Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 13:44, курсовая работа
Цель данной работы - выявить какие рекламные стратегии и продукты применяются для продвижения банковских услуг, а также рассмотреть возможности улучшения маркетинговой деятельности Сбербанка.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
1) изучить теоретические аспекты рекламной деятельности коммерческих банков;
2) выявить средства, которые применяются банками, российскими в частности;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА 5
1.1 Специфика банковской рекламы 5
1.2. Формирование образа банковских услуг с помощью рекламы 7
1.3. Средства рекламной деятельности в банке, их разновидности 10
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО СБЕРБАНКА РОССИИ 15
2.1. Общие сведения о банке 15
2.2. Характеристика активов и пассивов банка в динамике 19
2.3. Структура доходов и расходов банка 24
3 МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 31
3.1 Анализ средств рекламы, применяемых в Сбербанке РФ 31
3.2 Концепция маркетинга в Сбербанке РФ 35
3.3 Характеристика действующей рекламной стратегии Сбербанка РФ по привлечению клиентов на рынке банковских услуг 38
3.4 Услуги на рынке банковских карт 39
3.5 Анализ рекламно-информационной деятельности Кореновского отделения Сбербанка № 1814 42
3.6 Новые методы управления отношениями банков с клиентами 51
3.7 Совершенствование каналов доставки банковских услуг до потребителей 54
3.8 Применение CRM-систем для повышения эффективности рекламной деятельности Сбербанка РФ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Организационная структура ОАО Сбербанка России представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Организационная структура ОАО Сбербанка России
Общее собрание акционеров — высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.
Наблюдательный совет Банка
Правление Банка состоит из 13 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка.
Рассмотрим подробнее финансовое состояние банка за 2009, 2010 и 2011 года.
Ресурсы коммерческого байка - это его собственный капитал и привлеченные на возвратной основе денежные средства юридических и физических лиц, сформированные банком в результате проведения пассивных операций, которые в совокупности используются им для осуществления активных операций.
Для осуществления своей деятельности коммерческие банки должны иметь в своем распоряжении определенные ресурсы. В рыночной экономике ресурсы коммерческих банков имеют первостепенное значение. Они служат необходимым активным элементом банковской деятельности. Коммерческий банк, с одной стороны, привлекает свободные денежные средства юридических и физических лиц, формируя тем самым свою ресурсную базу, а с другой — размешает ее от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности. При этом коммерческий банк может осуществлять свои операции только в пределах имеющихся у него ресурсов. Характер этих операций жестко зависит от состава ресурсной базы банка. Так, коммерческий банк, ресурсы которого имеют в основном краткосрочный характер, практически лишен возможности осуществлять долгосрочные кредитные вложения.
Таким образом, ресурсы коммерческого банка по способу образования можно разделить на две основные группы:
1) собственный капитал;
2) привлеченные средства.
Собственный капитал представляет собой средства, принадлежащие непосредственно коммерческому банку в период его деятельности.
Привлеченные средства носят для банка временный характер.
Структура ресурсов Сбербанка характеризуется боль
На основе данных баланса Сбербанка рассмотрим структуру его ресурсов, представленную в таблице 1.
Таблица 1 – Структура ресурсов ОАО Сбербанка России за 2009 - 2011гг.
Наименование статьи |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Темп измене-ния, % | |||
млн. руб. |
в % к итогу |
млн. руб. |
в % к итогу |
млн. руб. |
в % к итогу | ||
Обязательства, в том числе: |
6248742 |
88,05 |
7473360 |
87,68 |
9118777 |
87,52 |
145,93 |
-средства, полученные от Банка России, в том числе:1 |
500000 |
7,05 |
300001 |
3,52 |
565388 |
5,43 |
113,08 |
-кредиты |
500000 |
7,05 |
300000 |
3,52 |
400000 |
3,84 |
80,00 |
-депозиты |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
- |
-прочие |
0 |
0,00 |
1 |
0,00 |
165388 |
1,59 |
- |
- средства кредитных организаций |
143389 |
2,02 |
291094 |
3,42 |
477467 |
4,58 |
332,99 |
- средства клиентов юридических лиц |
1709815 |
24,09 |
1977466 |
23,20 |
2354352 |
22,60 |
137,70 |
-остатки на расчетных счетах |
1694842 |
23,88 |
1974615 |
23,17 |
2348815 |
22,54 |
138,59 |
-депозиты |
14974 |
0,21 |
2851 |
0,03 |
5537 |
0,05 |
36,98 |
- вклады физических лиц |
3687133 |
51,95 |
4689512 |
55,02 |
5522846 |
53,01 |
149,79 |
- финансовые обязательства, |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
- |
- выпущенные долговые |
122853 |
1,73 |
111983 |
1,31 |
87223 |
0,84 |
71,00 |
-облигации |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
