Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 21:48, монография
Public relations - специфический сектор менеджмента, направленный на создание благоприятной и доброжелательной социальной среды деловой активности. В современных менеджменте, предпринимательстве, политике, административной работе public relations (PR) все более и чем дальше, тем более явно, выходит на первый план, а владение технологией PR становится одним из основных требований к компетентности современного делового человека (предпринимателя, менеджера, политика и т.д.).
Г.Г.Почепцов Важнейший инструмент современного менеджмента
Предисловие
1. Современный менеджмент и PR
Выбор имени
Сущность, цели и задачи PR
Место PR в современном менеджменте и предпринимательстве
Эволюция современного бизнеса
К истории собственно PR. Три источника PR
PR и пропаганда
PR и реклама
PR, реклама и брэндинг
PR и маркетинг
Четыре модели PR. Проблема «черного пиара»
PR как культура и философия современного бизнеса
1.4. PR и компетентность современного менеджера
1.5. PR и культура
2. Технология PR
Социальная среда фирмы (адресаты PR)
Имидж фирмы
Корпоративная культура и фирменный стиль как условие, цель и средство PR
Фирменный стиль
Информационный дизайн
Средовый дизайн: от месторасположения до интерьера
Оформительский дизайн
Внешний облик персонала
Организационная культура
Стиль управления
Корпоративная культура
PR с потребителями и инвесторами
Работа и отношения со СМИ
Принципы отношений
Виды СМИ: какие они бывают, и с кем там иметь дело
Обеспечение publicity: текущая работа и фоновая информация
Требования к подготовке пресс-релизов
Работа с радио и телевидением
Пресс-конференции
Пресс-туры: посещение объектов, дни открытых дверей,
экскурсии, присутствие журналистов на мероприятиях
PR в кризисной ситуации
Менеджмент новостей
Медиа-планирование
2.6. Прием (гостеприимство)
Текущий прием
Представительский прием
Приемный офис
2.7. Общественные мероприятия (специальные события)
Презентации
Конференции
Праздники, конкурсы, фестивали, церемонии
Туризм
Выставки
Политическое влияние (лобби)
Спонсорство, патронаж, благотворительность
Организационно-экономические формы PR
Цели и формы спонсорства
Сферы спонсирования
Спонсорство и сфера культуры
Благотворительность: проблемы и организация
Коммунальные отношения
Внутрифирменные PR
Работа с руководством
Два информационных потока
Средства внутриорганизационных коммуникаций
Непосредственые коммуникации с руководством
Обеспечивающие средства PR
Фотография
Кино- и видео-материалы
Письменные материалы
Печатная продукция
Мультимедиа и Интернет
3. Личные контакты в PR
3.1. Слухи
3.2. Устная речь
3.3. Подготовка текстов публичных выступлений (спичрайтинг)
Виды публичной речи
Технология подготовки к публичному выступлению
Написание текста публичного выступления
Организация выступления
3.4. Культура деловой аргументации
Логическая структура и виды аргументации: спор, дискуссия, полемика
Корректные приемы аргументации
Некорректные приемы аргументации
Приемы борьбы с некорректной аргументацией
4. Организация, управление и эффективность PR
Организация и управление PR
Материально-техническое обеспечение PR, оргтехника
Информационное обеспечение PR
PR-исследование
Планирование PR
Креативные технологии в PR
Проблема эффективности PR
Виды эффективности
Уровни эффективности
Показатели эффективности
Индикаторы оценки эффективности работы пресс-службы
Организация (процедуры) анализа и оценки эффективности
Требования к специалистам PR
Подготовка и профессиональный статус PR-работников
Социальная ответственность, этика бизнеса и PR:
бизнес, государство и общество в современной России
Социально-культурное значение деловой активности
Формы социальной ответственности, социальные инвестиции бизнеса и PR
Государство и бизнес: российская специфика
Этика современного бизнеса и PR
Роль и значение деловой этики
Свобода и справедливость в бизнесе
Нравственные нормы и принципы этики бизнеса
Методы формирования деловой этики
Парадоксальные особенности коллективизма и либерализма в
России
Заключение. Свобода, справедливость и польза: простые критерии этики
рынка
Литература
(А) В Новосибирске по инициативе основных игроков пивного рынка был проведен радиоконкурс на самую разбитую улицу, вызвавший повышенный отклик населения. После этого был организован автопробег по этой улице старых советских автомобилей в духе ильфо-петровского «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!». В итоге были получены роскошная пресса, огромное внимание горожан, а власти срочно привели улицу в порядок.
(Б) Промстройбанк и Сбербанк в Питере одновременно реализовывали маркетинговые программы по привлечению молодежной, прежде всего - студенческой клиентуры. ПСБ по данным ректоратов провел конкурс среди лучших студентов, которым были вручены в офисе банка ценные подарки. Сама акция и ее информационное обеспечение получились весьма затратными. Сбербанк тоже провел аналогичный конкурс, победители которого получали бесплатную подписку на «КоммерсантЪ», о чем заинтересованный «Ъ» дважды давал бесплатные материалы. Студенты получили качественную прессу, газета – подписчиков, а банк реально подправил имидж в глазах молодежи, причем – за намного меньшие деньги, чем ПСБ.
(В) Один из моих студентов, незадолго до окончания вуза открыл с друзьями магазин в небольшом городке на севере Карелии. Магазин был отнюдь не первым и не единственным в городке. Поэтому завоевание позиций на местном рынке потребовало соответствующей ценовой маркетинговой стратегии: ориентации на более низкие цены, чем у конкурентов и на доход с оборота. Реализация такой стратегии, помимо прочего, предполагала и завоевание позитивной репутации, привлечение внимания жителей поселка к новому магазину. Проблема оказалась решенной несколько неожиданным, но изящным и очевидным для местных условий образом. В городке не была налажена работа по сбору бытового мусора: баки есть, но не отремонтированы (нет средств) и люди часами при любой погоде вынуждены с пакетами ожидать спецмашину. По согласованию с мэрией магазином была реализована программа, включившая ремонт и покраску баков, приобретение пластмассовых ведер для мусора, которые были разнесены по квартирам в качестве подарков. Поскольку реализация программы совпала с перевыборами мэра, то на ведра и баки, помимо символики фирмы, было нанесено упоминание "При поддержке мэра". В результате этой провинциальной и немного комичной PR-акции магазин приобрел популярность, мэр был избран на новый срок, жители избавились от мусора, а выпускник подготовил на этом материале хорошую дипломную работу.
Полноценные и полномасштабные PR включают отношения с потребителями и властями, СМИ и инвесторами, конкурентами и организованной общественностью, населением и собственным персоналом. Поэтому заведомо более эффективными PR будет не трата денег на «покупку журналистов», «заказуху» и «джинсу», а плетение общности интересов, выражающееся в событиях и акциях, вызывающих живейшую заинтересованность общества.
Думается, что за интересом к IMC стоят:
- застарелое сведение PR к сугубо информационной работе;
- стремление к более широкому пониманию социальной коммуникации;
- явный и отрадный дрейф к PR как социальному партнерству.
Кроме того, несомненный вклад концепции IMC состоит в коммуникативном рассмотрении развития всего маркетингового комплекса, что открывает возможности единой системы мониторинга этого развития, интегрированной системы показателей оценки эффективности.
Вопросы и задания для контроля
Литература по теме
Четыре модели PR. Проблема «черного пиара»
Понятия и идеи Важно подчеркнуть, что восприятие, понимание и практика PR существенно зависят от экономической ситуации, зрелости общества. По мере внедрения технологии PR, расширения сферы ее применения, накопления опыта, трактовка назначения PR проходит несколько стадий, каждой из которых соответствует свой образ PR. В цитированной выше заметке из «Финансовых Известий» приводилась принятая в американской литературе периодизация развития PR, в которой пазличаются четыре основных этапа. Думается, что скорее можно говорить о четырех основных моделях (трактовках) PR и соответствующих им подходах:
(1) Манипулятивная модель (манипуляция, пропаганда) -"циничное" понимание PR как манипуляции общественным мнением, его однонаправленной обработки для достижения коммерческих или иных целей. Главными характеристиками этой модели являются:
При манипулятивном подходе усилия по PR имеют пропагандистско-рекламный характер (см.ниже). PR-акции ориентированы целиком и полностью вовне и осуществляются обычно привлекаемыми сторонними специалистами, по-преимуществу - журналистами. Не случайно для такого подхода характерны именно журналистские приемы PR. Данный подход является ограниченным, осознание чего рано или поздно, но наступает.
