Блог как инструмент политического PR

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования, которое станет проводиться в дипломной работе, очевидна: российские общественно-политические эксперты и специалисты занялись проблемами «public relations» технологий лишь только с 1991 года, после появления возможности альтернативных выборов. Серьезные и отчетливо сформированные школы «public relations» в РФ еще лишь начали организовываться, но уже достаточно долго по времени изучается и разрабатывается целая система важных проблем общественно-политической науки в поле деятельности «public relations». Глубокое исследование проблем самодостаточности

Вложенные файлы: 1 файл

Блог как инструмент политического PR.doc

— 597.00 Кб (Скачать файл)

Эстафета. В этом варианте клонирования сразу же выдвигаются два кандидата на основе единого замысла и в интересах единого заказчика. Сначала раскручивается первый. Он ведет свою кампанию на грани фола, и даже нарушая законодательство, Его главная задача нанести как можно больший урон имеющемуся Фавориту, как правило, действующему губернатору. Первый использует все возможные «грязные» технологии, выступает как неукротимый защитник народа и борец против власти. Естественно у конкурентов возникает возможность использовать суд для снятия первого. Суд действует и в ореоле мученика кандидат покидает кампанию, но при этом он представляет своего соратника второго, который уже в рамках закона идет дальше, используя результаты предшественника.

Непосредственно «клонирование» выдвижения кандидатов, имеющих такие же фамилию, а лучше и аналогичное имя и отчество, что у основных конкурентов. Впервые данная технология была апробирована в Санкт-Петербурге, но сколько-нибудь значимых результатов не принесла: клоны получили десятые доли процента. По сути, шум вокруг этого больше сработал больше на тех, кого клонировали. 18

Так, на последних выборах в Саратовскую областную Думу (декабрь 2010г.) у достаточно известного в областном масштабе кандидата по фамилии Марков в соответствующем избирательном округе был «двойник» - однофамилец.19

Необходимо упомянуть и о таких разновидностях «грязных» предвыборных технологий как обман, подкуп и «черный PR».

Первые две технологии прямо запрещены действующим законодательством. В соответствии с п. 2 ст.56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие граждан РФ в референдуме Российской Федерации» от 12.06. 2002 г. «кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение   избирателей,   участников   референдума,   выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления».20

Обман и подкуп теоретически в большинстве случаев могут быть разоблачены и нейтрализованы с помощью правовых средств, и о некоторых аспектах совершенствования законодательства в этом вопросе пойдет речь далее.

Сложнее обстоит дело с так называемым «чёрным PR», который, к сожалению, довольно часто применяется в последнее время в выборных кампаниях на всех уровнях.

«Чёрный PR» - это скрытые предвыборные действия, направленные на понижение общественной оценки конкурента, которые, как правило, сопровождаются нарушением не только норм закона, но и правил приличия.

Помимо пресловутых образцов так называемого «телекиллерства» выработана уже целая череда «черного PR». Чтобы получить представление о степени опасности этого явления, стоит познакомиться с его образцами.

1) В одном из избирательных  округов на территории Саратовской  области в процессе проведения  последней думской компании была проведена следующая акция. В ноябре 2007 г. избиратели от имени одного из кандидатов одновременно получали письменные соболезнования в связи со смертью близких родственников (как правило, не соответствующие действительности) и приглашение принять участие в выборах.

Некие злоумышленники в кампании по выборам главы администрации одного из районов Московской области раздобыли или подделали листовки кандидата Икс и расклеили их намеренно на дверях подъездов, витринах и даже окнах автомобилей. Расчет был на то, что потенциальные избиратели возненавидят кандидата.

На выборах главы муниципального образования в Пензенской области противники действующего руководителя местной администрации от имени его же штаба инспирировали опрос избирателей с формулировкой: «Согласны ли Вы с необходимостью установки памятника действующему главе администрации?».21

Совершенно изощренные технологии применялись в одном из округов на выборах депутата Законодательного собрания С.-Петербурга. В округе вывешивалось объявление о том, что такого-то числа в таком-то месте от имени кандидата будет осуществляться благотворительная акция – раздача продуктовых наборов. Малоимущие собирались, ожидали несколько часов и расходились ни с чем, и к тому же озлобленные.22

Еще есть немало примеров, свидетельствующих о том, что «черный PR» зачастую не может быть нейтрализован с помощью закона, так как он в большинстве случаев ему не противоречит. На эту безнаказанность и рассчитывают организаторы «черных» пиаровских акций.

