Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:02, курсовая работа
Цель работы – анализ сегментирования потребителей на рынке продовольственных товаров на примере сети «Магнит».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы сегментирования потребителей и позиционирования товаров на рынке;
рассмотреть процесс выбора целевого рынка;
провести анализ сегментирования потребителей на рынке продовольственных товаров на примере сети «Магнит»;
показать пути совершенствования стимулирования потребительского спроса на рынке.
Введение 3
1. Теоретические основы позиционирования товаров на рынке 6
1.1. Основы сегментирование рынка 6
1.2. Сущность и процесс позиционирования 8
1.3. Методы выбора целевых рынков 15
2. Анализ сегментации потребителей на рынке товаров на примере ЗАО «Тандер» сеть «Магнит» 20
2.1. Анализ деятельности ЗАО «Тандер» сеть «Магнит» на потребительском рынке 20
2.2. Анализ конкурентных преимуществ основных конкурентов на рынке 22
2.3. Тип покупателей, характерный для каждого сегмента 23
3. Рекомендации по стимулированию потребительского спроса 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Результаты позиционирования продуктов или отдельных видов бизнеса могут показать, что у организации в ее рыночной деятельности имеются проблемы. Это обусловливается следующим.
Во-первых, сегмент, который рассматривался в качестве целевого рынка, перестал быть привлекательным из-за своих малых размеров, уменьшения спроса, высокого уровня конкуренции, низкой прибыли.
Во- вторых, качество и характеристики продукта оказались на целевом сегменте не востребованы.
В-третьих, из-за чрезмерно высокой цены продукт оказался неконкурентоспособным.
В этой связи говорят о
стратегиях репозиционирования (повторного
позиционирования). К числу «материальных»
стратегий репозиционирования относится
выпуск продукта новой марки и/или
изменение существующей марки (цена,
качество и т.д.). Кроме того, выделяют
психологические стратегии
Нужно выбрать стратегии,
которые дифференцируют продукт (продукты)
от продуктов конкурентов и
Покупатели или потенциальные покупатели, конечно, ощущают как физические, так и другие различия между товарами или услугами внутри категории продукта. Лица, принимающие маркетинговые решения, стремящиеся обеспечить своему товару определенное положение в умах покупателей, будут пытаться наделить его разного рода атрибутами, которые можно классифицировать следующим образом:
Простые основанные на физических свойствах атрибуты. Они напрямую связаны с одними физическими показателями товара, такими как цена, качество, мощность или размер. Несмотря на то, что существует прямое соответствие между физическим показателем и атрибутом восприятия, анализ восприятия потребителями товаров по этим атрибутам может открыть явления, интересные для маркетинговой стратегии. [7, с. 33]
Сложные основанные на физических свойствах атрибуты. Из-за наличия большого числа физических характеристик потребители могут использовать составные атрибуты, чтобы оценивать конкурентные предложения. Создание таких суммарных показателей обычно является субъективным вследствие различного относительного значения, придаваемого разным признакам.
По существу, абстрактные
атрибуты. Хотя на эти атрибуты восприятия
оказывают влияние физические характеристики,
они не связаны с ними напрямую.
В качестве примеров можно назвать
плотность пива, сексуальную привлекательность
парфюмерии, качество французского вина
и престиж автомобиля. Все эти
атрибуты являются весьма субъективными,
и их трудно связать с физическими
характеристиками, кроме тех, что
известны по опыту. Важность атрибутов
восприятия с их субъективной составляющей
меняется в зависимости от потребителей
и классов продуктов. Так, можно
утверждать, что потребители, знакомые
с данным классом товаров, склонны
больше полагаться на физические характеристики
и меньше — на атрибуты восприятия,
чем потребители, которые меньше
знакомы с этим классом товаров.
Также можно доказать, что, хотя позиционирование
на основе восприятия товара является
важным для потребительских товаров
повседневного спроса, это неверно
в случае потребительских товаров
длительного пользования и
Подготовка фундамента для маркетинговых стратегий: процесс позиционирования [16, с. 29]. Позиционирование нового товара в умах покупателей или репозиционирование существующего на рынке товара включает ряд шагов:
1. Определить соответствующий
набор конкурентных товаров,
2. Установить набор определяющих
атрибутов, очерчивающих «
3. Собрать информацию, исследовав
выборку покупателей и
4. Определить текущее положение товара в товарном пространстве (позиционирование) и силу его позиции.
5. Определить наиболее
предпочтительную для
6. Изучите соответствие
между предпочтениями рыночных
сегментов и текущей позицией
товара (рыночное позиционирование).
