Пиар в образовательных стурктурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 09:43, курсовая работа

Краткое описание

образование

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическая основа продвижения гуманитарных специальностей в техническом ВУЗе
Понятие и сущность продвижения образовательных услуг
Методы продвижения образовательных услуг
Необходимость существования гуманитарных факультетов в техническом Вузе
Глава 2. Анализ положения факультета коммуникативных технологий в структуре НГТУ
2.1 Место гуманитарных специалистов в НГТУ
2.2 Отношения к факультету коммуникативных технологий других технических факультетов
2.3 Проблемы факультета коммуникативных технологий?
Глава 3. Разработка серии презентаций факультета коммуникативных технологий для специалистов технического профиля
3.1 Обоснование необходимости реализации проекта
3.2 Описание хода проведения презентаций
3.3 Оценка социальной и экономической эффективности проекта
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по БМ.docx

— 58.31 Кб (Скачать файл)

     Целью информативной рекламы чаще всего является облегчение выведения на рынок новой модификации образовательной услуги, сопровождение обновленного ассортимента. Она обычно информирует о содержании программ обучения, его технологиях, методиках, об изменении цены, предлагаемом дополнительном сервисе. Кроме того, информативная реклама может быть направлена на исправление уже сложившихся неблагоприятных представлений о фирме, ее услугах, на устранение различных опасений потребителей, неоправданных негативных слухов и т. п.

     Малоизвестные образовательные организации могут  начинать свою рекламную деятельность с данного типа рекламы только, если они уверены, что новые образовательные  услуги чрезвычайно важны в данном рыночном сегменте, что они уникальны  и не имеют конкурентов. В противном  случае реклама не приведет к нужному  эффекту.

     Пример  данного типа рекламы приведен в  Приложении 1.

     Напоминающая реклама на образовательном рынке используется уже известными, признанными образовательными учреждениями или теми, кто уже провел увещевательную и информационную рекламную компанию. Особенно данный вид рекламы уместен в период абитуриентского межсезонья (обычно – зимой, ранней весной), напоминая потребителям о том, что предлагаемые услуги могут им понадобиться в ближайшее время и поэтому важно заранее устанавливать контакты. Поддерживающая реклама (как разновидность напоминающей) обычно реализуется в стенах образовательного учреждения и имеет целью убедить обучающихся в правильности сделанного выбора, в открывающихся перед ними перспективах, чтобы предотвратить возможный отток слушателей. Наиболее часто в качестве средства поддерживающей рекламы используется демонстрация довольных, преуспевающих выпускников, а также рекламные щиты, информационные материалы, фотографии и отчеты в здании образовательного учреждения.

     Более конкретные цели рекламы (например, стимулирование, расширение, поддержание спроса, прекращение  его снижения, ликвидация негативного  спроса и др.) выбираются исходя из специфики  образовательного учреждения и предлагаемых им образовательных услуг (программ).

     Следующий этап в разработке управленческого  решения в области рекламы  – разработка вариантов рекламного аргумента и выбор из них оптимального. Чтобы наиболее эффективно составить рекламный аргумент необходимо, прежде всего, изучить запросы целевой аудитории. Для решения каких проблем, удовлетворения каких потребностей конкретный человек или организация обращаются к предложению образовательных услуг? А. Панкрухин предлагает следующую модель иерархии потребностей клиентов рынка образовательных услуг, базирующуюся на структуре, предложенной А. Маслоу. Прежде всего, образование может быть необходимо для выживания – чтобы получить профессию, с помощью которой можно заработать, получить необходимые средства для удовлетворения физиологических потребностей личности. Следующая ступень иерархии потребностей – получение гарантий безопасности, защищенности личности от возможных угроз в будущем. Безусловно важной является и потребность принадлежать, быть принятым в члены какой-либо значимой для личности (референтной) группы, круга людей - например, по образовательному статусу, профессиональной принадлежности. Вслед за этим стоит группа потребностей в признании и уважении собственной компетенции со стороны окружающих, самоуважении. И наконец, на вершине иерархии – группа потребностей в реализации своих возможностей и росте как личности, что связано с необходимостью понять и познать себя, выйти на возможности саморазвития, управления собой в соответствии с некими приоритетами.

