Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:08, курсовая работа
Растительное масло является продуктом ежедневного употребления: им заправляют салаты, его используют для жарки, добавляют при приготовлении различных блюд. Этот готовый к употреблению продукт получают из семян или зародышей семян, а также плодов растений путем прессования и/или экстракции и последующей очистки от тех или иных примесей в зависимости от вида масла. Исходя из вида жиросодержащего сырья, различают подсолнечное, кукурузное, соевое, арахисовое, оливковое, кунжутное (сезамовое), кокосовое, пальмовое, рапсовое и другие растительные масла.
Объемы производства растительного масла в России ежегодно растут.
Введение
4
Глава 1. Анализ маркетинговой среды предприятия
1.1 Общая характеристика растительного масла, его производство
6
1.2 Санкт-Петербургский рынок растительного масла
20
1.3 Характеристика предприятия ООО «Курант»
22
1.4 Анализ внутренней маркетинговой микросреды предприятия ООО «Курант»
24
1.5 Анализ внешней маркетинговой микросреды предприятия ООО «Курант»
26
1.6 Анализ маркетинговой макросреды предприятия ООО «Курант»
31
Глава 2. Сегментирование рынка растительного масла
города Санкт-Петербурга
2.1 Планирование и организация сбора первичной маркетинговой информации
36
2.2 Выбор переменных сегментирования
46
2.3 Определение рыночных сегментов и описание их профилей
53
2.4 Выбор стратегии охвата рынка и целевых сегментов
67
Глава 3. Позиционирование растительного масла
3.1 Позиционирование растительного масла на сегменте «И»
78
3.2 Позиционирование растительного масла на сегменте «М»
83
Глава 4. Разработка комплекса маркетинга (М mix)
4.1 Общие сведения о комплексе маркетинга
89
4.1.1. Товарная политика
90
4.1.2 Коммуникационная политика
91
4.1.3 Сбытовая политика
92
4.1.4 Ценовая политика
94
4.2 Комплекс маркетинга для сегмента «И»
102
4.2 Комплекс маркетинга для сегмента «М»
106
Список источников
Торговые посредники призваны обеспечить удобство места, времени и процедуры приобретения товара покупателем с меньшими издержками, чем это может сделать само предприятие. Следует отметить, что решение о выборе торговых посредников и организация работы с ними – задача достаточно сложная, так как сегодня появились крупные посреднические фирмы, логистические центры, среди которых весьма непросто выбрать лучшие.
ООО «Курант» реализует свою продукцию как через розничную сеть, через такие магазины как «Лента», «Карусель», «Пятерочка», «Полушка», «Дикси», магазины шаговой доступности, так и через оптовые базы, такие как «ПродСервис», ЗАО «ГрандСервис», ООО «Октава».
Задача специалистов по организации товародвижения как посредников заключается в помощи предприятию по созданию запасов товаров и передвижению их от места производства до места назначения. Компании-склады и транспортные компании осуществляют накопление, физическое перемещение и сохранность товаров на их пути к месту назначения. При этом предприятию необходимо выбрать самые экономичные методы отгрузки, учитывая баланс таких факторов, как стоимость, объем и скорость поставок и, конечно же, сохранность грузов.
В качестве логистического посредника ООО «Курант» сотрудничает с группой компаний «Энерго», которая производит завоз растительного масла ООО «Курант» в розничные сети Санкт-Петербурга.
Маркетинговые агентства помогают предприятию более точно выбрать целевые рынки и продвигать на них свои товары. Предприятия, как правило, сотрудничают с рекламными агентствами и консультационными маркетинговыми фирмами. В последнее время наблюдается тенденция передачи необязательных направлений деятельности предприятий тем, которые являются специалистами в этой деятельности.
У компании ООО «Курант» имеются договоры и с рекламными агентствами: МеdiaNеt, ПДФ Продакш Центр, PasengerTV. Эти агентства размещают рекламу растительного масла компании ООО «Курант», что приводит к увеличению спроса на продукцию и, как следствие, рост дохода и прибыли компании.
Для финансирования и страхования сделок предприятие обращается к помощи финансово-кредитных учреждений. При этом серьезное влияние на эффективность маркетинговой деятельности предприятия может оказать повышение стоимости кредита или отказ в его получении.
В качестве основного банка, обслуживающего ООО «Курант» выступает Северо-Западный банк ОАО «СберБанк России». ООО «Курант» получил кредит на 5 лет под 12% годовых. В качестве страховой компании ООО «Курант» выбрало ЗАО «Балтийское страховое общество», страхование позволит ООО «Курант» избежать рисков, связанных с несчастными случаями и получить компенсации.
