Управление персоналом как элемент системы наук о труде и персонале

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:04, курс лекций

Краткое описание

Таким образом, образование в области управления оказывает огромное влияние на эффективность работы менеджера, что и является одной из причин необходимости данного курса. Задача изучения науки и искусства управления персоналом - это подготовка эффективного руководителя.
Трудовая деятельность человека стала объектом систематических научных исследований сравнительно недавно – только со второй половины XIX в. Как и в любой области знания, в науках о труде и персонале осуществляется процесс выделения отдельных направлений в самостоятельные науки. Однако границы этих наук еще не получили достаточной определенности, поэтому следует рассмотреть основные разделы системы современных научных представлений о персонале.
В настоящее время в данной области знания сформировались следующие основные направления.

Содержание

Лекция 1……………… …………………………………………………..5
Тема 1. История становления и развития управления персоналом.
1. «Управление персоналом» как элемент системы наук о труде и персонале.
2. Роль управления персоналом в системе менеджмента.
3. История развития управления персоналом.
4. Управление персоналом и управление человеческими ресурсами.
Лекция 2………………………….……………………………………….16
Тема 2. Трудовой коллектив как объект управления.
1. Адаптация, ее цели, функции, аспекты.
2. Организация процесса адаптации.
3. Мотивы, стимулы, потребности.
4. Теории мотивации.
5. Мотивация труда и факторы мотивации труда.
Лекция 3. ………………………………………………………………...30
Тема 3. Формы и методы привлечения и набора кандидатов на замещение вакантной должности.
1. Контракты и формы найма на работу.
2. Процесс отбора и его этапы.
3. Различные подходы к набору и отбору кандидатов и их эффективность.
4. Критерии выбора метода отбора кандидата.
5. Критерии отбора работников.
Лекция 4.………………………………………………………………….43
Тема 4. Стратегическое управление персоналом.
1. Политика и стратегия управления персоналом.
2. Стратегическое планирование в управлении персоналом.
3. Планирование и прогнозирование в управлении персоналом.
4. Трудовые ресурсы и персонал предприятия.
5. Формирование персонала организации.
6. Рынки труда как регуляторы занятости и безработицы.
7. Особенности рынка труда в России.
8. Занятость с позиции менеджера по персоналу, политика предприятия в сфере занятости.
Лекция 5. ..………………………………………………………………..60
Тема 5. Развитие человеческих ресурсов.
1. Сущность процесса обучения в организации.
2. Методы обучения и контроль.
3. Системы обучения за рубежом.
4. Организация обучения менеджеров.
5. Особенности и специфики деятельности менеджеров.
6. Управление деловой карьерой в организации.
7. Работа с кадровым резервом организации.
Лекция 6…………………………………….. …………………………...77
Тема 6. Оценка результатов деятельности персонала.
1. Оценка персонала и ее критерии.
2. Аттестация, ее сущность и организация.
3. Обзор деятельности и аттестация.
4. Аттестационное собеседование.
Лекция 7. ..…………………………………………………………….….87
Тема 7. Управление поведением персонала.
1. Теория личности в управлении персоналом.
2. Личность и ее поведение. Психологические особенности индивида.
3. Сущность и основные элементы конфликта.
4. Управление конфликтами в организации.
5. Лидерство, власть, авторитет в управлении персоналом.
Лекция 8……………………………….………………………………102
6. Система коммуникации и ее элементы.
7. Коммуникационные мотивы и виды коммуникации.
8. Проблемы повышения эффективности процесса коммуникации.
9. Коммуникации в процессе управления.
Лекция 9….……………………………………………………………110
Тема 8. Культура и ее элементы.
1. Организационная культура.
2. Типология организационной культуры и факторы, влияющие на ее формирование.
3. Стресс и его роль в управлении персоналом.
4. Административные методы управления персоналом.
5. Дисциплина и дисциплинарные процедуры.
6. Контроль.
Лекция 10. ……………………………………………………….......…121
Тема 9. Формы и системы оплаты труда.
1. Заработная плата и организация оплаты труда.
2. Тарифная система оплаты труда.
3. Выплаты, компенсации и льготы.
4. Оплата труда различных категорий работников.
5. Совершенствование системы оплаты труда.
6. Роль менеджера по персоналу в организации оплаты труда.
Лекция 11.……………………………………………………….…….134
Тема 10. Социальная политика организации и аудит управления персоналом.
1. Управленческое консультирование.
2. Службы управления персоналом.
3. Требования к специалистам службы управления персоналом.
4. Функции менеджера по персоналу.
5. Оценка деятельности подразделений по управлению персоналом.
6. Оценка эффективности работы персонала.
7. Критерии эффективности работы предприятия.

Список рекомендуемой литературы……………………………….…...151

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций.doc

— 893.00 Кб (Скачать файл)

При втором подходе в  качестве показателей  оценки производственного и управленческого персонала выделяют:

·  производительность труда;

·  темпы роста производительности труда и заработной платы;

·  удельный вес заработной платы в себестоимости продукции;

·  общий фонд оплаты труда;

·  процент выполнения норм выработки;

·  потери рабочего времени;

·  процент брака;

·  механовооруженность труда;

·  трудоемкость продукции;

·  коэффициент сложности работ и труда;

·  уровень производственного травматизма;

·  общая численность персонала.

Данные  показатели достаточно всесторонне отражают эффективность трудовой деятельности персонала и могут служить основой для выработки критериев. Вместе с тем, они не характеризуют уровень организации работы персонала и социальную эффективность, которые также влияют на результаты производства.

Сторонники  третьего подхода  считают, что эффективность  работы персонала  в значительной степени  определяется организацией его работы, мотивацией труда, социально-психологическим  климатом в коллективе, т.е. в большей  степени зависит  от форм и методов  работы с персоналом. В качестве критериальных параметров эффективности работы персонала предлагаются такие показатели:

· текучесть кадров;

· уровень квалификации;

· уровень трудовой и исполнительский дисциплины;

· профессионально-квалификационная структура;

· отношения внутри коллектива;

· использование фонда рабочего времени;

· социальная структура персонала;

· равномерность загрузки персонала;

· затраты на одного работника;

· затраты на управление;

· социально-психологический климат в коллективе;

· качество работы персонала.

Как видно, многие показатели являются комплексными, требующими сбора  оперативной информации на основе конкретных социологических исследований.

Анализ  подходов к оценке эффективности работы персонала свидетельствует  о многообразии критериальных  показателей. Очевидно, необходим комплексный  подход к оценке эффективности  с позиций значимости конечных результатов производства, производительности и качества труда и организации работы персонала как социальной системы.

Возможные критерии оценки эффективности  деятельности служб  персонала:

· оценка линейных менеджеров;

· оценка рядовых работников;

· оценка высшего руководства;

· отношение бюджета отдела к численности обслуживаемого персонала.

7. Критерии эффективности работы предприятия

Эффективность работы предприятия  напрямую зависит  от эффективности  управления персоналом на этом предприятии.

Синтетический подход к оценке управления предприятиями разработал . В его основе лежит принцип, согласно которому управляющая система представляет собой менее сложный объект, чем управляемая, или объект управления.

В условиях взаимодействия административной системы, рыночной экономики и демократизации общества существенно возрастает значение научного обоснования состава показателей эффективности, отражающих конечные результаты экономического и социального развития предприятия. В рыночной экономике важное значение имеют такие экономические показатели, как прибыль, договорные обязательства, производительность труда, объем продаж, рентабельность.

Создание  экономико-математической модели, прогнозирующей эффективную работу предприятия в зависимости от рационального сочетания факторов производства, позволило бы своевременно решать три важные задачи:

1. Планировать  численное значение  прибыли в зависимости  от объемов заказов,  цен на продукцию  и ресурсы, экономических  нормативов и фактически  сложившихся условий  деятельности предприятия;

2. При  наличии низкой  рентабельности вносить  коррективы в объемы  выпуска продукции,  договорные цены, экономические нормативы.  Своевременно производить  изменения в системе  управления, например, сокращение численности,  укрупнение подразделений, корректировку планов социального развития с обоснованием экономического эффекта или возможных убытков;

3. Правильно  распределять чистую  прибыль между  трудовыми коллективами  и собственниками  предприятия. Сложившийся  на многих предприятиях  механизм распределения фонда материального поощрения и прибыли пропорционально заработной плате или численности работников подразделений не способствует развитию и мотивации персонала.

Какие критериальные показатели эффективности необходимо учитывать в модели? Известно, что основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности является прибыль. При всей ее важности и значимости она, однако, не может быть единственным критериальным показателем эффективности работы предприятия, т.к. лишь опосредованно характеризует социальную деятельность предприятия, качество и организацию труда персонала. Поэтому назрела необходимость формирования комплексного показателя эффективности, отражающего, с одной стороны, результаты экономического развития предприятия, а с другой - показатели социальной эффективности работы персонала, управления персоналом.

