Совершенствование стратегического управления маркетингом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и анализ функционирования предприятия ОАО «СтанкоГомель».

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 84.73 Кб (Скачать файл)

На рынке обрабатывающих центров  с ЧПУ основными российскими  конкурентами предприятия являются ОАО "Ивановский станкостроительный завод", специализирующееся на выпуске  горизонтальных обрабатывающих центров, и ОАО "Стерлитамакский станкостроительный завод - Стерлитамак МТЕ", основной продукцией которого являются вертикальные обрабатывающие центры. В настоящее  время доля предприятия на данном рынке составляет около 8%, однако освоение производства новых высокотехнологичных  обрабатывающих центров с ЧПУ, являющихся аналогами лучших моделей западноевропейских и японских производителей, позволит в 2011 - 2013 гг. увеличить рыночную долю до 20 - 25 %.

На остальных внешних рынках постоянным спросом пользуются только консольно-фрезерные станки различных  модификаций, в связи с чем  предприятие будет предпринимать  необходимые меры по сохранению присутствия  на рынках Западной Европы, Северной Америки  и Ирана, его расширению на рынках Центральной Азии, Северной Африки и Персидского залива, а также  проникновению на потенциально перспективный, но пока не освоенный рынок стран  Латинской Америки.

В 2010 г. товаропроводящая сеть ОАО "Станко Гомель" в несколько сократилась: реализация продукции осуществлялась через 6 компаний из России, Украины, Германии, Польши и США. Объем реализации продукции  через объекты товаропроводящей сети в 2010 г. составил 497.944,25 долл. США. Основными  причинами сокращения товаропроводящей сети стало снижение деловой активности иностранных станкоторговых компаний вследствие мирового кризиса и увеличение количества продукции, поставляемой по прямым договорам.

Состояние и динамика развития собственной  товаропроводящей сети нашли отражение  в таблице 2.2.3.

Таблица 2.2.3

 

Наименование и вид  субъекта ТПС

Страна, адрес

Регионы продаж

Объем реализации в 2010 г.

Объем реализации в 2009 г.

Темп роста

 
             
     

тыс. долл. США

тыс. долл. США

% к 2008 г.

 

Дилеры

           

MultiMasz Sp. z o.o.

Польша

Польша

8,9

185,7

4,8

 

Unitech-Maschinen GmbH

Германия

Западная Европа

131,3

277,2

47,4

 

WMW Machinery Company

США

США

83,4

94,3

88,4

 

ООО"СП "Стан-Комплект"

Украина

Украина

150,3

78,3

192,0

 

ООО "Станэксим"

Россия

Россия

78,9

528,1

14,9

 

ООО "Станкостроительное объединение "ДВТ"

Россия

Россия

45,0

112,2

40,1

 
             

В связи с принятыми на предприятии  мерами по исключению посреднических структур по поставке товарной продукции  на рынки сбыта (приказы № 516 от 28.06.07 г. "О сокращении посредничества", № 615 от 24.07.2007г. "О доведении повышенных прогнозных показателей на 2007 г.") доля прямых поставок составила 99,7 %.

В 2010 г. самостоятельного участия в  тендерах, проводимых за пределами  Республики Беларусь, предприятие не принимало. Продукция предприятия  представлялась в зарубежных тендерах субъектами товаропроводящей сети. В  результате выигранных ими тендеров на экспорт поставлено 17 станков.

В 2010 г. организация участвовала  в тендерах:

1. РУП "Научно-практический центр  Национальной академии наук Беларуси  по механизации сельского хозяйства" - поставлен FU350MRApUG.

2. УП "КБТЭМ-СО" - поставлен FSS350MR-29.

3. ОАО "Беларуськалий"

4. ОАО "Гомельагрокомплект" ГД262, ГД263, ГД264, ГД265

5. Бобруйское унитарное коммунальное  производственное предприятие "Комбинат  железобетонных изделий" - ГД162-03

6. ОП "Стройпрогресс" ОАО "Мапид"  г. Минск - ГД162-05

7. ОАО "Мозырьтехсервис" - FSS450MR

8. СЗАО "Могилевский вагоностроительный  завод" - FSS500CNC

9. ОАО "Мозырский машиностроительный  завод" - FSS350MR, FSS450MR.