«Грязь» в этих манипуляциях проявляется в том, что такие технологии призваны запутать избирателя, дезориентировать его в собственном праве выбора, чтобы хитрецы могли «отловить рыбку в мутной воде». По нашему мнению применение подобных трюков в цивилизованным демократическом обществе не должно восприниматься нормально. Подобные действия кандидатов и их команд  должны быть вне правил предвыборной борьбы.23

Поэтому  и  Федеральное  Собрание  РФ,  и  Центральная  избирательная комиссия РФ должны найти способы борьбы с ними.

«Грязные» технологии широко применяются и в отношении агитационных материалов. Среди избирателей распространяются газеты или листовки, полностью копирующие уже существующие, но с «исправленным» содержанием. К примеру, газета-двойник официального печатного органа какого-нибудь обкома КПРФ может выступать в защиту Михаила Ходорковского, а листовка, выпущенная якобы от имени «Единой России»,— разоблачать «кровавый режим» Владимира Путина. Перед выборами в Свердловскую областную Думу в октябре 2006 года трое молодых людей по заказу так и неустановленных партийцев написали слово «вор» на плакатах с изображением губернатора Эдуарда Росселя, возглавлявшего список «Единой России». Единороссы своего лидера в обиду не дали и добились расследования, по итогам которого в июне 2010 года «вредителей» приговорили к разным срокам общественных работ за вандализм.

Свежий классический пример предвыборного «черного PR»: в Интернете появилась видеозапись, на которой человек, похожий на архангельского губернатора Николая Киселева, получает деньги, похожие на взятку, от одного из местных бизнесменов, И хотя наблюдатели объясняют этот факт затяжной войной между Киселевым и мэром Архангельска Александром Донским, компромат был направлен и против «Единой России», в список которой был включен глава Архангельской области.

Опровергать дискредитирующую информацию в минувшие выборы в Государственную Думу пришлось и некоторым другим партиям. Так, пресс-служба ЛДПР разъяснила, что сообщения ряда СМИ как о тяжелой болезни Владимира Жириновского, так и о его грядущем переходе на дипломатическую работу являются «абсолютной чушью». А партия «Патриоты России» развенчала слухи о том, что в ее офисе были проведены обыски. На самом деле, как подчеркнули «патриоты», выемка документов происходила в «одной из 15 коммерческих организаций», которые арендуют помещения в том же здании, где находится штаб-квартира партии Геннадия Семигина. Что же касается других примеров «черного пиара», то они суще-ствовали скорее в воображении некоторых партийцев. К примеру, столичные единороссы сочли таковым совещание по проблемам местного самоуправления в Москве, организованное спикером Совета федерации Сергеем Мироновым, на котором муниципальная политика столичных властей была подвергнута жесткой критике. С ответными гневными заявлениями выступили мэр Юрий Лужков и спикер Мосгордумы Владимир Платонов. Первый назвал действия лидера справороссов «оголенной политикой», а второй обвинил Миронова и его соратников в попытке «повысить рейтинговые показатели» путем «противопоставления органов государственной власти и органов местного самоуправления».24

Попыток бороться с «грязными» политическими технологиями государственные органы предпринимают множество. Вот, например - глава ЦИКа Владимир Чуров объявил, что с 1 августа 2007 г. комиссия начинает мониторинг российских СМИ «для выявления случаев экстремизма, неза-конной агитации и «черного пиара». Этой работой займется Российский центр обучения информационным технологиям при ЦИК, который в конце июня возглавил экс-глава комиссии Александр Иванченко. Но пока к существенным сдвигам в решении данной проблемы это не приводит. Будем надеяться, что в будущем борьба принесет более ощутимые результаты. Однако несмотря на почти мистическое по своему могуществу воздействие, которое приписывается подобным методам ведения предвыборной кампании, реальный эффект от «черного PR» бывает не столь высок, сколько об этом шумят. А если умело противодействовать «черному PR» и грязным технологиям вообще, то можно значительно снизить их общественную опасность и вред, наносимый в конкретной ситуации конкретному кандидату. С этой целью необходимо принять ряд определенных мер, в том числе и    правового характера, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации.25

