Совершенствование стратегического управления маркетингом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и анализ функционирования предприятия ОАО «СтанкоГомель».

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 84.73 Кб (Скачать файл)

Произвести разделение мощностей  по отдельным видам изделий из пластмасс, а именно:

код продукции 615441 тн - изделия из пластмасс

код продукции 615515 тн - тара полимерная транспортная

код продукции 918331 млн. руб. - изделия  хозяйственного назначения из пластмасс (в сопоставимых ценах) не представляется возможным.

Уровень использования среднегодовой  мощности по литью чугунному и  цветному составил на 01.01.2011г. соответственно 11,4 % и 2,8 % (2009г. - 12,0% и 3,4%).

В 2010 году деревообрабатывающие станки не выпускались по причине отсутствия заказов, их мощности использовались на выпуск металлорежущих станков.

В целом по организации, имеющиеся  производственные мощности не используются в полном объеме. Основными причинами  являются: финансовое положение предприятия, связанное с низким покупательским спросом на станочную продукцию (сокращение заказов), переход на выпуск непрофильной продукции, низкая платежеспособность предприятий-потребителей, недостаточность  оборотных средств.

ОАО «СтанкоГомель» на 2010 год Министерством  промышленности РБ были доведены основные показатели прогноза социально-экономического развития (табл. 2.1.1).

Таблица 2.1.1 Выполнение основных целевых  показателей социально экономического развития в 2010г

 

Наименование показателя

Задание Минпрома на 2010 год

Выполнение за 2010 год

 

Продукция промышленности, %

120,0

115,0

 

Производство ТНП, %

112,5

114,8

 

Экспорт товаров, %

135,0

60,1

 

Импорт товаров, %

117,0

89,7

 

Сальдо, тыс. долл. США

+4074,0

+1477,0

 

Показатель по энергосбережению, %

-12,5

-12,9

 

Снижение уровня материалоемкости продукции, %

-1,0

-1,0

 

Уровень рентабельности РП, %

12,0

10,0

 

Удельный вес новой  продукции в общем объеме промышленного  производства, %

45,0

45,6

 

Доля сертифицированной  продукции в общем объеме промышленного  производства, %

67,5

67,0

 
       

ОАО «СтанкоГомель» не выполнены основные целевые показатели социально-экономического развития, установленные на 2010 год, в связи с резким сокращением  спроса на станочную продукцию как  на внутреннем, так и на внешнем  сегментах рынка за счет снижения платежеспособности покупателей.

Размер выручки от реализованной  продукции в 2010 году составил 143,9% к  уровню 2009 года. Темп роста экспорта товаров составил 60,1%. Снижены объемы поставок станков в Российскую Федерацию, Германию, Польшу, страны Азии, США.

Принимаемые организацией меры по загрузке мощностей за счет внутриотраслевой кооперации, выполнению капитальных  ремонтов станков и других сторонних  заказов не позволили организации  восполнить недостающие объемы производства станочной продукции и выполнить  установленные прогнозные показатели по продукции промышленности, экспорту, сальдо внешней торговли.

Выполнение предприятием в 2010 году доведенных дополнительных показателей  представлено в таблице 2.1.2.

Таблица 2.1.2.

 

Показатели

Задание Министерства на 2010г.

Выполнение за 2010г.

 

Экономия ресурсов, коэффициент

0,985

0,958

 

Соотношение запасов готовой  продукции и среднемесячного  объема производства, %

130,0

128,2

 

Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб.

2118,0

3714

 

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

884,9

865,0

 
       

Производство промышленной продукции  и потребительских товаров, а  также их отгрузка

Таблица 2.1.3 Производство и реализация продукции, заказов, услуг за 2010 год (без НДС)

 

Показатель

Единица изм.

2010 г. факт.

 

Реализация продукции

млн. руб.

28661

 

Объем производства продукции, всего:

млн. руб.

38022

 

в т.ч.: станки металлорежущие

млн. руб.

шт.

26918

135

 

из них: станки с ЧПУ

Шт.

20

 

ТНП:

млн. руб.

510/737

 

машина стиральная

тыс. штук

1,2

 
       

* с учетом станков, поставляемых  в ССУЗы в качестве учебного  оборудования

Удельный вес станочной продукции  в общем объеме товарной продукции  составил 70,8% , что на 6,1% ниже уровня 2009 года, товаров народного потребления - 1,34% (1,9*), что на 0,34% (0,4*) выше уровня 2009 года.

