Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 04:52, шпаргалка
Маркетинг – это система организации производственно-сбытовой деятельности предприятия, социально-ориентированная на конечного потребителя товаров и услуг. Он определяется как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров от производителя к потребителю. В современных условиях маркетинг выступает как наука, занимающаяся прогнозированием спроса на товары и услуги и его удовлетворением более эффективными способами, нежели у конкурентов.
Оценка альтернативных продуктов и торговых марок - Вопрос заключается в том, как именно совершается выбор среди нескольких альтернативных марок, каким образом потребитель оценивает информацию.
Принятие решения о продукте - Оценка вариантов ведет к ранжированию объектов в комплекте выбора. У потребителя формируется намерение совершить покупку, причем наиболее предпочтительного объекта. Однако на пути от намерения до принятия решения могут вмешаться еще два фактора.
Первый фактор - отношение других людей. Степень изменения зависит от двух факторов: 1) интенсивности негативного отношения другого лица к предпочтительному варианту потребителя и 2) готовности потребителя принять пожелание другого лица. Чем острее негативный или позитивный настрой другого лица и чем ближе это лицо к потребителю, тем решительнее пересмотрит он свое намерение совершить покупку в ту или иную сторону.
Намерение совершить покупку
оказывается также под
Поведение после покупки - Купив товар, потребитель будет либо удовлетворен, либо неудовлетворен им. У него проявится ряд реакций на покупку, которые представляют интерес для деятеля рынка. Работа занимающегося маркетингом не кончается актом покупки, а продолжается и в послепродажный период.
Удовлетворение покупкой.
Что определяет степень удовлетворенности
или неудовлетворенности
Действия после покупки. Удовлетворение или не удовлетворение товаром отразится на последующем поведении потребителя. В случае удовлетворения, потребитель склонен делиться благоприятными отзывами о товаре с другими людьми. Пользуясь словами деятелей рынка: «Наша лучшая реклама - довольный клиент».
Источники информации о продукте для потребителя:
неформальная информация (от прямых референтных групп, от продавцов)
формальная информация (справочники, сайты, реклама, объявления, буклеты)
информация самого потребителя (знание, опыт).
Восприятие потребителем товар имеет свои особенности. Процесс восприятия товара состоит из следующих главных составляющих:
· Осведомлённость. Потребитель узнаёт о товаре, но не имеет о ней достаточной информации.
· Интерес. Потребитель стимулирован на поиски информации о товаре.
· Оценка. Потребитель решает, имеет ли смысл опробовать товар.
· Проба. Потребитель пробует товар в небольших масштабах, чтобы составить более полное представление о её ценности.
· Восприятие. Потребитель решает регулярно и в полном объёме пользоваться товаром.
Предлагающий товар должен думать о том, как вести людей от этапа к этапу. После замедленного начала новинку начинает воспринимать все больше людей. Со временем их число достигает пикового значения, а затем процент начинает уменьшаться по мере уменьшения числа еще не воспринявших товар.
На темпы восприятия новинки влияют определённые её характеристики. Среди этих них можно выделить следующие основные характеристики:
· сравнительное преимущество, то есть степень её кажущегося превосходства над существующими товарами;
· совместимость, то есть степень
соответствия принятым потребительским
ценностям и опыту
· сложность, то есть степень
относительной трудности
· делимость процесса знакомства с ней, которая означает возможность опробования её в ограниченных масштабах.
· коммуникационная наглядность, которая означает степень наглядности или возможности описания другим человеком результатов её использования.
Среди других характеристик новинки, оказывающих влияние на темпы ее восприятия, являются
· начальная цена;
· текущие (эксплуатационные) издержки;
· доля риска и неопределенности;
· научная достоверность;
· одобрение со стороны общества.
Прежде всего, множество товаров, находящихся на рынке, должно быть сгруппировано. Затем важно выделить те свойства товара, которые делают его популярным у потребителя. Иначе говоря, за эти товары готовы платить деньги. Для удобства производителя и потребителя все товары приобретают марочные названия, марочные знаки.
Что же такое товар
в маркетинге? Большинство современных
маркетологов считают, что
Продукт - это конкретный результат исследований, разработок и производства. Продукт несет в себе те свойства, ради которых товар затем кем-то будет куплен, он обладает качествами, которые характеризуют его основную направленность.
Для того чтобы продукт стал товаром, ему необходимо пройти длительный путь.
Продукт обладает определенным качеством.
Качество - совокупность характеристик продукта, которые отвечают на вопрос: «какой продукт произведен»?
В понятие качества продукта входят:
· технико-экономические характеристики;
· технология изготовления (ее собственное качество);
· надежность и долговечность;
· соответствие предполагаемому назначению;
· экологичность (соответствие требованиям защиты окружающей среды);
· эргономичность (учет свойств и особенностей человеческого организма);
· эстетичность (внешняя форма и вид, привлекательность, выразительность).
Качество - это то, что считает таковым потребитель, а не производитель.
