Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 13:44, курсовая работа
Цель данной работы - выявить какие рекламные стратегии и продукты применяются для продвижения банковских услуг, а также рассмотреть возможности улучшения маркетинговой деятельности Сбербанка.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
1) изучить теоретические аспекты рекламной деятельности коммерческих банков;
2) выявить средства, которые применяются банками, российскими в частности;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА 5
1.1 Специфика банковской рекламы 5
1.2. Формирование образа банковских услуг с помощью рекламы 7
1.3. Средства рекламной деятельности в банке, их разновидности 10
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО СБЕРБАНКА РОССИИ 15
2.1. Общие сведения о банке 15
2.2. Характеристика активов и пассивов банка в динамике 19
2.3. Структура доходов и расходов банка 24
3 МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 31
3.1 Анализ средств рекламы, применяемых в Сбербанке РФ 31
3.2 Концепция маркетинга в Сбербанке РФ 35
3.3 Характеристика действующей рекламной стратегии Сбербанка РФ по привлечению клиентов на рынке банковских услуг 38
3.4 Услуги на рынке банковских карт 39
3.5 Анализ рекламно-информационной деятельности Кореновского отделения Сбербанка № 1814 42
3.6 Новые методы управления отношениями банков с клиентами 51
3.7 Совершенствование каналов доставки банковских услуг до потребителей 54
3.8 Применение CRM-систем для повышения эффективности рекламной деятельности Сбербанка РФ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
3. Значительное усиление позиций Сбербанка на рынке услуг, предоставляемых предприятиям и организациям - участникам внешнеэкономической деятельности.
4. Участие Сбербанка на рынке банковских операций доверительного управления, обслуживания сделок купли-продажи имущества, брокерских и депозитарных операций.
Приоритетным в развитии данного направления деятельности Сбербанка станет увеличение объемов предоставляемых услуг при одновременном снижении их себестоимости и повышении качества стандартного и индивидуального обслуживания. [7].
Основной задачей программы развития банковских карт Сбербанка России является существенное увеличение масштабов деятельности по всем направлениям карточного бизнеса, совершенствование карточных продуктов с целью соответствия их качественного уровня мировым стандартам. Продолжится работа по созданию платежной системы Сбербанка России, включающей единый набор карточных продуктов, эмитированных Сбербанком, и единую сеть приема карт, составным элементом которой является сеть банкоматов и терминалов Сбербанка России. Предполагается значительное расширение сферы применения банковских карт как для физических, так и для юридических лиц. [15]
Одновременно с программой
развития международных банковских
карт Сбербанк будет последовательно
развивать собственную
Сбербанк России определяет следующие основные направления развития карточного бизнеса:
Международные карты VISA, Eurocard/MasterCard - карты Classic и Gold предназначены для среднего класса и состоятельных клиентов·Международные дебетовые карты Сбербанк - Cirrus/Maestro, Сбербанк - Visa Electron - предназначены для работающих граждан для выплаты заработной платы, а также для пенсионеров и молодежи в части перечисления пенсий, социальных выплат, стипендий.
Микропроцессорные карты АС СБЕРКАРТ - для выплаты заработной платы, а также при использовании Интернет-банкинга и в электронной коммерции.
Предоставление торговым организациям и предприятиям сферы обслуживания возможности приема в качестве средства расчетов, как международных банковских карт, так и АС СБЕРКАРТ (эквайринг).
Предоставление услуг по обслуживанию платежей по банковским картам средним и малым коммерческим банкам высокой категории надежности (процессинг), что будет способствовать развитию карточного бизнеса в России в целом.
Привлекательность банковских карт будет обеспечиваться дальнейшим распространением операций по овердрафтному кредитованию по карточным счетам.
В рамках данной рекламной стратегии Сбербанк России проводит рекламные акции. [21]
Сбербанк России поощряет держателей банковских карт за оплату услуг мобильной связи и спутникового телевидения через банкоматы Сбербанка России.
Сбербанком России подведены итоги рекламной кампании по стимулированию держателей банковских карт к осуществлению платежей за мобильную связь и спутниковое телевидение, совершаемым через банкоматы Сбербанка России. В кампании приняли участие держатели карт, выпущенных отделениями Сбербанка России г. Москвы и ОПЕРУ Сбербанка России.
По условиям рекламной кампании 1 000 000 рублей распределялся Сбербанком России между держателями карт, совершившими в период кампании в банкоматах Сбербанка России не менее 15 платежных операций на сумму 300 рублей и более.
