Роль и место франчайзинга в коммерческой деятельности современных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ возможностей использования мирового опыта применения франчайзинга в современной России. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы франчайзинга;
2) определить ключевые преимущества и недостатки, присущие системе франчайзинга;
3) рассмотреть опыт функционирования франчайзинга в зарубежных странах;
4) раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы франчайзинга 5
1.1. Основные понятия франчайзинга 5
1.2. Виды франчайзинга 8
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга 12
2.Современное состояние франчайзинга на российском рынке 17
3. Проблемы и перспективы развития франчайзинга в экономике России 25
3.1. Проблемы, возникающие при применении франчайзинга на современном этапе 25
3.2. Перспективы и пути наиболее эффективного использования франчайзинга в экономике России 28
Заключение 36
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по маркетингу_итог.doc

— 508.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 1. Структура рынка франшиз в 2011 г.17

По всем указанным  секторам в 2011 г. произошел количественный рост франшиз: на 52,5 % по торговле непродовольственными товарами; 27,3 % по продовольственной торговле;  30,1 % по сектору общественного питания и 25% по услугам.

Вместе с тем, в общей  совокупности  франшиз наблюдалось  в 2011 г. некоторое снижение доли сектора услуг, что связано с опережающим ростом франшиз в секторе непродовольственной торговли, и соответственно увеличение доли непродовольственного сектора с 47 % в 2010 г. до 52 % в 2011 г.

Для России характерны  общемировые тенденции  развития франчайзинга.   Это связано  с  общими преимуществами  франчайзинга  и обусловленной необходимостью к объединению возможностей и ресурсов в условиях глобализации. При этом следует учитывать,  что до определенного времени законодательное регулирование интеллектуальной собственности, включая  отсутствие  какой-либо  формы регулирования  для отношений похожих на франчайзинг  и экономическая  ситуация в России в целом не давали ни малейшего  шанса развитию  франчазинга  в России.  Поэтому на российском  рынке структура  франшиз по сроку предложения существенно отличается  от структуры франшиз  Европы и США,  которые  имеют значительно более длительную историю.

В каждом государстве  также существует своя специфика, что  связано с социально-экономическими, культурно-психолгическими,  правовыми  и другими факторами.  Например,  потребности  населения в определенных товарах  и услугах  и тенденции  развития той или иной отрасли  в общем влияет  на  общую структуру франчайзинга.  В качестве примера  можно привести структуру франшизных рынков России, Европы и США. Понятно, что в региональном  разрезе на территории  России структура  будет отличаться от общероссийской, аналогично в Европе на территориях различных государств и в США на территории различных штатов (см. рис. 2).

Рис. 2. Структура рынка франшиз в 2011 г., % занимаемой доли рынка18

Сектор  торговли  продуктами  питания  не занимает ведущего места в структуре франчайзингового рынка. Это связано в основном со спецификой самого продукта, необходимостью установления жестких  стандартов логистики  и  обмена  данных,   определенными   трудностями исполнения стандартов на местах и осуществлением контрольной функции особенно в крупноформатном и широко ассортиментом секторе. Наиболее приемлемым для торгового франчайзинга является сектор специализированной торговли с ограниченным  ассортиментом товаров (например, чай, сыры, замороженные продукты и др.). Этот вывод подтверждается  не  только зарубежной практикой, но и перераспределением в 2011 г. франшиз внутри продуктового сектора в России в пользу специализированной торговли (см. рис. 3).

Рис. 3. Розничная торговля (продукты питания)19

Наибольшая  активность  наблюдалась в секторе  розничной  торговли непродовольственными  товарами.  Доля непродовольственного  сектора  в структуре франшиз составила  в 2011 г. 52 %.

Общие тенденции в  секторе непродовольственной розничной  торговли по данным  Федеральной  службы государственной  статистики  статистике были положительными.  Оборот непродовольственной розничной торговли в январе-ноябре  2011  г.  возрос на  114,1  %  по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.

В непродовольственной торговле наибольшую долю франчайзингового рынка занимали франшизы одежды и обуви (51 %). В 2011 г. по сравнению с 2010 г. количество франшиз в секторе торговли одеждой возросло на 40,5 %, в торговле обувью на 84,6 %.

Это связано  как  с общими тенденциями,  происходящими  на  рынке одежды  и обуви,  например,  увеличение объемов закупок  импортных товаров,  развитие собственного  производства,  рост потребительской активности,  рост спроса  и увеличение  объемов  продаж, изменение тенденций в моде, ориентация на фирменную торговлю,  высокий уровень конкуренции  в данном секторе и т.д., так и с меньшими затратами ресурсов и времени на формирование сети,  а также наличием механизмов осуществления контроля за работой участников сети (см. рис. 4).