Для успеха на рынке продукт не обязательно должен иметь самый высокий технический уровень качества. Бывают такие ситуации, когда продукт , отвечающий с технической точки зрения мировым образцам, не найдет активного сбыта на конкретном рынке. Задача маркетинга - формирование «образа» качества для разных потребителей и на различных рынках сбыта.
Поддержка продукта - это комплекс маркетинговых мер, обеспечивающих обслуживание, транспортировку, хранение, безопасное и грамотное использование продукта.
В группу поддержки продукта входят следующие элементы:
1. Все, что помогает
сберечь потребительские
2. Меры по обеспечению
потребителя документацией на
продукт: обучение пользованию
продуктом, необходимые
3. Сопутствующие продукты и услуги, без которых не может быть успешным использование основного продукта.
С помощью маркетинга выясняют характеристики дополнительных товаров и услуг, требующие для нормальной работы основного продукта. Определяется степень их доступности на рынках, возможность увеличения производства этих продуктов.
Наконец, продукт вместе с необходимой «поддержкой» должен превратиться в товар в маркетинговом смысле. Американский маркетолог Левитт выразился о товаре в маркетинговом смысле так: «Это не то, о чем подробно рассказывает инженер, а то, чего подспудно требует от него потребитель». Эти требования сводятся к удовлетворению имеющихся у человека нужд, решению его проблем, получению пользы от приобретенного товара. Человек покупает, чтобы избавиться от проблемы, которая его беспокоит, и получает удовлетворения от того, ее больше не существует. За это он готов платить деньги
Конкурентоспособный
предприниматель осознает эту
истину и делает ставку на
то, что товар означает для
покупателя, а не для продавца.
Чтобы этого добиться, используются
так называемые инструменты
К инструментам маркетинга
относятся: грамотная реклама компании,
налаженный сбыт, эффективное обслуживание,
прочные связи с
В целом формулу товара в маркетинговом значении можно выразить следующим образом:
ТОВАР = ПРОДУКТ + ПОДДЕРЖКА + ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА.
По цели применения товары подразделяют на:
· товары, непосредственно
предназначенные для
· товары, используемые для продолжения производства других товаров, или товары производственного назначения.
Для потребительских товаров в маркетинге существуют две формы их классификации. Первая форма основана характере потребления. При этом выделяют три категории товаров:
1. Товары краткосрочного пользования, используемые один или несколько раз.
2. Товары длительного пользования. Они используются многократно.
3. Услуги - это действия, приносящие
человеку полезный результат
и удовлетворение. Услуги являются
объектом продажи. Услуги
Вторая форма классификации
потребительских товаров
1. Товары повседневного
спроса - это товары, которые мы
покупаем часто, не
2. Товары тщательного
выбора - это те товары, при покупке
которых мы сравниваем их
3. Престижные товары - это
товары, которые либо действительно
обладают уникальными
Жизненный цикл товара характеризует конкретные закономерности развития, оборота и прибыли предприятия на конкретном рынке во времени, т.е. динамику поведения конкурентоспособного товара на рынке. Жизненный цикл товара в этом случае выступает как идеальная модель реакции рынка на предложение товара. Модель жизненного цикла товара иллюстрирует, что любой товар, как продукт труда, имеет ограничение по продолжительности жизни, в процессе которой он проходит следующие стадии: разработка, внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад. (график жизненного цикла). 1 – разработка товара, оборотов и прибыли нет, высокий уровень затрат. 2 – внедрение, на этом этапе затраты постепенно снижаются, прибыли пока нет. 3 – рост, эту стадию всегда стремятся продлить, увеличение прибыли. 4 – зрелость, снижение приростов оборота, уменьшение прибыли. 5 – насыщение, уменьшение прибыли. 6 – спад, затраты превосходят прибыль.
Маркетинговая стратегия на этапе внедрения товара на рынок
Здесь руководители службы маркетинга могут задать очень высокий или низкий уровень каждой из маркетинговых переменных (цены, продвижение, распределение, качество товара). Если рассматривать только ценообразование и продвижение товаров, то руководители фирм использую одну из следующих стратегий:
1) Стратегия быстрого “снятия сливок с рынка”.
Компания
устанавливает высокие цены на новый
товар и усиленно рекламирует
его во всех средствах массовой информации.
Высокая цена даёт возможность получить
соответствующую прибыль на единицу
товара. Усиленное продвижение
- большая часть потенциального рынка ещё не знакома с товаром
- потребители, которые знакомы с товаром, намерены приобрести его, и могут заплатить запрашиваемую цену
- фирма
сталкивается с потенциальными
конкурентами и намерена
2) Стратегия быстрого проникновения на рынок.
Фирма устанавливает низкие цены на новый товар и усиленно рекламирует его во всех средствах массовой информации, стимулируя желание приобрести новинку. Данная стратегия способствует быстрейшему проникновению товара на рынок и завоеванию наибольшей его доли. Ее целесообразно использовать в следующих случаях: