Принципы и задачи планирования в маркетинге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:59, реферат

Краткое описание

Планирование как специфический вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный период времени. Его результатом является план мероприятий (заданий) – многоцелевая и сбалансированная программа развития объекта управления в целом, направленная на достижение эффективного использования всех видов ресурсов в определенный период времени. Другими словами, план дает описание будущего (желаемого) состояния и (или) тенденций развития объекта управления, разрабатывающего этот план, то есть план всегда включает систему целей и схему действий по их реализации (мероприятия, задания, ресурсы).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...03
1. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ………………..05
1.1 Понятие и значение планирования…………………………………………05
1.2 Задачи и принципы планирования на предприятии……………………….08
1.3. Процесс планирования на предприятии…………………………………...11
2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………14
3. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……...…20
3.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………...20
3.2 Анализ системы планирования на предприятии…………………………..22
3.3 Рекомендации по совершенствованию процесса планирования на предприятии……………………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие задачи принципы и методы планирования .doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Продмаркет "Тамара" является структурным  подразделением  
Зао "Артель старателей "Амур" и занимается, согласно устава общества, розничной торговлей.

На предприятии применяется  линейно-функциональная (комбинированная) структура управления. Она построена на основе сочетания и взаимодействия линейной и функциональной структур. По данному принципу построены практически все организационные структуры управления в торговле и общественном питании.

Производственно-организационную  структуру управления продмаркета "Тамара" изобразим в виде схемы (рис. 3.1).

Генеральный директор предприятия  осуществляет общее руководство  и разрабатывает стратегию развития ЗАО.

Коммерческий директор предприятия осуществляет общее  руководство отделом оптово-розничной  торговли и подчиняется непосредственно  генеральному директору предприятия.

Заместитель коммерческого  директора осуществляет общее руководство отделом оптово-розничной торговли в отсутствие коммерческого директора, заключает договора с поставщиками, контролирует работу продмаркета "Тамара".

Директор продмаркета "Тамара" осуществляет общее руководство  магазином, ведет табельный учет рабочего времени работников магазина.

Бухгалтер осуществляет учет реализованных товаров, ежемесячно готовит товарный отчет для центральной  бухгалтерии.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.1. Производственно-организационная  структура управления продмаркета "Тамара"

 

Товароведы осуществляют составление заявок на товар, производят приемку товара, отслеживают правильность оформления получаемых продуктов, соблюдение сроков и условия хранения скоропортящихся продуктов, достоверность сертификации товаров.

Продавцы участвуют  в процессе розничной продажи  продовольственных товаров.

Магазин обслуживает  городских жителей, расположен в  жилой зоне  
(в "спальном" районе), поэтому он призван удовлетворять наиболее массовые и постоянные потребности в товарах по основным группам продовольственных и некоторых непродовольственных товарах повседневного спроса. По форме товарной специализации это неспециализированный магазин, а по методу продажи товаров – магазин самообслуживания.

По ценовому уровню реализуемых  товаров он относится к магазинам  среднего уровня цен.

Товары в магазине размещены по следующим принципам: покупателям предоставлена возможность быстро ориентироваться в ассортименте товаров; созданы условия комфортности пребывания в магазине: имеются столики для укладывания товаров покупателем; предоставляется информация о новых товарах; торговые площади используются достаточно оптимально; обеспечивается сохранность материальных ценностей.

 

3.2 Анализ системы планирования  на предприятии

 

Планирование сбыта  продукции сети магазинов "Тамара" проводится на основании работы отдела сбыта. Основными задачами отделами сбыта является определение:

- количества продукции  к реализации;

- потребителей продукции;

- способов сбыта;

- способов продвижения  продукции на рынке.

Первым шагом для  составления плана сбыта является сбор исходной информации, которая дает наиболее полное представление о положении на рынке.

Исходя из имеющихся  оценок продаж руководство отдела сбыта  определяет максимально возможную  емкость рынка для продукции, а также возможности организации  распределения продукции на рынках.

На основании оптимальной  продуктовой программы, дифференцированной по видам и ценам на продукцию, в отделе сбыта разрабатывают  детальный план сбыта. Он содержит целевые  натуральные и стоимостные показатели по отдельным группам продуктов, рынкам, группам потребителей и каналам сбыта на весь планируемый период и его отдельные временные отрезки.