Кроме того, с «грязными» технологиями можно бороться не только правовыми, но и социально-организационными средствами. В частности, необходимо определить в штабе кандидата круг лиц, уполномоченных отвечать на вопросы неизвестных респондентов или журналистов. Каждый сотрудник штаба во избежание провокаций должен действовать исключительно в пределах своей компетенции. К примеру, менеджер офиса не должен даже предположительно высказываться о суждениях кандидата по тому или иному вопросу. Эти вопросы надо переадресовать уполномоченным лицам. Опыт показывает, что несоблюдение этого правила уже само по себе способно спровоцировать понижение общественной оценки. К примеру, некий журналист проводит опрос кандидатов по вопросам выплаты пенсий. А секретарь штаба кандидата Иванова отвечает такому журналисту: «Вы знаете, наш кандидат в Стамбуле. Вот прилетит – тогда ответит». Вроде бы ничего страшного, но в газете потом появится обзор мнений: кандидаты Петров и Сидоров высказываются за реформирование пенсионной системы, а кандидат Иванов – в Стамбуле. Каждый сотрудник штаба должен высказываться и действовать только в пределах своей компетенции.

Необходимо просчитывать наиболее уязвимые, слабые места, предугадать провокационные темы и заблаговременно распространить среди сотрудников штаба и агитаторов «правильную» версию событий.

Интересно, что, несмотря на преувеличиваемую зловещую эффективность «черного PR», при грамотном подходе его можно даже обратить на пользу тому кандидату, против которого он использовался. Для этого нужно донести до избирателей одну простую мысль: «грязные» технологии используются плохими, нечистоплотными, нечестными людьми. Нечестные люди противостоят хорошим людям. Значит тот, против кого используются грязные технологии – хороший человек.26

Действенным средством может быть предупреждающее информирование общественности по наиболее щекотливым темам. Пример в свое время подал Анатолий Чубайс. Узнав, по-видимому, о происках конкурентов, он заранее обнародовал декларацию о своих доходах. Доходы оказались большими, что вызвало и негативные комментарии. Но потом стало ясно, что недруги А.Чубайса раздобыли информацию о его банковских счетах и готовились опубликовать ее. Однако когда А. Чубайс сам рассказал о своих доходах, удар недругов уже утратил всякий смысл. Позитивный для него эффект был достигнут за счет опережающего хода и благодаря тому, что освещая щекотливый вопрос самостоятельно, а не с помощью недругов, А. Чубайс смог подать все в нужном свете – все его доходы в декларации выглядели хотя и большими, но вполне законными.27

Поэтому, если кандидат чувствует или знает, что враги готовятся использовать в негативном свете какие-то спорные моменты его биографии, то лучше рассказать об этих моментах и подать их в выгодном или нейтральном свете заблаговременно. Если недруги потом все-таки выступят с противоположной – негативной трактовкой, то:

- их мнение уже не будет монопольным;

- кандидату не придется предлагать свою трактовку, что выглядело бы как оправдание и воспринималось бы как косвенное подтверждение правоты недругов.28

Таким образом, важно предупреждать и противостоять «грязным» технологиям не столько юридическими мерами (хотя и их надо предпринимать), сколько мерами общественного разоблачения. Почти любой случай применения грязных технологий при умелом подходе можно публично интерпретировать с помощью этой формулы, после чего грязная технология начинает работать на пользу того, против кого она применялась.29

Другим важным аспектом в противодействии грязным технологиям, и вообще – в противостоянии с соперниками, является степень взаимной агрессивности в соперничестве. Конечно, острая борьба интересна избирателям, она, как правило, повышает явку. Но, отдаваясь борьбе, стоит помнить, что провинциальной политике, как правило, не свойственны яркие, шумные, скандальные модели политического поведения. Поэтому технологи кандидата должны иметь варианты убедительного реагирования на любые, в том числе «грязные» атаки конкурентов, но это реагирование не должно оставлять впечатление грязной свары, должно быть более интеллигентным, достойным. Стоит повторить эту простую мысль – между двумя скандалистами провинциальные избиратели, поглазев и получив удовольствие, скорее всего, выберут третьего. Солидарность в российской провинции эффективнее яркости.

 

3. Блог как инструмент  политического PR на примере губернатора Кировской области Никиты Белых

Информация о работе Блог как инструмент политического PR