     Аналогично  выстраивается иерархия потребностей предприятий и организаций как  представителей спроса на рынке образовательных  услуг. Это – потребности в  кадрах, которые будут способны:

  • выполнять конкретные приказы, распоряжения по заданному алгоритму;
  • самостоятельно решать поставленные задачи;
  • находить «узкие места» в деятельности предприятия и их ликвидировать, наращивая конкурентоспособность фирмы;
  • работать на перспективу, содействовать формированию позитивного имиджа фирмы;
  • обеспечивать возможности для саморазвития коллектива организации и др.

     Учитывая  вышеизложенную иерархическую структуру  потребностей потенциальных клиентов образовательных услуг, рассмотрим основные рекламные аргументы, действующие  в отношении конечного потребителя  образовательных услуг – личности обучающегося.

  1. Экономические:
  • уровень будущей заработной платы,
  • уровень стипендии в процессе обучения,
  • возможность снижения оплаты  (например, в зависимости от результатов обучения),
  • бесплатность или льготный порядок приобретения различных услуг (медицинского обслуживания, отдыха, получения дополнительных знаний и специализации и др.).
  1. Социальные:
  • будущее высокое профессиональное и социальное положение,
  • общественное признание,
  • престижность образовательного учреждения,
  • известность научно-педагогических кадров.
  1. Перспективы международных интеллектуальных связей1:
  • возможности общения с иностранными студентами и преподавателями,
  • обучения и прохождения практики за рубежом,
  • международного признания диплома образовательного учреждения или получение сразу двух дипломов (отечественного и иностранного),
  • соответствующие возможности трудоустройства.
  1. Организация образовательного процесса и его обеспечение:
  • высокий уровень занятий,
  • приоритет активных методов обучения,
  • индивидуальный подход к обучающимся,
  • возможности личного выбора программ, изучаемых курсов и участие в их формировании,
  • уровень кадрового, учебно-методического, библиотечного, программного, технического, коммуникационного обеспечения.

     5. Соответствие требованиям предпочитаемого  стиля жизни:

  • самостоятельность, независимость,
  • уверенность в завтрашнем дне,
  • интересное окружение,
  • возможности культурного и профессионального роста, самовыражения в научном творчестве, досуга и отдыха,  разрешения других проблем личности.

     Таким образом, очевидно, что при разработке рекламного аргумента может быть выбран один из нескольких видов полезности. Рациональная полезность, как правило, связана с экономическими факторами; социально-престижная – с социальными; самоутверждающая – с повышением уровня самооценки вследствие роста профессионального и культурного уровня, квалификации и т.п. В качестве источников сенсорной полезности могут выступать нетрадиционные формы и методы обучения, интересный круг общения, новые друзья, возможности организации досуга и отдыха, заграничных поездок и т.д.2; Акцент на менталитентную полезность  привлекает возможностью  клиента ассоциировать себя с определенной референтной группой лиц (например, бизнес-элитой, обладателями диплома MBA).

     Отметим, что особенность рекламы образовательных  услуг заключается еще и в  том, что здесь используются оба  способа реализации полезности во времени: как в период потребления, так  и после него. Можно даже сказать, что полезность образовательной  услуги реализуется на протяжении всей жизни человека. Специфика рекламного аргумента образовательной услуги заключается в том, что он должен характеризоваться резким преобладанием  информативности над эмоциональностью. Однако и в этом правиле есть исключения. Например, в этом отношении важно  учитывать целевую аудиторию, на которую направлена реклама, - для  большей части молодежи эмоции в  личностном отношении значат ничуть не меньше, чем содержательная информация. Такому клиенту, помимо перечня программ и курсов, немаловажно узнать о  людях, с которыми ему предстоит  общаться, об атмосфере учебного заведения, возможностях проведения досуга и т.д. Вместе с тем, не стоит забывать, что в тех случаях, когда конечным потребителем образовательной услуги является ребенок или подросток, окончательное решение о приобретении, как правило, принимается родителями. Кроме того, неинформативная реклама часто преследует имиджевые цели, т.е. направлена на создание соответствующего благоприятного образа фирмы в глазах общества. Подобная реклама образовательными учреждениями используется достаточно редко (пример представлен в Приложении 5).В Приложениях 6 и 7 приведены результаты опросов, которые наглядно отражают факторы, влияющие на выбор образовательного учреждения будущими слушателями.

     Эффективность рекламного аргумента в значительной степени определяет выбор носителей рекламы, ее формы.

