Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа
Целью работы является анализ возможностей использования мирового опыта применения франчайзинга в современной России. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы франчайзинга;
2) определить ключевые преимущества и недостатки, присущие системе франчайзинга;
3) рассмотреть опыт функционирования франчайзинга в зарубежных странах;
4) раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России.
Введение 2
1. Теоретические основы франчайзинга 5
1.1. Основные понятия франчайзинга 5
1.2. Виды франчайзинга 8
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга 12
2.Современное состояние франчайзинга на российском рынке 17
3. Проблемы и перспективы развития франчайзинга в экономике России 25
3.1. Проблемы, возникающие при применении франчайзинга на современном этапе 25
3.2. Перспективы и пути наиболее эффективного использования франчайзинга в экономике России 28
Заключение 36
Список литературы 39
Кроме того, отечественные франчайзинговые сети также выступают в качестве каналов трансфера инноваций, в которых крупная компания- франчайзер является разработчиком инноваций, а компания- франчайзи- их потребителем и внедрителем. Для стабильного развития франчайзеру необходимо создать систему стандартов, отвечающую современным рыночным условиям, и организовать механизмы контроля за оказываемыми услугами.
Предъявляемые к франчайзи требования расширяют личные возможности средних и мелких предпринимателей, изменяют их взгляд на качество профессиональных знаний, способствуют распространению инноваций как внутри конкретной франчайзинговой системы, так и вне ее.
Максимально эффективному развитию франчайзинга на российском рынке способствует созданная инфраструктура, как обеспечивающая консультирование субъектов франчайзинга, так и осуществляющая пропаганду франчайзинга в качестве наиболее безрискового способа организации бизнеса.
Инвестировать средства в создание своего уникального бизнеса, в его продвижение, в разработку бизнес-процессов и стандартов качества очень сложно и требует больших временных и финансовых затрат. При этом риск неудачи высок особенно в период экономического спада. Быстрое создание всеми узнаваемого и предпочитаемого бренда практически невозможно. Выгоднее инвестировать средства в уже известную марку со всеми вышеперечисленными характеристиками, приобретая при этом лояльных клиентов. Статистика показывает, что франчайзинговый бизнес в целом является гораздо более успешным, чем независимое предприятие подобного типа. Успех франчайзинговых сетей заключается, прежде всего , в том, что они являются частью отложенной системы. Использование франчайзинга снижает издержки, повышает эффективность рекламы. Внедрения технических и технологических новшеств, увеличивает объем продаж и прибыль предприятий, что в совокупности способствует развитию экономики в целом.
На основании вышеизложенного, делаем вывод, что именно франчазинг с его уникальным механизмом построения бизнеса является реальной возможностью не только сохранения, но и приумножения капитала.
Существует ряд противоречивых тенденций, которые, вероятно, повлияют на перспективы будущего развития франчайзинговой индустрии. Некоторые из этих тенденций являются внешними по отношению к франчайзингу, другие действуют изнутри, будучи присущими функционированию и организации франчайзинговой системы как таковой.
Несомненно, двумя самыми главными факторами, определяющими развитие франчайзинга, станут оживление в экономике (или отсутствие такового), а также продолжение роста сферы обслуживания, на которой в основном и сосредоточен франчайзинг. Увеличение сферы обслуживания является долгосрочной тенденцией. С другой стороны, возрастание конкуренции во многих из этих секторов, возможно, заставит многих высококвалифицированных профессионалов, которые ранее организовали бы свой бизнес, задуматься теперь о покупке франшизы как об альтернативной возможности, которая позволит им воспользоваться преимуществами работы под прикрытием большой организации, будучи при этом руководителями собственного бизнеса.
Другой благоприятный внешний фактор — готовность все большего числа прибыльных организаций развивать свой бизнес путем продажи франшиз, что является средством, способствующим осуществлению их стратегий диверсификации и проникновения на рынок. Некоторые из них нуждаются в квалифицированных и опытных сотрудниках, а другие хотят максимизировать потенциальную прибыль от своего рынка сбыта.
