Теоретические аспекты межличностных отношений в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 02:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: разработка предложений по повышению эффективности межличностных отношений в ООО «Диана-Порте».
1. Рассмотреть теоретические аспекты межличностных отношений в организации.
2. Провести анализ межличностных отношений в ООО «Диана-Порте».
3. Разработать предложения по повышению эффективности межличностных отношений в ООО «Диана-Порте».

Содержание

Введение……………………………………………………………….…..….......3
1. Теоретические аспекты межличностных отношений в организации……....5
1.1. Характеристика межличностных отношений и их классификация…...…5
1.2. Факторы, определяющие эффективность работы групп…………………10
2. Анализ межличностных взаимоотношений в ООО «Диана-Порте»…..…...16
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия…………………......16
2.2. Анализ межличностных взаимоотношений в ООО «Диана-Порте»….....27
2.3. Проблемы, снижающие эффективность межличностных коммуникаций
в ООО «Диана-Порте»……………………………….….…………………….….36
3. Повышение эффективности межличностных взаимоотношений в ООО «Диана-Порте»……………………………………………………………....……40
3.1. Мероприятия по совершенствованию коммуникационных сетей……….40
3.2. Решение проблем структурных подразделений…………………………...43
Заключение………………………………………………………………………...46
Список использованной литературы …………

Вложенные файлы: 1 файл

Повышение эффективности межличностных отношений ООО Диана-Порте (1).doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание


 

Введение……………………………………………………………….…..….......3 

1. Теоретические аспекты межличностных отношений в организации……....5

 1.1. Характеристика межличностных отношений и их классификация…...…5

 1.2. Факторы, определяющие эффективность работы групп…………………10

2. Анализ межличностных взаимоотношений  в ООО «Диана-Порте»…..…...16

 2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия…………………......16

 2.2. Анализ межличностных взаимоотношений в ООО «Диана-Порте»….....27                                                                          

 2.3. Проблемы, снижающие эффективность межличностных коммуникаций

в ООО «Диана-Порте»……………………………….….…………………….….36

3. Повышение эффективности межличностных взаимоотношений в ООО «Диана-Порте»……………………………………………………………....……40

 3.1. Мероприятия по совершенствованию коммуникационных сетей……….40

 3.2. Решение проблем структурных подразделений…………………………...43                                   

Заключение………………………………………………………………………...46

Список использованной литературы ……………………………………..……...48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, современные направления в исследовании теории межличностных отношений являются весьма перспективными как для теоретиков, так и для практиков: много развитых, но не подкрепленных теорией направлений, многие направления представляют большой интерес и для самих исследователей, и для широкой публики. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Формирование коммуникационных сетей и создание условий для успешного функционирования коммуникаций в организации составляют одну из важнейших задач управления. За последнее десятилетие появилась целая серия исследований, вводящих в отечественный научный оборот основные достижения западной теории массовой коммуникации.

В итоге коммуникация - это общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей.

Коммуникация - это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели.

Цель курсовой работы: разработка предложений по повышению эффективности межличностных отношений в ООО «Диана-Порте».

1. Рассмотреть теоретические аспекты межличностных отношений в организации.

2. Провести анализ межличностных отношений в ООО «Диана-Порте».

3. Разработать предложения по повышению эффективности межличностных отношений в ООО «Диана-Порте».

Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных авторов Жукова Я., Ширков Ю., Кабаченко Т.С. Дашкин В.Б. Назаров М.М.

Объект исследования: ООО «Диана-Порте».

Предмет исследования: межличностные теории в ООО «Диана-Порте».

Основная проблема коммуникаций между элементами организационной структуры обусловлена неопределенностью во взаимоотношениях между отдельными структурными единицами организации.

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, содержащих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты межличностных отношений в организации

 

1.1. Характеристика межличностных  отношений и их классификация

Межличностные отношения – это система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения между членами организации подразделяются на формальные и неформальные [10, с. 50].

Формальные - это те отношения, которые определяются соответствующими инструкциями и должностными обязанностями каждого члена организации, то есть формальными установками. Взаимоотношения в формальных группах даже при одной и той же инструкции, не могут быть идентичны, поскольку в контакты вступают люди с неповторимыми чертами характера, темперамента, способностями, стилями общения. Деловые отношения дополняются личными, не предусмотренными инструкциями. Психологическая близость (симпатия, уважение, дружба) укрепляет официальную группу, помогает решать поставленные задачи. Формальные группы имеют юридический статус и создаются руководством для закрепления разделения труда и улучшения его организации; роль и место этих групп в общем трудовом процессе определены в нормативном документе «Положение о подразделении». Среди формальных групп выделяют команды - соподчиненные группы руководителя и его сотрудников, рабочие (целевые) группы, создаваемые с целью и на время выполнения определенного задания, комитеты - специальные и постоянные группы, которым делегированы отдельные полномочия по управлению, координации деятельности и т.п. (правление банка, совет директоров) [4, с. 32].

Неформальные - это человеческие отношения между членами организации, обусловленные реальной позицией каждого члена коллектива. Разобраться в этих отношениях порой бывает сложно, поскольку лежащие в основе некоторых из них такие факторы, как зависть, ненависть, корысть, могут тщательно скрываться, маскироваться. Неофициальные группы возникают на основе единой направленности психологической мотивации, симпатии, близости взглядов, убеждений признания авторитетности, компетентности отдельных личностей. Такая группа не предусматривается ни штатным расписанием, ни инструкцией. Официальные документы в этом случае не имеют силы. Неформальные группы образуются спонтанно для удовлетворения индивидуальных потребностей работников, которые по тем или иным причинам (некомпетентное руководство, авторитарные методы руководства) не удовлетворяются в рамках формальной группы. Поведение членов неформальных групп, возглавляемых неформальным лидером, может, как способствовать, так и препятствовать достижению целей организации [5, с. 37].

