Проанализировать организационную структуру предприятия на примере МУП «Кировская горэлектросеть»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 09:55, курсовая работа

Краткое описание

Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника, возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают все новые и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.
В последнее время термин "мотивация" прочно вошел в терминологию многих общественных наук. Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………3
1. Мотивационная сфера в менеджменте. Мотивация как функция управления…………………………………………………………………..……… 5
1.1. Сущность мотивации………………………………………….………....5
1.2. Содержательные теории мотивации……………………………….......10
1.2.1 Теория мотивации А. Маслоу……………………………...…..12
1.2.2 Теория мотивации Дэвида Мак-Клеланда………………….....16
1.2.3 Теория мотивации Ф. Герцберга……………………….......….18
1.3. Процессуальные теории мотивации…………………………….……..21
1.3.1. Разработка С. Адамса ………………………………………….22
2. Проанализировать организационную структуру предприятия на примере МУП «Кировская горэлектросеть»……………………………………………….23
2.1. Содержание организационной структуры ………….………………...25
2.2. Характеристика предприятия МУП «Кировская горэлектросеть»…..27
2.2.1.Организационная структура предприятия…………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

КурсавикТеорр. упр. 6 вар11..docx

— 271.52 Кб (Скачать файл)

Таким образом, очевидно, что способы достижения эффективной мотивации зависят в первую очередь от человеческих потребностей, норм и ценностей. Следовательно, используя этот рычаг, можно повлиять на деловую активность работников.

 

 

                 1.2. Содержательные теории мотивации

 

Изучение потребностей человека привело к появлению теорий, в  основе которых лежит утверждение, что главными мотивирующими факторами  являются не материальные, а психологические, нематериальные мотивы, такие, как самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой, гордость своей фирмой и т.п. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т. е. осознанного ощущения недостатка в чем-либо, которые и являются основным мотивом их поведения, а, следовательно, и деятельности и называются содержательными теориями мотивации (Приложение 1).

Согласно этим теориям  мотивация – это совокупность доказательств и мотивов для  обоснования определенного поведения  или действий. Она определена потребностями  и целями индивида, деятельностью, мировоззрением, убеждениями, уровнем стремления и  идеалами. Поэтому, мотивация, по мнению сторонников содержательных теорий, - это определенные силы, которые  заставляют человека с энтузиазмом  и настойчивостью исполнять определенную работу4.

Содержательный подход к  проблеме мотивации является исторически  первым. Самым первым и наиболее распространенным методом был метод  наказания и поощрения, так называемая политика «кнута и пряника». Метод  является сомой первой концепцией мотивации, что возникла в глубокой древности, и просуществовала на протяжении всей истории развития человека. Основной смысл этого метода раскрывается в его названии: за выполненную  работу человек получает вознаграждение, за невыполненную работу – наказание. Этот метод использовался для  достижения желаемых результатов и  просуществовал довольно долго в  условиях административно-командной  системы. Постепенно он трансформировался  в систему административных и  экономических санкций и стимулов.

Первую научную теорию мотивации в рамках содержательного  подхода обосновал Ф. Тейлор, выступивший  с ее классическим вариантом. Он предположил, что людьми движет желание удовлетворять возрастающие потребности, для чего нужно дать им возможность зарабатывать деньги. В основу своей модели Тейлор положил систему норм расходования времени на каждый вид работ или выполнение отдельных операций. Как уже говорилось, такие нормы были получены опытным путем из наблюдений за действиями наиболее сильных и сноровистых исполнителей. При достижении более высокой производительности труда, чем та, которую они предусматривали, работники оплачивались по повышенному тарифу и получали премии. Это и давало им возможность более полно удовлетворять свои потребности. В то же время невыполнение задания влекло за собой оплату по пониженным расценкам, что заставляло большинство людей работать на пределе своих возможностей.

Увеличение производительности труда, явившееся результатом использования  этого метода мотивации, в сочетании  с более эффективным применением  специализации и стандартизации, было впечатляющим. Успех мотивации  по типу кнута и пряника был  так велик, что приятные ощущения от него до сих пор сохраняются  у руководителей. С того времени  теории мотивации стремятся к  как можно большей степени  учета различных потребностей и  мотивов деятельности людей, постоянно  пытаясь выявить новые и преимущественные побуждения, мотивы и потребности.

К сторонникам такого подхода  можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга  и Дэвида Мак-Клеланда, чьи теории будут рассмотрены ниже.

 

 

1.2.1 Теория мотивации  А. Маслоу

 

В 1942 г. известный американский социолог Абрахам Маслоу (1908-1970гг.), создал концепцию иерархии потребностей, которую изложил в 1943 г. в статье «Теория человеческой мотивации», помещенная в журнале «Психология общения»5.

 Сущность ее сводится  к изучению потребностей человека. Ее сторонники считали, что  предметом психологии является  поведение, а не сознание человека. Маслоу выделил пять групп  потребностей, постоянно присущих  людям, и расположил их в  виде иерархической пирамидальной  структуры (рис. 2).

 

Рис. 2. Пирамида базовых потребностей человека по Маслоу.

 

Физиологические потребности  и потребности безопасности относятся  к первичным (базисным) потребностям, а остальные виды потребностей - это вторичные (произвольные), непрерывно изменяющиеся потребности.

Модель имеет такую  форму, поскольку, чем более высокое  место занимают потребности в  иерархии, тем для меньшего числа  людей они становятся реальными  мотиваторами поведения.

Неудовлетворенные потребности, по мнению Маслоу, побуждают людей  к активным действиям, а удовлетворенные  перестают мотивировать, и их место  занимают другие неудовлетворенные  потребности. При этом потребности, находящиеся ближе к основанию  пирамиды, требуют первостепенного  удовлетворения. Лишь после того, как  оно будет в основном достигнуто, начинают действовать потребности более высокого уровня6.

К первому уровню Маслоу отнес физиологические потребности, необходимые для выживания человека (потребности в пище, одежде, воде, воздухе, отдыхе и т.д.). Их удовлетворение, обеспечивающие человеку элементарное выживание, требует минимальной  заработной платы и сносных условий  труда.

Ко второму уровню причислены потребности безопасности и уверенности  в будущем, т.е. человек стремиться находиться в безопасном состоянии, защищающем от страха, болезней и страданий (уверенность в том, что физиологические  потребности будут удовлетворяться  и в будущем). Их удовлетворение возможно с помощью заработной платы, превышающей  минимальный уровень (что позволяет, например, приобретать страховой  полис), а так же работы организации, предоставляющей сотрудникам определенные социальные гарантии.

На третьем уровне помещены социальные потребности - необходимость  в социальном окружении, в общении  с людьми, в поддержке со стороны  окружающих. Для их удовлетворения необходимо участие в групповой  работе, внимание со стороны руководителя, уважение товарищей.

Четвертый уровень образуют потребности в уважении, в признании  окружающих, в самоутверждении стремлении к личным достижениям. Они удовлетворяются  путем завоевания авторитета, известности, высокого статуса. Управление обладателями этих потребностей облегчает присвоение им титулов, званий, наград и т.п.

На пятый уровень который, по мнению Маслоу, достигает один процент  людей, поставил потребность самовыражения, самореализации, самоутверждении (духовные потребности), т.е. потребность в  собственном росте, в реализации своих потенциальных возможностей. Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора средств  и методов решения стоящих  перед ним задач. Поскольку с  развитием личности расширяются  ее возможности, то потребности в  самовыражении никогда не могут  быть полностью удовлетворены.

Теория Маслоу внесла исключительный вклад в понимание того, что  лежит в основе стремления людей  к работе. Руководители различных  рангов стали понимать, что мотивация  людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы  мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность  удовлетворить его важнейшие  потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных  почти только экономическими стимулами, т.к. поведение людей определялась, в основном, их потребностями низших уровней. В настоящее время ситуация изменилась. Благодаря более высоким  заработкам и социальным благам, даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Поэтому руководителю нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности  меняются, то нельзя рассчитывать, что  мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.

Хотя теория Маслоу и дала достаточно полезное и полное описание мотивации, она имеет свои слабые стороны:

1) игнорирование индивидуальных  особенностей людей и влияния  ситуационных факторов;

2) предположение о возможности  перехода от одного уровня  потребностей к другому только  в направлении снизу вверх  (на самом деле потребности  не имеют хронологической последовательности  и могут даже накладываться  друг на друга);

3) утверждение, что удовлетворенность  потребностей верхней группы  ослабляет их воздействие на мотивацию.

Тем не менее, теория Маслоу внесла важный вклад в понимание  того, что заставляет работников трудиться  более эффективно и оказала большое  влияние на развитие теории и практики современного управления.

 

 

1.2.2. Теория мотивации Дэвида Мак-Клеланда

 

С развитием экономических  отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Развитие в послевоенные годы таких наук, как психология и социология, а  также совершенствование методов  исследования поставило изучение поведения  работника на его рабочем месте  на научную основу, это вызвало  к жизни развитие школы поведенческих  наук (с 1950 г. и по настоящее время). Основной целью этой школы было повышение  эффективности ее человеческих ресурсов. Школа поведенческих наук основное внимание направила на изучение межличностных  отношений, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной  структуры, коммуникаций в организации, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

Дэвид Мак-Клеланд, не отрицая  значимость предыдущих теорий и их выводов о важности биологических  и других «базисных» потребностей в  мотивации поведения работников, попытался выявить наиболее важные среди «вторичных потребностей», которые  актуализируются при условии  достаточной материальной обеспе­ченности. Таким образом, концепция Дэвида Мак-Клеланда делает основной акцент на потребности высших уровней, которые он рассматривает как приобретенные под влиянием опыта, жизненных обстоятельств и обучения. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к причастности. Однако у разных людей эти потребности выражены по-разному или существуют в определенных комбинациях. То, как они сочетаются, зависит, помимо прирожденных качеств, от личного опыта, ситуации и культуры человека.

На основе своих исследований Мак-Клеланд выделил три типа менеджеров:

1) институциональные менеджеры,  обладающие высоким уровнем самоконтроля, для которых характерна большая  потребность во власти, чем в  групповой принадлежности;

2) менеджеры, у которых  потребность во власти преобладает  над потребностью в принадлежности, но в целом люди этого типа  более открыты, и социально  активны, чем институциональные  менеджеры; 

3) менеджеры, у которых  потребность в принадлежности  преобладает над потребностью  во власти, они тоже открыты, и социально активны.

Согласно выводам Мак-Клеланда, менеджеры первых двух типов более  эффективно управляют своими подразделениями  главным образом благодаря своей  потребности во власти. Однако для  организации может быть полезно  сочетание всех трех типов менеджеров. Мак-Клеланд пытался доказать ценность своей теории эмпи­рически, и прежде всего используя специально разработанные  для этого тесты. Однако полного  эмпирического подтверждения его  теория не получила.

 

 

 

 

      1. Теория мотивации Ф. Герцберга

 

В 1959 году Фредерик Герцберг разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Он исследовал двести инженеров и бухгалтеров с целью выявления мотивационных факторов и их силы. Служащим задавались два вопроса: «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно хорошо?» и «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?». Герцберг установил, что удовлетворенность человека своими действиями и неудовлетворенность ими являются двумя полюсами, между которыми находятся состояние и настроение человека. В зависимости от мотивирования человека его настроение меняется, приближаясь к одному из полюсов.

В результате исследования отчетливо выявились две группы факторов, явно не одинаково влияющие на мотивацию труда - была сформулирована двухфакторная модель мотивации. Первую группу факторов Герцберг назвал факторами  гигиены (гигиеническими факторами), вторую - мотиваторами.

1) Гигиенические факторы,  которые связаны с самовыражением  личности, ее внутренними потребностями,  а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама  работа (зарплата, безопасность на  рабочем месте, условия труда  - освещенность, шум, воздух, отношения  с коллегами, распорядок и режим  работы, характер контроля со  стороны непосредственного руководителя, политика фирмы и администрации). При отсутствии или недостаточной  степени присутствия гигиенических  факторов у человека возникает  неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами  по себе не вызывают удовлетворение  работой и не могут мотивировать  на что-либо.

Информация о работе Проанализировать организационную структуру предприятия на примере МУП «Кировская горэлектросеть»