Несмотря на очевидные преимущества франчайзингового способа организации бизнеса. Необходимо отметить, что франчайзинг в России не получил такого широкого распространения, как в Европе и не стал столь популярной формой ведения бизнеса, как в США.
Таким образом, для развития франчайзинга в России, на наш взгляд, необходимо следующее:
1)принять специальное законодательство по использованию франчайзинга;
2)обеспечить законодательную инициативу по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты;
3)включить в
4)создать систему налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы;
5)целесообразно предоставить
возможность применения
6)требуется создать сеть учебно-консультационных центров по развитию франчайзингу.
Предоставленные предложения представлены в виде рисунке 7.
Рис. 7. Пути развития франчайзинга в РФ
Следовательно, перспективы развития франчайзинга в России высоки, и необходимо принимать решения по их дальнейшему развитию.
Франчайзинг - чрезвычайно перспективный вид предпринимательства: если в обычном бизнесе из 100 возникающих предприятий в итоге выживает не более 10, то из 100 франшизных будет успешно работать 90, что немаловажно и с точки зрения создания новых рабочих мест.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что успешное развитие экономики в значительной степени определяется интеграцией крупных и малых компаний, которые являются основными элементами системы зарубежной экономики. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Очевидно, что усиление взаимодействия крупного и малого бизнеса необходимо и для успешного развития России.
Франчайзинг процветает, потому что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим мастерством крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг предлагает краткий путь к росту, так как они получают готовое дело. Для франчайзи франчайзинг дает возможность быстрого расширения. Франчайзи растет, позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз.
Не распространенность франчайзинга в России не связана с какой-либо спецификой страны, а объясняется крайней ограниченностью знаний в этой области не только у широких слоев населения, но и у специалистов, предпринимателей, т.е. слабая подготовка предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.
Развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга - российское законодательство. Если в зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, что приводит к возникновению бюрократических проволочек. Помимо этого, отсутствует необходимая законодательная база. США только на федеральном уроне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге.
Тем не менее, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг в России уже успешно развивается. Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. Однако значение его для российской экономики переоценить сложно: для франчайзера - это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи - развивать свой собственный бизнес на базе проверенной бизнес-модели, а для государства - это эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, а следовательно, и развития всей российской экономики. Развитие франчайзинга в России будет проходить все большими темпами, поэтому не следует упускать шанс обойти своих конкурентов уже сейчас.
За последние 10 лет на российский рынок вышли и успешно функционируют такие известные западные франшизные системы, как «Baskin Robbins», «English First», «Carlo Pazolini», «Kodak», «Sbarro», «Subway», «Xerox» и др. Тем не менее, компании, желающие развивать франчайзинговые отношения в России, должны учитывать, что здесь не развита инфраструктура бизнеса, поэтому потребность в финансовых ресурсах здесь выше, что препятствует развитию франчайзинга. Российским франчайзи целесообразно использовать региональный франчайзинг и субфранчайзинг.
Перспективы развития франчайзинга в России самые благоприятные. В последнее время намечается тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса.
Тем не менее, к сожалению можно констатировать, что темпы развития франчайзинга в России относительно невелики по сравнению с развитыми странами. Анализ показал, что в России практически не развиты франшизы производственные и в сфере услуг, несмотря на то, что производственный бизнес - наиболее стабильный, долговечный и доходный, а для того чтобы открыть предприятие по оказанию услуг, как правило, требуется на порядок меньше вложений. В США, например, франчайзинг наиболее развит именно в сегменте услуг. Наибольшей популярностью в России пользуется товарный франчайзинг. Обычно эти франшизы стоят недорого, значительная часть инвестиции тратится на закупку товара, а франчайзеры часто не выставляют паушальный взнос своим франчайзи и обеспечивают немалые скидки при покупке товаров.
