Разработка анкеты для маркетингового исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучение и анализ процесса составления опросников СП ОАО «Спартак».

Задачи: изучение практики проведения и направлений маркетинговых исследований на примере исследовательской компании СП ОАО «Спартак».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ АНКЕТЫ И КОРРЕКТИРОВКА ВОПРОСОВ …………………………………………………………………………5
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СП ОАО «СПАРТАК»………………………………………………………………………...12
Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия СП ОАО «Спартак»…………………………………………………12
Анализ организации маркетинговых исследований предприятия СП ОАО «Спартак»…………………………………………………………………….17

2.3. Исследование на тему изучение эффективности рекламной компании СП ОАО «Спартак»………………………………………………………………...22

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНКЕТНЫХ ОПРОСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ СП ОАО «СПАРТАК»…………………………………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…31

Вложенные файлы: 1 файл

вся курсовая.docx

— 154.34 Кб (Скачать файл)

   – располагать вопросы на подобные темы в конце анкеты;

   – перед вопросом сказать, что исследуемое поведение распространено;

   – задавать вопросы о третьем лице;

   – спрятать вопрос в группе других вопросов, на которые респонденты захотят ответить;

   – вместо вопросов о конкретных числах представить категории для ответа;

   – по возможности применять вероятностные методики.

   Этап 5. Выбор структуры вопроса.

  1. Открытые вопросы полезны при поисковом исследовании и как начальные вопросы.
  2. При каждой возможности использовать структурированные вопросы.
  3. В многовариантных вопросах ответ должен включать набор всех возможных взаимоисключающих вариантов.
  4. Если ожидается, что большинство респондентов на альтернативный вопрос ответят нейтрально, добавить нейтральный вариант ответа.
  5. Для уменьшения искажения ответов на многовариантные и альтернативные вопросы, рассмотреть возможность использования раздельного голосования.
  6. Если количество вариантов слишком велико, рассмотреть возможность добавления ещё одного вопроса, чтобы уменьшить нагрузку по анализу большого количества информации.

   Этап 6. Выбор словесной формулировки вопроса.

  1. Определить тему с позиций: кто, что, где, когда, почему и как (шесть W).
  2. Использовать простые слова, соответствующие словарному запасу респондента.
  3. Не использовать неопределённые слова: как обычно, нормально, часто, регулярно, случайно, иногда и др.
  4. Избегать скрытых альтернатив, не выраженных открыто в вопросе.
  5. Избегать направляющих вопросов, наталкивающих респондента на ответ.
  6. Избегать скрытых допущений.
  7. Респонденты не должны делать обобщений или заниматься расчётами.
  8. Использовать положительные и негативные утверждения.

   Этап 7. Определение порядка вопросов.

  1. Начальные вопросы должны быть интересными, простыми и не раздражать.
  2. Вопросы о компетентности лучше помещать в начале анкеты.
  3. Сначала следует располагать вопросы по основной информации, затем классификационные и в конце – идентификационные.
  4. Сложные комплексные и «чувствительные» вопросы нужно располагать в заключительных разделах анкеты.
  5. Общие вопросы должны предшествовать конкретным.
  6. Тщательно разрабатывать разветвлённые вопросы и охватывать все возможные варианты.
  7. Вопрос, находящийся после разветвления, помещать как можно ближе к соответствующему разветвлённому вопросу. Разветвленные вопросы располагать так, чтобы респондент не мог предположить, какая дополнительная информация от него потребуется.

   Этап 8. Форма и расположение.

  1. Разделить анкету на несколько частей.
  2. Пронумеровать вопросы в каждой части.
  3. Предварительно закодировать анкету (присвоить код каждому ответу).
  4. Последовательно пронумеровать анкеты.

   Этап 9. Печать анкеты.

  1. Придать анкете профессиональный внешний вид.
  2. Оформлять данные анкеты в виде буклета.
  3. Каждый вопрос размещать на отдельной странице (или на развороте).
  4. Использовать вертикальные столбцы для ответов.
  5. Использовать таблицы, когда для ответа на несколько вопросов применяется одинаковый набор категорий.
  6. Избегать уплотнения вопросов для создания видимости краткости анкеты.
  7. Располагать указания и инструкции как можно ближе к соответствующим вопросам.

   Этап 10. Предварительное тестирование.

  1. Всегда проводить предварительное тестирование.
  2. Протестировать все аспекты анкеты, включая содержание вопросов, используемые слова, согласованность, форму и расположение, сложность вопросов и инструкции.
  3. Респонденты, опрашиваемые при предварительном тестировании, должны быть похожи по характеристикам на привлекаемые к фактическому исследованию.
  4. Начинать предварительное тестирование с личных интервью.
  5. Провести предварительное тестирование по телефону, почте или с помощью электронных средств, если один из этих методов используется в фактическом исследовании.
  6. Задействовать как можно больше интервьюеров для предварительного тестирования.
  7. Сделать небольшую выборку для предварительного тестирования – 15–30 респондентов.
  8. Использовать протокольный анализ и собеседование для определения проблем с анкетой.
  9. Сделать после каждой значительной переработки анкеты ещё одно тестирование с новой выборкой.
  10. Кодировать и анализировать ответы, получаемые при предварительном тестировании [1, с. 38].

   Практики  маркетинга считают, опросники должны составляться таким образом, чтобы  в процессе исследования можно было составить социально-экономический  портрет потребителя. Для этого  в анкете обязательно должны присутствовать вопросы следующего плана: уровень  образования, состав семьи, материальное положение, возраст, т.е. социально-демографический блок, который обычно располагается в конце анкеты. В целом можно отметить, что составление анкет проходит условно десять этапов, которые тесно взаимоувязаны между собой и органично дополняют друг друга. Перед тем как приступить к составлению анкеты, следует определить цель, которую она должна достигнуть. Каждый последующий вопрос должен вытекать из предыдущего и быть понятным респонденту, т. к. от четкости понимания вопроса будет зависеть точность и достоверность получаемого ответа. При этом стоит отметить, что анкета должна быть весьма краткой (не занимать много времени на опрос), чтобы респондент не устал и четко давал ответы на задаваемые ему вопросы.

     Вывод: Подходить к этапам разработки анкеты нужно очень внимательно, тщательно корректировать вопросы. Точное соблюдение правил поможет: достичь лучших результатов исследования, получить достоверную информацию, что сделает все исследование полезным и выгодным для предприятия.

   Анкета составляется в несколько этапов, которые условно можно разбить на десять. Данные этапы тесно взаимоувязаны между собой и дополняют друг друга, т.е. предыдущий этап служит основой для последующего.

     С каждый годом появляются новые методики составления анкет и проведения собственно анкетирования. Дело в том, что в современных условиях хозяйствования рынок переполнен однотипными товарам, а, следовательно, потребитель стремиться их различать уже не по внешнему виду и иным видимым характеристикам, но и по эмоционально-психологическим  составляющим. В целом анкетирование  является одним из средств сбора  первичной информации, которую необходимо быстро обрабатывать, т. к. она быстро устраивает и теряет свою ценностью для исследователя.

 

    2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ  СП ОАО «СПАРТАК» 

    2.1. Краткая организационно-экономическая  характеристика предприятия  СП ОАО «Спартак» 

     История фабрики  «Спартак» начинает свой отсчет с 4 июня 1924 года. С этого дня  в Гомеле открылось кондитерское предприятие «Просвет». Первоначально  фабрика имела сложную структуру. В нее входили три самостоятельных  предприятия: кондитерская фабрика  «Просвет», фабрика имени Клары  Цеткен, арендованный завод безалкогольных напитков. Наряду с конфетами и  пряниками изготовлялись коробки, кульки, конверты, тетради, конторские книги, безалкогольные напитки.

     Со  временем на предприятии объединились карамельное, бисквитное, конфетное  и другие кондитерские производства в пяти основных цехах, каждый из которых  по своей площади и мощности превосходил  самые крупные из действующих  тогда в Белоруссии кондитерский предприятий..

     29 мая 1998 года ОАО «Спартак» было  реорганизовано в совместное  предприятие открытое акционерное  общество «Спартак».

     Основными видами продукции, выпускаемой предприятием является: карамель, конфеты, шоколад  и шоколадные изделия, печенье, вафельные  изделия, торты и пирожные. Предприятие  выпускает сотни сортов и наименований кондитерских изделий, в том числе  оздоровительно-профилактического  направления и является ведущим  предприятием отрасли в Республике Беларусь. Активно ведётся разработка и изготовление продукции для больных,  страдающих сахарным диабетом. С 2003 года  её ассортимент существенно расширился за счет разработки новых сортов кондитерских изделий с добавлением фруктозы.

     Одним из основных секретов успеха кондитерского  предприятия является то, что кондитерские изделия производятся исключительно  из экологически чистого сырья высокого качества,  поставляемого из стран  ближнего и дальнего зарубежья, к  тому же, на современном высокотехнологичном  оборудовании,  которым в достаточном  объеме оснащено предприятие. Одними из первых в республике спартаковцы  зарегистрировали торговые знаки на основные сорта выпускаемой продукции.  

     Проанализируем  производственно-хозяйственную деятельность предприятия за 2009-2011 гг. Для этого  воспользуемся данными из табл. 2.1 

Таблица 2.1. Технико-экономические показатели СП ОАО «Спартак» за 2009-2011гг.

Наименование  показателей Ед. изм. 2009 год 2010 год 2011 год Темп  роста 2010г. к 2009г.,% Темп роста 2011г. к 2010г., %
                                           
Товарная  продукция

– в действующих  ценах;

– в сопоставимых ценах

Млн. руб.  
125045,0

125045,0

 
131581,0

125908,0

 
137462,0

129001,0

 
105,23

100,69

 
104,47

102,46

Объем производства Тонн 28879 27622 23911 95,65 86,57
 
Реализованная        продукция Тонн 28877,0 27213,0 25324,0 94,24 93,06
Выручка от реализации продукции Млн. руб. 117046,0 141732,7 141615,3 121,09 99,92
Себестоимость      реализованной продукции Млн. руб. 95450,2 109273,9 113496,7 114,48 103,86
Прибыль от реализации Млн. руб. 4558,8 12900,2 8259,9 282,97 64,03
Рентабельность  реализованной продукции % 4,5 11,4 7,30 - -
Прибыль отчетного периода Млн. руб. 1600,0 6976,0 3902,0 436,0 55,93
Численность ППП чел. 2045 2066 1957 101,03 94,72
Производительность  труда

– в действующих  ценах;

– в сопоставимых ценах

Млн. руб./ чел.  
 
51,8

51,8

 
 
67,4

55,0

 
 
70,2

65,9

 
 
130,12

108,49

 
 
104,15

117,25

Стоимость основных средств Млн. руб. 22935,0 28480,7 34696,0 124,18 121,82
Рентабельность  основных средств % 15,52 10,91 10,2      -      -

Примечание. Источник: отчетность предприятия  

     Как видно из табл. 2.1, объем производства в натуральном выражении имеет  тенденцию снижения. Кроме того, объем реализации в 2010 г. ниже объема производства, что свидетельствует  об остатках продукции на складах, а  в 2011г. данный показатель выше объема производства.

     Отрицательным является тот факт, что на протяжении  2008 – 2010 годов доля экспортируемой продукции к общему объему произведенной продукции снизилась на 1,8%.

     Товарная  продукция в сопоставимых ценах  в 2010 году увеличилась на 0,69% по сравнению  с 2009 годом, а в 2011 году прирост составил 2,46% по сравнению с последующими годами.

     Рассмотрим  структуру потребительских товаров  за 2009 – 2010 годы. Для более наглядного изучения построим диаграммы (рис. 2.1.1- 2.1.2).

     По  данным диаграммы видно, что наибольший удельный вес в потребительских  товарах как в 2009, так и в 2010 году занимают конфеты (31,6% и 37,5% соответственно). Значительно сократился объем карамели в 2010 году (11,4%) по сравнению с 2009 (19,9%) годом, но при этом увеличился объем  вафель с 17,6% в 2009 году до 19,1% в 2010 году.  Меньше всего в структуре потребительских  товаров занимают торты (0,7% и 0,6% соответственно).   

Рисунок 2.1.1 - Долевая структура потребительских товаров за 2009 год. 

     

                                    
Примечание. Источник: отчетность предприятия  

Рисунок 2.1.2 - Долевая структура потребительских товаров за 2010 год. 

Примечание. Источник: отчетность предприятия

                                  

     Численность работающих на предприятии в 2009 году увеличилась на 18 человек. Это связано с расширением объема производства. А в 2010 году по отношению к 2009 численность увеличилась на 43 человека. Положительной тенденцией можно отметить, увеличение на протяжении всего рассматриваемого периода объема продукции, несмотря на снижение численности работников, что говорит о правильной кадровой политике предприятия.

     Изучим  обеспеченность СП ОАО «Спартак»  трудовыми ресурсами за 2008 – 2010 годы (таблица 2.1.2).  

Таблица 2.1.2. Обеспеченность СП ОАО "Спартак" трудовыми ресурсами за 2008 – 2010 гг., человек

Информация о работе Разработка анкеты для маркетингового исследования