Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 00:29, курсовая работа
Актуальность исследования, которое станет проводиться в дипломной работе, очевидна: российские общественно-политические эксперты и специалисты занялись проблемами «public relations» технологий лишь только с 1991 года, после появления возможности альтернативных выборов. Серьезные и отчетливо сформированные школы «public relations» в РФ еще лишь начали организовываться, но уже достаточно долго по времени изучается и разрабатывается целая система важных проблем общественно-политической науки в поле деятельности «public relations». Глубокое исследование проблем самодостаточности
М. К. Раскладкина предлагает следующую классификацию политического сегмента Рунета, исходя из структуры и характера его контента:
• информационно-аналитические ресурсы;
• дискуссионные площадки, объединяющие контент сетевых СМИ и интерактивные возможности интернет-форумов;
• сетевые версии традиционных СМИ;
• сайты общественных инициатив;
• сайты партий и политических движений;
• кросс-платформенные образования, использующие различные технические и организационные средства для создания сетевого сообщества и поддержания контакта в оффлайновых структурах.
Однако уже через год Д. Воинов предлагает, на наш взгляд, несколько модернизированную классификацию с учетом распространения в России технологий широкополосного Интернета:
• сайты органов государственной власти;
• сайты политических партий;
• сайты общественных организаций;
• сайты традиционных СМК и собственных информационных ресурсов Рунета;
• сайты исследовательских политологических организаций, институтов и лабораторий;
• персональные сайты политиков;
• персональные сайты и блоги политических активистов;
• серверы, предоставляющие услуги по размещению блогов, чатов, форумов и телеконференций.12
Также Д. Воинов приводит перечень видов политической активности, протекающей в сети, подразделяя её на конвенциональные и неконвенциональные политические практики. Так к стандартным, официальным относится:
• голосование (электоральное поведение) на интернет-выборах, конференциях, референдумах;
• создание и тиражирование политической информации посредством блогов, сайтов, интернет-газет и т.д;
• сбор денежных средств в поддержку партий или движений;
• участие в обсуждении политических проблем в блогах, сайтах, телеконференциях политических партий (движений), виртуальных сообществ, органов государственной власти.
К нестандартным (неконвенциональным) формам политического участия исследователь относит хакерство на государственные серверы и проведение флэш-мобов, (мгновенного собирания толпы в определенной географической точке)и других несанкционированных акций посредством Интернета.
Исследователи политического сегмента Сети также указывают, что его анализ должен базироваться на следующих показателях:
• количественно-качественных: наличие ресурсов, менеджмент и индекс цитирования в Интернете, цитируемость в публикациях и сюжетах традиционных СМИ;
• аудиторных: посещаемость, наличие постоянного ядра посетителей;
• интерактивных: обратная связь, скорость обновления, нелинейность структуры, использование возможностей гипертекста.
При этом ряд исследователей Сети считают, что влияние Интернета на политический процесс в России характеризуется опосредованностью. Для достижения долговременных коммуникативных задач используется авторитет лидеров мнения, которые составляют целевую аудиторию политических ресурсов Интернета. Лидеры мнений играют важную роль в распределении информационных потоков в политическом сегменте Сети. Лидеры общественного мнения являются агентами социальных изменений. Заметим, что под лидером мнений в теории коммуникации подразумевают обычно человека, который выступает как посредник между средствами коммуникации и собственной группой, осуществляющий выбор и интерпретацию передаваемой информации. В условиях сетевого общества и интернет-технологий влияние имеет именно «…авторитет и знания, а не прямая власть, поскольку Интернет-сообщество изначально не терпело руководство над своими действиями и воспринимает виртуальное пространство как территорию, свободную от вмешательства государства».
Российские исследователи А. А. Киселев и И. В. Самаркина вводят даже понятие политфлюентиала - человека, который активно выражает своё мнение относительно политики и влияет на коммуникативное окружение, в т. ч. размещая и передавая информации через Интернет. С помощью политической ориентации может быть налажена эффективная коммуникация между органами государственной власти и обществом для побуждения рядовых граждан к политической активности.
Заметим, что Интернет предоставляет лидерам мнений абсолютно уникальные возможности для осуществления своей активности и взаимодействия с целевой группой, причем эта активность происходит в соответствии с двухступенчатой моделью коммуникации (сначала они получают информацию, а потом передают её своей целевой группе). Технологии второго веба, которые дают всем желающим возможность создать единое социально-коммуникативное и информационное пространство (пишущий/читающий веб (англ. Read/Write Web)), реализуемое посредством социальных сетей, блогов или подкастов, значительно усиливают и убыстряют информационно-коммуникативные процессы.