     Выбор носителя рекламной информации на рынке  образовательных услуг обусловлен спецификой товара, предлагаемого на нем. Практика показывает, что наибольший результат приносит использование  печатных источников. В особенности таких, как газеты и журналы (в т. ч. специализированных: журналы «Абитуриент», «Карьера», «Элитный персонал»), специализированная литература (например, справочники «Вузы Москвы», «Куда пойти учиться»), а также брошюры и буклеты, изданные самими образовательными учреждениями. Причем для образовательных учреждений довузовского уровня наиболее естественный и эффективный носитель – местная печать, в то время как в высшем, послевузовском и дополнительном образовании более эффективно работает ориентация на центральную печать, в т.ч. на специализированные издания.

     К преимуществам печатной рекламы  относятся:

  • широкий охват в сочетании с высокими избирательными возможностями специализированных и локальных изданий,
  • длительность существования и  использования,
  • высокая степень доверия к напечатанной информации,
  • творческая гибкость,
  • возможность прочитать сообщение в любой момент времени,  нужное количество раз, проанализировать, передать другому лицу.

     Кроме того, печатная реклама является активным средством информации: читатели перелистывают  страницы, закладывают, вырезают, отмечают объявления, делают отметки на полях, выбирая интересующую их информацию. Все это проделывают и потенциальные  клиенты образовательных услуг: они, как правило, тщательно и  обстоятельно подходят выбору учебного заведения, изучают различные предложения, анализируют и сопоставляют их и  т.д.

     Факторы, усиливающие эффективность печатной рекламы, в сфере образовательных  услуг  имеют свою специфику, например:

  • использование литературного языка здесь вполне приемлемо;
  • текст объявления, рекламирующего услуги образования, может быть длиннее обычного, т.к. потенциальные клиенты стремятся получить достаточное количество информации для принятия нужного решения;
  • необязательно в рекламном объявлении использовать рисунок или фотографию (поскольку образовательную услугу трудно изобразить графически), вполне достаточно в объявлении поместить эмблему или логотип учебного заведения.

     Не  стоит также забывать и о таком, достаточно дешевом, но действенном  типе рекламной информации, как стационарные наружные носители (стены, щиты и т.п.). Кроме того, весьма эффективны такие  рекламные мероприятия, как:

  • дни открытых дверей,
  • презентации,
  • участие в специализированных выставках и ярмарках,
  • юбилеи или памятные даты учреждения и его сотрудников,
  • встречи выпускников,
  • учреждение ассоциаций выпускников, клубов почетных докторов,
  • проводимые вузом конференции и симпозиумы,
  • Дни Карьеры и т. п.

     Вышесказанное иллюстрируют результаты вышеупомянутого  опроса, приведенные в Приложении 6.

     Рекламные обращения образовательных учреждений, как правило, стандартны. В них содержится информация о предлагаемых образовательных программах, наличии лицензии, сроках обучения, сотрудничестве с иностранными учебными заведениями и др. Однако оптимальным вариантом рекламного объявления, на мой взгляд, является то, которое сочетает содержательную информацию  и неординарное творческое решение.

     Интересные, на мой взгляд, рекламные объявления образовательных учреждения представлены в Приложении 8.

     Чрезвычайно важно иметь в виду, что на рынке  образовательных услуг негативный эффект от некачественной рекламы приобретает  особенно большие масштабы. Рекламное  обращение, выполненное непрофессионально, юридически небезупречно, не отвечающее принципам добросовестной конкуренции, будет свидетельствовать о низком образовательном и культурном уровне рекламодателя, его некомпетентности, непрофессионализме, вызовет к нему недоверие и может послужить  весомой причиной отказа от приобретения данной образовательной услуги.

     Кроме того, в рекламе образовательной  услуги весьма важно учитывать региональные, национальные, религиозные, культурные особенности и проблемы. Достаточно серьезно воспринимается лишь такая  реклама образовательных услуг, которая убедительна с точки  зрения возможностей региональной адаптации, понимания специфики региона, запросов местных властей и т.п.

     В заключение приведем основные выводы, сделанные А. Панкрухиным в результате анализа особенностей коммуникационной активности образовательных услуг на примере программы International Teachers’ Programme (ITP), созданной Гарвардской школой бизнеса и получившей широкое распространение на рубеже 70-х гг. прошлого столетия. Результаты этих исследований  и сегодня остаются актуальными.

Информация о работе Пиар в образовательных стурктурах