Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 14:52, курсовая работа
Целью исследования является составление плана маркетинга LCD-мониторов ОАО «Горизонт».
В процессе работы над курсовым проектом необходимо рассмотреть следующие задачи:
провести маркетинговые исследования рынка ЖК-мониторов;
изучить маркетинговую деятельность компании ОАО «Горизонт»;
спроектировать системы сбыта ЖК-мониторов предприятия «Горизонт»;
составить план маркетинговых коммуникаций ОАО «Горизонт»;
разработать стратегии ценообразования.
Кроме основных участников рынка сбыта, продавцов и покупателей, на нем присутствуют такие различные помощники по сбыту - предприятия и фирмы, способствующие функционированию сбытового процесса (банки, транспортные предприятия, рекламные агентства, страховые компании и т.д.).
Задача деятелей рынка сбыта состоит в том, чтобы осуществить взаимовыгодные товаро-денежный обмен между продавцом и покупателем. Маркетинговая деятельность всех участников на рынке сбыта активно способствует этому обмену, выявляя потребности, и направляя потоки в системе "товар-деньги" навстречу друг другу (рисунок 11).
Рисунок 11 – Рынок сбыта
Первый поток направлен к потребителю и несет в себе идеи, товары и услуги выгодные и нужные потребителю;
Второй поток направлен от потребителя и несет полезность для продавца в виде денег или их эквивалентов [6].
2.1 Анализ сбыта ЖК-мониторов
Сегодня белорусский
рынок LCD-мониторов динамично
Экспорт белорусских ЖКИ-мониторов относительно импорта имеет в тысячи раз меньший объем, но значительно более высокие темпы роста. В марте 2008 г., в сравнении с январем, экспорт увеличился на 123,9% в физическом и на 124,4% в стоимостном выражении. За 1 квартал 2008 г. на внешние рынки поставлено 313 шт. белорусских ЖКИ-мониторов на сумму 2,9 млн. долл. США. Основным направлением белорусского экспорта является Российская Федерация: 93,9% в физическом и 98,8% в стоимостном выражении. Также поставлены незначительные объемы продукции в Германию (0,3% м 0,8%), Нидерланды (2,2% и 0,2%) и Чехию (3,5% и 0,2%) (рисунок 12,13) [3].
Рисунок 12 – Структура экспорта Республики Беларусь ЖКИ-мониторов, шт.
Рисунок 13 – Структура экспорта Республики Беларусь ЖКИ-мониторов, тыс. долл. США
Импорт ЖКИ-мониторов в Республику Беларусь в 1 квартале 2008 г. имеет положительную динамику. Объем поставок мониторов в марте относительно января вырос на 6,9% в физическом выражении и на 8,7% – в стоимостном. По итогам трех месяцев импорт составил 64,3 тыс. штук мониторов на сумму 28,1 млн. долл. США. Импортировалась в Беларусь продукция в рассматриваемом периоде более чем из пятнадцати стран. Однако основной объем мониторов поставлен из Китая: 88,5% в физическом или 86,2% в стоимостном выражении . Также значительное количество ЖКИ-мониторов поставлялось на белорусский рынок из Словакии (6,5% и 6,8% соответственно) и Малайзии (3,3% и 3,6% соответственно) (рисунок 14,15) [3].
Рисунок 14 – Структура импорта Республики Беларусь ЖКИ-мониторов, тыс. шт.
Рисунок 15 – Структура импорта Республики Беларусь ЖКИ-мониторов, тыс. долл. США
Объём сбыта компании «Горизонт» приведён в таблице 6.
Таблица 6 – Объём сбыта ЖК-мониторов компании «Горизонт» и её конкурентов
Период |
Объём продаж «Горизонт» |
Объём продаж конкурентов | ||
Тыс. шт. |
тыс. долл. США |
Тыс. шт. |
тыс. долл. США | |
2008 |
8,134 |
1545,46 |
64,3 |
28100 |
2009 |
14,894 |
2829,86 |
66,87 |
29223,13 |
Наглядно анализ сбыта ЖК-мониторов представлен на диаграмме (рисунок 16,17).
Рисунок 16 – Объём сбыта ЖК-мониторов, тыс.шт.