При этом из всех коммуникативных сервисов Сети, именно блоги как средство политической коммуникации являются ещё недостаточно исследованным ресурсом Рунета. Это может быть обусловлено несколькими причинами:
• их относительной новизной в Рунете (фактически в Россию технологии широкополосного Интернета пришли на год-два позже, чем на Западе);
• их популярность в политическом секторе Рунета также стала нарастать лишь последние несколько лет, после того как они зарекомендовали себя уже в США и Европе как эффективный коммуникативный ресурс и один из инструментов по проведению эффективной политической деятельности. В связи с эти их теоретическое «осмысление» и эмпирические исследования также запаздывают. Нами не было найдено практически ни одной работы по изучению именно политической блогосферы Рунета, при достаточно большем (последнее время) объеме работ, посвященных социальному блоггингу и его особенностям.
Поэтому в качестве объекта исследования были выбраны блоги известных политических фигур (лидеров мнений) Рунета, а его предметом стали коммуникативные возможности блога как эффективного средства политической коммуникации и опосредованного влияния на целевую политическую аудиторию.
Если рассматривать социально-политический аспект блоггинга, то для этих форм информационного взаимодействия пользователей сети характерны резкие столкновения различных мнений и личностей с взаимоисключающими общественно-политическими и культурно-идеологическими позициями. Такие столкновения происходят зачастую в весьма острой форме, вызывающей неприятие как у людей, привыкших к традиционной этике взаимоотношений, так и у некоторой части самих блоггеров, особенно пришедших в сеть недавно. При этом специфика этого вида коммуникации отнюдь не исключает попыток различного рода манипулятивных воздействий, учитывая специфику интернет-аудитории. Однако именно независимость высказываемых мнений, представленных самыми разнообразными источниками, превратила Интернет во влиятельный медийный сектор, оказывающий все большее влияние (как позитивное, так и негативное) на все социальные коммуникаций как в онлайне, так и в оффлайне.
Политический блог всегда выражает определенную политическую позицию, сквозь призму которой интерпретируется вся остальная информация. Это позиция может быть выражена в виде набора простых и понятных всем тезисов, защита которых в основном осуществляется посредством апелляции к ценностям. Например, представители некоторой политической силы могут определять себя как противники абортов, гомосексуальных браков, сторонников низких налогов, минимального правительства и дерегулирования и т.д.
Что касается политической блогосферы Рунета, то она постепенно расширяется. Всё больше и больше политиков начинает вести (или под их «чутким» руководством это делают профессионально нанятые спичрайтеры) свои блоги. Первыми политический блоггинг освоила российская оппозиция (Немцов, Белых, Яшин), а затем некоторые бывшие депутаты Государственной Думы России (Чуев, Лебедев, Алкснис). Причины открыть свой блог в Сети, наверное, у них всех были разные. Так, по мнению оппозиционеров, завести блоги их заставили обстоятельства – ужесточившаяся в последнее время в России цензура в СМИ и невозможность таким образом донести до избирателя свою точку зрения.
Создание позитивного имиджа общественно-политического лидера считается одной из важных проблем на сегодняшний день. Современный этап становления социума и культуры в РФ характеризуют как «информационное сообщество». Среди главных черт выделяют степень доступности информации, создание и реализацию информационных технологий, развитие рыночных взаимоотношений во всех сферах публичной жизни, резкое изменение социокультурного пространства и так далее.
Инновационное социокультурное пространство постоянно исполняется новыми нормами, смыслами, формами общения, образами и ценностями, что, непременно, ведет к высококачественному изменению социокультурной действительности и требует от индивидума неизменного обновления знаний.13
Сообразно оценкам разных изыскателей в условиях развития информационного сообщества, коммуникативные процессы получают совершенно другие формы. Формирование средств глобальной информации и общественно-политической коммуникации, а еще способов изучения публичного мнения и целеустремленного воздействия на него, сделали вероятным сознательное формирование и коррекцию имиджа общественно-политического лидера в согласовании со важными перед ним целями, задачами и настроениями избирателей.
Сообразно итогам анализа избирательных кампаний последних лет, присутствие в глобальном сознании положительного образа такого либо другого кандидата на высокий муниципальный пост, непосредственным образом соединено с численностью тех голосов, которые они приобретают на выборах. Если стиль общественно-политического лидера, никак не отвечает публичным ожиданиям, то это приводит к падению его престижа в публичном сознании, а, следовательно, он практически никаким образом уже никак не сумеет воздействовать на ход принятия решений, касающихся участи миллионов людей. Принципиально выделить, что создание стиля общественно-политического лидера сейчас считается действенным инструментом воздействия на избирателя.
