Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 00:29, курсовая работа
Актуальность исследования, которое станет проводиться в дипломной работе, очевидна: российские общественно-политические эксперты и специалисты занялись проблемами «public relations» технологий лишь только с 1991 года, после появления возможности альтернативных выборов. Серьезные и отчетливо сформированные школы «public relations» в РФ еще лишь начали организовываться, но уже достаточно долго по времени изучается и разрабатывается целая система важных проблем общественно-политической науки в поле деятельности «public relations». Глубокое исследование проблем самодостаточности
Есть 2 вида коммуникации: коммуникация взаимопонимания и целевая коммуникация. В коммуникации взаимопонимания преследуется цель соотнесения осмысливания ее соучастников, то есть она происходит на базе готовности каждого из участников изменить что-то в собственном представлении, чтобы приблизиться к представлению иного. Целевая же коммуникация ориентирована на воплощение целей, внешних для самой коммуникации: как правило, это мотивирование одной из сторон коммуникации к тем либо другим решениям, действиям. Целевая коммуникация бывает открытой, общественной, двухсторонней и скрытой, манипулятивной, односторонней. Действие имеет место быть тогда, когда цели передаются от 1-го соучастника коммуникации к иному не открыто, как в коммуникации взаимопонимания, а скрыто. При этом непринципиально, считается ли сокрытие непреднамеренными либо исполняется спецсредствами.3
Действие возникает тогда, когда целевая коммуникация никак не считается в одно и то же момент коммуникацией взаимопонимания. Манипуляция чаще всего установится тогда, когда отсутствует оборотная ассоциация в коммуникации, когда есть цензура либо избыточная модерация коммуникацией. При этом оборотная связь находится не просто тогда, когда ее нам показывают. Обратная связь в коммуникации находится лишь тогда, когда она насыщенно воздействует на саму коммуникацию, когда она меняет понятие всех соучастников коммуникации.4
Приведем аспекты, по которым можно найти манипуляцию:
- коммуникация считается
- внешние для коммуникации цели,
беспрепятственно объявляемые
- обратная связь либо
- в коммуникации отсутствуют форматы доказательства взаимопонимания сторон, то есть не существует формальной и научно-технической возможности договориться.
На базе вышесказанного можно сделать ряд выводов о ситуации российского общественно-политического пиара. Отечественный политический пиар чаще всего действует в 2-ух фокусах («содержания» и «информации»), однако совсем не достаточно работает с 3 фокусом («коммуникация с обратной связью»). То, что именуют «обратной связью» в российском общественно-политическом пиаре, никак не более чем попытка выборочного доказательства наперед заданных интерпретаций и прецедентов. Время от времени данный процесс забегает так далеко, что в ход идут в том числе и наукообразные фальсифицированные социологические данные. Таковой манипулятивный пиар именуют еще «черным пиаром».
Политическое событие, будь то избирательная кампания или деятельность политического лидера на посту депутата, губернатора, президента и т. п., можно рассматривать как сверхтекст. Сверхтекст понимается как «совокупность высказываний, текстов, ограниченная темпорально и локально, объединенная содержательно иситуативно, характеризующаяся цельной модальной установкой, достаточно определенными позициями адресанта и адресата, с особыми критериями нормального /анормального. Любое политическое событие обречено стать предметом сверхтекста потому, что о нем хотя бы один раз сообщается в нескольких источниках средств массовой информации, а если это событие становится особо значимым, привлекает к себе повышенное внимание, то, естественно, повествование о нем получает многократную вариативную разножанровую реализацию. Такой подход к сверхтексту соединяет в себе понятия горизонтального и вертикального измерений интертекстуальности, разграничиваемых в работе Дж. Фиске. Под горизонтальной интертекстуальностью он понимает взаимоотношения, объединенные единством жанра, сюжета или персонажа. К вертикальной интертекстуальности Дж. Фиске относит связи между первичными, вторичными и третичными текстами. 5
Сверхтекст – это целостное образование. Поскольку целостность – понятие содержательное, выделяются две основных разновидности сверхтекстовых целостностей: тематическая (единство тематики обусловлено цельным затекстовым денотатом) и модальная. Разумеется, возможны и промежуточные разновидности. Сверхтексты делятся на закрытые и открытые. Закрытый сверхтекст отличается обязательной законченностью (завершенностью), маркированностью конца; открытый – незаконченностью (незавершенностью). Деление осуществляется на базе категории законченности. Сверхтексты различаются по характеру коммуникативной рамки. Имея в виду категорию адресанта, можно говорить об авторском (цельность которого определяется замыслом конкретного автора) и неавторском (характеризующемся наличием обобщенной анонимной авторской позицией) сверхтексте.6
По категории адресата выделяются сверхтексты, ориентированные на конкретный тип адресата, и сверхтексты с максимально обобщенной не характеризованной позицией адресата. Сверхтексты подлежат классификации с точки зрения структурной определенности. Каждый сверхтекст представляет собой индивидуальную особо структурированную систему, внутреннее единство. Языковой составляющей сверхтекста служит текст – канонический или неканонический.