Контактные аудитории являются важной составной частью внешней микросреды предприятия. Их можно охарактеризовать как группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к предприятию и/или оказывают влияние на его способность достигать поставленных целей. Для предприятий в этом отношении особо значимы финансовые организации, средства массовой информации, различные общественные объединения и т.п., поэтому предприятию важно иметь информацию о настрое контактных аудиторий, предвидеть их возможные действия по отношению к предприятию, а также налаживать конструктивное сотрудничество с общественностью.
Свои стратегии предприятие должно выстраивать с учетом отношений со следующими контактными аудиториями:
В зависимости от степени противодействия или, наоборот, благоприятствования усилиям предприятия по обслуживанию целевых рынков различают несколько видов контактных аудиторий. Это могут быть благотворные контактные аудитории, и их интерес к предприятию носит положительный характер (например, акционеры). Также существуют контактные аудитории, чьей заинтересованности предприятие добивается, но, может быть, не всегда успешно (например, СМИ). Заинтересованности нежелательных контактных аудиторий предприятие не ищет, но должно с ними считаться (например, партия зеленых для некоторых специализированных магазинов). [5]
Предприятие и силы, которые непосредственно влияют на его возможности – поставщики, посредники, конкуренты, контактные аудитории, покупатели, – действуют в окружении маркетинговой макросреды. Макросреда предприятия, в отличие от микросреды, представлена силами более широкого общественного характера, которые оказывают влияние на развитие всего рынка в целом. Элементы маркетинговой макросреды находятся за пределами возможного влияния предприятия на них. Основные элементы макросреды включают в себя: демографические, социально-культурные, экономические, научно-технические, природно-экологические и политико-правовые факторы. Некоторые из этих факторов открывают предприятию новые возможности для расширения сферы деятельности, а другие – наоборот, ее сужают.
Демографические факторы
Для предприятий наиболее существенными демографическими факторами являются: относительное снижение рождаемости, изменение в половозрастной структуре населения. Изучение и анализ этих тенденций имеют очень большое значение для деятельности предприятий в связи с тем, что рынок состоит из множества отдельных покупателей. Естественно, предприятие не в силах существенно повлиять на эти тенденции, но не учитывать их в своей коммерческой деятельности оно не может. [5]
Численность населения Санкт-Петербурга в 2010 году по сравнению с 2009 годом в среднем увеличилась на 5,82% и составила 4848,7 тысяч человек. Процент мужчин в общей численности населения города составил 44,8 %, а женщин – 55,2%. Согласно органами государственной статистике естественная убыль населения в 2009 году составила 12,8 тысяч человек. Рождаемость в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 9,68%, а смертность снизилась на 2,70%. Миграционный прирост в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизился на 1,9 тысячу человек и составил 31,2 тысячи человек. [14]
Относительно влияние демографического фактора на деятельность предприятий по производству растительного масла можно сказать, что снижение численности населения города приведет к падению спроса на растительное масло и, следовательно, к снижению его продаж. И, наоборот, при увеличении численности Санкт-Петербурга спрос на растительное масло увеличится, его продажи возрастут и предприятия получат большую прибыль.
Деятельность предприятия «Курант» напрямую зависит от численности населения Санкт-Петербурга, то есть при ее увеличении потребление масел возрастет и компания получит значительную прибыль, при снижении численности – спрос падает и следовательно падает и доход компании.
Социально-культурные факторы
Невозможно представить себе русскую национальную кухню без растительного масла. Его издавна и с успехом применяют для заправки овощных салатов и винегретов, на нем готовят соусы и подливки, обжаривают и тушат всевозможные овощи, мясо, рыбу, птицу, а также жарят во фритюре изделия из теста (пирожки, пончики и пр.). В силу специфики сложившихся традиций потребительского спроса подсолнечное масло является основным производимым в России растительным маслом. В Санкт-Петербурге в последние годы меняется культура питания, заметно растут продажи оливкового масла, что объясняется заботой людей о своем здоровье и желанием попробовать новые блюда. В настоящее время предприятия стараются увеличить интерес горожан к растительным маслам других видов. И мы можем наблюдать рост потребления смесей из различных растительных масел. Но в Санкт-Петербурге так и не сложилась традиция потребления соевого и рапсового масел. Следовательно, компании ООО «Курант» следует отказаться от производства и реализации соевого рапсового масла в пользу более прибыльных традиционных для Санкт-Петербурга масел.
Экономические факторы
Сегодня среднедушевой доход петербуржцев составляет 22 тыс. руб. / чел. / месяц. [14]
При снижении дохода потребление различных продуктов снижается или люди начинают приобретать продукты по более низкой цене. При росте дохода жители города в состоянии заплатить за растительное масло более высокую цену, что выгодно для предприятий-изготовителей и продавцов.
В конце 2008 года, большая часть населения России ощутила на себе воздействие экономического кризиса. В результате, цена на потребительские товары стала одним из ключевых факторов, определяющих выбор покупателя. Не стал исключением и рынок растительного масла.