Роль и место франчайзинга в коммерческой деятельности современных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ возможностей использования мирового опыта применения франчайзинга в современной России. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы франчайзинга;
2) определить ключевые преимущества и недостатки, присущие системе франчайзинга;
3) рассмотреть опыт функционирования франчайзинга в зарубежных странах;
4) раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы франчайзинга 5
1.1. Основные понятия франчайзинга 5
1.2. Виды франчайзинга 8
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга 12
2.Современное состояние франчайзинга на российском рынке 17
3. Проблемы и перспективы развития франчайзинга в экономике России 25
3.1. Проблемы, возникающие при применении франчайзинга на современном этапе 25
3.2. Перспективы и пути наиболее эффективного использования франчайзинга в экономике России 28
Заключение 36
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по маркетингу_итог.doc

— 508.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В наше время, ни у кого уже не вызывает сомнения тот факт, что экономическая политика  России за последнее десятилетие подвергнута  значительным изменениям. Масса экономико-правовых  нововведений в значительной степени  улучшает некогда недостаточно развитый способ управления экономикой в целом и способствует вырабатыванию новых подходов и принципов хозяйственных (предпринимательских) взаимоотношений. Среди западных  (европейских   или американских) договорных моделей, хлынувших на российского  предпринимателя, набирает популярность франчайзинг.

Перечень наиболее известных  компаний,  существующих  на российском рынке благодаря коммерческой концессии (франчайзингу), внушителен: Мак-доналдс, Пицца-хат, Кока-кола, Пепси-кола, Баскин Роббинс, Русское бистро, Ростикс, Патио-Пицца, T.J.I. Friday's и многие другие, что неудивительно, поскольку показатель успеха предприятий, практикующих  франчайзинг, достигает 75–95 процентов в зависимости от сферы деятельности.

Можно утверждать, что  франчайзинг, в настоящее время является одним  из  самых   эффективных   инструментов, позволяющих повысить эффективность  малого бизнеса.   Он  дает   возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.  Предприятия,  получая  передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.

Франчайзинг в России делает первые шаги. Его не распространенность в России  связана не с какой-либо  спецификой  нашей страны,  а  с крайней ограниченностью знаний в этой области не только у широких  слоев населения, но и у специалистов-предпринимателей.

В настоящее время  изучение франчайзинга является одним  из актуальных вопросов российской экономики.

Информационной базой  работы послужили:  «нормативно-правовые акты, учебники,  учебные пособия, по теме исследования,  материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет. Среди  отечественных  авторов,  изучавших  различные  аспекты  франчайзинга необходимо  отметить следую- щих специалистов:  Васильеву Е.Н., Глуховскую А.Даниловского  Ф., Землякова  Д.   Н.,  Колесникова   В.,   Леонова   А.Е.,   Макашева М.О., Назаренко  Е.,  Новосельцеву   О.,  Панюкову  В.,  Рыкову   И.,  Сосна С.А., Финько Е., Фрумкину К., Хваланскую Н., Шульгину Л., Ющенко Н.А.

Франчайзинг в настоящее  время получает все большее распространение в России и нуждается в выработке комплексного  знания о нем. Все это определяет актуальность и значимость выбранной темы.

Целью  работы является анализ возможностей  использования  мирового опыта применения франчайзинга в современной России. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические  основы франчайзинга;

2) определить ключевые  преимущества и недостатки, присущие  системе франчайзинга;

3) рассмотреть  опыт  функционирования франчайзинга  в зарубежных странах;

4) раскрыть проблемы  и обозначить перспективы развития  франчайзинга в России.

Таким образом, объектом исследования является франчайзинг  и его виды, предметом – целесообразность и возможности  использования  франчайзинга на современном этапе  развития России и мировой опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы франчайзинга

1.1. Основные  понятия франчайзинга

В отечественной экономической  литературе термин «франчайзинг» уже  не редкость. Первые публикации,  посвященные  франчайзингу, появились более десяти  лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты  франчайзинга и, как результат, формулировали свои определения.

Анализируя  различные  формулировки и суммируя  выделенные в них признаки,  можно сформулировать следующее определение:

Франчайзинг - это форма  предпринимательства,  основанная на системе взаимоотношений,  закрепленных рядом соглашений,  при которых  одна сторона  (франчайзор)  предоставляет  возмездное право  действовать  от cвоего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта. 1

Франчайзи  обязуется  продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам  и правилам ведения бизнеса, которые  устанавливает франчайзор. В обмен  на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать  имя компании,   ее репутацию,  продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом,  выполнение  правил не является недостатком,  наоборот,  следование правилам означает,  что франчайзи имеет прекрасную  возможность  сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи  делает первоначальный  взнос  франчайзору,  а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным  владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте)  и являются предметом переговоров. Франчайзинговый  пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему  предпринимателю  вести свой бизнес успешно,  даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области. 2