- |
-депозитные и сберегательные сертификаты |
17477 |
0,25 |
12427 |
0,15 |
8635 |
0,08 |
49,41 |
-векселя |
105376 |
1,48 |
99556 |
1,17 |
78588 |
0,75 |
74,58 |
- прочие обязательства |
59995 |
0,85 |
76992 |
0,90 |
84730 |
0,81 |
141,23 |
- резервы на возможные потери
по условным обязательствам |
25557 |
0,36 |
26313 |
0,31 |
26771 |
0,26 |
104,75 |
Собственные средства, в том числе: |
848253 |
11,95 |
1049887 |
12,32 |
1300642 |
12,48 |
153,33 |
- уставный капитал |
67761 |
0,95 |
67761 |
0,80 |
67761 |
0,65 |
100,00 |
- эмиссионный доход |
228054 |
3,21 |
228054 |
2,68 |
228054 |
2,19 |
100,00 |
- резервный фонд |
3527 |
0,05 |
3527 |
0,04 |
3527 |
0,03 |
100,00 |
Анализ позволил выявить рост совокупного объема обязательств банка. Так, за период с 2009 г. по 2011 г. произошло увеличение обязательств банка на 2870035 млн.. руб., или на 45,93%. Однако положительной данная тенденция будет лишь при наличии одновременного роста собственного капитала банка. В анализируемом банке происходит одновременный рост и обязательств, и собственного капитала банка, что является позитивной характеристикой для банка и позволяет положительно оценить его политику управления ресурсами.
Очень важным в процессе
анализа является исследование доли
привлечений в структуре
Под структурой активов банка понимается соотношение разных по качеству
и экономическому содержанию статей актива баланса банка к балансовому итогу. Эта структура позволяет судить о составе и характере активных операций, ликвидности, прибыльности,
рисковости, а также о связи между пассивными
и активными операциями банка.
Если воспользоваться группировкой состава активов по основным видам банковской деятельности,
то можно сделать следующие выводы относительно
их структуры:
1. первое место в активных операциях кредитных организаций занимают кредитные операции, второе—инвестиции в ценные бумаги, третье — кассовые активы;
2. доля прочих активов обусловлена особенностями учета, они включают широкий спектр операций от вложений в основные фонды (здания и сооружения) до расчетных операций;
3. различия в структуре активов кредитных организаций во многом определяются национальными особенностями, в том числе спецификой банковского законодательства и бухгалтерского учета, а также влиянием внешней среды.
В условиях быстро изменяющейся
внешней среды и часто
Таблица 2 – Структура активов ОАО Сбербанка России за 2009 - 2011гг.
Наименование статьи |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Темп измене-ния, % | |||
млн. руб. |
в % к итогу |
млн. руб. |
в % к итогу |
млн. руб. |
в % к итогу | ||
Денежные средства |
270396 |
3,81 |
322303 |
3,78 |
492881 |
4,73 |
182,28 |
Средства кредитных организаций в ЦБ РФ |
112238 |
1,58 |
128925 |
1,51 |
151197 |
1,45 |
134,71 |
Обязательные резервы в БР |
40572 |
0,57 |
50532 |
0,59 |
99392 |
0,95 |
244,98 |
Средства в кредитных организациях |
85334 |
1,20 |
61888 |
0,73 |
38444 |
0,37 |
45,05 |
Чистые вложения в ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток |
15588 |
0,22 |
31509 |
0,37 |
23528 |
0,23 |
150,94 |
Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличие для продажи |
1075404 |
15,15 |
1465069 |
17,19 |
1140033 |
10,94 |
106,01 |
Инвестиции в дочерние и зависимые организации |
39000 |
0,55 |
83814 |
0,98 |
94030 |
0,90 |
241,10 |
Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения |
0 |
0,00 |
354845 |
4,16 |
417066 |
4,00 |
- |
Чистая ссудная задолженность, в том числе: |
4788748 |
67,48 |
5352600 |
62,80 |
7380055 |
70,83 |
154,11 |
-кредиты, предоставленные кредитным организациям |
297725 |
4,20 |
13586 |
0,16 |
31436 |
0,30 |
10,56 |
Продолжение таблицы 2
-кредиты, предоставленные юридическим лицам (не банкам) |
3537039 |
49,84 |
3987457 |
46,78 |
5492365 |
52,71 |
155,28 |
-кредиты, предоставленные физическим лицам |
1203143 |
16,95 |
1560924 |
18,31 |
1852059 |
17,78 |
153,94 |
-просроченная задолженность |
40550 |
0,57 |
17988 |
0,21 |
4195 |
0,04 |
10,35 |
Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы |
289830 |
4,08 |
317379 |
3,72 |
370948 |
3,56 |
127,99 |
Прочие активы |
90176 |
1,27 |
127028 |
1,49 |
126452 |
1,21 |
140,23 |
Всего активов |
7096995 |
100 |
8523247 |
100 |
10419419 |
100 |
146,81 |
Из анализируемой таблицы видно, что наибольший удельный вес в структуре активов ОАО Сбербанка занимает чистая ссудная задолженность. За исследуемый период, а именно за 2009 – 2011 г. она увеличилась на 54,11 %. В структуре чистой ссудной задолженности наибольший удельный вес занимают кредиты, предоставленные юридическим лицам. Они также имеют тенденцию увеличения и к 2011 г. по сравнению с 2009 г. увеличились на 55,28%. Второе место занимают кредиты, предоставленные физическим лицам. Из этого следует, что наибольший удельный вес в структуре ОАО Сбербанка занимает кредит и это означает, что банк является участником рынка ссудных капиталов и получает доход в основном от размещенных кредитов.