Рис. 4. Структура рынка франшиз в секторе торговли непродовольственными товарами в 2011 г.20

В других секторах также  происходил рост количества  франшиз,  при этом опережающими темпами возрастали сектор мебели и спорттоваров в 1,2 раза каждый.  В пределах 60-70 % возросли секторы подарков и товаров для личной гигиены, около 40 % сектор товаров для детей и хозтоваров и на 20 % соответственно стройматериалы и товары для дома.

В 2011 г. в России активно развивался рынок общественного питания. Оборот общественного  питания  поданным  Федеральной  службы государственной  статистики   на  ноябрь 2011  г.  возрос по отношению к соответствующему периоду 2010 г. на 108,2 %. Согласно опросам общественного мнения в России в 2011 г. возрастала посещаемость заведений питания, особенно в обеденное время.

Достигшие  успеха за последние  несколько лет организации ориентируются  на сетевое развитие. Покупка франшизы становится привлекательной для  представителей малого предпринимательства  в связи с рядом неоспоримых  преимуществ  по сравнению  с открытием собственной единичной точки.

В секторе питания количество франшиз  по сравнению с 2010 г. возросло более чем на 30 %. На рынке появились новые концепции и новые технологии.  Франчайзинг в индустрии питания существенно отличается от товарного франчайзинга. В отличие от товарного франчайзинга сервисная марка связана не с конкретным  продуктом,  а с целым комплексом,  определяющим услугу признаков. Поэтому франчайзеры используют  различные марочные концепции.  Если марка  гарантирует  набор  продуктов для приготовления пищи и меню,  то чем  шире  ассортимент  меню, тем  выше  будут риски. Поэтому некоторые системы избирают марочную концепцию  ограниченных гарантий,  например,  стандартный  набор фирменных блюд, а не  все  меню. Если марка  идентифицирует  всю услугу, гарантируя  потребителю соответствие  не только продуктовую часть,  но и оформление  помещения, обслуживание,  музыку и др., то гарантии марки распространяются  на всю бизнес-систему и риски достаточно велики. Это одно из главных и видимых отличий франчайзинга  бизнес-формата  от товарного  франчайзинга.  Большим риском практически  для любой сети  является  изменение предпочтений потребителей. Способность быстрой адаптации, особенно крупных сетей к новым требованиям  потребителей   позволяет  и  позволит сохранить  в будущем приверженность клиентов к бренду и соответственно лидирующее положение на рынке питания.

В 2011 г. в России наблюдались положительные тенденции и в сфере услуг. По данным официальной статистики на ноябрь 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. объем платных услуг, оказываемых населению, возрос на 104,1 %.

В 2011 г. применение концепций франчайзинга  в этом секторе стало популярным (см. рис. 5).

Рис. 5.  Структура рынка франшиз в сфере услуг в 2011 г.21

Наибольшее количество  предложений  франшиз было в секторе  услуг для бизнеса: консалтинг,   реклама,  обслуживание  компьютерного  оборудования и др. Также хорошо представлены на рынке такие услуги как парикмахерские,  салоны красоты,  фитнес-центры.  Сохранил  свои позиции туристический  сектор.  Отставание сектора услуг от других в предыдущий период времени во многом связано с общими тенденциями в сфере услуг, а с точки зрения  франчайзинга,  с более  длительным   и сложным характером разработки концепции и Системы франчайзинга в организациях, оказывающих услуги. Торговая марка в секторе услуг несет потребителю  информацию  не о конкретном  материальном продукте,  а о процессе,  а вернее о стандарте этого процесса, его качестве,  формате оказания услуги. В отличие от товарного франчайзинга,   где   основным продуктом является  конкретный    товар  и франчайзинга   в  питании,    где   системы   сориентированы   на  технологии приготовления пиши, во франчайзинге услуг принципиально важными являются ноу-хау,  а также знания и навыки сотрудников, их квалификация, личные достижения и мастерство, коммуникабельность и качество общения с непосредственными потребителями услуги.

Рис. 6. Рост рынка в сфере услуг в 2011/2010 гг.22

Большинство секторов   сферы   услуг  развивалось   достаточно динамично.    Наиболее  быстрыми темпами   в  2011  г.   росло количество франшиз в секторе бытовых услуг и услуг для бизнеса.

В России практически  отсутствуют  сети, осуществляющие развитие с использованием  только концепций  франчайзинга. В России, также как и в других странах преобладают смешанные сети, т.е. сочетающие в себе расширение на другие территории с помощью собственных  точек  и  независимых  предприятий   (франчайзи). Стратегия  расширения  зависит  от воли руководства,  внешних  факторов, влияющих на организацию и внутреннего потенциала применяющей ту или иную стратегию организации.