Одновременно с разработкой  сбытовой программы, планируется и  складской запас продукции (его  оптимальные размеры).

В процессе планирования осуществляется разбивка показателей сбыта по группам покупателей, что позволяет определить наиболее перспективные сегменты рынка, приспособить в целях увеличения сбыта потребительские характеристики продукции к запросам покупателей.

Данные по количеству и частоте заказов являются ориентирами для ценообразования и применения рекламных средств.

Также проводится оценка каналов сбыта, которая необходима для того, чтобы достичь оптимальных  возможностей распределения продукции  и продвижения ее потребителю.

Если поставщик не способен осуществить поставку товара к назначенному сроку, покупатель может без каких-либо штрафных санкций отказаться от приема товара в более поздний срок.

Расчетной базой оперативно-сбытового  планирования служат календарно-плановые нормативы: размеры партий, длительность реализации партии и др.

На основании применяемой  системы планирования и рассчитанных календарно-плановых нормативов сбытовые подразделения разрабатывают для  отдельных подразделений предприятия  программы по реализации продукции  на квартал с разбивкой по месяцам.

В соответствии с выбранной  планово-учетной единицей устанавливается  количественное задание по реализации продукции отдельным подразделением, которое может конкретизироваться по участкам с доведением до каждого  рабочего места.

План экономического и социального развития рассматриваемого торгового предприятия состоит в из пяти разделов:

- розничный и оптовый  товарооборот и товарное обеспечение; 

- финансовый план;

- развитие материально-технической  базы;

- социально развитие  коллективов;

- план по труду.

Планы разрабатываются  в виде долгосрочных – до 10 лет, среднесрочных  – от трех до пяти лет, текущих –  до одного месяца.

В основе планирования –  товарооборот по каждой ассортиментной группе товаров.

Оптовый и розничный  товарооборот прогнозируется в следующей последовательности:

  1. оценивают ожидаемое выполнение плана за текущий год;
  2. исчисляют среднегодовые темпы товарооборота за два-три года, предшествовавших периоду прогноза;
  3. на основании анализа первых двух позиций экспертным методом устанавливают в процентах темпы роста (снижения) продажи отдельных товаров (товарных групп на прогнозируемый период).

Умножением объема ожидаемого товарооборота за текущий год  на прогнозируемый темп роста продажи  рассчитывают возможный товарооборот в прогнозируемом периоде.

Необходимые товарные ресурсы состоят из ожидаемого товарооборота и товарных запасов.

Товарные запасы могут измеряться в натуральном и денежном выражении или в днях оборота.

Товарные запасы планируют  на основе экстраполяции данных по четвертому кварталу за ряд лет.

Товарное обеспечение  определяют путем сравнения потребности  в необходимых товарных ресурсах и их источников.

Необходимые товарные ресурсы  рассчитывают как сумму товарооборота, вероятного прироста товарных запасов  за минусом естественной убыли товаров и их уценки.

Финансовый план рассматриваемого торгового предприятия включает кассовый план, кредитный план и  сметы доходов и расходов.

Кассовый план составляю  по квартально, в кредитном плане  определяют потребность в различных  видах кредита, в смете доходов и расходов – по статьям доходы и поступления денежных средств, расходы и отчисления средств.

Объектами планирования материально-технической базы является торговая сеть, техническое оснащение, складское хозяйство, то есть планируются общая потребность в торговой площади, торговых предприятиях, их размещение и специализация, потребность в механизмах и оборудовании, необходимые складские емкости.

Показатели социального  развития коллектива включают разработку планов повышения квалификации, улучшения условий труда и охраны здоровья работников, жилищных и культурно-бытовых условий, развития общественной активности.

Достаточно сложным  разделом является план по труду.

Необходимо подчеркнуть, что в торговле результатом труда  выступает не продукт, а услуга, здесь преобладают затраты живого труда в связи с затруднением механизации большинства трудоемких процессов.

Производительность труда  в торговле измеряется показателями среднего товарооборота, приходящегося  на одного работника за определенный период времени, то есть сумма товарооборота делится на среднесписочную численность работников.

В связи с тем что  реализация различных товаров по своей трудоемкости не одинакова, при  планировании следует учитывать  изменения в товарообороте, индексы  цен, ассортиментный состав товаров.

План экономического и социального развития рассматриваемого предприятия включает следующие  разделы:

- исходные данные;

- основные экономические  показатели работы предприятия; 

- техническое и организационное  развитие предприятия;

- план закладки продукции  на длительное хранение;

- план реализации продукции; 

- план розничного товарооборота; 

- распределение издержек  по завозу, хранению и оптовой  реализации по группам товаров; 

- издержки обращения  розничной реализации продукции;

- затраты на производства  продукции, ее переработку и  реализацию;

- численность работников  и фонд заработной планы; 

- прибыль от оптовой реализации продукции;

- план прибыли от  всех видов деятельности;

- распределение дохода;

- распределение прибыли; социальное развитие коллектива;

- финансовый план.

 

3.3 Рекомендации по  совершенствованию процесса планирования на предприятии

 

Сбыт продукции сейчас должен рассматриваться под принципиально  иным углом зрения - через призму рыночного спроса и предложения.

В условиях рыночной системы  хозяйствования под сбытом (сбытовой деятельностью) следует понимать комплекс процедур продвижения готовой продукции  на рынок (формирование спроса, получение  и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции к отправке покупателям, отгрузка продукции на транспортное средство и транспортировка к месту продажи или назначения) и организацию расчетов за нее (установление условий и осуществление процедур расчетов с покупателями за отгруженную продукцию).

Главная цель сбыта - получение предпринимательской прибыли на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей.

Для совершенствования  сбытовой деятельности в организации  следует выполнить следующие  условия:

- всемирное привлечение  внешних и внутренних инвестиций в целях обновления основных фондов и модернизации и оборудования;

- создания механизма  интеграции технологических комплексов  и организации оптовых грузопотоков;

- поиск стабильных  каналов сбыта на внутреннем  рынке;

- максимальное удовлетворение  платежеспособного спроса потребителей;

- создание положительного  имиджа на рынке и признание  со стороны общественности.

Все организационные  решения по сбытовой политике фирмы  должны быть приняты лишь только после  глубокого анализа существующей ситуации и должны быть нацелены на выполнение конкретных задач предприятия, как то получение максимальной прибыли или завоевание наибольшей доли рынка.

Показатели сбыта являются важными характеристиками факторной  среды формирования прибыли предприятий.

Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели сбыта используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Таким образом, применяя на практике теоретические знания, изложенные в данной работе, можно получать высокие экономические результаты.

В заключение следует  отметить, что неумение управлять  сбытом в современных условиях хозяйствования рождает цепочку: переполненные  склады, неплатежи, отсутствие оборотных  средств на закупку продукции.

 Детально проработанная  и документально закрепленная  логистика сбыта становится эффективным  инструментом предварительного, текущего  и последующего контроля за  сбытовой деятельностью организации  и ее положением на рынке. 

Обоснованное формирование и эффективный подход к сбытовой логистике руководством организации обеспечивает конкурентоспособность организации (предприятия) и, следовательно, само ее существование в современных жестких условиях конкурентной борьбы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Спланировать деятельность предприятия - значит составить план его функционирования и развития и в дальнейшем контролировать выполнение этого плана. Планирование деятельности предприятия заключается в обработке информации по обоснованию предстоящих действий и в определении наилучших способов достижения намеченных предприятием целей.

В современных экономических  условиях планирование деятельности предприятия  непосредственно связано с маркетингом. Можно сказать, что планирование предпринимательской деятельности - это техническая сторона маркетинга (или же маркетинг представляет собой содержательную сторону планирования).

Основная задача планирования - разработать программу действий для получения предприятием максимально  возможной прибыли как результата согласованного осуществления его важнейших функций: производственной, инновационной, технологической, организационной, социальной и др.

Планирование деятельности предприятия должно осуществляться согласно следующим принципам: конкретность и измеримость планов предприятия; принцип маржинальности; ориентированность во времени; достижимость показателей плана предприятия, реалистиччость плана; гибкость; комплексность; непротиворечивость; обязательность исполнения плана.

Информация о работе Принципы и задачи планирования в маркетинге