параметры услуг и представить их по возможности наглядно: с помощью сертификатов, лицензий, дипломов, учебных планов и программ, информации об условиях, методах, формах обучения, дизайн учебных помещений, внешнего вида учебных корпусов, общежитий и т.п. А также вуз должен выбрать наиболее эффективные формы продвижения образовательных услуг, оптимально сочетать внешний и внутренний PR. Особое значение имеет так называемая «молва», рекомендации друзьям и знакомым воспользоваться услугами данного вуза.

Вторая  традиционная характеристика услуг - неотделимость от источника. Люди обучаются не «вообще», а в конкретном вузе. Именно с предоставляющим образовательную услугу вузом потребитель ассоциирует тот результат, который он получает или собирается получить. Каждый вуз предоставляет уникальную, постоянно изменяющуюся образовательную программу, которую невозможно дублировать: набор дисциплин, уровень преподавания и методического обеспечения, комплекс аудиторных и внеаудиторных занятий и др. Образовательная услуга отличается большой вовлеченностью самого потребителя в процесс получения образовательной услуги, что является основой для создания и развития долгосрочных партнерских отношений. Таким образом, процесс предоставления образовательных услуг невозможен без активного взаимодействия производителя и потребителя, непосредственного общения студента с преподавателем, в процессе которого осуществляется передача информации (определенных знаний, умений и навыков) и студент овладевает необходимым набором компетенций. Это предопределяет высокие требования к профессорско-преподавательскому составу, включая его профессиональную компетентность, коммуникабельность, доброжелательность, умение владеть собой, вызывать доверие и т.п.

Информация о работе Пиар в образовательных стурктурах