Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 04:52, шпаргалка
Маркетинг – это система организации производственно-сбытовой деятельности предприятия, социально-ориентированная на конечного потребителя товаров и услуг. Он определяется как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров от производителя к потребителю. В современных условиях маркетинг выступает как наука, занимающаяся прогнозированием спроса на товары и услуги и его удовлетворением более эффективными способами, нежели у конкурентов.
Выбранный на основе сегментирования
наиболее важный и перспективный
для товаропроизводителя
Непосредственно процесс сегментации распадается на шесть этапов. Начинать процесс следует с подбора принципов сегментации. Наиболее часто встречаются на практике следующие пять принципов: различия между сегментами, сходства потребителей, большой величины сегмента, измеримости характеристик потребителей, достижимости потребителей.
Среди наиболее актуальных
направлений в процессе сегментирования
рынка можно выделить следующие:
уточнение концепции
Главная цель сегментации - обеспечить адресность разрабатываемому, выпускаемому и реализуемому товару. Посредством ее реализуется основной принцип маркетинга - ориентация на потребителя.
Сегментация рынка позволяет повысить эффективность средств и методов рекламы, регулирования цен, применяемых форм и методов продажи. Смысл ее заключается и в том, что предприятие не распыляет, а концентрирует свои усилия на “направление главного удара” (наиболее перспективном для него сегменте).
Таким образом, рыночная сегментация представляет собой, с одной стороны, метод для нахождения частей рынка и определения объектов ( прежде всего потребителей), на которые направлена маркетинговая деятельность предприятия. С другой стороны, - это управленческий подход к процессу принятия предприятием решений на рынке, основа для выбора правильного сочетания элементов комплексов маркетинга.
При организации планирования сегментации рынка необходимо соблюдать следующие требования:
- сегменты должны различаться между собой;
- в каждый сегмент следует включать только сходных по спросу потребителей;
- характеристики потребителей должны быть измеримы фирмой;
- каждый сегмент должен быть достаточен по размеру, чтобы соизмерить объем продаж и покрытие расходов;
- потребители каждого сегмента должны быть легко доступными для проведения рекламных кампаний и информационного воздействия.
Важным этапом в процессе сегментации является выбор целевых сегментов рынка, который включает оценку степени привлекательности сегментов для их освоения.
Проблема выбора целевого
рынка достаточно сложна. Для ее
решения рекомендуется
- установить размер сегмента и скорость его изменения;
- исследовать структурную привлекательность сегмента;
- определить цели и ресурсы организации, осваивающей сегмент.
Размер сегмента характеризуется
его количественными
Исследование структурной привлекательности сегмента включает изучение уровня конкуренции, конкурентоспособности имеющихся продуктов, отношение к внедряемой на данный сегмент организации, покупателей, поставщиков, устойчивость потребности сегмента к существующему и предлагаемому товару, возможность и необходимость внедрения на рынок принципиально нового продукта.
Определение целей и ресурсов организации, которые необходимы для достижения целей на осваиваемом сегменте, является стратегически важным, так как позволяет осуществить согласование долгосрочных целей организации с текущими.
Наиболее выгодный сегмент должен обладать высоким уровнем текущего сбыта, высокими темпами роста, высокой нормой прибыли, умеренной конкуренцией и реальными требованиями к каналам сбыта. Поскольку на практике трудно найти сегмент, который отвечал бы всем этим пожеланиям, то используют компромиссные решения.
Выбор рыночной структуры предполагает решение следующих основных задач:
- выявить товары и конкретную
отрасль, которым потребители
отдают предпочтение, установить
конкурентоспособность этих
- установить желания
- обосновать стратегию
производства нового или
Критерии сегментации - это признаки, по совокупности значений которых производится отнесение потребителей в ту или иную группу (сегмент). Сегменты рынка образуют потребители, имеющие одинаковое значение всех выбранных критериев сегментации.
Процедура сегментации рынка начинается с выбора критериев сегментации.
Критерии сегментации можно условно разбить на две группы
1. критерии характеризующие непосредственно самого потребителя
2. критерии
характеризующие отношение
1. Критерии, характеризующие непосредственно самого потребителя.
