Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:08, курсовая работа
Растительное масло является продуктом ежедневного употребления: им заправляют салаты, его используют для жарки, добавляют при приготовлении различных блюд. Этот готовый к употреблению продукт получают из семян или зародышей семян, а также плодов растений путем прессования и/или экстракции и последующей очистки от тех или иных примесей в зависимости от вида масла. Исходя из вида жиросодержащего сырья, различают подсолнечное, кукурузное, соевое, арахисовое, оливковое, кунжутное (сезамовое), кокосовое, пальмовое, рапсовое и другие растительные масла.
Объемы производства растительного масла в России ежегодно растут.
Введение
4
Глава 1. Анализ маркетинговой среды предприятия
1.1 Общая характеристика растительного масла, его производство
6
1.2 Санкт-Петербургский рынок растительного масла
20
1.3 Характеристика предприятия ООО «Курант»
22
1.4 Анализ внутренней маркетинговой микросреды предприятия ООО «Курант»
24
1.5 Анализ внешней маркетинговой микросреды предприятия ООО «Курант»
26
1.6 Анализ маркетинговой макросреды предприятия ООО «Курант»
31
Глава 2. Сегментирование рынка растительного масла
города Санкт-Петербурга
2.1 Планирование и организация сбора первичной маркетинговой информации
36
2.2 Выбор переменных сегментирования
46
2.3 Определение рыночных сегментов и описание их профилей
53
2.4 Выбор стратегии охвата рынка и целевых сегментов
67
Глава 3. Позиционирование растительного масла
3.1 Позиционирование растительного масла на сегменте «И»
78
3.2 Позиционирование растительного масла на сегменте «М»
83
Глава 4. Разработка комплекса маркетинга (М mix)
4.1 Общие сведения о комплексе маркетинга
89
4.1.1. Товарная политика
90
4.1.2 Коммуникационная политика
91
4.1.3 Сбытовая политика
92
4.1.4 Ценовая политика
94
4.2 Комплекс маркетинга для сегмента «И»
102
4.2 Комплекс маркетинга для сегмента «М»
106
Список источников
Назначение описательных исследований – выявить не просто встречающиеся, а типичные маркетинговые характеристики. Методы проведения описательных исследований, в отличие от качественных методов, являются количественными. К количественным методам относятся формализованные опросы и формализованные наблюдения.
Причинные исследования проводятся для регистрации изменений, происходящих в условиях специально спланированного маркетингового эксперимента. Они дают возможность исследователю сделать заключение о существовании причинной связи между событиями или значениями параметров. [1]
Для проведения маркетингового исследования рынка растительного масла в Санкт-Петербурге мною был выбран такой метод сбора первичной маркетинговой информации как формализованный опрос. При проведении таких опросов лицам, о которых собирается информация (респондентам), в той или иной форме задают вопросы, а их ответы регистрируют. Проводимый мною опрос является открытым, то есть я заранее сообщила респондентам цель опроса – написание курсовой работы по проведению маркетингового исследования рынка растительного масла Санкт-Петербурга.
Различают следующие способы связи с аудиторией:
—телефонные опросы;
—почтовые опросы;
—интернет-опросы.
—личные опросы.
При телефонном опросе интервью проводится по телефону. При традиционном телефонном опросе на столе перед интервьюером лежит анкета, напечатанная на бумаге. Ответы респондента интервьюер заносит в анкету вручную, чаще всего, обводя номер соответствующего ответа. Для таких опросов наиболее типичны анкеты с небольшим числом простых вопросов. Иногда в анкету телефонного опроса включают открытые вопросы. Ответы на них интервьюеры записывают в заранее предусмотренных в анкете местах. Такие опросы во многом позволяют выявить глубинную мотивацию респондентов и потому отчасти решают задачи поисковых исследований.
При почтовых опросах анкету рассылают заранее отобранным потенциальным респондентам. Вместе с анкетой им обычно отсылают сопроводительное письмо, конверт для ответа и, возможно, оплату или обещание заплатить в той или иной форме в случае заполнения анкеты. Респонденты заполняют и возвращают анкеты по почте.
В интернет-опросах ответить на вопросы каждой конкретной анкеты может не любой желающий, а только специально приглашенный для этого человек, причем сделать это он может только один раз.
Личные опросы предполагают опрос респондента интервьюером «лицом к лицу». В зависимости от места проведения данного вида опроса, личные опросы бывают по месту жительства респондента и вне его.
Проводя личные опросы по месту жительства респондента, интервьюер приходит в квартиру, говорит, что ему нужно опросить определенного респондента, и беседует с ним лично. Интервьюер зачитывает вопрос за вопросом и отмечает в анкете или специальном кодировочном листе ответы респондента.
