Управления оборотным капиталом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение общих основ управления оборотным капиталом предприятия, а также анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Трио» за 2010-2011 гг.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить общие основы управления оборотным капиталом;
- рассмотреть методические подходы к управлению оборотным капиталом организации;
- сформулировать предложения по совершенствованию управления оборотным капиталом организации;
- провести анализ структуры актива и пассива баланса предприятия;
- оценить финансовую устойчивость предприятия;
- проанализировать ликвидность и платежеспособность предприятия, а также его деловую активность;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1.
УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
5

1.1.
Общие основы управления оборотным капиталом
5

1.2.
Методические подходы к управлению оборотным капиталом организации
17

1.3.
Предложения по совершенствованию управления оборотным капиталом организации
19
2.
АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
24

2.1.
Анализ структуры актива баланса
24

2.2.
Анализ структуры пассива баланса
27

2.3.
Оценка финансовой устойчивости предприятия
31

2.4.
Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
35

2.5.
Анализ деловой активности (оборачиваемости)
40

2.6.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
44

2.7.
Анализ показателей рентабельности
46

2.8.
Прогнозирование возможного банкротства предприятия при помощи моделей Э. Альтмана
48

2.9.
Анализ безубыточности предприятия
50

2.10.
Эффект финансового рычага
53
Заключение
58
список ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

7482.docx

— 142.16 Кб (Скачать файл)

 

Оборачиваемость совокупных активов предприятия снижается с 0,39 до 0,30, соответственно возрастает продолжительность оборота совокупных активов с 933 дней до 1184 дней, то есть интенсивность использования активов падает.

Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов также имеет динамику снижения с 0,59 до 0,50, продолжительность одного оборота внеоборотных активов растет с 607 до 725 дней, эффективность использования внеоборотных активов падает.

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов также снижается с  1,10 до 0,78 оборотов, продолжительность одного оборота оборотных активов растет с 326 до 459 дней, эффективность использования инвестиций в оборотный капитал снижается.

Коэффициент оборачиваемости запасов за анализируемый период сокращается с 1,16 до 0,82 оборотов, продолжительность одного оборота запасов растет с 310 до 438 дней, то есть увеличивается количество дней, в среднем,  которое требуется, чтобы продать запасы, может возникнуть неликвид.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности за 2010-2011 гг. снижается с 26,17 до 20,76 оборотов. Продолжительность одного оборота увеличивается с 14 до 17 дней. Может возникнуть необходимость пересмотра политики кредитования клиентов.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности за 2010-2011 гг. снижается с 2,95 до 2,20 оборотов. Продолжительность одного оборота увеличивается с 122 до 164 дней, то есть растет продолжительность отсрочки платежей, предоставляемой предприятию поставщиками. Чем он больше, тем активнее предприятие финансирует текущую производственную деятельность за счет непосредственных участников производственного процесса (за счет использования отсрочки оплаты по счетам, нормативной отсрочки по уплате налогов и т.д.). Стоит иметь ввиду что, высокая доля кредиторской задолженности снижает финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия, однако кредиторская задолженность, если это задолженность поставщикам и подрядчикам, дает предприятию возможность пользоваться «бесплатными» деньгами на время ее существования.

За 2010-2011 гг. оборачиваемость дебиторской ниже (т.е. коэффициент больше) оборачиваемости кредиторской, это является отрицательным фактором.

Так как соотношение ДЗ и КЗ меньше 1, следовательно, значительно преобладание кредиторской задолженности над дебиторской, что не создает серьезную угрозу финансовой устойчивости предприятия.

Доля дебиторской задолженности в активах баланса снижается за 2010-2011 гг. с 1,48% до 1,46 %, что является позитивной тенденцией в работе предприятия.

Таким образом, деловая активность предприятия не высока и на конец анализируемого периода снижается: интенсивность использования активов падает, эффективность использования внеоборотных активов сокращается, эффективность использования инвестиций в оборотный капитал снижается, за период увеличивается количество дней, в среднем,  которое требуется, чтобы продать запасы, может возникнуть неликвид, растет продолжительность отсрочки платежей, предоставляемой предприятию поставщиками, скорость оборота дебиторской задолженности снижается.