Ситуация, сложившаяся на российском рынке на сегодняшний день, позволяет с уверенностью говорить о том, что в данный период наблюдается ускоренный рост использования бизнес-технологий франчайзинга на отечественном рынке товаров и услуг.
Следовательно, развивая систему франчайзинга в РФ, можно повышать уровень развития экономических отношений, увеличить долю малого бизнеса в ВВП и решить другие экономические и социальные задачи.
Подводя итог всему сказанному можно смело утверждать, что франчайзинг, как вид бизнеса достаточно интересен и перспективен в России. Он может развиваться как отечественная система, так и при участии зарубежных фирм и предпринимателей.
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Части I, II, III) – Официальный текст. – М.; «Издательство ЭЛИТ», 2012 г. 384 с.
2. Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»
Основная литература
1. Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие.– М.: Финансы и статистика, 2011. – 512 с.
2. Волков А.С. Искусство финансирования бизнеса. Выбор оптимальных схем. – М.: Вершина, 2010. – 328 с.
3.Есютин А.А. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: Учебное пособие . – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. –424 с.
4.Земляков Д.Н., Макашев, М.О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 142 с.
5. Качканов В.П. Крупный и малый бизнес: перспективы взаимоотношений в форме франчайзинга / Ломоносов 2010: Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых МГУ им. М.В. Ломоносова. Сборник тезисов / Под ред. В. Н. Сидоренко и др. - М.: ТЕИС, 2010.
6. Пелих А.С. Экономика предприятия (фирмы).-М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2010.- с.512
7.Рыкова И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры.— М.: Современная экономика и право, 2010. – с.224
8.Устюжанин А.А. Зарубежный опыт и российская практика развития франчайзинга// Автореферат.-М.:-2011г. - с.26
9.Устюжанин А.А. Особенности развития франчайзинга в России // Россия в мировой экономике /Под ред. д.э.н., профессора Касаткиной Е.А., к.э.н. Грабоева В.В.-М.: МАКС Пресс, 2011. - с.276-299
Периодические издания
1. Азбука мультифранчайзинга // Маркетолог .-2012.-№ 6.-с. 40-41
2. Балахонцев А.А. Формирование инфраструктуры франчайзингового бизнеса в России // Вопросы гуманитарных наук. – 2012. - №3. – с. 63-67.
3. Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России /Н.М. Васильев // Финансы. – 2012. - № 2. – с. 26-29.
4. Власова Л. Фрачайзинг: рецепт готового бизнеса // Экономика и жизнь.-2011.-№ 39-с.19-26
5. Жиков Я. Франшиза – начало успешного бизнеса// Управление компанией. – 2012. – № 1. – С. 10-11.
6.Ковалева Л.Ф. Франчайзинг как форма инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в регионе// Экономика и управление. – 2012. - № 1. – с. 122-125.
7. Марков С. Франчайзинг: проблемы развития бизнеса// Проблемы теории и практики управления. – 2012. - № 3. – с. 104-107.
8. Панина М. Фаза активного развития франчайзинга на российском рынке / М. Панина // Деньги. – 2012. - № 2. – С. 9-17
9.Панюкова В.В. Особенности развития франчайзинга на российском рынке // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 2. – с. 75-80.
10. Панюкова В.В. Преимущества и недостатки применения франчайзинга для российских предприятий//Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 6. – с. 88-93.
11.Рыкова И.В. Тенденции развития франчайзинга в США // Маркетинг в России и за рубежом . -2011.-№5. - с.84-92
Ресурсы сети Интернет
1.http://franchising-consult.
2.http://www.sellbrand.ru
3.http://www.top-franchising.
4.http://www.rarf.ru
5.http://www.financial-news.ru
6.http://franchisinguniverse.
1 Земляков Д.Н., Макашев, М.О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – с.23
Информация о работе Роль и место франчайзинга в коммерческой деятельности современных организаций