Разработка анкеты для маркетингового исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучение и анализ процесса составления опросников СП ОАО «Спартак».

Задачи: изучение практики проведения и направлений маркетинговых исследований на примере исследовательской компании СП ОАО «Спартак».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ АНКЕТЫ И КОРРЕКТИРОВКА ВОПРОСОВ …………………………………………………………………………5
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СП ОАО «СПАРТАК»………………………………………………………………………...12
Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия СП ОАО «Спартак»…………………………………………………12
Анализ организации маркетинговых исследований предприятия СП ОАО «Спартак»…………………………………………………………………….17

2.3. Исследование на тему изучение эффективности рекламной компании СП ОАО «Спартак»………………………………………………………………...22

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНКЕТНЫХ ОПРОСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ СП ОАО «СПАРТАК»…………………………………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…31

Вложенные файлы: 1 файл

вся курсовая.docx

— 154.34 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

  1. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ АНКЕТЫ И КОРРЕКТИРОВКА ВОПРОСОВ …………………………………………………………………………5
  2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ  СП ОАО «СПАРТАК»………………………………………………………………………...12
    1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия СП ОАО «Спартак»…………………………………………………12
    2. Анализ организации маркетинговых исследований предприятия СП ОАО «Спартак»…………………………………………………………………….17

     2.3. Исследование на тему изучение  эффективности рекламной компании  СП ОАО «Спартак»………………………………………………………………...22

     3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНКЕТНЫХ ОПРОСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ СП ОАО «СПАРТАК»…………………………………………28

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…31

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………32

     ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ 

   В маркетинге, который призван удовлетворить  потребности людей, исследования имеют  большое значение, так как в  условиях рынка преимущество получают те фирмы и компании, которые лучше  других знают эти потребности  и производят товары, способные их удовлетворить. Но рынок постоянно  меняется, потребности людей под  воздействием различных факторов также  меняются, поэтому фирмы, чтобы получить прибыль, должны постоянно следить  за конъюнктурой рынка. Именно с помощью  маркетинговых исследований фирмы  могут осуществлять отслеживание изменение  потребностей покупателей. Маркетинговые исследования – это любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга.

   Как правило, потребность в проведении маркетинговых исследований возникает  в случаях, когда:

   1) фирма не достигла поставленных  маркетинговых целей;

   2) фирма уступает позиции конкуренту;

   3) фирма собирается диверсифицировать  свою деятельность;

   4) фирма готовит новый бизнес-план;

   5) любые другие случаи, когда менеджеры  затрудняются в выборе действий  или предполагают значительные  инвестиции.

   Маркетинговые исследования позволяют фирмам увеличить  свои знания о стоящих перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить  неопределённость при принятии маркетинговых  решений. Достаточно часто основной целью маркетинговых исследований является стремление дать адекватную характеристику рыночных процессов  и явлений, отразить позицию и  возможности фирмы на рынке.

   Обычно  маркетинговым исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, товары, маркетинговая среда и т.д.

   Результатом маркетинговых исследований является информация, которая используется при  выборе и реализации стратегии и  тактики маркетинга.

   В настоящее время самым популярным методом сбора первичных данных является метод опроса. Опрос является весьма эффективным способом получения  универсальной информации как объективного (о фактах жизнедеятельности людей), так и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках и ценностных ориентациях).

   Особенность анкетного опроса заключается в  том, что респондент самостоятельно работает с анкетой, т.е. понимает, обдумывает и отвечает на вопрос в соответствии со своими знаниями, убеждениями, ценностными  ориентациями.

   Тема  данной курсовой работы является актуальной в настоящее время, так как, как  указывалось выше, опрос в настоящее  время очень популярный метод  сбора маркетинговой информации, а полученные в ходе анкетирования  данные позволяют снизить степень  неопределённости, сопутствующей принятию маркетинговых решений.

   Цель  данной курсовой работы: изучение и  анализ процесса составления опросников СП ОАО «Спартак».

   Задачи: изучение практики проведения и направлений маркетинговых исследований на примере исследовательской компании СП ОАО «Спартак».

   Метод исследования: Опрос – это метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкета) сбора первичной вербальной информации путём регистрации ответов респондентов на вопросы, сгруппированные в виде анкеты в соответствии с целями и задачами исследования.

   Анкетный  опрос – один из основных видов  опроса, который предполагает жёстко фиксированный порядок конструирования  анкеты. Вопросы в анкете должны быть чётко сформулированы, понятны  респонденту, а также содержать  список вариантов ответа.

   В данной курсовой работе рассмотрена  тема: «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования». В первом разделе освещены теоретические  вопросы, связанные с проведением  маркетингового исследования при помощи анкетирования: понятие анкеты, виды анкет, этапы составления опросников. Во втором разделе рассмотрена практика проведения маркетинговых исследований на примере предприятия СП ОАО  «Спартак», так же здесь проведен анализ краткой организационно-экономической  характеристики данного предприятия. Третий раздел – это предложения  по совершенствованию проведения маркетинговых  исследований на предприятии СП ОАО  «Спартак» 
 
 
 
 
 
 
 

   1. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ АНКЕТЫ И КОРРЕКТИРОВКА ВОПРОСОВ 

   Анкета является ключевым инструментом при проведении маркетинговых исследований предприятием. При составлении анкет маркетолог должен тщательно продумать насколько велик будет вклад ответа на сформулированный вопрос для последующих действий производителя. Анкеты составляются с целью получить ответы на самые различные вопросы, которые в зависимости от целей исследования структурируются и принимают узкую направленность. С целью повысить скорость и простоту обработки полученной информации в анкетах широко применяют закрытые вопросы, не смотря на то, что открытые вопросы позволяют получить больше полезной информации для маркетолога организации-заказчика.

   Анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками и последовательностью, т.е. вопросы можно задавать множеством разных способов. Хорошая анкета должна: облегчить ответ опрашиваемого лица; сформулировать вопрос с учётом его влияния на ответ опрашиваемого; позволить легко провести анализ. При этом анкета должна быть опробована, и в ней должны быть устранены все выявленные недостатки [3, с.168].

   Структура анкеты выглядит следующим  образом:

  1. Служебное поле. В нём указываются дата заполнения, регион, Ф.И.О. интервьюера, другие данные. Данные служебного поля могут использоваться для верификации работы интервьюера.
  2. Введение. Служит связующим звеном между респондентом и интервьюером. Оно должно быть чётким, простым, лаконичным. В нём указывается цель исследования, информация о том, кто его проводит. Введение выполняет стимулирующую функцию посредством подчёркивания значимости ответа респондента, указания на материальные стимулы (призы, бонусы, участие в лотерее).
  3. Тело анкеты. В этой части раскрываются основные вопросы, на которые мы пытаемся получить ответ в процессе исследования.
  4. Классификационная часть. Содержит информацию об основных социально-экономических характеристиках, которые ложатся в основу сегментирования рынка. Эта часть в общем случае может разбиваться на три области:
  5. Область, где вопросы задаются непосредственно респонденту.

   Часто возникающей в этой части задачей  является определение уровня дохода респондента. Доход можно определить такими путями:

   – установить интервальную шкалу доходов, которая корреспондируется с уровнем цен на исследуемую продукцию;

   – определить род занятий респондента;

   – установить наличие определённых знаковых товаров у респондента, которые могут свидетельствовать об определённом уровне дохода.

   2) Область, которая заполняется  интервьюером самостоятельно на  основе визуальной информации. Это,  обычно, возраст, пол и т.д.

   3) Название предприятия, адрес,  контактный телефон. Если опрос  проводится на дому или, если  проводится маркетинговое исследование  на промышленном рынке, необходимо  обязательно указать номер телефона  опрашиваемого [2, с. 85].

   В ходе разработки анкеты исследователь  маркетинга отбирает вопросы, продумывает  их формулирование и последовательность. В общем случае структура вопросов анкеты состоит из трёх элементов:

  1. Целевые повременные – содержат данные анкеты, которые непосредственно связаны с главной целью исследования. Они обычно описывают отношение, знание товара и поведение потребителя.
  2. Классификационные повременные – включают данные, описывающие респондентов.
  3. Управляемые переменные – используются для того, чтобы помочь исследователю провести анкетирование.

   В небрежно подготовленной анкете можно  всегда найти целый ряд ошибок. Самые обычные ошибки – постановка вопросов, на которые не захотят  ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые  следовало бы обязательно получить ответ. Каждый вопрос нужно проверить  с точки зрения вклада, который  он вносит в достижение результатов  исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует  опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые.

   Закрытый  вопрос включает в себя все возможные  варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Закрытые вопросы  предоставляют опрашиваемому набор  альтернативных ответов, из которых  он должен выбрать один или несколько, наилучшим образом отражающих его  позицию.

   Открытый  вопрос даёт опрашиваемым возможность  отвечать своими словами. При открытом опросе используются формулировки вопросов, ясно отражающие его цель. Открытые вопросы имеют форму, оставляющую  для опрашиваемого полную свободу  в формулировке ответа.

   Открытые  вопросы ставят в самых разных формах. Открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем  не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом  этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем  или иным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые  легче интерпретировать и сводить  с таблицы. Поэтому на практике наибольшее распространение при проведении маркетинговых исследований нашли  закрытые вопросы [3, с. 8].

   Схема процесса составления анкеты состоит  из следующих этапов, последовательность которых весьма условна, поскольку  все они тесно взаимосвязаны  и определяют друг друга.

   Этап 1. Определение необходимой информации.

  1. Информация, которую намечено получить, полностью соответствует всем компонентам проблемы маркетингового исследования.
  2. Составление набора вспомогательных таблиц.
  3. Составление чёткого представления о целевой выборке.

   Этап 2. Метод проведения опроса.

    1. Затем следует проверить выбранный метод опроса.

   Этап 3. Содержание отдельных вопросов.

  1. Принятие решения о необходимых вопросах
  2. Определиться: нужно ли использовать несколько вопросов вместо одного для получения однозначной информации.
  3. Удостовериться, что нету двойных вопросов.

   Этап 4. Преодоление невозможности и нежелания отвечать.

  1. Оценить: насколько информирован респондент.
  2. Для проверки информированности респондентов перед вопросами, непосредственно касающимися темы, задавать фильтрующие вопросы, чтобы выяснить осведомлённость, знание о применении продукта, предшествующий опыт.
  3. Проверить - может ли респондент вспомнить событие.
  4. Нет ли в анкете ошибок сокращения времени или придумывания.
  5. Есть ли вопросы, содержащие скрытые альтернативы, которые могут завысить оценки вероятности наступления события?
  6. Может ли респондент сформулировать ответ?
  7. Сведите к минимуму усилия, требуемые от респондентов.
  8. Задаются ли вопросы в соответствующем контексте?
  9. Пояснение причины сбора информации.
  10. Если информация затрагивает чувства респондента:

Информация о работе Разработка анкеты для маркетингового исследования