Принципы и задачи планирования в маркетинге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:59, реферат

Краткое описание

Планирование как специфический вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный период времени. Его результатом является план мероприятий (заданий) – многоцелевая и сбалансированная программа развития объекта управления в целом, направленная на достижение эффективного использования всех видов ресурсов в определенный период времени. Другими словами, план дает описание будущего (желаемого) состояния и (или) тенденций развития объекта управления, разрабатывающего этот план, то есть план всегда включает систему целей и схему действий по их реализации (мероприятия, задания, ресурсы).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...03
1. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ………………..05
1.1 Понятие и значение планирования…………………………………………05
1.2 Задачи и принципы планирования на предприятии……………………….08
1.3. Процесс планирования на предприятии…………………………………...11
2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………14
3. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……...…20
3.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………...20
3.2 Анализ системы планирования на предприятии…………………………..22
3.3 Рекомендации по совершенствованию процесса планирования на предприятии……………………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие задачи принципы и методы планирования .doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

8) обязательность исполнения плана. Принятый к выполнению план предприятия (подразделения) становится обязательным для выполнения сотрудниками предприятия. При изменении обстоятельств или по мере реализации плана руководство предприятия или его плановые органы могут в пределах своей компетенции уточнять или корректировать план путем внесения изменений (дополнений) в соответствующие показатели.

 

 

 

1.3 Процесс планирования  на предприятии

 

Для создания и успешного  функционирования системы планирования должны быть созданы следующие предпосылки:

1) кадровые, которые включают готовность руководства управлять предприятием в рамках системы планирования на основе четко сформулированных целей и принципов управления;

2) организационные, т.е.  дееспособная организация предприятия;

3) методические, т.е. разработанная  на предприятии система планов, установившаяся методика их разработки, опыт их применения;

4) информационные, т.е.  наличие эффективного инструментария  для сбора, переработки и передачи  планово-контрольной информации.

Существуют особые правила  планирования деятельности предприятия, которые касаются порядка организации  плановых работ, особых приемов (методов) и схем планирования. Различают четыре основных этапа плановой работы на предприятии:

1) анализ ситуации на рынке (в регионе, отрасли, сфере деятельности);

2) анализ текущей и  перспективной позиции предприятия  (подразделения);

3) собственно планирование;

4) контроль за выполнением  плана. 

Как отмечал в своих работах Н.Д. Кондратьев, важнейший элемент плановой работы - анализ ситуации на рынке. Он проводится на основе экспертных оценок, подтвержденных кратким статистическим анализом, цель которого - выявить основные рыночные тенденции за время, предшествующее планируемому. Исследуемый период должен превышать планируемое время или, как минимум, соответствовать ему.

В результате аналитической  работы составляются прогнозы, касающиеся положения предприятия на рынке, а именно:

- экономические прогнозы;

- прогнозы развития конкуренции;

- прогнозы развития технологии;

- прогнозы состояния рынка;

- социальные прогнозы - исследуют отношение людей к тем или иным общественным явлениям.

Анализ позиции предприятия предполагает оценку: положения предприятия на местном рынке; технической обеспеченности; развития сети учреждений предприятия; инфраструктуры предприятия; кадровых ресурсов.

На основе проведенного анализа ситуации в регионе, изучения места предприятия на рынке, анализа  технического и кадрового потенциала формулируются рыночные (внешние) и  внутренние задачи (цели) предприятия на предстоящий плановый период.

Постановка целей предприятия  неразрывно связана с планированием  его деятельности. Без четких, реально  достижимых целей предприятие обречено на провал, так как незнание направления  движения фирмы, невозможность контроля за промежуточными результатами, отсутствие плана действий не позволяют предприятию развиваться.

К рыночным задачам относятся: усиление или сохранение позиций  на местном рынке, достижение к концу  планового периода конкретных объемов  производства, формирование универсального конкурентного спектра продукции и услуг, создание имиджа лидера и пр.

К внутренним целям относятся: достижение контрольных показателей  деятельности предприятия (финансовых, структурных, качественных), поддержание  определенного уровня ликвидности (оптимальные уровни доходности и риска), реструктуризация активов и пассивов, развитие внутренних ресурсов предприятия (персонал, материально-техническое и программно-информационное обеспечение, совершенствование сети филиалов и пр.).