Франчайзор - это компания,  которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак,  ноу-хау  и операционные системы. Например,  франчайзор создает успешный  продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую  репутацию и узнаваемый имидж (так называемый «брэнднэймг»).  После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции  и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может  начать предлагать  предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу. 3

Франчайзи - это человек  или компания, которая покупает возможность  обучения и помощь при создании бизнеса  у франчайзора и выплачивает  сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи  сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки  (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты  у франчайзора по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи  делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи  принимает  на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку,  обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.4

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием  для подобной системы служит франчайзинговый  пакет, который обычно включает пособия  по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору.5

Любой вид бизнеса  можно превратить во франшизу. Международная  Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Полное их перечисление не имеет смысла, но мы можем понять ширину применимости франчайзинга из следующей выборки: бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических  товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и туристические агентства.

Франчайзинговые   взаимоотношения  могут  быть прибыльными для обеих сторон.  Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором.  Франчайзор  сосредоточенно  работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной  борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзор  предоставляет необходимую  поддержку,   с тем, чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

Для того, чтобы достичь такого  уровня взаимодействия и защиты со стороны франчайзор франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзором.

Покупка франшизы

Можно разными способами  получить  разрешение, чтобы стать  франчайзи, наиболее распространенными  способами являются:

1)Прямой франчайзинг.6

Франчайзор продает  франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь  между франчайзором и франчайзи. В случае с международным франчайзингом,  где географическое расстояние между франчайзором и франчайзи велико,  недостатком такого  метода может  быть отсутствие поддержки  на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие  франчайзоры не прибегают  к такой  форме франчайзинга,  потому что уходит много времени и усилий на поддержку  таких  франчайзи. Крупные франчайзоры используют такую  систему с целью исследования рынка и условий  ведения бизнеса в данной стране, они продают одну франшизу и следят за ее развитием.  Если все идет хорошо,  то франчайзоры могут начать продавать большее количество франшиз в этой стране.

2)Мастер франшиза.7

Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный  франчайзор продает исключительные  права на развитие всей системы на территории всей страны  одному франчайзи. Такой  тип франчайзи называется владелец мастерской  лицензии.  Таки  образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзор не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзора успешно работающей концепцией на территории всей страны.

1.2. Виды франчайзинга

Важным  составным  элементом успеха является четкое и  полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании. Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации  материальных  и  финансовых средств и усилий различных предприятий.  Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта  или услуги, защищенных  торговой  маркой,  дает эксклюзивные  права на распространение на данной территории своей продукции  или услуг независимым предпринимателям (розничным  торговцам)  в обмен на получение  от них платежей при условии соблюдения технологий  производственных и обслуживающих операций.

Существуют три основных вида франчайзинга.

1)Товарный франчайзинг;

2)Производственный франчайзинг;

3)Деловой франчайзинг  или франчайзинг бизнес формата.

Товарный  франчайзинг8

Товарный франчайзинг  представляет собой продажу товаров, производимых франчайзором под зарегистрированным товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет их послепродажное обслуживание («Эконика обувь», «Красный куб»).

Данный вид франчайзинга  иногда  называют «франчайзинг  продукта (торгового имени)». Это франчайзинг  в сфере торговли на продажу готового товара. В товарном франчайзинге франчайзором обычно  являются производитель, продающий  законченный  продукт или полуфабрикат  дилеру-франчайзи. Последний  осуществляет предпродажное  и послепродажное обслуживание покупателей продукции  франчайзора и отказывается от продажи товаров конкурентов.  Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров - франчайзора и франчайзи-дилера.

Этот вид деятельности, подразумевает приобретение у ведущей  компании права на продажу  товаров  с ее торговой  маркой. В этом случае франчайзи покупает у франчайзора товары и после этого их перепродает от имени франчайзора. В отдельных случаях ведущая компания  имеет отношение и к оплате гарантийных услуг, и возмещению расходов на совместную рекламу. Как правило, для товарного франчайзинга  характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг.

В США франчайзинги  стали популярными  в начале нынешнего  века как способ продажи машин  и бензина. В тот период времени  франчайзинги были созданы на уровне распределителей (дистрибьюторов).  Такой  подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании  получали широкое распространение и приносили  все выгоды потребителям. В настоящее время автомобильные компании  и компании, производящие бензин, согласно американским законам не считаются франчайзорами,  тогда  как  многие другие компании  широко пользуются  франчайзингом как  способом  распространения и распределения  своих товаров. Такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупают  у ведущей компании право на продажу товаров с ее торговой маркой, называется товарным франчайзингом. В настоящее время этот вид франчайзинга используется несколькими компаниями,  например, по производству автопокрышек.  Если же товары и услуги не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию.

Информация о работе Роль и место франчайзинга в коммерческой деятельности современных организаций