Когда личный опрос проводят в домашних условиях и есть хороший личный контакт, можно использовать анкеты большего объема. Такие интервью иногда могут длиться больше часа.
Важно, что анкеты для личных опросов могут быть не только большими по объему, но и гораздо разнообразнее, чем для телефонных опросов. Так, иногда интервьюер, задавая вопрос, передает респонденту карточку с возможными вариантами ответов, причем при необходимости эти варианты могут быть изображены в виде наглядных шкал. Более того, при персональных интервью возможна демонстрация респонденту различных иллюстративных материалов, например, фотографий товаров, торговых знаков и т. д.
При личных опросах на дому можно обеспечить наиболее серьезный контроль над выборкой.
Другой метод проведения личных опросов — опрос вне места жительства респондентов: на улицах, в магазинах, барах, поездах и других местах, где велика вероятность встретить людей нужной категории.
К таким опросам приходится прибегать, когда требуемые категории людей слишком редки и поиск их на дому слишком дорог.
Незаменимы такие опросы и тогда, когда респондент, прежде чем дать полезную информацию, должен что-то увидеть, пощупать, осмотреть, попробовать.
Однако у этого метода есть существенные недостатки. В большинстве случаев интервью вне места жительства респондентов значительно короче, чем по месту их жительства. Практически оно никогда не продолжается более получаса, но обычно еще меньше. За это время у респондента можно узнать только минимально необходимые сведения. [2]
В моем исследовании был использован такой способ связи с аудиторией как личное интервью вне дома.
После выбора метода маркетингового исследования определяется способ формирования выборки, на которой будет проводиться исследование, т. е. тех конкретных людей, с которыми будут взаимодействовать исследователи. Существует 2 метода сбора информации: сплошной метод, когда обследуются все единицы генеральной совокупности, и выборочный метод, при котором сведения получают лишь отчасти единиц этой совокупности. Генеральная совокупность маркетингового исследования – множество всех единиц, являющихся объектами исследования. То есть при изучении поведения покупателей на рынке растительного масла, генеральная совокупность - покупатели растительного масла.
Выборка – группа объектов исследования, которая является носителем характеристик всех единиц генеральной совокупности. Более распространенным в маркетинговых исследованиях является выборочный метод сбора информации. Он имеет ряд преимуществ перед сплошным методом:
1. Сведения можно получить
значительно быстрее. Это
2. Сведения существенно полнее, так как есть хорошая возможность охарактеризовать каждую единицу наблюдения или опроса с большего числа сторон.
3. Сведения могут быть точнее. Это выглядит на первый взгляд парадоксально, но это так. Дело в том, что наиболее значимыми и неожиданными являются ошибки регистрации, когда действительные и зарегистрированные данные могут различаться на порядок и даже больше. Вероятность таких ошибок вырастает пропорционально количеству интервьюеров. При сплошном методе регистраторов в десятки раз больше, чем при выборочном методе. Небольшое количество регистраторов можно лучше подготовить, проинструктировать, чаще контролировать, что заметно снижает количество ошибок.
4. Данные значительно дешевле за счет и меньшего количества работников, участвующих в исследовании, и меньшей стоимости обработки.
Однако эти преимущества выборочного метода сбора информации могут быть реализованы лишь в том случае, если грамотно составить план выборки. Иначе преимущества превратятся в недостатки. План выборки состоит из трех пунктов:
1. Определить размер выборки (Сколько людей будет охвачено исследованием?).
2. Определить состав выборки
(Кто станет участником
3. Определить процедуру выборки (Как будут отобраны участники исследования?)
1. Определение размера выборки – обеспечение количественной репрезентативности, т. е. обеспечение в выборке такого числа единиц, при котором можно обоснованно судить о величине изучаемых признаков. [1]
Из вторичных исследований
рынка растительного масла
Таблица А – Распределение населения города Санкт-Петербурга по полу и возрасту
Возраст |
Мужчины, чел. |
Женщины, чел. |
14-20 лет |
269 506 |
278 716 |
20-30 лет |
422 661 |
414 876 |
31 - 40 лет |
360 625 |
504 804 |
41-50 лет |
442 553 |
365 159 |
больше 50 лет |
823 389 |
966 211 |
Для определения необходимых квот для выборки равной 150 человек, составим таблицу Б.
Таблица Б –Распределение выборки по половозрастному признаку
Возраст |
Мужчины, чел. |
Женщины, чел. |
14-20 лет |
8 |
9 |
20-30 лет |
13 |
13 |
31 - 40 лет |
11 |
16 |
41-50 лет |
14 |
11 |
больше 50 лет |
25 |
30 |