Планирование деятельности предприятия должно осуществляться по принципу оптимального использования ресурсов. В случае перевыполнения или недовыполнения плана решение о привлечении и использовании ресурсов следует принимать в соответствии с утвержденными руководством структурными показателями деятельности предприятия.

Порядок планирования, перечень видов планов в целом по предприятию и их структура устанавливаются руководством предприятия в обязательных для выполнения нормативных актах. Порядок планирования деятельности отдельных подразделений предприятия определяется непосредственно плановым отделом предприятия.

Планы, разработанные  плановым отделом, становятся обязательными для выполнения всеми подразделениями предприятия после утверждения их руководством (дирекцией) предприятия, за исключением планов, отнесенных к компетенции его плановых служб.

Контроль, являясь продолжением планирования, сопровождает процесс выполнения планов. Контроль предполагает учет фактических показателей (результатов выполнения решений) и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности, проверку исходных предпосылок, а также методической и содержательной согласованности планового процесса.

Контроль включает также  анализ возможных отклонений от запланированных показателей. Сравнение и анализ стимулируют принятие новых решений, которые, в свою очередь, инициируют проведение корректирующих мероприятий. Таким образом обеспечивается долгосрочный обучающий эффект.

Главный смысл контроля - создать гарантии для выполнения планов и повысить эффективность управления.

Контроль неразрывно связан с материальной и административной ответственностью руководителей подразделений  за выполнение установленных плановых заданий.

 

2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Отличительной особенностью производственной деятельности предприятий  торговли на современном этапе является функционирование их в условиях развивающихся  рыночных отношений. Это в равной степени относится и к деятельности предприятий в области продовольственного и материально-технического снабжения. Снабжение и завоз сырья и товаров в торговую сеть являются важными этапами коммерческой работы, так как от их правильной организации зависит размер товарных запасов, скорость оборота товаров, получение прибыли.

В рациональной организации  товароснабжения на предприятии  большую роль играют проблемы, связанные  с транспортировкой грузов. Они обусловлены  удаленностью источников сырья от пунктов  производства, пунктов производства от пунктов потребления, затратами на транспортировку сырья и товаров; постоянным расширением ассортимента и, как следствие, увеличением числа поставщиков каждому потребителю. В связи с этим, естественно, возникает вопрос о наиболее рациональном прикреплении производителей к потребителям (и наоборот), о правильном направлении перевозок груза, при котором потребности удовлетворяются, а затраты на транспортировку минимальны.

Особую важность в  связи с этим приобретают вопросы  научно-обоснованного поиска оптимальных решений, повышающих эффективность товароснабжения.

В процессе разработки планов торгового предприятия используются специфические методы, которые соответствуют  задачам, целям и особенностям планирования данного хозяйствующего субъекта. Методы планирования представляют собой конкретные способы и приемы экономических расчетов, применяемые при разработке отдельных разделов и показателей плана, их координации и увязке.

При выборе конкретных методов  планирования учитываются следующие  факторы:

- длительность планового периода;

- особенности расчетов планового показателя;

- обеспеченность исходной информацией и возможность ее использования;

- наличие соответствующей технической базы обработки информации и проведения расчетов;

- уровень квалификации работников.

При планировании деятельности предприятий торговли применяют  следующие основные методы:

- нормативный;

- расчетно-аналитический;

- балансовый;

- экономико-математические.

Сущность нормативного метода состоит  в том, что для расчета того или иного планового показателя применяются нормы и технико-экономические нормативы, характеризующие рациональную величину этого показателя для конкретных условий работы предприятия. Используемые нормативы бывают трех видов: единые, отраслевые и специальные, применяемые для отдельных предприятий.

Расчетно-аналитический метод планирования используется в том случае, когда  отсутствуют технико-экономические  нормативы, а взаимосвязь между  отдельными показателями или экономическими явлениями может быть установлена лишь косвенным путем на основе анализа и сопоставления отчетных данных. Сущность этого метода заключается в том, что расчеты плановых показателей производятся на основе анализа достигнутого уровня, их развития, принимаемого за исходную базу, и индексов их изменения в плановом периоде.