Кроме того, у каждого клиента, совершившего в период кампании хотя бы одну платежную операцию, был шанс получить в подарок от Сбербанка России сертификат на сумму 4 000 рублей на приобретение товаров в компании “Связной". [11]
Итоги рекламной акции “Стань чемпионом с картой MasterCard Сбербанка России"
Каждый держатель карты MasterCard Сбербанка России, совершивший в период акции хотя бы одну операцию по оплате товаров и услуг в России или за рубежом на сумму не менее 500 рублей (20 долларов США или 15 евро), принимал участие в акции и имел шанс выиграть один из призов. Призовой фонд составили 2 автомобиля “Форд" и 200 игровых приставок Sony Play Station. Выбор победителей осуществлялся случайным образом с помощью компьютерной программы.
Сбербанк России является лидером на рынке банковских карт. Всего банком выпущено более 18 млн. карт, из них 8,6 млн. - карты платежной системы MasterCard. Дебетовый оборот по банковским картам Сбербанка России за 2006 год составил 1322 млрд. рублей.
Успехи Сбербанка России в эмиссии международных банковских карт во многом определены усилиями банка в развитии инфраструктуры их обслуживания. У Сбербанка России более 8 тысяч банкоматов и 9 тысяч пунктов выдачи наличных по международным картам. Количество предприятий сервиса и торговли, с которыми заключены договоры о приеме международных банковских карт, превысило 20 000.
Всего по состоянию на 1 января 2013 года на территории Российской Федерации установлено 9,6 тыс. банкоматов Сбербанка России. Помимо банкоматов, обналичить денежные средства, хранящиеся на карточном счете, можно с помощью 9,5 тыс. пунктов выдачи наличных Сбербанка России. [26]
В период интенсивного развития банковской системы в России, реклама финансовых услуг все чаще становится предметом различных исследований, проводимых с целью повышения эффективности проводимых рекламных кампаний. Действительно, когда пакет предоставляемых различными банками услуг все более унифицируется, а разница в уровнях сервиса различных банков становится все менее очевидной, реклама, влияющая на восприятие бренда банка, становится основным инструментом привлечения новых клиентов.
Прежде чем анализировать
По итогам IV квартала 2011 года составлен рейтинг банков-рекламодателей, который отражен в таблице 6 [29].
Таблица 6 – Тор-10 банков - рекламодателей по итогам 2011 года
№ |
Банк-рекламодатель |
Количество рекламных выходов за 2011 год (шт.) |
1 |
Сбербанк |
43 834 |
2 |
Пробизнесбанк |
20 998 |
3 |
Совкомбанк |
14 690 |
4 |
Восточный экспресс Банк |
7 172 |
5 |
ВТБ |
6 545 |
6 |
Кредит Европа Банк |
5 207 |
7 |
Банк Москвы |
4 574 |
8 |
Газпромбанк |
4 026 |
9 |
Промсвязьбанк |
3 712 |
10 |
Мастер Банк |
3 346 |
Сбербанк занял первое место в рейтинге, посвященному рекламному рынку России. По количеству рекламных выходов в 2011 году, согласно данным международной исследовательской компании TNS Gallup Media, крупнейший российский банк значительно превзошел своих "ближайших конкурентов". Всего в рейтинге представлено 10 кредитных организаций.
Наибольшее количество рекламных размещений в 2011 году было у "Сбербанка", а именно 43 834. Как раз в это время банк запускал специальную программу для молодежи, целью которой было повышение финансовой грамотности и лояльности юношей и девушек к "Сбербанку", а также привлечение новых молодых клиентов. Сама программа "Респект от Сбербанка" объединяет выдачу кредитных и дебетовых карт, потребительских и образовательных кредитов с 14 до 25 лет.
На втором месте в рейтинге находится "Пробизнесбанк", его показатели количества рекламных выходов составили 20 998. И наконец, замыкает top3 "Совкомбанк" с показателем 14 690 рекламных размещений.
Остальные участники рейтинга такой высокой рекламной активностью, в отличие от первой тройки, отличиться не могут.
Так, на четвертой строчке разместился "Восточный Экспресс Банк", с количеством рекламных выходов чуть более 7 тысяч штук, что, в свою очередь, в два раза меньше, чем у "Совкомбанка", который, как уже известно, находится на одну "ступеньку" выше. Второй по величине российский банк "ВТБ" в этом рейтинге находится только на пятом месте с показателем 6 545 рекламных выходов.
В десятку лидеров также вошли: "Кредит Европа Банк", "Банк Москвы", "Газпромбанк", "Промсвязьбанк" и "Мастер Банк".
Также рассмотрим динамику изменения расходов на рекламу по Сбербанку в целом за три года - 2009, 2010 и 2011. Данные выведены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Расходы на рекламу в Сбербанке за период с 2009-2011 гг.
Как видно из диаграммы, к 2011 году расходы на рекламу значительно возросли. Об этом говорит и вышеприведенный рейтинг банков по количеству размещаемой рекламы.