10. ОАО "Белкард"

11. ОАО "Дзержинский машиностроительный  завод"- FSS500CNC

12. ОАО "Металлургический завод  "Электросталь" - ГД259

И еще несколько десятков тендеров в СНГ и дальнем зарубежье  участвовали дилеры от нашего имени. Большинство проданных станков  в СНГ - результат выигранных тендеров, конкурсов, т.к. почти все закупки  осуществляются на конкурсной основе.

В соответствии с приказом генерального директора от 28.06.2007 г. № 516 "О сокращении посредничества" на предприятии  разработан комплекс мер по пресечению участия посреднических структур, не являющихся официальными представителями  организаций-товаропроизводителей, в  закупке сырья, материалов и комплектующих  изделий. Материалы и комплектующие  в основном закупаются у предприятий - изготовителей, их Торговых Домах, или  у официальных представителей.

Закупки у других посреднических структур производятся при отсутствии представительства  на территории РБ и необоснованности транспортных затрат на доставку продукции. В случаях закупок сырья, материалов через посреднические структуры  применяется процедура оформления конкурентного листа со сбором информации о стоимости закупаемых товарно-материальных ценностей за единицу продукции с обязательным сравнением с ценами товаропроизводителей, и закупка производится у организации с наименьшей ценой данного вида продукции.

Отделом экономического контроля осуществляется жесткий и постоянный контроль за работой структурных подразделений, осуществляющих закупку товарно-материальных ценностей

Предприятие аккредитовано на ОАО  «Белорусская универсальная товарная биржа», что дает право на участие  в биржевых торгах и совершение биржевых сделок. Такие товарно-материальные ценности, как сортовой, листовой металлопрокат, цветные металлы, метизная продукция, кокс, ферросплавы покупаются на бирже.

Ведется активная работа с организациями, входящими в состав ГО «Белресурсы», где приобретается химическая продукция, металлопрокат, резинотехнические  изделия. Заключены прямые договора с предприятиями-изготовителями без  участия посреднических структур.

2.4 Анализ трудовой деятельности

Таблица 2.4.1 Среднесписочная численность  работников в 2010 году

 

Наименование

Количество человек

 

ВСЕГО:

1 029

 

Промышленно-производственный персонал, из них:

992

 

Производственные рабочие

303

 

Вспомогательные рабочие

313

 

Руководители

205

 

Специалисты

167

 

Служащие

4

 
     

Таблица 2.4.2 Списочная численность  работников на конец 2010 года

 

Наименование

Кол-во человек

 

ВСЕГО:

1 163

 

Промышленно-производственный персонал, из них:

1 126

 

Рабочие

678

 

Служащие, из них:

448

 

Руководители

236

 

Специалисты

208

 

Служащие

4

 
     

Потери рабочего времени за отчетный период составили 4,2%, За 2009г. -8,6%.

Среди рабочих среднее и неполное среднее образование имеют 28,4 %, профессионально-техническое - 21%, среднее специальное 8,7 % и 3 % высшее.

Среди руководителей, специалистов и  служащих высшее образование имеют 24 % работающих, среднее специальное 10,4 %.

В 2010 году всего обучено 130 человек, в том числе повысили свою квалификацию 72 работающих, из них: 23 руководителя, 22 специалиста и 27 рабочих, прошел стажировку 1 человек. Прошли профессиональную подготовку и переподготовку 57 человек. Всего  на предприятии трудится 420 женщины.

Использование фонда оплаты труда  на ОАО «СтанкоГомель" характеризуется  следующими данными:

 

Таблица 2.4.3 Использование фонда  оплаты труда

 

Показатели

2010 год

2009 год

 
 

Фонд оплаты труда (млн. руб.)

Средняя зарплата, руб.

Фонд оплаты труда (млн. руб.)

Средняя зарплата, руб.

 

ВСЕГО:

10 684,3

864,9

10 477,3

710 131

 

в том числе ППП

10 468,1

879,4

10 255,6

719 386

 

из него Рабочие

6 099,9

825,2

6 409,5

698 203

 

Руководители

2 894,7

1 176,7

2 516,6

984 046

 

Специалисты

1 453,9

725,5

1 310,9

561 384

 

Служащие

19,6

403,5

18,6

259 750

 

Непромышленный персонал

216,2

480,9

218,7

451 286

 
           

Удельный вес зарплаты в объеме производства в 2010 году составил 27,0 копеек на 1 рубль товарной продукции.

Выплаты согласно коллективного договора - 107,5 млн. руб., в том числе материальная помощь составила 19,9 млн. руб.

Платные услуги населению оказаны  на сумму 128,6 млн. руб.

Состояние трудовой дисциплины на предприятии  за 2010 год представлено в таблице 2.4.6.

Таблица 2.4.4 Состояние трудовой дисциплины за 2010 год

 

Наименование показателя

Ед. измерения

Всего с начала года

 

Численность работников, совершивших  прогулы и др. нарушения трудовой дисциплины

чел.

27

 

Число случаев прогулов и  др. нарушений трудовой дисциплины

ед.

58

 

Число случаев появления  на работе работников в состоянии  опьянения, распития спиртных напитков

ед.

5

 

Численность работников, уволенных  за прогул и др. нарушения трудовой дисциплины

чел.

18

 

в т.ч. численность работников, уволенных за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения, за распитие спиртных напитков

чел.

5

 
       

 

3. Рекомендации по совершенствованию  стратегической, маркетинговой деятельности

Для совершенствования стратегического  управления маркетингом на предприятии  необходимо:

1) произвести анализ сильных  и слабых сторон (исследование  внутренней среды предприятия);

2) снизить себестоимость;

3) снизить расход электроэнергии.

3.1 Анализ внутренней и внешней  среды ОАО «СтанкоГомель»

Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды предприятия. Внутренняя среда  предприятия имеет несколько  составляющих, каждая из которых включает набор ключевых процессов и элементов  организации, состояние которых  в совокупности определяет тот потенциал  и те возможности, которыми располагает  предприятие.

Исследовать внутреннюю среду предприятия  можно при использовании SWOT - анализа. Что же подразумевает под собой SWOT - анализ?

SWOT - анализ - это анализ существующих  проблем и трудностей в работе  предприятия, его конкурентных  преимуществ и недостатков, а  также возможностей и угроз  внешней среды.

На работу предприятия на определенном рынке оказывают влияние огромное количество факторов, внутренних и  внешних. Но они не равнозначны, то есть сила влияния одних весьма велика, а другими при некоторых условиях можно пренебречь. Поэтому необходимо провести предварительную численную  оценку факторов.

Для анализа факторов необходимо построить  вспомогательную таблицу 3.1.1, в которой  баллы будут соответствовать  определенным значениям:

- сильные и слабые стороны: 5- очень высокое значение, 4- высокое, 3- среднее, 2- низкое, 1- очень низкое;

- возможности: 5- очень высокие , 4- высокие, 3- средние, 2- низкие, 1- очень  низкие;

- угрозы: 5- очень высокие , 4- высокие, 3- средние, 2- низкие, 1- очень низкие.

Таблица 3.1.1 SWOT - анализ ОАО «СтанкоГомель»

 

S-сильные стороны

баллы

W- слабые стороны

баллы

 

Наличие базовой производственной и инженерной инфраструктуры

4

Недозогруженность мощностей.

3

 

Относительно высокий  уровень цен

4

Высокие издержки производства.

3

 

Является монополистом.

5

Не достаточно широкий  ассортимент

5

 

Сформировавшаяся клиентская база.

4

Износ основных средств

5

 

Большой опыт работы на рынке

3

Внешний вид упаковки

3

 

Сумма

20

Сумма

19

 

O- возможности

баллы

T- угрозы

баллы

 

Расширение существующего  ассортимента

5

Рост цен на топливно-энергетические ресурсы

4

 

Использование комплекса  маркетинга

4

Устаревшее оборудование

5

 

Появление новых клиентов

4

Снижение потребления  станочной продукции

4

 

Расширение объемов сбыта  продукции, освоение внешних рынков сбыта.

5

Возможное появление конкурентов

4

 

Сумма

18

Сумма

17

 
         

Информация о работе Совершенствование стратегического управления маркетингом на предприятии