В 2010 году продолжился выпуск товаров  народного потребления, таких как  весы бытовые, вешалки, лопаты снегоуборочные.

Обществом постоянно ведутся маркетинговые  исследования по поиску непродовольственных  потребительских товаров народного  потребления, пользующихся спросом, которые  с учетом специфики работы завода и имеющихся мощностей могли  бы быть поставлены на производство в  короткие сроки.

 

Структура товарной продукции 2009г.

Структура товарной продукции 2010г.

 

Стр-ра ТП

Сумма, млн.руб.

Уд. вес, %

Стр-ра ТП

Сумма, млн.руб.

Уд. вес, %

 
             

станки с ЧПУ

8374

27,5

станки с ЧПУ

10860

28,6

 

станки прочие

15022

49,4

станки прочие

16058

42,2

 

запчасти, кооперация

836

2,7

запчасти, кооперация

615

1,6

 

прочая продукция

4810

15,8

прочая продукция

8814

23,2

 

Модернизация, ремонт оборудования

1107

3,6

Модернизация, ремонт оборудования

1165

3,06

 

ТНП

292

1,0

ТНП

510

1,34

 

Итого:

30441

100,0

Итого:

38022

100,0

 
             

Рис.1 Структура товарной продукции

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010 г.

Рис. 2 Динамика выпуска станков  за 2003 - 2010 гг., шт

В 2010 году изменилась структура станочной  продукции: на 25% увеличилось производство станков с числовым программным  управлением, на 16% снизился выпуск консольно-фрезерных  станков, на 20% снизился выпуск долбежных  станков, на 58 % снизился выпуск специальных  правильно-отрезных автоматов для  правки гладкого проката модели ГД 162-01, ГД 162-03, ГД 162-04.

В качестве перспективной продукции  рассматривается освоение серийного  выпуска спроектированного силами специалистов СКБ завода вертикального  обрабатывающего центра модели FSS500CNC, горизонтального сверлильно-фрезерно-расточного обрабатывающего центра с ЧПУ  и улучшенными техническими характеристиками для организации гибких производств  модели ГДФ 630, горизонтального обрабатывающего  центра с двухповоротным (глобусным) столом и ЧПУ модели ГДТ 500, вертикального  обрабатывающего центра с ЧПУ  модели ГДС 500.

Объем отгруженной продукции за 2010 год составил в действующих  ценах без налогов 28661 млн. руб., в  том числе на внутренний рынок - 22879 млн. руб. (79,8%), в СНГ - 3133 млн. руб. (10,9%), в страны, не входящие в СНГ (дальнее  зарубежье)- 2668 млн. руб. (9,3%). В 2010 году несколько  изменилась структура поставок продукции. Если в 2009 году на внутренний рынок  было поставлено 59,7%, а на экспорт - 40,3% произведенной продукции, то в 2010году 79,8% и 20,2% соответственно.

В 2010 году организация отгрузила 138 станков различных моделей на сумму 24870 млн. руб. РБ, в т.ч. на внутренний рынок -96 станков на сумму 19533 млн. руб. РБ, за пределы Республики Беларусь - 42 станка на сумму 5337 млн. руб. РБ.

Учитывая ограниченные финансовые возможности ряда машиностроительных предприятий России и республики Беларусь, в качестве альтернативы закупок достаточно дорогостоящих  станков с ЧПУ типа «обрабатывающий  центр» организация продолжает оказание услуг по модернизации и капитальному ремонту вышеуказанного оборудования по доступным ценам.

Удельный вес оказанных услуг  по модернизации и ремонту оборудования в объеме производственной продукции  в 2010 году снизился и составил 3,06% ( в 2009 г.-3,6%Фактическое соотношение  запасов готовой продукции к  среднемесячному объему производства за 2010 год составило 128,4 % при установленном  задании 130,0%.

В течение 2010 года маркетинговой службой  предприятия постоянно велась работа по расширению рынков сбыта продукции, заключались договора с предприятиями  России, Беларуси, иностранными фирмами, заинтересованными в реализации продукции завода на местных рынках, а также с рядом непосредственных потребителей.

