Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:04, курс лекций
Таким образом, образование в области управления оказывает огромное влияние на эффективность работы менеджера, что и является одной из причин необходимости данного курса. Задача изучения науки и искусства управления персоналом - это подготовка эффективного руководителя.
Трудовая деятельность человека стала объектом систематических научных исследований сравнительно недавно – только со второй половины XIX в. Как и в любой области знания, в науках о труде и персонале осуществляется процесс выделения отдельных направлений в самостоятельные науки. Однако границы этих наук еще не получили достаточной определенности, поэтому следует рассмотреть основные разделы системы современных научных представлений о персонале.
В настоящее время в данной области знания сформировались следующие основные направления.
Лекция 1……………… …………………………………………………..5
Тема 1. История становления и развития управления персоналом.
1. «Управление персоналом» как элемент системы наук о труде и персонале.
2. Роль управления персоналом в системе менеджмента.
3. История развития управления персоналом.
4. Управление персоналом и управление человеческими ресурсами.
Лекция 2………………………….……………………………………….16
Тема 2. Трудовой коллектив как объект управления.
1. Адаптация, ее цели, функции, аспекты.
2. Организация процесса адаптации.
3. Мотивы, стимулы, потребности.
4. Теории мотивации.
5. Мотивация труда и факторы мотивации труда.
Лекция 3. ………………………………………………………………...30
Тема 3. Формы и методы привлечения и набора кандидатов на замещение вакантной должности.
1. Контракты и формы найма на работу.
2. Процесс отбора и его этапы.
3. Различные подходы к набору и отбору кандидатов и их эффективность.
4. Критерии выбора метода отбора кандидата.
5. Критерии отбора работников.
Лекция 4.………………………………………………………………….43
Тема 4. Стратегическое управление персоналом.
1. Политика и стратегия управления персоналом.
2. Стратегическое планирование в управлении персоналом.
3. Планирование и прогнозирование в управлении персоналом.
4. Трудовые ресурсы и персонал предприятия.
5. Формирование персонала организации.
6. Рынки труда как регуляторы занятости и безработицы.
7. Особенности рынка труда в России.
8. Занятость с позиции менеджера по персоналу, политика предприятия в сфере занятости.
Лекция 5. ..………………………………………………………………..60
Тема 5. Развитие человеческих ресурсов.
1. Сущность процесса обучения в организации.
2. Методы обучения и контроль.
3. Системы обучения за рубежом.
4. Организация обучения менеджеров.
5. Особенности и специфики деятельности менеджеров.
6. Управление деловой карьерой в организации.
7. Работа с кадровым резервом организации.
Лекция 6…………………………………….. …………………………...77
Тема 6. Оценка результатов деятельности персонала.
1. Оценка персонала и ее критерии.
2. Аттестация, ее сущность и организация.
3. Обзор деятельности и аттестация.
4. Аттестационное собеседование.
Лекция 7. ..…………………………………………………………….….87
Тема 7. Управление поведением персонала.
1. Теория личности в управлении персоналом.
2. Личность и ее поведение. Психологические особенности индивида.
3. Сущность и основные элементы конфликта.
4. Управление конфликтами в организации.
5. Лидерство, власть, авторитет в управлении персоналом.
Лекция 8……………………………….………………………………102
6. Система коммуникации и ее элементы.
7. Коммуникационные мотивы и виды коммуникации.
8. Проблемы повышения эффективности процесса коммуникации.
9. Коммуникации в процессе управления.
Лекция 9….……………………………………………………………110
Тема 8. Культура и ее элементы.
1. Организационная культура.
2. Типология организационной культуры и факторы, влияющие на ее формирование.
3. Стресс и его роль в управлении персоналом.
4. Административные методы управления персоналом.
5. Дисциплина и дисциплинарные процедуры.
6. Контроль.
Лекция 10. ……………………………………………………….......…121
Тема 9. Формы и системы оплаты труда.
1. Заработная плата и организация оплаты труда.
2. Тарифная система оплаты труда.
3. Выплаты, компенсации и льготы.
4. Оплата труда различных категорий работников.
5. Совершенствование системы оплаты труда.
6. Роль менеджера по персоналу в организации оплаты труда.
Лекция 11.……………………………………………………….…….134
Тема 10. Социальная политика организации и аудит управления персоналом.
1. Управленческое консультирование.
2. Службы управления персоналом.
3. Требования к специалистам службы управления персоналом.
4. Функции менеджера по персоналу.
5. Оценка деятельности подразделений по управлению персоналом.
6. Оценка эффективности работы персонала.
7. Критерии эффективности работы предприятия.
Список рекомендуемой литературы……………………………….…...151
Кроме того, в экономике происходят структурные изменения, которые непосредственно влияют на практику управления персоналом. В частности, это влияние проявляется в таких формах, как гибкость управления, децентрализация и интеграция, приватизация, рост инноваций, организация труда и качества трудовой жизни, усиление тенденций к участию персонала в управлении. В мире крепнет тенденция перехода от бюрократии к предпринимательству – еще одна характерная черта изменений в практике управления, включая работу с персоналом.