Выбор показателей целесообразно  сделать из таких, как прибыль, доход, себестоимость, уровень  рентабельности, затраты  на 1 руб. продукции.

Показатели  результативности, качества и сложности труда должны характеризовать наиболее существенные результаты трудовой деятельности. К ним можно отнести производительность труда, соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы, среднегодовую заработную плату работников, общие потери рабочего времени в расчете на одного работника, текучесть кадров.

Затраты на управление в виде абсолютной величины расходов на содержание аппарата или относительной  величины в виде удельного  веса в стоимости  продукции характеризуют  экономичность управления. Определение оптимальной величины затрат на управление позволяет контролировать расходы на аппарат управления организации или предприятия.

Показатель  качества труда объединяет целый ряд характеристик, не имеющих количественного  измерения, но допускающих качественные экспертные оценки. К ним следует отнести такие характеристики, как социально-психологический климат в коллективе, наличие деловой рабочей атмосферы, дизайн и чистоту помещений для персонала, качество оформления документов, отсутствие сбоев и ошибок в работе. Кроме того, сюда можно включить результаты аудита управления персоналом.

Указанные показатели отражают трудовую и социальную деятельность персонала  и могут быть приняты  в качестве критериев  эффективности работы предприятия.

Эффективность управления во многом зависит от качества принимаемых решений, среди которых  выделяют: стандартизированные решения и ситуативные инициативные решения.

К социально-организационному уровню анализа управления тесно примыкает  социально-психологический. Этот уровень концентрирует внимание на таких вопросах, как изучение особенностей личности руководителя и применяемого им стиля руководства.

Оценка  руководителя в организации  осуществляется для: контроля качества руководства  в организации, комплектования руководящего персонала, определения программ профессионального роста руководящих кадров, установления рациональной основы для вознаграждения и поощрения успешного труда руководителя.

В целом  комплексная оценка управления персоналом организации способствует более эффективной работе трудовых коллективов, позволяет избежать лишних материальных и моральных издержек.

Мировая и отечественная  практика подтверждают, что эффективная  деятельность предприятий  и организаций  зависит от качества человеческих ресурсов и управления персоналом.

Совершенствование управления персоналом представляет собой  один из основных резервов развития экономики  и хозяйственного механизма в целом  как в отдельно взятой стране, так  и на мировом уровне, в условиях международной  интеграции, когда закономерным и распространенным явлением становится практика формирования совместных предприятий и создание международных проектов.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основной:

1. Беляцкий, Н.П. и др. Управление персоналом: Учеб.пособие для вузов/Н.П.Беляцкий, С.Е.Велесько, П.Ройш. – М.: Экоперспектива,2010.

2. Егоршин, А.П. Управление персоналом: Учеб.пособие. – 2-е изд.-Н.Новгород, 2009.

3. Кибанов, А.Я. и др. Управление персоналом. Регламентация труда: Учебное пособие для вузов/ А.Я.Кибанов, Г.А.Мамед-Заде, Т.А.Родкина.- М.:Экзамен, 2009.

4. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов/ Под общ.ред. Ж.В.Прокофьевой. –М.: Знание, 2011.

5. Управление персоналом: Учебник для вузов/Е.А.Аксенова, Т.Ю.Базарова, Б.П.Еремин; Под редакцией Т.Ю.Базарова, Б.П.Еремина.-

М.:ЮНИТИ, 2009.

6. Шекшня С.В. Управление  персоналом современной организации:  Учеб. –практ.пособие.- 3-е изд., перераб.  и доп.- М.:Бизнес-школа «Интел-синтез», 2011.

7. Трудовой Кодекс  Российской Федерации. М.,2009.

 

Дополнительный:

8. Дятлов, В.А. и др. Управление персоналом: Учеб.пособие для вузов/В.А.Дятлов, А.Я.Кибанов, В.Т.Пихайло/ Под ред. А.Я.Кибанова.-М.:

ПРИОР, 2009.

9. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учеб.пособие для вузов.- С-Пб.: Питер, 2009.

10. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики/Под науч.ред.Р.Марра, Г.Шмидта.- М.:Изд-во МГУ, 2008.

11. Основы управление  персоналом: Учеб. Для вузов/А.Я.Кибанов.-М.:ИНФРА-М, 2009.

12. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов/Б.Ю.Сербиновский, М.И.Бухалков, В.Н.Крутько и др.: Под редакцией Б.Ю.Сербиновского, С.И.Самыгина.- М.:Приор, 2010.

 


Информация о работе Управление персоналом как элемент системы наук о труде и персонале