Наибольшей структурной определенностью обладают сверхтексты, единицами которых являются однотипные канонические тексты. Наименьшей структурной определенностью обладают сверхтексты, комбинирующиеся из неоднотипных элементов. В нашем понимании политического события как сверхтекста ведущим признаком является содержательное единство (цельный за текстовый денотат – кандидат, партия, действующий политический лидер). Очевидно, сверхтексту свойственна темпоральная, но никак не локальная ограниченность, хотя и темпоральные рамки тоже определяются достаточно условно (например, разрешенная агитация в СМИ в избирательной кампании имеет определенные сроки, тем не менее появление материалов, не являющихся прямой агитацией, но формирующих позитивное общественной мнение о политическом лидере, возможно задолго до старта избирательной кампании). Кроме того, вряд ли можно говорить о единстве модальной установки и определенности позиции адресанта и адресата, поскольку в коммуникативную орбиту политического события вовлекаются коммуниканты, представляющие разнообразные, в том числе и противоположные позиции.
Таким образом, политическое событие является сверхтекстом в блоге, так как представляет собой совокупность высказываний (политических текстов), ограниченную темпорально, объединенную содержательно и ситуативно.
Политический текст мы понимаем как текст, в котором речь идет об актуальных политических проблемах и который обращен к массовой аудитории, точнее потенциально массовой аудитории.
Политическими проблемами мы называем проблемы, прямо, непосредственно касающиеся:
а) распределения и перераспределения властных полномочий, завоевания политической власти;
б) политического устройства общества, структуры власти;
в) политического управления обществом. 7
Это значит, что все тексты, которые могут оказать влияние на повышение рейтинга, авторитета одних политиков и / или дискредитировать других; все тексты, где речь идет о борьбе за власть; все тексты, которые могут повлиять на эту борьбу, –все они будут политическими текстами.8
Актуальными мы считаем такие политические темы, проблемы, поднятые в текстах, которые значимы для современной политической жизни. Что касается потенциальной массовости аудитории политического текста, то мы исходим из положения о том, что политика – это сфера общественной, а не частной жизни. Наконец, текст становится политическим, если таковым его начинает считать основной субъект политического процесса – политическая аудитория. У политического текста есть стратегические и тактические задачи. Любой политический текст потенциально, в стратегическом плане, нацелен на изменение или поддержание существующего баланса сил власти. Но в чистом виде тексты, нацеленные на осуществление этих стратегических задач, как правило, связаны с избирательными и другими политическими кампаниями. Часть политических текстов выполняет тактические задачи, задачи актуальной политической жизни, борьбы: вброс информации, проведение определенной линии внутри партии, попытки способствовать принятию или непринятию определенных решений, влияние на конкретных лиц, конкретные структуры и институты.
Имиджевый политический медиатекст мы понимаем как текст, инициированный субъектом политической деятельности (политическим лидером, партией),функционирующий в пространстве публичных политических коммуникаций, в котором речь идет об актуальных политических проблемах, служащий целям формирования, поддержания и коррекции позитивного имиджа субъекта, обращенный к потенциально массовой аудитории и распространяемый через средства массовой информации. Введение данного термина обосновано тем, что он объединяет в себе как PR-тексты, так и рекламные тексты. Эти тексты всегда инициированы субъектом политической деятельности, содержат селективную и оптимизированную информацию.9
Имиджевый политический текст информирует общественность о позитивном опыте субъекта политической деятельности, его заслугах; о предстоящих событиях или подробностях произошедшего новостного события; разъясняет общественности позиции или точки зрения субъекта политики. Через информирование создается позитивное суждение представителей целевой аудитории о субъекте политической деятельности или формируется мотивация к действию (например, голосование за определенного кандидата или партию).В политическом имиджевом медиатексте обязательно номинируется предмет текста, указываются его выигрышные характеристики и планируется позитивная ответная реакция.