По мере ослабления централизованной системы управления экономикой перед организациями начали вставать принципиально новые задачи, связанные с управлением персоналом. Сначала это были вопросы стимулирования труда и создания конкурентоспособных пакетов компенсации, сохранения на предприятии высококвалифицированных специалистов, у которых появилась возможность выбирать место работы и вознаграждение, затем вопросы индексации заработной платы в условиях высокой инфляции и, наконец, вопросы повышения производительности и сокращения численности сотрудников под давлением конкуренции. Решение этих задач требует совершенно иных навыков, чем те, которые были необходимы для ведения документации и составления отчетов, поэтому сегодня не всегда работники служб управления персоналом оказываются в состоянии предложить руководителям организаций эффективные решения проблем, связанных с управлением персоналом.
Другой важный аспект формирующихся служб управления персоналом – создание конкурентоспособной среды, в которой каждый работник мог бы реализовать свои возможности.
Службы по работе с персоналом российских предприятий в силу своего невысокого статуса не в состоянии сегодня решать такие важные задачи, как повышение качества человеческих ресурсов, обеспечение регулярного притока профессионалов, поддержание инновационной атмосферы в организации. Для успешного вхождения российских предприятий в рыночную экономику необходимо изменить иерархию ценностей: главное на предприятии или организации – работники.
Не существует точной даты, знаменующей появление первой структуры (отдела, службы), занимающейся персоналом. Но в 1900г. бизнесмен Б.Ф.Гудриг организовал в своей фирме первое бюро найма, в 1902г. фирма “Нэшнл кэш реджистер” создала у себя отдел найма, а фирма “Плимптон пресс” в 1910г. – отдел кадров.
В практике западного менеджмента (например, США и стран Западной Европы) к числу основных задач системы управления персоналом относят:
· обеспечение фирмы высококвалифицированными и заинтересованными работниками;
· совершенствование мотивационных систем персонала;
· повышение уровня удовлетворенности трудом всех категорий персонала;
· развитие и поддержание на высоком уровне системы повышения квалификации персонала и профессионального образования;
· сохранение благоприятного морального климата;
· управление внутриорганизационным движением персонала к взаимной выгоде работников и администрации;
· планирование карьеры – продвижение по службе;
· развитие творческой активности персонала, помощь в реализации инновационных планов фирмы;
· совершенствование методов оценки деятельность персонала и аттестации управленческого персонала.
Структура службы управления персоналом во многом определяется характером и размерами организации, ее традициями, особенностями выпускаемой продукции и другими факторами.
В небольших организациях управление персоналом является функцией общего управления, и служба персонала (даже после ее расширения за счет включаемых в нее функциональных подразделений) не может выполнять своими силами весь комплекс закрепленных за ней функций координации деятельности всех подразделений и служб по вопросам, относящимся к компетенции службы.
Небольшие организации обычно не имеют служб персонала, поэтому руководители выполняют многочисленные обязанности по управлению персоналом, например, составляют графики, набирают и отбирают персонал, устанавливают вознаграждения. Малые фирмы могут обращаться в специализированные фирмы, которые предоставляют им необходимые услуги по работе с персоналом, или к услугам отдельных специалистов. В средних организациях многие функции по управлению персоналом выполняют преимущественно линейные руководители, а в крупных формируются самостоятельные структурные подразделения по реализации функций.
По мере того, как фирма растет и расширяется, работа руководителей становится более самостоятельной. Для больших компаний характерны рост нагрузки на администрацию, усложнение обязанностей и контактов. Логика углубляющегося разделения труда требует выделения функции управления персоналом в качестве самостоятельной: объем соответствующей работы слишком велик.
Вопрос о создании системы работы с персоналом остро встает уже тогда, когда число работников приближается к 50. Специалисты по управлению персоналом нанимаются в компании с числом служащих от 100 до 150 человек, а службы по управлению персоналом образуются, когда число работников достигает 200-500 человек, в зависимости от деятельности предприятия.
Численность сотрудников службы управления персоналом зависит от множества факторов: размера организации, вида ее деятельности, специфики стоящих перед ней задач, традиций, финансового состояния, стадии развития. Многочисленные попытки вычислить “оптимальное соотношение” между общей численностью сотрудников организации и величиной данного отдела до сих пор не увенчались успехом.
Большое значение имеет соотношение между “синими” и “белыми” воротничками в организациях. Чем выше доля последних в числе занятых, тем в целом выше доля специалистов в управлении персоналом.
В таблице представлены примерные нормативы численности работников, приходящихся на одного работника службы управления персоналом.
3. Требования к специалистам службы управления персоналом
Управление персоналом непосредственно обеспечивают сотрудники соответствующей службы, во главе которой стоит менеджер по персоналу.