В России наиболее распространен  прямой франчайзинг,  т.е. по схеме  франчайзер-франчайзи.  При этом следует ожидать,  что через  некоторое  время успешные франчайзеры  достигнут определенного  порога  выгодности прямого франчайзинга,  и стратегии  развития будут адаптироваться  к новым экономическим условиям.

Правообладатели  России   используют различные  способы территориального развития. Представление прав может  ограничиваться различной географической территорией, например, конкретный адрес, радиус от непосредственного расположения объекта, район, город. В подавляющем большинстве случаев правообладатели предоставляют неисключительные права на территорию.  Слабо развиты в России концепции развития территории,  хотя в 2010-2011  гг.  в некоторых секторах это направление начало использоваться, но под различными названиями.

Федеральные власти планируют к 2015 г. увеличить долю малого и среднего  бизнеса  в ВВП России  до 30%. Сегодня  она не превышает 16-17%. Уникальной  технологией, позволяющей практически  каждому  желающему  открыть собственное  дело,  стать  предпринимателем  и внести  свой вклад в повышение ВВП, является франчайзинг. Это лишний  раз подтвердила Международная  выставка по франчайзингу и другим бизнес- возможностям BUYBRAND 2012. 23

Чтобы решить задачу по увеличению доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны почти вдвое, необходимо применить системные методы. Одним из них, причем весьма эффективным, считается метод открытия новых малых предприятий и их дальнейшее тиражирование-франчайзинг.  Это такая организация бизнеса, при которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании  (франчайзи) право на продажу собственного продукта и услуг. Франчайзи  обязуется продавать их по заранее определенным  законам и правилам ведения бизнеса, устанавливаемым франчайзером. В обмен франчайзи получает разрешение использовать имя компании,  ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки.

Один предприниматель  передает другому не только право  пользоваться его торговой маркой, но и пакет всех ноу-хау,  специфики работы, разработанных стандартов, доказавших свою жизнедеятельность. То есть франчайзи полностью копирует систему построения бизнес-процессов франчайзера.

Кроме того, франчайзинг  можно рассматривать как  мощную систему обучения для малого бизнеса. Ни в одном университете нельзя научиться ведению бизнеса при столь высокой заинтересованности в успехе учеников, как в учебных центрах франчайзеров. Хотя это один из способов стать владельцев бизнеса, малый бизнес и индивидуальные предприниматели сегодня заняты выжиманием, им не до учебы. В этом их ошибка.

По сути, франчайзинг-способ эффективного тиражирования успешно работающих предприятий. Он выгоден всем: продавцам франшиз, ведь развитие идет на привлечение  средств, покупателям франшиз - благодаря высочайшей надежности инвестиций, государству, поскольку франчайзинг создает новые рабочие места.

Мировая статистика показывает, что покупка франшизы практически гарантирует малому предпринимателю 90 % успеха, так как из десяти малых предприятий, открытых по методу франчайзинга, девять успешно развиваются. Из всех вновь образованных предприятий  прекращают  деятельность в течение первых пяти лет 85 %, а из фирм,  созданных в рамках франчайзинга, - всего лишь 14 %. На растущих рынках он является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим  стандартам, которые необходимы для ведения прибыльного бизнеса.24

 

 

3. Проблемы  и перспективы развития франчайзинга в экономике России

3.1. Проблемы, возникающие при применении франчайзинга на современном этапе

Как уже говорилось, франчайзинг  в России не получил широкого  распространения,  хотя потенциальные  возможности  внедрения его достаточно широки.

Основные проблемы сдерживания  развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.

1.Экономические  проблемы.  Франчайзинг  -  экономический   инструмент, и для его  внедрения   необходимы  соответствующие   экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще,  либо частично.

К данным проблемам можно  отнести:

- нестабильность  развития  экономики России.  Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;

- отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи  -  необходимого  стартового  капитала  для вхождения  во франчайзинговую систему;

- сложность,  а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала.25

2. Организационно-правовые  проблемы. Хотя франчайзинг - это  экономический инструмент и его проблемы в первую  очередь следует искать  в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере. Эти проблемы  связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России.

3. Социально-психологические проблемы. К ним можно отнести:

- отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;

- отсутствие должного  уважения к интеллектуальной собственности;

- боязнь франчайзи  потерять   самостоятельность   и  собственное "лицо" предпринимателя и менеджера.26

Особое место среди  проблем франчайзинга занимает образование  как механизм разрешения социально-психологических   проблем.  Эта проблема вызвана  слабой подготовкой  представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга.

Информация о работе Роль и место франчайзинга в коммерческой деятельности современных организаций