2.6. Анализ финансовых  результатов деятельности предприятия

 

Финансовые результаты – это обобщающие показатели эффективности текущей деятельности предприятия, они складываются по результатам производства и реализации продукции и зависят от ряда эффективных и субъективных факторов: степени использования производственных ресурсов, соблюдение договорной и платежной дисциплины, конъектуры на финансовых и товарных рынков.

Величина финансовых результатов предприятия выражается в сумме полученной прибыли, которая определяет доходы собственников, вознаграждения работников предприятия, налоговые поступления в бюджет.

Таблица 11

Анализ финансовых результатов

Наименование показателя

2010 г.

2011 г.

Отклоне-ние

Уровень в % к выручке 2010 г.

Уровень в % к выручке 2011 г.

Отклонение уровня 2011 г.-2010 г.

Темп прироста

1

2

3

4=3-2

5

6

7=6-5

8=(3-2)/2*100 %

Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и др.)

8571

7400

-1171

100

100

0

-13,66

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

7953

7533

-420

92,79

101,80

9,01

-5,28

Валовая прибыль

618

-133

-751

7,21

-1,80

-9,01

-121,52

Прибыль (убыток) от продаж

618

-133

-751

7,21

-1,80

-9,01

-121,52

Прочие доходы

2095

2068

-27

24,44

27,95

3,50

-1,29

Прочие расходы

1825

987

-838

21,29

13,34

-7,95

-45,92

Прибыль (убыток) до налогообложения

888

430

-458

10,36

5,81

-4,55

-51,58

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

880

425

-455

10,27

5,74

-4,52

-51,70


 

Выручка от реализации продукции в 2011 г. сокращается на 1171 тыс. руб. в суммовом выражении или на 13,66 % по сравнению с 2010 г. и на конец 2011 г. составила 7400 тыс. руб., что свидетельствует о спаде спроса на реализуемую продукцию.

На протяжении анализируемого периода себестоимость реализованной продукции сокращается на 420 тыс. руб. или на 5,28 % по сравнению с 2010 г. и на конец 2011 г. данный показатель достигает 7533 тыс. руб.

Валовая прибыль в 2010 г. составила 618 тыс. руб. В 2011 г. предприятие получает убытки в размере 133 тыс. руб.

Величина прочих доходов за 2011-2011 гг. сокращается с 2095 тыс. руб. до 2068 тыс. руб.  Прочие расходы имеют такую же динамику: в 2011 г. сокращаются до 987 тыс. руб.  Отметим, что в 2011 г. предприятие получает положительные финансовые результаты только за счет прочих доходов.

Прибыль до налогообложения к концу 2011 г. прибыль до налогообложения сокращается на 458 тыс. руб. или на 51,58 % до 430 тыс. руб.

Чистая прибыль также к концу 2011 г. сокращается до 425 тыс. руб.

Доля себестоимости реализованной продукции в 2011 г. превышает 100 %, что свидетельствует об убыточности основной деятельности, продаж.

Доля прочих доходов на протяжении анализируемого периода возрастает с 24,44 % до 27,95 %.

Доля чистой прибыли в выручке за 2010-2011 гг. сокращается с 10,27 % до 5,74 %.

Таким образом, отмечено к 2011 г. эффективность деятельности предприятия снижается.

Несомненно, что рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета и погашения долговых обязательств предприятия перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.

 

 

2.7. Анализ показателей  рентабельности

 

Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период. Экономическое содержание показателей рентабельности предприятия сводится к прибыльности деятельности предприятия.

Проанализируем финансовую отдачу от вложенного капитала. Результаты расчетов приведем в таблице 12.

Таблица 12

Расчет показателей рентабельности, %

Показатели

2010 г.

2011 г.

Изм. (2011 г. – 2010 г.)