Так как основной целью курсовой работы является выявление того, как реклама влияет на поведение потребителей банковского продукта, то необходимо также показать какие возрастные категории людей являются преобладающими при пользовании услугами банка. Особую роль в анализе сыграла сегментация, заключающаяся в том, что для определения своих преимуществ по сравнению с возможностями конкурентов банк ищет и находит наиболее подходящий ему сегмент рынка, выявляет конкретные группы потребителей, служащих предметом повышенного интереса банка и в отношении которых будет проводиться интенсивная работа по продвижению услуг. Определение целевых рынков и их сегментация необходимы для банка. Выгоды от определенного вида услуг целесообразны лишь для определенных групп клиентов. Для других групп такие услуги в данный момент могут быть бесполезными. Группа клиентов, подходящая для данной услуги, образует целевой рынок. Клиент банка может выступать как часть нескольких целевых рынков, предназначенных для различных видов услуг. Задача маркетинговых служб - правильно оценить целевые рынки для услуг, оказываемых банком.
Сегментация открывает возможность:
- более точно оценить целевой рынок с точки зрения потребностей клиентов;
- выявить преимущества или недостатки деятельности банка в освоении конкретного рынка;
- более отчетливо поставить цели и прогнозировать реальность успешного осуществления маркетинговой программы.
В основе сегментации лежат характер банковских услуг (кредитные, депозитные, инвестиционные), клиентурный признак (юридические или физические лица). Применяются также географическая, демографическая, психографическая и поведенческая сегментации. [34]
Согласно данным, около 69% всех пользователей банковских услуг в РФ посещают банковские отделения для оплаты счетов и совершения коммунальных платежей. Спрос на вторую по популярности банковскую услугу - пополнение и снятие денег с текущего счета продемонстрировали лишь 27% россиян, являющихся клиентами банка. Не более 15% совершают операции с депозитом - это третья по популярности банковская услуга в РФ. [28].
13% россиян старше 16 лет (7,4 млн. чел.), пользуясь банковскими услугами, применяют Интернет для получения информации о банковских продуктах. При этом доступ к Сети сегодня имеет около 42% всех россиян. Распространение интернет-доступа в регионах России, рост доходов населения, постоянное совершенствование систем безопасности электронных банковских операций, расширение линейки услуг, предоставляемых в режиме онлайн, рост доверия аудитории к интернет-банкингу - все эти факторы способствуют существенному росту значимости Интернета не только в качестве инструмента поиска информации, но и одного из ключевых каналов потребления банковских услуг.
Основной потенциал развития, связан с ростом количества пользователей интернет-банкинга. К началу 2011 года в России услугой интернет-банкинга пользовалось около 2,1% россиян в возрасте старше 16 лет, хотя в середине 2010 года их доля составляла всего 1%.
Знание бренда Сбербанка - 93% среди пользователей клиентов банков. Пользуются услугами банка не менее 82% всех пользователей банковских услуг, а около 82% всех российских вкладчиков держат открытый депозит в этом же банке.
Рейтинг популярности банков в 2011 году согласно опросу пользователей интернет-банкинга в 2011 году представлен в таблице 7 [28].
Таблица 7 – Рейтинг
популярности банков за 2011 года согласно
опросу пользователей интернет-
№ |
Банк |
Знание бренда банка |
Пользование услугами банка |
Хотя бы раз брал кредит |
Есть действующий открытый вклад |
1 |
Сбербанк РФ |
92,8% |
70,1% |
25,2% |
54,8% |
2 |
ВТБ 24 |
77,3% |
16,1% |
14,1% |
8,1% |
3 |
Альфа банк |
71% |
18,6% |
16% |
10,3% |
4 |
Русский Стандарт |
69,3% |
13,8% |
18% |
4,4% |
5 |
Райффайзен Банк |
69,2% |
10,2% |
6,9% |
8,4% |
6 |
Хоум кредит энд финанс банк |
62,1% |
9,7% |
20,6% |
0,5% |
7 |
Банк Москвы |
59,6% |
7,7% |
5,4% |
3,1% |
8 |
Сити Банк |
58,9% |
6,7% |
9,3% |
2,2% |
9 |
Уралсиб |
55,9% |
4,8% |
2,9% |
3% |
10 |
Газпромбанк |
54,7% |
2,7% |
1,6% |
1,2% |
11 |
ЮниКредит |
49,2% |
2,9% |
2,6% |
2% |
12 |
МДМ Банк |
48,3% |
2,5% |
4,1% |
0% |
13 |
Юниаструм |
48,1% |
4% |
0,7% |
1,3% |
Информация о работе Рекламная деятельность коммерческого банка