Алгоритм планового решения  на основе расчетно-аналитического метода изображен на рис. 2.1.

 

Рис. 2.1. Схема расчетно-аналитического метода планирования

 

Балансовый метод предусматривает  использование в планировании балансов, назначение которых состоит в увязке имеющихся в наличии у предприятия материальных и финансовых ресурсов с фактической потребностью в них. Балансовые расчеты должны быть произведены таким образом, чтобы использование или распределение ресурсов не превышало их реального объема.

Балансовые расчеты  используются при планировании поступления  товаров на предприятие исходя из прогнозируемого товарооборота  и величины начальных и конечных товарных запасов, при определении  потребности предприятий в оборудовании, предметах материально-технического оснащения, топлива для производственных нужд на предприятиях общественного питания. Особое значение имеют балансовые расчеты финансовых показателей, например, платежного баланса, который обеспечивает соответствие между источниками формирования доходов хозяйствующего субъекта и направлениями их использования.

Отличительной особенностью большинства экономических процессов  на уровне торгового предприятия  является их неопределенность, а также  одновременное воздействие многих, часто взаимозависимых, факторов. В этом случае плановые расчеты целесообразно производить с помощью экономико-математических методов, из которых наиболее широкое применение в торговле нашли стохастические (корреляционные) модели. Сущность корреляционных экономико-математических моделей состоит в нахождении количественного выражения взаимосвязей между показателями и факторами, их определяющими, и последующем экстраполировании этих зависимостей на определенный плановый период.

При использовании таких  моделей в плановом процессе необходимо соблюдать следующие требования:

- модель в качественном отношении должна быть адекватна экономической задаче, т.е. отражать сущность исследуемого объекта или явления;

- выбранная математическая форма описания экономических взаимосвязей (уравнение регрессии) должна в наибольшей степени соответствовать закономерностям развития планируемого показателя;

- исходная база данных, включаемых в модель, должна быть однородна, сопоставима и достаточна как по объему информации, так и по длительности исследуемого периода;

- в модель должны включаться не все, а наиболее существенные факторы для решения данной задачи, при этом факторы должны быть количественно измеримы;

- параметры, рассчитанные по экономико-математической модели, должны иметь четкую экономическую интерпретацию.

Планирование показателей  на основе расчета экономико-математических моделей в общем виде складывается из нескольких этапов, представленных на рис. 2.2.

Экономико-математические модели применяются не только для  описания экономического явления, но и для формализации экономических задач, поэтому возникает необходимость в критерии оптимальности решения задач в показателе, использование которого при сравнении различных вариантов решения торговых задач позволяет выбрать наилучший вариант.

Наряду с выбором критерия оптимальности важное значение при постановке планово-управленческой задачи имеет вопрос об ограничениях, отражающих условия осуществления торгового процесса, исходя из заданных товарных, трудовых ресурсов, торговых мощностей, объема и структуры спроса и т. п. Например, при планировании объема розничного товарооборота ограничения должны учитывать объем спроса, товарное предложение, торговые мощности.

 

Рис. 2.2. Этапы планирования показателей при использовании экономико-математических моделей

 

Планирование торговли не может ограничиваться изучением  хозяйственной деятельности и возможностей только самих торговых организаций. Необходимо также изучать экономику  района деятельности торговой организации, без чего невозможно обоснованно планировать товарооборот, торговую сеть и другие показатели торговой деятельности. Для этого используются такие социально-экономические показатели, как производственный профиль района, численность и состав населения, транспортная доступность и т. д.

Комплексный характер планирования в торговле выражается в охвате всех сторон хозяйственной деятельности, максимального количества воздействующих на нее факторов, в отражении социально-экономической  эффективности торговли.

 

3. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

3.1 Краткая характеристика  предприятия

 

Закрытое акционерное  общество "Артель старателей "Амур"  
(ЗАО "Артель старателей "Амур") зарегистрировано в Хабаровском крае, Аяно-Майском районе, п. Аян постановлением Главы администрации Аяно-Майского района №121 от 23.07.1993г. Центральный офис расположен в  
г. Хабаровске, Восточное шоссе, 10.

Информация о работе Принципы и задачи планирования в маркетинге