Второе место в структуре активов банка занимает статья чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи. Эта статья имеет тенденцию к увеличению и за исследуемый период 2009-2011 гг. возросла на 6,01 %. Следовательно, можно сделать вывод, что данная ситуация есть следствие высокой степени устойчивости фондового рынка, снижающей высокие риски такого рода вложений.
По всем видам осуществляемых
операций банки получают доходы. Доходы
коммерческого банка могут
Источниками доходов коммерческого банка выступают традиционные (стабильные доходы) и нетрадиционные (нестабильные доходы) банковские операции. По одной операции банк может получать несколько видов дохода.
Банковские доходы можно классифицировать следующим образом:
1) Доходы от операционной деятельности - проценты, полученные банком по выданным ссудам клиентам, по счетам, открытых в Национальном банке и других коммерческих банках, комиссионные доходы банка, полученные за оказанные услуги, доходы от операций с ценными бумагами и иностранной валютой.
2) Доходы от небанковских услуг - доходы от факторинговых операций, лизинговых сделок, а также доходы от участия банка в деятельности других юридических лиц.
3) Прочие доходы - курсовые разницы, полученный штраф, пеня, неустойка за прошлые годы и т.д.
Также доходы коммерческого банка можно классифицировать на процентные и непроцентные доходы. Процентные доходы коммерческие банки получают за ряд операций по расчетно-кассовому обслуживанию счетов клиентов, по кредитным операция, операциям с ценными бумагами и по другим операциям, где доход поступает в виде процента.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета выделены следующие группы доходов:
1. процентные доходы - проценты за предоставленные
кредиты
2. комиссионные доходы - по ведению счетов,
по трастовым операциям.
3. прочие банковские доходы – дивиденды
и доход от операций с ценными бумагами,
доходы от операций на валютном рынке,
доходы по консалтингу.
Структуру доходов Сбербанка рассмотрим в таблице 3.
Таблица 3 – Структура доходов ОАО Сбербанка в динамике
Наименование статьи доходов |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Темп измене-ния, % | |||
млн. руб. |
в % к итогу |
млн. руб. |
в % к итогу |
млн. руб. |
в % к итогу | ||
1.Проценты, полученные по предоставленным кредитам, депозитам и иным размещенным средствам, всего |
706983 |
9,39 |
634751 |
10,27 |
678107 |
9,19 |
95,92 |
в том числе: проценты, полученные по предоставленным кредитам (срочным): |
699126 |
9,29 |
625077 |
10,11 |
665916 |
9,02 |
95,25 |
-кредитным организациям |
1266 |
0,02 |
782 |
0,01 |
1076 |
0,01 |
84,99 |
-прочим организациям, находящимся в федеральной (и гос.) собственности |
695961 |
9,25 |
618369 |
10,00 |
645122 |
8,74 |
92,70 |
-прочим юридическим лицам |
1898 |
0,03 |
5925 |
0,10 |
19717 |
0,27 |
1038,83 |
-физическим лицам |
0,863 |
0,00 |
0,721 |
0,00 |
1 |
0,00 |
115,87 |
проценты, полученные за кредиты, не уплаченные в срок (за просроченные), просроченные проценты |
15 |
0,00 |
242 |
0,00 |
41 |
0,00 |
273,33 |
проценты, полученные по открытым счетам, депозитам и от прочих размещенных средств |
7842 |
0,10 |
9432 |
0,15 |
12150 |
0,16 |
154,93 |
2.Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, всего |
75953 |
1,01 |
128476 |
2,08 |
125396 |
1,70 |
165,10 |
в том числе: процентный доход от вложений в долговые обязательства |
55106 |
0,73 |
103525 |
1,67 |
100445 |
1,36 |
182,28 |
процентный и дисконтный доход по векселям |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
- |
Информация о работе Рекламная деятельность коммерческого банка