Рентабельность продаж

10,27

5,74

-4,52

Рентабельность производства

11,07

5,64

-5,42

Рентабельность активов

3,96

1,75

-2,22

Рентабельность собственного капитала

5,81

2,69

-3,12

Рентабельность заемных средств

12,48

4,98

-7,50


 

 

Рентабельность продаж составляет в 2010 г. 10,27 %, столько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. В 2011 г. рентабельность продаж падает до 5,74%. Снижается эффективность предпринимательской деятельности.

Рентабельность производства (окупаемость издержек) в 2010 г. составляет 7,77 %, столько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на реализацию продукции. В 2011 г. окупаемость издержек сокращается до 5,64 %.

Рентабельность активов показывает рациональность управления структурой капитала, способность предприятия к наращиванию капитала через отдачу каждого рубля, вложенного собственниками. За 2010-2011 гг. данный показатель сократился с 3,96 % до 1,75 %, то есть сокращается прибыль, полученная предприятием с каждого рубля, вложенного в имущество предприятия.

Рентабельность собственного капитала за анализируемый период сократилась на 3,12 % и на конец 2011 г. составила 2,69 %, то есть сократилась доходность бизнеса для его владельцев.

Рентабельность заемных средств также уменьшилась за 2010 - 2011 гг. на 7,50 % и на конец 2011 г. составила 4,98 %, то есть сократилась величина прибыли, которая приходится на заемный капитал.

Таким образом, эффективность деятельности предприятия снижается за 2010-2011 гг.: сокращается прибыль, полученная предприятием с каждого рубля, вложенного в имущество предприятия, сокращается доходность бизнеса для его владельцев, величина прибыли, которая приходится на заемный капитал уменьшилась.

Основными путями повышения рентабельности продаж являются:

1. Снижение затрат на  единицу продукции.

2. Улучшение использования  производственных ресурсов, формирующих  себестоимость.

3. Увеличение объема продаж.

4. Увеличение цен на  продукцию, сопровождаемое улучшением  ее качества.

 

 

 

 

 

2.8. Прогнозирование возможного  банкротства предприятия при  помощи моделей Э. Альтмана

 

Наибольшую известность получила пятифакторная модель прогнозирования банкротства предприятия Альтмана, которая была опубликована в 1968 году профессором Эдвардом Альтманом с помощью «методологического сдвига» - разработка модели строилась на основе множественного дискриминантного анализа (MDA-анализ) благодаря которому высчитывались веса при коэффициентах в модели. При построении своей модели Альтман изучил 66 американских фирм, из которых 33 обанкротились с 1946-1965 годов, а также 22 финансово-хозяйственных коэффициента, определяющих банкротство предприятия. Из этой выборки он выбрал пять ключевых финансовых коэффициента, на основе которых построил многофакторное регрессионное уравнение с помощью MDA-анализа [17, с. 72]. Все последующие авторы моделей использовали этот инструментарий и логику вычисления для построения своих моделей.  Z-score Альтмана рассчитывается по следующей формуле:

Z = 1,2 ∙ Х1 + 1,4 ∙ Х2 + 3,3 ∙ Х3 + 0,6 ∙ Х4 + 1,0 ∙ Х5,  

где Х1 – оборотный капитал / активы;

Х2 –нераспределенная прибыль / активы;

Х3 –прибыль до налогообложения / активы;

Х4 –собственный капитал / обязательства предприятия;

Х5 – выручка (общий доход) / активы.

Уровень угрозы банкротства в модели Альтмана оценивается по следующей шкале Z – счета (табл.13).

Таблица 13

Степень вероятности банкротства предприятия, определяемая по индексу Э. Альтмана

Значение индекса «Z»

Степень вероятности банкротства

1,8 и ниже

Очень высокая, 80-100 %

От 1,81 до 2,6

Средняя, 35-50 %

От 2,61 до 2,9

Вероятность невелика, 15-20 %

Продолжение таблицы 13

От 2,91 до 3,0 и выше

Ситуация на предприятии стабильна, риск неплатежеспособности мал

Информация о работе Управления оборотным капиталом предприятия