Географическая сегментация - деление рынка на различные географические единицы: страны, регионы, области, города и т.д.
Демографическая сегментация
- деление рынка на группы в зависимости
от таких характеристик
Социально-экономическая сегментация предполагает деление потребителей по уровню доходов, роду занятия, уровню образования.
Психографическая сегментация - деление рынка на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных характеристик потребителей.
Поведенческая сегментация предполагает деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: уровень знаний, отношения характер использования продукта или реакции на него на него.
2. Критерии, характеризующие отношение потребителей к продукту.
Сегментация по обстоятельствам применения - деление рынка на группы в соответствии с обстоятельствами, поводами возникновения идеи, совершения покупки или использования продукта.
Сегментация на основе выгод - деление рынка на группы в зависимости от выгод, пользы или ценностей которые ищет потребитель в продукте.
Сегментация по статусу пользователя
характеризует степень
Сегментация по интенсивности потребления - показатель, на основе которого рынки сегментируются на группы слабых, умеренных и активных потребителей определенных продуктов. Очевидно, что выгоднее обслуживать один рыночный сегмент, состоящий из значительного числа активных потребителей, чем несколько небольших сегментов слабых потребителей.
Сегментация по степени лояльности
характеризует степень
Сегментация по стадии готовности покупателя к потреблению - характеристика, в соответствие с которой покупателей классифицируют на неосведомленных и осведомленных о продукте, на заинтересованных в нем на желающих его купить и на намеренных его купить.
По уровню охвата рынка
для решения задач
• интенсивное распределение;
• избирательное (селективное, выборочное) распределение;
• исключительное (эксклюзивное) распределение.
При интенсивном распределении
— (много продавцов на многих рынках)
предприятие стремится
Избирательное распределение
— (несколько продавцов на одном
рынке) предполагает использование
ограниченного числа
При исключительном распределении — (один продавец на одном рынке) только один торговец может представлять изготовителя на одном географическом рынке. Он получает статус «уполномоченного дилера». Используется при организации продаж дифференцированных товаров, высокого качества, модных и престижных и т.п. Отбор торгового посредника более тщательный, ему запрещается торговать товарами конкурентов. От посредника требуются активные действия на рынке, поддержание необходимых товарных запасов, развитие торговых услуг и др. Как метод исключительного распределения в современных условиях активное развитие получает франчайзинг. Преимущества исключительного распределения заключаются в лучшем обслуживании покупателей, низком уровне затрат, контроле продаж и т.д. Недостатки сводятся к небольшому охвату рынка, связанности обязательствами.
Решения по охвату рынка в конечном счете зависят от:
• настоятельности потребности (чем выше настоятельность, тем ближе к интенсивному типу);
• характера потребности
(удовлетворяется с помощью
• желаемого охвата (доли) рынка.
Охват рынка характеризует уровень доступности товаров для конечного потребителя. Используются показатели:
• интенсивного (числового) распределения;
• эффективного (взвешенного) распределения;
• относительного покрытия рынка или индикатора выбора;
• средней доли в обороте;
• доли рынка.
Позиционирование товара – это оптимальное размещение товара в рыночном
пространстве.
При этом необходимо различать
сегментацию и
части включают в сегментацию рынка. Результат сегментации рынка – это
желаемые характеристики товара. Результат позиционирования – это конкретные
маркетинговые действия по разработке, распространению и продвижению товара на
рынок.
Позиционирование – это разработка и создание имиджа товара таким образом,
чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от
положения товаров конкурентов [14].
Позиционирование – это комплекс маркетинговых элементов, с помощью которых
людям необходимо внушить, что данный товар создан специально для них, и что
он может быть идентифицирован с их идеалом [4].
Отметим основные стратегии позиционирования товара в целевом сегменте [15]:
• позиционирование, основанное на отличительном качестве товара;
• позиционирование, основанное на выгодах от приобретения товара или на
решениях конкретной проблемы;
• позиционирование, основанное на особом способе использования товара;
• позиционирование, ориентированное на определенную категорию потребителей;
• позиционирование по отношению к конкурирующему товару;
• позиционирование, основанное на разрыве с определенной категорией товаров.
Таким образом, позиционирование товара в целевом сегменте связано с