Определить позиции, которые
7. Составить заключение
о позиционировании и
Эти шаги применимы к товарам
и услугам, на внутренних и международных
рынках, к новым и существующим
товарам. Это не означает, что определяющие
атрибуты товара и восприятие потребителями
разных конкурентных предложений останутся
неизменными в разных странах
или других рыночных сегментах; для
большинства товаров они скорее
будут отличаться. После того как
менеджеры выбрали
Шаг 3 включает сбор информации
у выборки покупателей
После этого менеджеры устанавливают наиболее предпочтительные для покупателей комбинации определяющих атрибутов, что требует сбора дополнительных данных (шаг 5). Это делает возможным исследование соответствия между предпочтениями данного целевого сегмента покупателей и текущими позициями конкурентных предложений (шаг 6). И наконец, на этапе 7 менеджеры составляют краткое заключение, в котором сообщается, какое решение о позиционировании они приняли.
1.3. Методы выбора целевых рынков
Целевой рынок - рынок, выбранный в результате исследования рынков сбыта той или иной продукции или услуги, характеризующийся минимальными расходами на маркетинг и обеспечивающий для фирмы основную долю результата ее деятельности [13, с. 22]
Это сегмент рынка, на котором
фирма сосредоточивает свои основные
усилия. Эти сегменты отличаются друг
от друга показателями предпочтительности,
ответных реакций и доходности. Фирма
должна сконцентрировать усилия и энергию
на сегментах, которые она может
обслужить лучше всего с
Выделение целевых рынков представляет собой одну из ключевых задач маркетинга.
Одним из главных стратегических решений,
принимаемых фирмой, должно стать
определение целевого рынка, на котором
она хочет вести конкурентную
борьбу. Этот выбор подразумевает
разбиение рынка на части, состоящие
из потребителей со схожими потребностями
и поведенческими или мотивационными
характеристиками и создающие для
фирмы благоприятные
Процесс разбиения совокупности потребителей на группы, однородные в отношении покупательских требований и привычек, принято называть сегментированием (сегментацией) рынка. [12, с. 52]
Выбор обоснованных критериев сегментирования является первым шагом перед проведением процедуры сегментирования. При этом надо проводить различие между критериями сегментирования в различных отраслях рынка: рынок потребительских товаров, промышленный рынок и др.
При сегментировании
Географические критерии представляют собой основные характеристики территорий проживания потенциальных потребителей (городов, областей, регионов)
Демографические критерии представляют
собой основные особенности отдельных
людей или их групп. К демографическим
критериям принято относить такие
признаки, как: возраст, пол, размер семьи,
этап жизненного цикла семьи, уровень
доходов, род занятий, образование,
религиозные убеждения и
Жизненный стиль потребителей определяет то, как люди живут и расходуют время и деньги. Разрабатывая профили стилей жизни, фирмы могут выходить на четкие рыночные сегменты. [7, с. 27]
Процедура выбора целевых рынков включает в себя следующие этапы:
1. Анализ и сегментирование
2. Выбор целевых сегментов рынка.
3. Позиционирование товара на рынке.
Анализ сегментирования рынка. На данной стадии фирма проводит анализ всего рынка для определения различий в предпочтениях у потребителей одного и того же товара, после чего производится разделение рынка на четкие сегменты потребителей на основе вышеупомянутых критериев сегментации.
Необходимым условием сегментации является неоднородность ожидания покупателей и покупательских состояний. Для успешной реализации сегментации достаточно выполнение следующих условий:
способность предприятия осуществлять дифференциацию структуры маркетинга цен, способов стимулирования сбыта, места продажи, продукции;
наличие устойчивости, емкости и перспектив роста выбранного сегмента;
наличие возможности получения и измерения данных о выбранном сегменте;
доступность выбранного сегмента для предприятия, т.е. наличие соответствующих каналов сбыта и распределения продукции;
защищенность предприятия от конкуренции в выбранном сегменте.
Выбор целевых сегментов рынка. После выявления рыночных сегментов фирма осуществляет оценку привлекательности каждого сегмента и выбирает на основе этих данных один или несколько сегментов для освоения.
При оценке степени привлекательности различных рыночных сегментов, удовлетворяющих требованиям их успешной сегментации, должны учитываются следующие основные факторы:
· размер сегмента и скорость его изменения (роста, уменьшения);
· структурная привлекательность сегмента;
· цели и ресурсы предприятия, осваивающего сегмент.
Структурная привлекательность рыночного сегмента определяется: уровнем конкуренции; возможностью замены продукта на принципиально новый продукт, удовлетворяющий те же потребности; конкурентоспособностью рассматриваемых продуктов на этих сегментах.
Даже если рыночный сегмент характеризуется
нужными размерами и скоростью
роста и обладает достаточной
структурной
Позиционирование товара на рынке. Под позиционированием товара понимается оптимальное размещение товара в рыночном пространстве. Позиционирование конкретного товара подразумевает разработку и создание имиджа товара таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения товаров конкурентов.
Можно выделить следующие основные стратегии позиционирования товара в целевом сегменте:
позиционирование, основанное на отличительном качестве товара;
Информация о работе Рекомендации по стимулированию потребительского спроса