Рисунок 17 – Объём сбыта ЖК-мониторов, тыс.дол. США
Таким образом, проанализировав данные можно сделать следующий вывод, что объём продаж ЖК-мониторов компании «Горизонт» на территории РБ намного больше, чем на территории других стран (8,04 тыс. шт. > 94 шт. – 2008 год). Конкуренция данной продукции на внутреннем рынке также высокая, засчёт высоких показателей импорта по сравнению с экспортом.
2.2 Система
сбыта товаров (
Система сбыта – комплекс, состоящий из сбытовой сети предприятия и тех каналов сбыта, которые ею пользуются для продажи товаров.
К основным элементам системы сбыта относятся:
Системы сбыта выполняет следующие функции:
Основная цель сбытовой политики предприятия – обеспечение доступности товаров для потребителей. Для ее достижения необходимо:
На предприятии «Горизонт» используется следующая структура сбыта продукции (рисунок 18).
Рисунок 18 – Структура сбыта продукции
Приведенная выше ТПС на мой взгляд является оптимальной для исследуемой компании, так как все элементы системы прекрасно сочетаются друг с другом, что в свою очередь обеспечивает максимальный объём сбыта.
Дилеры торговой компании «Горизонт» осуществляют деятельность во всех регионах РБ. Общее количество клиентов 1260. Налаженная обратная связь с клиентами позволяет быстро реагировать на изменения рынка и предпочтения потребителей. Схема продаж анализируемого предприятия отображена на рисунке 19.
Рисунок 19 – Система продаж продукции предприятия
Сеть сервисного обслуживания данной компании охватывает все регионы Республики Беларусь и объединяет 123 авторизованных сервисных центра. Сервисные центры осуществляют послепродажное обслуживание и ремонт всей продукции Горизонт. Возможности всех сервисных центров позволяют осуществлять качественное стационарное обслуживание и выезд специалиста к потребителю для проведения ремонта (рисунок 20).
Рисунок 20 – Сервисная сеть компании «Горизонт»
Таким образом, компания «Горизонт» обладает хорошо налаженной системой сбыта с помощью которой товары продаются как внутри страны, так и за её пределами.
Для оптимизации
системы распределения
Качественная оценка параметров ТПС приведена в таблицах 7,8.
Таблица 7 – Качественный метод оценки длины каналов сбыта | |||||||||||||
Учитываемые характеристики |
Вид канала |
Особенности выбранной длины канала | |||||||||||
прямой |
короткий |
длинный | |||||||||||
Характеристики предприятия | |||||||||||||
Ограниченность финансовых ресурсов |
2 |
3 |
1 |
Сбытовые издержки пропорциональны объему продаж | |||||||||
Ширина ассортиментного набора |
3 |
2 |
1 |
Предприятие может предложить полное обслуживание | |||||||||
Минимальная потребность в контроле |
3 |
2 |
1 |
Минимализация числа каналов между фирмой и ее рынком | |||||||||
Малоизвестность товарного знака |
3 |
2 |
1 |
Со стороны уровней хороший приём | |||||||||
Небольшие размеры фирмы |
2 |
1 |
3 |
Сбытовые издержки приближаются к постоянным | |||||||||
Неширокий охват |
3 |
2 |
1 |
Необходимость эксклюзивного сбыта | |||||||||
Характеристики продукта | |||||||||||||
Выпуск инновационного продукта |
3 |
2 |
1 |
Тщательное «слежение» за продвижением на рынок | |||||||||
Стандартность разработки |
1 |
2 |
3 |
Без адаптации к специфическим потребностям | |||||||||
Необходимость разъяснений |
3 |
2 |
1 |
Высокие требования по обслуживанию | |||||||||
Отсутствие «комплементов» |
1 |
2 |
3 |
Без сопутствующих товаров, услуг, принадлежностей и т.п. | |||||||||
Высокие сроки хранения |
1 |
2 |
3 |
Можно позволить длительное хранение товара | |||||||||
Характеристики покупателей из целевого сегмента | |||||||||||||
Многочисленность |
3 |
2 |
1 |
Важную роль играет функция сокращения числа контактов | |||||||||
Низкая концентрация |
1 |
3 |
2 |
Низкие удельные издержки контакта | |||||||||
Крупные покупки |
3 |
2 |
1 |