Иной важной предпосылкой, обусловливающей престиж исследования проблемы стиля общественно-политического деятеля, считается невысокая «общественно-политическая культура участия» огромной доли избирателей. Большая часть народонаселения не включено в ход настоящей политики и имеют недостающее представление о программных документах общественно-политических партий и публичных движений. Часто искусственно созданный стиль общественно-политического лидера существенно различается оттого, что в самом процессе представляет собой политик. Манифестация того, как образ общественно-политического лидера, созданный имиджмейкерами, никак не схож с реальным образом лидера, позволяет понизить степень манипуляции глобальным сознанием и создает предпосылки для вырабатывания у широких слоев народонаселения высших гражданских качеств и, прежде всего, общественно-политической культуры и общественной активности.
Еще одной предпосылкой, обуславливающей актуальность темы исследования, считается постоянная динамика культурной и общественно-политической сферы, что призывает необходимость комплексного исследования стиля общественно-политического лидера. Так как изменяются требования и ожидания электората, то стиль должен подходить единой ситуации в государстве либо ареале, быть актуальным и важным.
В настоящее время есть существенное число работ приуроченных к предоставленной проблематике в рамках разных областей науки, а именно политологии, психологии, общественной психологии, социологии.
Невзирая на наличествующие академические работы по вопросцам вырабатывания стиля политического деятеля, комплексного социологического изучения особенностей вырабатывания стиля общественно-политического лидера недостает.
Стиль общественно-политического лидера – это целостное образование, которое находится в зависимости как от необъективных черт и причин (к примеру, личные свойства и психические характеристики), так и от объективных критериев – социокультурных, финансовых – функционирования лидера и его окружения.
Наконец, стиль общественно-политического лидера считается сложным мультифакториальным понятием, который должен исследоваться комплексно в рамках социологической науки. Полный подход, в предоставленном случае, позволит соединить академические дисциплины и действия разных специалистов в целях многостороннего и целого изучения объекта.
Принципиально выделить, что воспринятие, понимание и практика PR значительно находятся в зависимости от финансовой ситуации, зрелости сообщества. По мере введения схемы PR, расширения сферы ее внедрения, накопления опыта трактовка назначения PR проходит несколько стадий, каждой из которых подходит собственный образ PR. В цитированной выше заметке из «Финансовых Известий» приводилась общепринятая в американской литературе периодизация развития PR, в которой отличаются 4 главных этапа:
Манипулятивная модель (манипуляция, пропаганда) — «циничное» понимание PR как манипуляции публичным мнением, его односторонной обработки для достижения коммерческих либо других целей. Основными чертами данной модификации считаются:
- внедрение всех средств для
привлечения интереса
- игнорированием правдивости, объективности, моральных аспектов;
- определенное либо неявное понимание потребителя (как и иных адресатов PR) в качестве обычного объекта («жертвы») информативной и рекламной агрессии;
- отличие СМИ как главенствующего инструмента;
- PR выглядит как ряд импульсивных
спорадических акций «
В случае применения манипулятивного подхода усилия в области РR имеют характер пропагандистско-рекламный. PR-акции нацелены целиком и полностью вовне и исполняются обычно привлекаемыми сторонними специалистами, сообразно преимуществу — журналистами. Неслучайно для такового подхода отличительны именно журналистские приемы PR. Однако все же это отношение к PR считается ограниченным, что почти все исследователи уже аргументировали.
Еще в 1930-е годы, когда отношение общественности к большому бизнесу было достаточно холодным и в том числе и враждебным, П. Гэррет, получивший от совета директоров «Дженерал моторс» предложение (и 1 миллиард долларов на его выполнение) изменить настроение людей, категорически отказался от него, доказывая отказ тем, что ряд изменений надлежит исполнять прежде всего в самом бизнесе. На настроения людей и публичное мнение можно воздействовать не созданием фальшивого стиля, а настоящими процессами, учетом интересов и забот потребителей. Во момент полуторамесячной забастовки П.Гэррет и остальные специалисты сообразно PR стали на сторонку профсоюза, который в окончательном счете достигнул собственного от «Дженерал моторс». Но, благодаря инициативной деятельности того же П. Гэррета, в публичном мировоззрении были сформированы положительный образ компании и благожелательное отношение общества. П. Гэррет, ставший классиком PR, в своей знаменитой статье о PR как доли корпоративной политики («Форчун», 1939 года) устанавливал перед бизнесменами задачу «пробудиться от сна и с помощью PR сделать американскую экономику стабильной», для чего нужно исходить из длительной программы выявления того, что нравится и нужно людям.
Но в ранних стадиях формирования рыночной
экономики манипуляционная трактовка
PR как оказалось практически неизбежной.
Это внушительно подтверждает и практика
применения PR в современном русском менеджменте.
И деловыми людьми, и большей долею журналистов
PR рассматривается как «непрямая реклама»,
как пропаганда, не чурающаяся искажения
данных, а то и прибегающая к дезинформации
населения. Обуславливается это не только
невысокой собственной культурой, зачаточным
состоянием этики бизнеса, а прежде всего
кратковременностью целей. Никак не надлежит
забывать и о инерции пропагандистско-