Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Связи с общественностью"
обеспечение гласности, прозрачности и открытости в работе;
обеспечение связей с гражданами и их объединениями;
помощь сотрудничеству с гражданами, их объединениями в разработке и осуществлении программ решений; содействии в выполнении законодательства;
способствование становлению институтов гражданского общества.
Для достижения целей службы связей призваны выполнять ряд функций:
нахождение контактов с
изучение общественного мнения и доведение до общественности информации о сущности принимаемых решений;
анализ общественного мнения на действия должностных лиц и органов власти;
снабжение органов власти прогнозными аналитическими разработками;
формирование положительного имиджа власти и должностных лиц.
В ходе выполнения вышеперечисленных
функций PR-структуры в
своевременным распространением через информационные агентства (печать, радио, телевидение) заявлений, пресс-релизов и иных материалов, которые призваны разъяснить деятельность государственных органов;
освещением через средства массовой
информации деятельности государственных
органов при осуществлении
проведением и организацией пресс-конференций, брифингов и встреч с отечественными и зарубежными журналистами, подготовкой материалов для печати;
подготовкой фото– и печатных материалов, отображающих деятельность органов юстиции;
организацией и проведением выступлений руководителей на радио, телевидении, освещением в печати существующих проблем;
аккредитацией корреспондентов;
развитием информационных связей с пресс-службами иных органов власти и министерств других государств;
подготовкой документов об учредительской деятельности государственного органа, оказанием помощи в издании журналов и газет;
анализом сообщений в СМИ.
34 GR и лоббизм.
Лоббизм Происхождение термина
Мало кто знает, что термин "лобби" и его производные происходят из церковного обихода. Этимологически слово "лобби" произошло от латинского "lobia" (открытый портик, примыкающий к зданию; галерея). В XVI веке оно использовалось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях. Однако уже в XVII веке словом "лобби" стали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. С чем связан переход церковного слова в светско-парламентский обиход? Ответ на этот вопрос можно найти, углубившись в историю парламентаризма. Во времена образования английского парламента в XIII веке, его собрания проходили нерегулярно, в разных помещениях и даже городах. В Средние века было обычным делом устраивать многие светские мероприятия и торжества в здании церкви. Стоит обратить внимание на то, что и сегодняшнее расположение английского парламента называется Вестминстер, что в переводе означает "западная монастырская церковь".
Употребление термина
В российской научной и профессиональной среде можно выделить два подхода к толкованию термина "лоббизм".
В широком (обывательском) смысле под лоббизмом понимают любую деятельность граждан, ассоциаций бизнеса, партий и других организованных групп давления (в том числе и политических) по отстаиванию своих активных интересов. Стоит особо подчеркнуть, что в рамках этого подхода лоббизм - это не только давление бизнеса, общественных организаций на органы власти, но и деятельность самих субъектов власти, направленная на продвижение своих корпоративных интересов, получение особых властных преференций и т. п. Сторонники широкого понимания термина считают, что вполне допустимо говорить о лоббизме Президента, Правительства, депутатском лоббизме и т. д. (см., например, Любимов А. П. Классификация видов лоббизма, 1999).
Сторонники другого подхода, к
коим причисляют себя и авторы статьи,
считают недопустимым столь широкое
(обывательское) толкование термина "лоббизм".
По их мнению, расширение состава участников
лоббистской деятельности лишает слово
присущей ему специфики, делая возможным
его применение при описании любого
взаимодействия, одной из сторон которого
является представитель органа государственной
власти. Известный ученый Алексей
Автономов предлагает не путать понятия
и четко определить термин лоббизм,
как "действие представителей негосударственных
организаций в ходе контактов
с представителями
Объекты воздействия лоббизма
В научной и профессиональной среде, говоря о лоббизме, в преобладающем большинстве случаев имеют в виду продвижение интересов в органах законодательной, исполнительной власти, а также в администрации президента. Таким образом, из центра внимания выпадает целый ряд объектов воздействия, по своему значению вполне сопоставимых с выделенными выше. Под объектами воздействия мы имеем в виду органы государственной и муниципальной власти, способные принимать политические решения, в которых заинтересован лоббист. К таким объектам, помимо уже обозначенных, мы относим институты судебной ветви власти, а также целый ряд государственных институтов, не входящих ни в одну ветвь власти, однако имеющих принципиальное значение для лоббиста. К ним относятся: Генеральная прокуратура, Счетная палата, Центральный банк, Центральная избирательная комиссия.
Характер взаимодействия лоббиста
с выделенными объектами ничем
не отличается, например, от работы с
Государственной Думой или
Government Relations (GR) и лоббизм
Помимо самого термина "лоббизм" и его производных (лобби, лоббист, лоббирование) в западной научной литературе широко используется понятие Government Relations (GR). В последнее время данный термин активно используется и в нашей стране. Об этом свидетельствуют объявления "охотников за головами" (headhunters), открытие кафедры GR-менеджмента в Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ), образование Комитета по отношениям с органами власти в Ассоциации менеджеров России (АМР) и Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО) и множество других примеров.
Однако, несмотря на активное вхождение термина Government Relations (GR) в корпоративную жизнь, российские ученые, специализирующиеся на вопросах лоббизма, игнорировали его в своих исследованиях. Мы же уделим внимание тому, как в западной научной литературе трактуется указанный термин, определим его отличие от лоббизма, а также обозначим традиционные ошибки неправильного его использования.
Определение термина "Government Relations"
На визитках российских и западных специалистов часто можно увидеть перевод термина "Government Relations", как "связь с правительственными организациями". Этот неточный перевод приводит к логичному выводу, что специалист курирует только органы исполнительной власти: аппарат Правительства и профильные для его отрасли министерства. Однако это не так. Понятие "Government" в указанном контексте следует переводить не как "правительство", а как "государственная система управления" в целом, которая включает все ветви государственной и муниципальной власти. Дело в том, что ранее, вплоть до середины прошлого века, под "правительством" понималась именно вся система государственного управления, данные термины считались идентичными.
Government Relations и лоббизм
Несмотря на активное использование терминов как в научной, так и в профессиональной среде, авторы статьи столкнулись с тем, что крайне незначительное число специалистов понимают различия между ними: многие считают, что эти понятия идентичны (Минченко), другие, - что одно включает в себя другое, и т. д.
Поразительно точно ключевую функцию GR и его отличие от лоббизма определил сопредседатель комитета по Government Relations РАСО Игорь Минтусов: "Специалисты в области GR - это люди, которые строят мост между властью и бизнесом, для того чтобы по этому мосту могли свободно идти лоббисты с “интересными” предложениями для власти".
Обратимся к исследованиям классика лоббизма Брюса Вулпа (B. Wolpe) и его книге "Лоббирование в Конгрессе: как это происходит" (Lobbying Congress: how the system works). Вот что он пишет: "Существенное отличие внутрикорпоративных специалистов по GR от специалистов, нанимаемых по контракту, состоит в том, что сотрудники корпорации получают заработную плату и представляют только одну организацию: своего работодателя. Также корпоративный GR-специалист часто взбирается по корпоративной лестнице - отдел маркетинга, отдел продаж, головной офис, - а лоббист по контракту прокладывает свой путь в органах власти".
Иными словами GR - это сфера общего
менеджмента, а лоббизм - это технология.
Специалисту по GR совсем не обязательно
быть асом кулуарных процессов: знать
нужных людей, детали принятия закона,
постановления, а также быть в
курсе сложившейся в данный момент
иерархии политических межличностных
отношений. Он должен найти и организовать
юристов и людей, которые это
знают и умеют, при этом не обязательно
профессиональных лоббистов, позволить
которых отнюдь не всем по карману.
Он должен организовать общую систему
взаимодействия "моя компания - бизнес-ассоциация
- власть" и взаимосвязь внутри
собственной компании между подразделением
по связям с органами государственной
власти, руководством, акционерами. Безусловно,
такой специалист должен быть ответственным
за своевременную и качественную
подготовку информации сотрудниками корпорации,
а часто и создавать
Наконец, важное значение в данном контексте приобретает вид вознаграждения. Для специалиста по связям с правительственными организациями - это работа за постоянную зарплату (lobby on a salary), а для лоббиста - это работа за гонорар и возможный процент от сделки (lobby for a fee).
Общаясь в повседневной жизни и с GR специалистами, и с профессиональными лоббистами, мы можем выделить еще ряд отличий.
Уровень (иерархия) взаимодействия. Профессиональный
лоббист взаимодействует в
Технологии реализации заказа. Лоббист, имея доступ к чиновнику и получив определенный бюджет для реализации заказа, заинтересован в минимизации расходов и максимизации собственной прибыли. Конечно, бывают случаи, когда реализовать заказ удается "за бутылку коньяка" или другие незначительные подношения. Однако такие примеры были свойственны для романтичных 90-х или с чиновниками из самой низкой иерархии. Значительный пост в системе государственной власти, отвечающий, к примеру, за распределение бюджетных денег или регуляторику отрасли, получают в результате сложного многопланового политического торга, ключевыми аргументами которого являются финансовый и властный ресурс. Лоббист, понимая, что ключевой его ресурс - это доверие чиновника, возможность в неформальной обстановке обсудить "проблемы" и, следовательно, "решить вопрос", будет в достаточной мере щедр (если стоимость услуги не обговорена заранее), чтобы сохранить свое положение и в будущем. В зависимости от цены вопроса самыми распространенными способами передачи вознаграждения являются: наличные, через банковскую ячейку, через аффилированный с чиновником фонд или оффшор. Стоит признать, что наиболее эффективные лоббистские технологии коррупционны и выходят за рамки Уголовного Кодекса РФ.
Технологии реализации заказа в GR
другие. Ключевая задача GR-специалиста
- предвидеть возможные проблемы и
потенциальные возможности со стороны
органов государственной власти
и вовремя информировать