Предприятие активно работает на основных мировых рынках станкостроительной продукции. Основным стратегическим рынком предприятия является рынок Республики Беларусь, на котором предприятие  является естественным монополистом в  производстве сверлильно-фрезерно-расточных  обрабатывающих центров с ЧПУ, долбежных  станков и правильно-отрезных автоматов, а также занимает около 60 % рынка  консольно-фрезерных станков, имея единственного конкурента - ОАО "Станкозавод "Красный Борец", несколько  моделей станков которого имеют  сходные технические характеристики и близкий уровень цен.

Среди внешних рынков основным стратегическим рынком для предприятия является Российская Федерация, куда поставляется около 65 % всей экспортной продукции, прежде всего - консольно-фрезерных станков  различных модификаций. Важными  торговыми партнерами являются Германия, Иран, Украина, Польша, страны Прибалтики и США.

2.2 Основные поставщики сырья  и материалов

Обеспечением материальными ресурсами  на предприятии для выполнения Закупкой покупных полуфабрикатов занимается производственно-диспетчерский  отдел (ПДО). Основные предприятия и  организации, у которых производится закупка полуфабрикатов:

 

2.3 Внешнеэкономическая деятельность

В 2010 г. объемы внешнеэкономической  деятельности ОАО "Станко Гомель" составили:

Таблица 2.3.1 Объемы внешнеэкономической  деятельности ОАО "Станко Гомель"

 

Экспорт

Импорт

Сальдо

 

2010 г.

2009 г.

темп роста

2010 г.

2009 г.

темп роста

2010 г.

2009 г.

 

1.966.995,71

долл. США

3.172.464,30 долл. США

62,0 %

375.049,33 долл. США

418.413,81 долл. США

89,6 %

1.591.946,38 долл. США

2.754.050,49 долл. США

 
                 

Несмотря на имевшее место снижение темпов роста экспорта, вызванное, прежде всего, снижением платежеспособного  спроса со стороны иностранных партнеров (прежде всего - из Российской Федерации) и существенным увеличением объемов  реализации продукции на внутреннем рынке вследствие реализации государственной  политики по ограничению импорта (темп роста продаж составил 138,8 % в натуральном  выражении и 197,3 % в стоимостном), в соответствии с действующей  на предприятии стратегией развития экспорта в 2010 г. основное внимание уделялось  расширению деловых связей со странами СНГ, Европейским Союзом, Исламской  Республикой Иран. В результате мероприятий, направленных на расширение рынков сбыта (Молдова, Румыния, Словакия) и возвращение  на рынки, работа на которых не велась в течение нескольких лет из-за низкой покупательной способности  местных компаний (Египет, Иран, Турция), диверсификации выпускаемой продукции  и повышения доли экспорта услуг  к концу 2010 г. предприятие значительно  улучшило финансовое положение и  полностью сформировало портфель экспортных заказов на первый квартал 2011 г.

Среди внешних рынков основным стратегическим рынком для предприятия является Российская Федерация, куда поставляется около 65 % всей экспортной продукции, прежде всего - консольно-фрезерных станков  различных модификаций. Важными  торговыми партнерами являются Германия, Иран, Украина, Польша, страны Прибалтики и США. Подробная информация о  соотношении объемов поставок продукции  в различные страны мира в 2005 - 2010 гг. содержится в диаграмме 1

Диаграмма 1

 

Диаграмма 2

Диаграмма 3

На рынке долбежных станков  ситуация выглядит перспективнее, поскольку  реальную конкуренцию предприятию  составляют только российское ОАО "Оренбургский станкозавод" и болгарское АО "ЗММ" (Пазарджик). Тем не менее, несмотря на значительную долю рынка (более 50 %) специфика продукции не предполагает существенного увеличения объема ее продаж, который в течение последних  нескольких лет находится на постоянном ежегодном уровне, составляющем около 10 единиц.

Схожая ситуация сложилась и  на рынке правильно-отрезных автоматов, где основными конкурентами являются российское ОАО "Долина" (Кувандык) и украинское ОАО "Хмельницкий  завод КПО "Пригма-Пресс". Поскольку  российские станки не имеют надлежащего  качества, а украинские гораздо выше по цене, доля предприятия на российском рынке составляет около 65 %. Тем не менее, существенное снижение в Российской Федерации темпов строительства  привело к снижению спроса на правильно-отрезные автоматы, что позволяет в настоящее  время прогнозировать их реализацию в 2011 - 2013 гг. в количестве не более 10-15 единиц ежегодно.

Информация о работе Совершенствование стратегического управления маркетингом на предприятии