Межличностные отношения выражаются в совместимости людей. Совместимость – это оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.

Физическая совместимость выражается в гармонии сочетания физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместное действие (совместимость в силе, выносливости и прочее).

Психофизиологическая совместимость предполагает взаимоотношения людей в ходе их совместной акции, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей. Большое значение в пределах данного вида совместимости имеет темперамент.

Социально–психологическая совместимость предполагает взаимоотношения людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония. Как свидетельствует жизненная практика, контакты устанавливаются быстрее и оказываются прочнее у людей с чертами характера, дополняющими одна другую.

В группах и коллективах, уже сформировавшихся и устоявшихся, противоречия возникают реже, чем в общностях, срок существования которых не велик. Это связанно с тем, что в длительно существующих общностях под влиянием отсева и взаимопонимания достигается уровень совместимости, при котором противоречия не разрешаются в конфликтной ситуации.

Социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей [8, с. 43].

Идейное родство, стремление к одним и тем же моральным и эстетическим ценностям сближает людей. Совместимость на социально-идеологической основе можно считать более высокого уровня по сравнению с совместимостью на иных основах. Идейное сходство, совпадение социальных установок как бы перекрывает и интегрирует все другие основания. Физический, психофизиологический и социально-психологический факторы, если они идут вразрез с социально-идеологическим, могут быть приглушены, и несовместимость на основе этих параметров не будет проявляться. Это обусловлено тем, что групповое и коллективное усилие направлено на решение не частных, хотя и групповых, а масштабных задач, стоящих перед большими общностями (партиями, политическими движениями, объединениями).

Совместимость является обязательным условием совместных действий рабочей группы. Какова совместимость, такова во многих случаях и эффективность деятельности трудового коллектива. Можно говорить о совместимости в плане общественно полезной деятельности. В противном случае (в случае негативной направленности деятельности), это будет круговая порука. Характерной чертой круговой поруки является сплоченность группы лиц для достижения целей, как правило, скрываемых от людей со стороны/ Такое в основном характерно для небольших общностей. Все предприятие круговая порука может захватить только при отсутствии гласности, при неразвитом демократизме.

Учет совместимости в групповой деятельности необходим на всех этапах управления группой, но прежде всего при комплектовании группы.

Члены группы должны быть достаточно активны в обмене информацией в целях решения совместной задачи. При этом общность установок, оценок, мнений способствует выделению значимых сторон общения, целей совместной деятельности. Если окажется, что задачи, решаемые взаимодействующими сотрудниками, не связаны между собою, то сам характер труда не будет стимулировать стремление к совместимости [9, с. 21].

Функциональные обязанности сотрудников, а также их поведение должны быть отрегулированы таким образом, чтобы совместная деятельность оказалась условием их успешной работы. При этом, конечно, должно быть обеспечено гармоничное сочетание возможностей сотрудников с характером и содержанием труда. Кроме того, должны удачно соединяться индивидуальные особенности людей. Совместимость определяется также одинаковым пониманием основных способов действий. Это обеспечивает управленцам возможность предвидеть действия друг друга, лучше согласовывать свои намерения с намерениями взаимодействующих сотрудников [9, с. 22].

Важнейшую роль в обеспечении совместимости играет формальный лидер. От того, в какой степени его поведение окажется приемлемым или неприемлемым для коллектива, во многом зависит судьба совместимости. Большое значение имеют обаяние лидера как человека и стиль руководства.

Совместимость как процесс взаимной деятельности реализуется в течение определенного отрезка времени и характеризуется адаптивными возможностями членов группы. Это означает, что группа людей, оказавшихся в определенной среде, проходит через процесс адаптации, в ходе которого личности будут приспосабливаться друг к другу и к окружающей обстановке. При этом выделяют четыре стадии развития группы:

1) Начальная стадия формирования характеризуется неопределенностью структуры группы, ее целей. Зачастую неясно, кто является лидером этой группы и какой тип поведения в ней наиболее приемлем. Эта стадия завершается, когда члены группы начинают отчетливо понимать, что они являются частью данной группы. Внутригрупповой конфликт — это борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. После завершения этой стадии становится ясно, кто лидер в данной группе (если это формальная группа, то речь идет о неформальном лидере).

2) Обеспечение сплоченности членов  группы. Отношения между членами группы становятся более тесными и сплоченными. Одновременно появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в данной группе.

3) Стадия наивысшей работоспособности  и производительности. На данной стадии группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена уже не на распределение ролей и борьбу за власть, а непосредственно на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов [3, с. 73].

4) Заключительная стадия. Для временных групп, например групп, созданных на время осуществления конкретных задач, выполнение этих задач становится заключительной стадией их существования. Чем ближе к завершению работы, тем чаще члены группы начинают думать о том, что данная группа скоро прекратит свое существование, а также о новых перспективах своей работы в другом коллективе. Производительность работы группы в этот период может заметно снизиться.

Безусловно, рассмотренные стадии развития группы дают лишь упрощенное представление о достаточно сложных процессах, протекающих в реальной жизни. В действительности бывает достаточно трудно отделить одну стадию развития группы от другой; иногда несколько стадий проходят одновременно. Возможен переход с более высокой стадии на более низкую (например, конфликт по поводу лидерства и распределения ролей в группе может возникнуть на любой стадии ее развития, в том числе и на заключительной).

Информация о работе Теоретические аспекты межличностных отношений в организации