Интернет определяют как пространство новой демократии, нового гражданского общества, но, прежде всего, Интернет – это пространство новых социальных коммуникаций, включая политические. На Западе в 90-х годах прошлого века возник даже специальный термин «киберполитика» (англ. cyber-politics), под которым понимается любая политическая активность, реализуемая спомощью Интернет-технологий. М. К. Раскладкина в работе, посвященной организации политического пространства Рунета, указывает, что «…применительно к политической сфере общества понятие коммуникации варьируется от расширительного по сути понимания разнообразных социальных контактов, возникающих как в публичной сфере, так и в связи с влиянием акторов на политические события, до ограничительного, связанного с особым типом общения и контактных связей, возникающих в политике как специализированной деятельности». Более обобщенное понятие «политической коммуникации» в парадигме социальных наук формулируется как процесс передачи политической информации, которая «перемещается» между политической и социальной системами, то есть является частью информационного обмена между политическими акторами в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.10
Ряд исследователей виртуальной политики в России (Раскладкина, Быков, Чугунов, Вершинин, Овчинников, Шевченко) подчеркивают, что предметное поле в этой области в информационно-коммуникативном обществе только формируется и поэтому крайне актуальной становится проблема разработки теоретико-методологических основ этих исследований с учетом национальной специфики.
Активно внедряясь в сферу политики, новые информационно-коммуникационные технологии не только качественно видоизменили старые представления, установки, стереотипы, но и сломали многие формы поведения, модели взаимоотношений между политическими институтами и индивидами. По мнению А. А. Чеснакова, начинается формирование нового обширного канала политической коммуникации, динамика развития которого может кардинально перевернуть все наши представления как о системе обеспечения политической деятельности, так и о традиционных инструментах политического участия.11
Среди перспективных направлений исследований политической коммуникации в информационном обществе М. С. Вершинин выделяет три направления:
1. Интернет и демократия;
2. Электронная демократия как компьютерно-опосредованная форма политической коммуникации;
3. Электронное правительство.
При этом анализ роли Интернета в качестве гаранта демократии является одним из самых перспективных направлений в политологии, как считает М. С. Вершинин. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), внедряюсь всё глубже в жизнь общества, изменяют не только форму осуществления демократических процедур, но с их внедрением меняется и развитие собственно всех социальных процессов.
Политологи и другие ученые, изучающие социальные взаимодействия в сети Интернет, видят перспективы развития политических коммуникаций не только в том, чтобы сделать политическую связь и поток информации более эффективными и прозрачными, но также, чтобы использовать любой удобный случай для участия граждан в политических процессах. М. К. Раскладкина также указывает, что в Росси в политике происходит объединение политической составляющей информационных взаимодействий власти и общества при активном участии средств массовой информации (СМИ).
Таким образом, признавая, что информационное пространство является сферой информационного взаимодействия социальных субъектов, аналогично политическое пространство - сферой коммуникативных отношений между субъектами политики в отношении власти, а социальное пространство сети Интернет является областью интересов и взаимодействия политических субъектов в отношении власти и ее осуществления. При этом Интернет активизирует и объединяет две стороны процесса социализации: усвоение человеком социального опыта (социальное влияние) и его активное воспроизводство («ответы» на социальное влияние). Это дает возможность субъектам политической коммуникации опираться не только на массовое, но и на индивидуальное сознание человека. Интернет заставляет переосмыслить и переопределить существующие дефиниции и категории в изучении средств коммуникации, включая СМИ.
Одним из наиболее важных свойств Интернета как пространства реализации политических коммуникаций является интерактивность и гипертекстуальность его среды, обеспечивающее мгновенную обратную связь и отсутствие отчасти привязки к пространственно-временным характеристикам. Однако одним из главных источников политического влияния на пользователя Интернета является иллюзия моделирования информационного пространства (его уверенность в собственном управлении информационными процессами) и моментальная обратная связь с коммуникатором, осуществляемая с помощью постоянно развивающихся технологий второго (пищущего/читающего) веба и в будущем, очевидно, третьего семантического веба.