Среди множества качеств, которыми должны обладать специалисты по управлению персоналом, в современных условиях ключевую роль играют знания, умения и навыки в основных сферах их деятельности.
Основными профессионально значимыми качествами личности специалиста службы управления персоналом являются:
· гражданская и эмоциональная зрелость;
· социально-психологическая направленность на работу с людьми;
· развитые познавательные, организаторские и коммуникативные способности;
· профессионально необходимые знания, умения и навыки (при ведущей роли социально-психологических знаний).
Сотрудники отдела управления персоналом должны иметь четкое представление о потребностях клиентов организации, специфике и сфере деятельности.
Итак, работа с персоналом требует сегодня высокого профессионализма. Именно поэтому в развитых странах принимаются организационные меры для повышения уровня подготовки работников служб управления персоналом и к их объединению по профессиональным интересам.
В кадровых службах должны работать различные специалисты – психологи, экономисты, управленцы, юристы, педагоги (методисты) в области обучения, ориентированные именно на работу с персоналом и обладающие специфическими знаниями.
Делегирование обязанностей по управлению персоналом постоянно меняется. В большинстве организаций этой деятельностью занимаются две группы: специалисты служб персонала и руководители различных звеньев управления.
4. Функции менеджера по персоналу
В ходе совершенствования работы менеджера было выяснено следующее.
Существуют два распространенных стереотипа менеджера. Один - жесткий, хладнокровный, принимающий решения, невозмутимый и несуетливый. Другой - беспокойный, подавляющий людей, принимающий множество решений, большая часть которых поспешна и основана на неполной информации. Второй тип наиболее распространенный.
Были выделены следующие характеристики управленческой работы:
· высокий уровень активности;
· быстрота действий;
· разнообразие функций;
· местонахождение;
· словесное общение;
· связи;
· выбор.
Активность. Анализ факторов показывает, что менеджеры очень занятые люди. Исследования подтверждают, что средний руководящий персонал вступает в контакты 300-400 раз в день (иногда несколько раз с одними и теми же людьми) и их обычный восьмичасовой рабочий день включает в себя, по крайней мере, 200 различных видов деятельности.
Краткость, заминки, прерывания. Из вышеуказанного числа следует, что количество времени, которое менеджер может уделить какой-то одной проблеме, очень ограничено. Как правило, день руководителя состоит из телефонных звонков, заседаний, работы за письменным столом и незапланированных встреч, все они динамично сменяют друг друга. Проблемы редко решаются сразу. Чаще они откладываются.
Разнообразие. Работа руководителей включает в себя 5 различных типов деятельности:
· бумажная работа – 22–35% рабочего времени;
· телефонные звонки;
· встречи – 45%, 7% на незапланированные;
· контакты;
· содержание работы.
Местонахождение. Из нескольких проведенных исследований видно, что чем выше должность, тем:
· меньше времени проводится с “каменным лицом”;
· больше времени проводится вне подразделения;
· больше времени проводится вне организации.
Словесное общение. Имеется достаточно подтверждений тому, что руководящая работа в основном осуществляется в устной форме. Тратится до 90% рабочего времени.
Связи. Внешние, внутренние контакты, сбор информации.
Выбор. Менеджерам рекомендуется рассматривать свою работу с трех точек зрения. Требования - минимальные критерии производительности, обязательные процедуры. Преграды – ограниченность ресурсов, физические ограничения, препятствия. Выбор – как работа выполнена, какая работа выполнена.
Работу необходимо проанализировать.
· по содержанию (что делать) - приоритеты, тип работы, изменения в содержании работы;
· в контактах (с кем) - люди, общение;
· по стилю (когда сделано) - свобода, ограничения;
· в методах (как сделано) - мониторинг, оперативность.
Менеджер по персоналу должен обладать знаниями в области управления персоналом в организационном, управленческом, правовом, учетно-документационном, педагогическом, социально-бытовом, психологическом, социологическом аспектах, которые позволяют ему осуществлять весь цикл работ с персоналом: от изучения рынка труда и найма персонала до ухода на пенсию и увольнения.
Он должен быть готов выполнять следующие функции:
· разработка стратегии управления персоналом;
· разработка кадровой политики и планирование работы с персоналом;
· обеспечение человеческими ресурсами требуемой квалификации, необходимого уровня и направленности подготовки;
· анализ потенциала персонала, прогнозирование и определение потребности в различного рода специалистах, маркетинг персонала;
· поддержание и налаживание деловых связей со службами занятости;
· планирование, организация и контроль подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;
· изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников с целью рационального их использования;
· создание условий для наиболее полного использования и планомерного роста работников, планирование карьеры и служебно-профессионального продвижения персонала;
· участие в разработке организационной структуры, штатного расписания организации и предложений по расстановке специалистов;
· организация учета и движения персонала, изучение причин текучести кадров и поиска оптимального соотношения стабильности и текучести;
· управление занятостью персонала;
· оформление приема, перевода и увольнения работников;
Информация о работе Управление персоналом как элемент системы наук о труде и персонале