Издержки на установление контакта окупаются медленно | |||||||||
Оперативность поставок |
3 |
2 |
1 |
Необходимость быстрого решения проблемы | |||||||||
Регулярность поставок |
3 |
2 |
1 |
Стабильность издержек даже при частых мелких заказах | |||||||||
Характеристики конкурентов | |||||||||||||
Малочисленность |
2 |
3 |
1 |
Дилеры могут свободно представлять фирму на рынке | |||||||||
Высокая концентрация |
3 |
1 |
2 |
Нет необходимости в разветвленной сбытовой сети | |||||||||
Агрессивность сбытовых стратегий |
2 |
3 |
1 |
Необходимо инициировать оригинальные тактические ходы | |||||||||
Итого |
45 |
40 |
29 |
||||||||||
При качественной оценке каналов сбыта сравнивались: - прямой канал сбыта (фирменный магазин), - короткий канал (дилерская сеть), - длинный канал (сбыт через оптовых и розничных дистрибьюторов). Как видно, наибольшая оценка у прямого канала сбыта, а наименьшая у длинного канала, использование которого в свою очередь нецелесообразно. | |||||||||||||
Таблица 8 – Качественный метод оценки ширины товаропроводящей сети |
|||||||||||||
Учитываемые характеристики |
Вид товаропроводящей сети по ширине | ||||||||||||
экстенсивный |
селективный |
интенсивный |
эксклюзивный |
авторизованный |
интегрированный |
интерактивный | |||||||
Характеристики предприятия | |||||||||||||
Ограниченность финансовых ресурсов |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 | ||||||
Широта ассортиментного набора |
1 |
2 |
2 |
5 |
5 |
2 |
4 | ||||||
Мин. потребность в контроле |
4 |
3 |
3 |
1 |
0 |
3 |
5 | ||||||
Малоизвестность товарного знака |
3 |
1 |
4 |
4 |
2 |
1 |
3 | ||||||
Небольшие размеры фирмы |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
4 | ||||||
Неширокий охват |
1 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
1 | ||||||
Характеристики конкурентов | |||||||||||||
Малочисленность |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 | ||||||
Высокая концентрация |
1 |
2 |
3 |
5 |
3 |
3 |
2 | ||||||
Агрессивность сбытовых стратегий |
1 |
1 |
2 |
4 |
4 |
3 |
3 | ||||||
Итого |
20 |
21 |
25 |
28 |
20 |
21 |
27 |
Наиболее подходит
эксклюзивный сбыт (через дилеров, агентов
или официальных
Количественная оценка длины товаропроводящей сети
При построении
графической зависимости
Уравнения, описывающие эти короткий, длинный и прямой каналы:
Скор=6+0,07*V (объем продаж)
Cдл=2,5+0,11*V
Cпр=15
Зависимость стоимости каналов сбыта от объёмов продаж приведена на рисунке 21.
Рисунок 21 – Зависимость стоимости каналов сбыта от объёмов продаж
На интервале от 0 до 90000 млн.руб целесообразно использовать длинные каналы сбыта, от 9000 до 30000 млн. руб - короткие, от 30000 млн. руб. – прямой канал сбыта.
Примеры ТПС по анализируемому товару некоторых стран приведены в приложении Б.
2.3 Структура отдела маркетинга (сбыта)
В современном развитии производства маркетинг рассматривается как ведущая функция управления, определяет не только рыночную, но и производственную политику предприятия. Цель комплексной системы управления, основанной на принципах маркетинга, – обеспечение решения поставленных предприятием задач (научно-технических, производственных, коммерческих и сбытовых) с учетом имеющихся ресурсов (материальных, финансовых, людских и др.).
Существует 4 основных схемы организации отдела маркетинга на промышленном предприятии:
Функциональная организация имеет место, когда конкретные специалисты выполняют определённые маркетинговые функции на предприятии, то есть маркетинговые исследования, реклама, стимулирование сбыта, разработка новых товаров и т.д.
Под товарной организацией подразумевается общее руководство начальником подразделения, которым подчиняются менеджеры по группам товаров, последним в свою очередь подчиняются менеджеры по товаром.
Информация о работе План маркетинга LCD-мониторов ОАО «Горизонт»