Еще в 1930-е годы, когда отношение общественности к большому бизнесу было довольно прохладным, если не доброжелательным, П.Гэррет, получивший от совета директоров "Дженерал моторс" предложение (и 1 млрд долларов на его выполнение) изменить настроения людей, отказался от предложения, мотивируя отказ тем, что изменения необходимы, прежде всего, в самом бизнесе. На настроения людей и общественное мнение можно влиять не созданием фальшивого имиджа, а реальными делами, учетом интересов и забот потребителей. Во время полуторамесячной забастовки П.Гэррет и другие специалисты по PR встали на сторону профсоюза, который в конечном счете добился своего у "Дженерал моторс". Однако, благодаря энергичной деятельности того же П.Гэррета, в общественном мнении были сформированы позитивный образ корпорации и доброжелательное отношение публики. П.Гэррет, ставший классиком PR, в своей знаменитой статье о PR как части корпоративной политки ("Форчун", 1939г.) ставил перед предприримателями задачу "пробудиться от сна и с помощью PR сделать американскую экономику устойчивой", для чего необходимо исходить из долговременной программы выявления того, что нравится и необходимо людям.
Однако, на ранних
стадиях формирования рыночной
экономики манипуляционная
Даже в политике возможности манипулятивной модели весьма ограничены. Как говаривал У.Черчилль, можно долго обманывать немногих людей, но никому еще не удавалось постоянно обманывать весь народ. Очевидные провалы информационных действий российского правительства в ситуации с гибелью подводного атомного крейсера «Курск» убедительно показали, что в PR главное не самоудовлетворение власти, а лояльность общественного мнения. Если же пресса и общественность возмущаются информационной политикой власти, то менять надо не прессу, а политику. Можно конечно озлобляться не на тех, кто подставил, а на тех, кто это заметил. Только вряд ли это пойдет на пользу как власти, так и обществу и СМИ.
(2) Модель информирования. Ее существенными характеристиками являются:
Как и предыдущая - данная модель носит однонаправленный (асимметричный), одноканальный характер.
(3) Модель «взаимопонимания» (асимметричная двусторонняя). Этой модели PR характерен переход от однонаправленного пропагандистско-рекламного воздействия к информированию общественности в целях разъяснения намерений и возможностей фирмы для того, чтобы социальная среда фирмы правильно понимала и адекватно реагировала на действия фирмы, положительно относилась к ней и поддерживала ее. Главными характеристиками этой модели являются:
Речь идет, таким образом, о смене манипуляционно-убеждающей установки более мягкой (но более эффективной!) установкой на достижение взаимопонимания. Потребитель из жертвы агрессивных PR-акций превращается в адресата социально-разъяснительного информационного воздействия, т.е. является стороной, в известной степени все-таки пассивной.
(4) Модель социального партнерства (двусторонняя, симметричная). Эта наиболее зрелая модель PR ориентирована не столько на "выход", сколько на "вход" системы, на изучение, анализ и осмысление общественного мнения и социальной среды в целом. Для нее характерны:
Каждая из перечисленных моделей в какие-то моменты выходит на первый план в реальной практике PR - конкретной фирмы, конкретного рынка, отрасли, региона, страны в целом, а то и в глобальном масштабе. Поэтому их связь с периодизацией развития PR очевидна. Рассмотренные модели (понимания, толкования, образы) и соответствующие им подходы к PR напоминают четыре возраста человека, характеризующие его отношения с другими людьми. Первый возраст - «я хочу!». Чреватый ответом-репликой: «хотеть не вредно.» Второй возраст: «Ты со мной играешь или ты со мной не играешь?". Ему на смену приходит третий возраст - "Ты меня понимаешь или ты меня не понимаешь?". Рано или поздно, ему на смену приходит четвертый возраст - "Ты меня уважаешь или ты меня не уважаешь?". Как и во взаимоуважении, в зрелой PR-деятельности сохраняются элементы других подходов: манипулятивного (формирование общественного мнения) и в духе взаимопонимания (разъяснение и информация). Однако, они интегрируются в более сложный комплекс целей и мотиваций.
Поэтому полностью развести понятия PR и реклама, PR и пропаганда трудно, практически невозможно, да наверное, и не нужно, в этом просто нет необходимости. Универсально чистой модели PR нет. Существуют модели PR, вызревающие в конкретном обществе со свойственной данному обществу культурой, конкретной политико-экономиической ситуацией.