Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 09:49, курсовая работа

Краткое описание

В процессе анализа, планирования, осуществления и контроля эффективности марке¬тинговых мероприятий менеджерам требуется информация. Им нужна информация о спросе, клиентах, конкурентах, дилерах и других субъектах, действующих на рынке. По мнению одного управляющего по маркетингу - оперативно управлять компанией значит предопределять ее будущее, а для этого не¬обходимо располагать информацией. Все чаще и чаше специалисты по маркетингу рассматривают информацию не только в качестве основы для принятия оптимальных решений, но и как ресурс, который обеспечивает стратегически важное преимущество над конкурентами.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Система маркетинговых исследований…………………………………5
1.1. Системы маркетинговых исследований и
маркетинговой информации……………………………………………………5
1.1.1. Концепция системы маркетинговой информации…………….… 5
1.1.2. Система внутренней отчетности ……………………………….….7
1.1.3. Система маркетинговых исследований …………………………...8
1.1.4. Система анализа маркетинговой информации …………………...9
1.2. Основные направления и этапы маркетинговых исследований …..…..10
1.2.1. Направления исследований в маркетинге ………………………..10
1.2.2. Этапы маркетинговых исследований ………………………….....15
2. Маркетинговые исследования на примере
Сельскохозяйственного производственного холдинга «Киприно»…….…….20
2.1. Краткая характеристика организации …………………….…………….20
2.2. Основные виды выпускаемой продукции……………………………….22
2.3. Маркетинговые исследования сельскохозяйственного производственного холдинга «Киприно»……………………………….... 23
2.3.1. Исследование сегментации рынка……………………..………….23
2.3.2. Исследование продукции «Киприно» …………………...……….25
2.3.3. Исследование системы реализации и продвижения
товаров предприятия ………………..……………………………………27
2.3.4. Исследование ценовой политики предприятия ……...…………..29
3. Предложения по совершенствованию маркетинговой
деятельности на предприятии .…………………………………………………30
Выводы и предложения ……………………………………………………..31
Список использованной литературы ……………………...………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

Эти методики позволяют руководству получать ответы на такие

вопросы.

• Что представляют собой основные переменные, оказывающие влияние на мой сбыт, и какова значимость каждой из них?

• Что произойдет со сбытом, если поднять цену товара на 10%, а расходы на рекламу — на 20% ?

• Какие характеристики являются наиболее вероятными  показателями того что данные потребители будут покупать мой  марочный товар, а не товар конкурента?

• По каким переменным лучше всего сегментировать мой рынок и сколько его сегментов существует?

Эти методики статистической обработки информации описаны во многих нормативных источниках.

  • Банк моделей — набор математических моделей,  способствующих принятию более оптимальных маркетинговых  решений деятелями рынка.

Каждая модель состоит из совокупности взаимосвязанных  переменных, представляющих некую реально существующую систему, некий реально существующий процесс или результат. Эти модели могут способствовать получению ответов на вопросы типа "а что,  если?" и "что лучше?". За последние двадцать лет ученые сферы  маркетинга создали огромное количество моделей, призванных помогать руководителям маркетинга лучше справляться с деятельностью по установлению границ территорий сбыта и планов коммивояжерской работы, выбору месторасположения розничных торговых точек,  подбору оптимального комплекса средств продвижения и 

прогнозированию сбыта товарных новинок.

    1. Основные направления и этапы маркетинговых исследований
      1. Направления исследований в маркетинге

Направления маркетинговых исследований отличаются большим разнообразием, но все они базируются на единых теоретико-методологических принципах и преследуют общую цель: дать адекватную характеристику рыночных процессов и отразить позиции и возможности предприятия на рынке.

Основные направления исследований представлены на рис. 1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главным направлением маркетингового исследования является выявление сильных и слабых сторон деятельности предприятия. По результатам опроса 100 крупнейших рекламодателей российского рынка, проведенного информационно-исследовательским центром ПЭКОМ, важными направлениями маркетинговых исследований (в процентах) явились:

•  разработка рекламной кампании (90 %);

•  продвижение товара (57 %);

•  выбор каналов распределения (43 %);

•  внедрение на рынок нового товара (42 %)'.

Исследование рынка — самое распространенное направление маркетинговых исследований. Цель исследования — получение данных о рыночных условиях для определения наиболее эффективной деятельности предприятия. Оно включает:

•  определение размера рынка, анализ тенденций его развития и влияние сезонных факторов;

•  анализ распределения долей рынка между конкурентами;

•  изучение характеристик рынка (анализ мнений, движущих мотивов, надежд и желаний потребителей);

• определение состава потребителей по возрасту, региональному размещению, социальной принадлежности, полу, составу семьи, покупательскому поведению;

• анализ продаж на рынках, объем товарооборота. Результатами исследований являются прогноз развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха, определение наиболее эффективных способов ведения конкурентной политики на рынке и возможностей выхода на новый рынок или его сегмент.

Исследование потребителей позволяет определить весь комплекс побудительных факторов, которыми пользуются потребители при выборе товаров (доходы, социальное положение, половозрастная структура, образование). Предметом исследования выступает структура потребления, обеспеченность товарами, тенденция покупательского спроса, анализ процессов и условий удовлетворения основных прав потребителей. В качестве объектов исследования выступают индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства, а также потребители-организации. Разработками являются типология потребителей, моделирование их поведения на рынке, прогноз ожидаемого спроса. Цель данного исследования заключается в сегментации потребителей, выборе целевых сегментов рынка и рыночных ниш.

Исследование конкурентов заключается в получении данных для обеспечения конкурентного преимущества фирмы на рынке, а также возможности сотрудничества и кооперации с некоторыми из них. Анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучается занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов (совершенствование товара, изменение цен, товарные марки, проведение рекламных кампаний, развитие сервиса). Также изучается материальный, финансовый, трудовой потенциал конкурентов, организация управления деятельностью. Результатом исследований является выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного положения на рынке, определение стратегии, ориентированной на обеспечение ценового преимущества.

Изучение фирменной структуры рынка проводится с целью получения сведений о возможных посредниках, с помощью которых предприятие будет в состоянии присутствовать на выбранных рынках. Наряду с торговыми, коммерческими и другими посредниками предприятие должно располагать информацией о деятельности иных помощников своей деятельности на рынке. К ним относятся транспортно-экспедиторские, рекламные, страховые, юридические, финансовые, консультационные и другие компании и организации, создающие в совокупности маркетинговую инфраструктуру рынка.

Исследование, товаров нацелено на определение соответствия технико-экономических показателей и качества товаров, обращающихся на рынках, запросам и требованиям покупателей, а также анализ их конкурентоспособности. В результате можно получить информацию относительно того, что хочет получить потребитель, какие параметры изделия он ценит больше всего: дизайн, надежность, цену, эргономику, сервис, функциональность товара. Наряду с этим можно получить сведения для формулирования наиболее удачных аргументов для рекламной кампании, выбора подходящих торговых посредников.

Объектами исследования являются потребительские свойства товаров-аналогов и товаров-конкурентов, реакция потребителей на новые товары, товарный ассортимент, упаковка, уровень сервиса, соответствие продукции законодательным нормам и правилам. Результаты исследования дают возможность предприятию разработать собственный ассортимент товаров в соответствии с требованиями и желаниями покупателей, повысить его конкурентоспособность, разработать новые товары и модифицировать выпускаемые изделия, усовершенствовать маркировку, выработать фирменный стиль, определить способы патентной защиты товаров.

Исследование цены товара направлено на определение такого уровня и соотношения цен, при котором предприятие имело бы возможность достичь наибольшей прибыли при наименьших затратах. Объектами исследования выступают затраты на разработку, производство и сбыт товаров (калькуляция издержек), влияние конкуренции со стороны других фирм и товаров-аналогов, поведение и реакция потребителей на пену товара (эластичность спроса). В результате исследований выбираются наиболее эффективные соотношения «затраты—цена» (внутренние условия, издержки производства) и «цена—прибыль» (внешние условия).

Исследование товародвижения и продаж нацелено на поиск наиболее эффективного пути доведения товара до потребителя и его успешную реализацию. Основными объектами исследования являются торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения. Исследованиям подвергаются также анализ функций и особенностей деятельности различных типов предприятий оптовой и розничной торговли, выявление их сильных и слабых сторон, характера сложившихся взаимоотношений с производителями. Полученные сведения позволяют выявить возможности увеличения товарооборота предприятия, оптимизировать товарные запасы, разработать критерии выбора эффективных каналов товародвижения, выбрать приемы продажи товаров конечным потребителям.

Исследование системы стимулирования сбыта и рекламы предполагает выявление средств наилучшего стимулирования сбыта товаров, изучение работы по повышению авторитета товаропроизводителя на рынке, решение вопросов успешного осуществления рекламных мероприятий. Объектами исследования являются поведение поставщиков, посредников и покупателей, эффективность рекламы, отношение потребительской общественности, контакты с покупателями. В результате вырабатывается политика «паблик рилейшнз» (взаимоотношение с публикой); создается благоприятное отношение к предприятию и его товарам (формируется «имидж»); определяются методы формирования спроса населения, способы воздействия на поставщиков и посредников; повышается эффективность коммуникационных связей и рекламы.

Исследование предполагает проведение предварительных испытаний средств рекламы, сопоставление фактических и ожидаемых результатов, оценку продолжительности воздействия рекламы на потребителя. Это позволяет принять решения по активизации рекламных кампаний, вести поиск новых средств воздействия на потребителя, повысить его интерес к продукции предприятия.

Данное исследование затрагивает не только рекламу, но и мероприятия, направленные на стимулирование сбыта со стороны конечных потребителей и посредников. К ним относятся изучение эффективности применения конкурсов, лотерей, скидок, премий, награждений и других льгот, предоставляемых покупателям продукции.

Исследование внутренней среды предприятия преследует цель определения реального уровня его конкурентоспособности в результате сопоставления соответствующих факторов внешней и внутренней среды. Результатом исследования являются разработки, способствующие адаптации деятельности предприятия к динамично развивающимся факторам внешней среды.

      1. Этапы маркетинговых исследований

Процесс   маркетингового  исследования  включает ряд  этапов, представленных на рис.2.




 







 


 

1. Выявление проблем, а целей исследования — определение целей, проблематики, содержания предмета исследования, постановка задачи в пределах данного исследования, замысла, обоснование необходимости проведения исследования, обозначение проблем, объектов, круга конкретных вопросов, подлежащих исследованию.

Проблема рассматривается как некоторая противоречивая ситуация, как сложный вопрос, требующий своего решения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит ее правильная постановка.

Чаше всего на практике за проблему маркетингового исследования  принимаются видимые симптомы в сфере хозяйственной деятельности предприятия, в том числе:

•  уменьшение прибыли;

•  снижение реализации продукции предприятия;

•  сокращение занимаемой доли рынка;

•  увеличение товарных запасов и др.

Однако проблема самого маркетинга и маркетингового исследования, в частности, заключается в том, что руководство предприятия не может найти объяснения той или иной сложившейся ситуации. Поэтому маркетинговые исследования на самом деле проводятся прежде всего для того, чтобы получить недостающие или дополнительные данные относительно маркетинговых усилий предприятия для решения проблем его хозяйственной деятельности. При этом учитываются внешние условия рынка и внутренние возможности предприятия.

Проблемы маркетингового исследования связаны в большинстве случаев с выбором целевых сегментов рынка, знанием потребительского поведения и действий конкурентов. Важное значение имеет проблематика формирования товарного предложения, цены, каналов распределения, проведения рекламной кампании и др.

Цели маркетингового исследования непосредственно вытекают из выявленной проблемы и связанными с ней целями предприятия и целями маркетинга.

Цели предприятия обусловлены необходимостью выхода из сложившейся хозяйственной ситуации (например, увеличение прибыли для дальнейшего роста,, освоение новой продукции, укрепление конкурентных позиций и др.). В настоящее время более 2 тыс. российских руководителей и менеджеров в 73 регионах страны ставят перед своими предприятиями основные цели, которые связаны с укреплением позиции на отечественном рынке на основе повышения качества выпускаемой продукции при одновременном снижении издержек[2].

Цели маркетинга могут способствовать определению путей выхода из сложной ситуации (например, выпуск модернизированной продукции и увеличение ее реализации на уже освоенном предприятием или новом рынке) или преследовать возможность получения необходимых данных для обоснования принятия решений (например, как воспримет целевой рынок новую продукцию).

2. Анализ вторичной информации. Эта информация ранее собиралась для других целей. Вторичная информация может быть получена из внешних и внутренних источников. Внутренняя вторичная информация собирается из отчетности компании. Внешняя вторичная информация может быть получена из правительственных (указы, приказы, постановления и др.) и неправительственных источников (периодическая печать, монографии и т. д.).

Информация о работе Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии