Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 00:00, курсовая работа
Цель работы: разработка концепции создания конкурентоспособного бизнеса по производству кондитерских изделий.
Ярославская кондитерская фабрика занимается выпуском и реализацией кондитерских изделий в регионе.
Ярославская кондитерская фабрика не занимает лидирующую позицию на российском рынке, но в области ее доля составляет 60% всей кондитерской промышленности.
Фабрики приходится сложно, так как существует огромное количество конкурентов и основные находятся в центральном регионе.
В данной работе была рассмотрена миссия фирмы, описание товара технология производства, был произведен полный анализ ситуации на рынке кондитерских изделий, анализ спроса и предложения. Были рассмотрены основные конкуренты, каждые из которых имеют свои преимущества и недостатки
С помощью проведения оценки потребительской ценности товара, была определена потребительская ценность товара той или иной фирмы – производителя. После была сделана оценка конкурентоспособности предприятия, нам удалось определить, на какой позиции сейчас находится наше предприятие, выявить слабые стороны, и, следовательно, провести программу повышения конкурентоспособности предприятия.
В целом, благодаря этой работе была достигнута главная задача: рассмотрен уровень привлекательности данного бизнеса в нынешнее время.
Разработана концепция создания конкурентоспособного бизнеса в данной отрасли.
1. Резюме
2. Концепция бизнеса.
2.1. Философия фирмы и основные цели бизнеса
2.2. Описание товара
2.3. Технология производства.
3. Маркетинговое исследование рынка.
3.1. Анализ общей ситуации на рынке.
3.2. Определение товарных границ рынка
3.3. Анализ спроса:
сегментация рынка
характеристика целевого рыночного сегмента и оценка его ёмкости
исследование дополнительных сегментов.
3.4. Анализ предложения на рынке:
определение состава основных конкурентов, анализ их ассортиментной структуры, уровня цен и объемов производства.
оценка состояния конкурентной среды
анализ сильных и слабых сторон конкурентов
3.5. SWOT-анализ предприятия.
3.6. Анализ тенденций развития рынка и уровня привлекательности отрасли для бизнеса.
4. Концепция обеспечения конкурентоспособности бизнеса
позиционирование товара на рынке
оценка конкурентоспособности товара
оценка конкурентоспособности предприятия
разработка программы повышения конкурентоспособности предприятия.
оценка конкурентоспособности предприятия после реализации программы по повышению конкурентоспособности
IV. Структурирование проблем и задач, стоящей перед компанией, определение стратегических целей развития
Таблица 12
Реализация возможностей развития | Нейтрализация угроз |
I стратегические проблемы с высшим приоритетом | |
1. ускорение темпа роста рынка кондитерской продукции 2. выход на новые рынки 3. широкая известность в регионе | 1. усиление давления со стороны конкурентов 2. высокая концентрация производства и уровень конкуренции 3. влияние поставщиков и потребителей 4. тенденция к физическому и моральному старению основных средств |
II стратегические проблемы со среднем приоритетом | |
1. развитие кондитерской промышленности 2. близость к крупнейшим внутренним рынкам 3. накопленный научно - инженерный потенциал | 1. низкий платёжеспособный спрос 2. нехватка трудовых ресурсов |
III стратегические проблемы низшего приоритета | |
1. развитие промышленности 2. стабилизация экономической ситуации в стране | высокий уровень сборов и пошлин |
В результате рассмотрения внешней среды Ярославской кондитерской фабрики можно сделать следующие выводы, которые в дальнейшем могут быть использованы для определения потенциальных возможностей и угроз непосредственного окружения организации. Внешняя среда рассматриваемой организации содержит в себе больше возможностей, нежели угроз, среди которых можно выделить следующие:
- влияние поставщиков и потребителей,
- усиление давления со стороны конкурентов,
- высокая концентрация производства и уровень конкуренции.
Что же касается возможностей, то основными среди них являются:
- широкая известность в регионе,
- выход на новые рынки,
- развитие кондитерской промышленности.
Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой. Культура Ярославской кондитерской фабрики находится на высоком уровне. В коллективе существуют демократические отношения. Также есть и свои негласные законы (например, не обманывать клиентов).
Анализ внутренней среды фабрики позволяет сделать выводы о том, что на предприятии наблюдается высокая текучесть кадров, но в то же время организация имеет оптимальную структуру управления и благоприятный социально – психологический климат в коллективе. Но наиболее важной возможностью, содержащейся во внутренней среде организации, будет являться стремление к накоплению научно – инженерного потенциала, а угрозой – тенденция к физическому и моральному старению основных средств.
3.6. Анализ тенденций развития рынка и уровня привлекательности отрасли для бизнеса.
Российский рынок кондитерских изделий — один из самых емких в мире, Россия занимает четвертое место после Великобритании, Германии и США по уровню производства кондитерских изделий.
Сегмент мучных кондитерских изделий (МКИ) по-прежнему представляет собой самую значительную часть кондитерского производства (доля — более 50%). И в тоже время рынок МКИ слабо структурирован, на нем много локальных малоизвестных марок и небрендированой упакованной продукции. Такая ситуация благоприятна для создания и развития сильных федеральных брендов.
Незначительный рост объема производства в последние годы сопровождается более значимым ростом рынка МКИ в денежном выражении. Происходит это главным образом из-за увеличения доли упакованной продукции и потребления сложных, более дорогостоящих и качественных видов МКИ (многослойное, глазированное печенье; печенье и пряники с начинками самых разных и порой совершенно непривычных вкусов).
Российский потребитель сегодня больше склонен покупать продукцию отечественных кондитеров, которые уже давно поднаторели в производстве недорогих импортозамещающих товаров. О перспективе развития импорта говорить сложно: c одной стороны, после кризиса 1998 г. импорт многих видов изделий МКИ стал невыгодным, что побудило крупнейших поставщиков налаживать собственное производство в России на базе отечественных фабрик; c другой стороны, развитие нашего рынка МКИ пока отстает от западного. Поэтому сегодня производители скорее копируют то, что уже успешно продается “там”, либо продают продукцию западных производителей под своими торговыми марками на определенных условиях.
Актуальная на западе тема здорового питания влияет и на развитии отечественной отрасли. Стремление россиян сделать свой рацион более здоровым заставляет производителей задуматься о разработке и включении в свою линейку принципиально новых МКИ: низкокалорийных, без сахара, глютена, с большим содержанием полезных ингредиентов и витаминов. “Продуктовая избирательность” россиян и изобилие рекламных сообщений усложняют работу отделов рекламы и маркетинга. Сегодня существенно увеличить потребительский спрос с помощью рекламных акций сложно не только на рынке МКИ, но и на любом другом. Рекламой реально лишь подкорректировать спрос, немного отшлифовать предпочтения. А вот грамотное позиционирование с учетом особенностей целевой аудитории, мотивов выбора и комплекса иных факторов, обеспечивающих потребительскую привлекательность продукции, да еще в совокупности с хорошей PR-поддержкой и сильной дистрибуцией — вот что действительно может превратить торговую марку производителя в национальный бренд.
4. Концепция обеспечения конкурентоспособности бизнеса.
Позиционирование товара на рынке.
цена
высокая
Р «РотФронт»
средняя
«Славянка»
«ЯКФ» «Сладко»
низкая
низкое
Рис. 4 «Позиционирование товара»
Продукция Ярославской кондитерской фабрики на данном этапе занимает позицию: среднее качество–низкая цена. Нам необходимо разработать такую маркетинговую стратегию, которая позволила бы нам на карте позиционирования перейти на новый уровень (позицию): среднее качество – средняя цена в связи с благоприятной обстановкой в отрасли, особенно в Ярославской области, фабрики необходимо поднять цену и качество. В нашем случае будет использоваться стратегия нескольких сегментов (дифференцированный маркетинг). Для каждого из сегментов предлагается своя продуктовая концепция.
4.2. Оценка конкурентоспособности товара (по модели «Качество – Сервис – Информационный образ») Таблица 13
Факторы | Компания | |||
---|---|---|---|---|
ЯКФ | Фабрика «РотФронт» | Фабрика «Сладко» | Фабрика «Славянка» | |
1.Качество: |
|
|
|
|
Вкусовые характеристики | 6 | 9 | 7 | 8 |
Внешний вид
| 8 | 9 | 8 | 9 |
Итого: | 14 | 18 | 15 | 17 |
2.Сервис: |
|
|
|
|
Дополнительная работа (доставка и т.д.) |
8 |
9 |
8 |
8 |
Изготовление продукции на заказ | 7 | 7 | 8 | 7 |
Финансовый (скидки) | 6 | 8 | 7 | 7 |
Итого: | 21 | 24 | 23 | 22 |
3.Информационный образ: |
|
|
|
|
Интернет - сайт | 3 | 9 | 7 | 8 |
Реклама | 6 | 9 | 7 | 8 |
Итого: | 9 | 18 | 14 | 16 |
Итого: | 44 | 60 | 52 | 55 |
Таблица 14 «Значение оценок факторов конкурентоспособности»:
Факторы | Оценки | |||
---|---|---|---|---|
3 | 5 | 7 | 9 | |
1.Качество |
|
|
|
|
Вкусовые характеристики | Неярко выраженные | Средне-выраженные | Умеренно выраженные | Ярко выраженные |
Внешний вид | Правильный (не более 3% дефекта) | Правильный (не более 3% дефекта) | Правильный (без дефектов) | Правильный (без дефектов) |
2.Сервис |
|
|
|
|
дополнительная работа (доставка и т.д.) | Умеренная | Умеренная | Умеренная | Высокая |
Изготовление продукции на заказ | Не более 15% от общего выпуска | Не более 20% от общего выпуска | Не более 15% от общего выпуска | Не более 15% от общего выпуска |
Финансовый (скидки) | Низкая, слабая система скидок | Высокая | Умеренная | Умеренная |
3.Информационный образ: |
|
|
|
|
Интернет - сайт | Низкая, практически нет обновлений, низкий уровень возможностей | Средняя | Умеренная | Высокая |
Реклама | Низкая | Средняя | Умеренная | Высокая |