Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 00:24, курсовая работа
Краткое описание
Он позволяет активно использовать наглядно-действенный и наглядно-образный уровень мышления, которые являются наиболее близкими детям младшего школьного возраста, и опираясь на которые, дети выходят на словесно-образный и словесно-логический уровни.
1. Задачи и приемы изучения геометрического материала в начальных классах.................................................................................................................5
2. Точка, прямая и кривая линии, отрезок прямой..............................................7
Сравнения Уровень развития
математических способностей, навыков
вычислений периметра и площади многоугольников,
построения геометрических фигур.
Сравнительный
анализ полученных результатов.
Высокий уровень(16-21б.) – 40%
Высокий уровень ( 20 – 21 б.) – 50%
Средний уровень(11 -15б.) – 20%
Средний уровень ( 15 – 19 б.) – 40 %
Низкий уровень ( 0 -10б.) – 40%
Низкий уровень ( 0 – 14 б. ) – 10 %
Вывод контрольного этапа.
Использование заданий и упражнений,
активизирующих мыслительную деятельность
младших школьников при изучении геометрического
материала способствует развитию математических
способностей; повышению навыка вычисления
периметра и площади многоугольников;
навыка построения геометрических фигур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одна из важнейших задач современности
– развитие каждого ребенка. Способствовать
умственному, нравственному, эмоциональному
развитию личности, пытаться раскрыть
его творческие возможности, индивидуальные
способности – вот задача каждого учителя.
Важнейшей задачей математического
образования является вооружение учащихся
общими приемами мышления, пространственного
воображения, развитие способности понимать
смысл поставленной задачи, умение логично
рассуждать, усвоить навыки алгоритмического
мышления. Каждому важно научиться анализировать,
отличать гипотезу от факта, отчетливо
выражать свои мысли, а с другой стороны
- развить воображение и интуицию (пространственное
представление, способность предвидеть
результат и предугадать путь решения).
Именно математика предоставляет благоприятные
возможности для воспитания воли, трудолюбия,
настойчивости в преодолении трудностей,
упорства в достижении целей.
В качестве одного из основополагающих
принципов новой концепции в "математике
для всех" на первый план выдвинута
идея приоритета развивающей функции
обучения математике. В соответствии с
этим принципом центром методической
системы обучения математике становится
не изучение основ математической науки
как таковой, а познание окружающего человека
мира средствами математики и, как следствие,
к динамичной адаптации человека к этому
миру, к социализации личности.
Основной целью математического
образования должно быть развитие умения
математически осознанно исследовать
явления реального мира.
Основные задачи изучения геометрического
материала в 1-4 классах заключаются в том,
чтобы создать у детей четкие и правильные
геометрические образы, развить пространственные
представления, вооружить их навыками
черчения и измерения, имеющими большое
жизненно – практическое значение, и тем
самым подготовить учеников к успешному
изучению систематического курса геометрии.
Формирование геометрических
представлений является важным разделом
умственного воспитания, политехнического
образования, имеют широкое значение во
всей познавательной деятельности человека.
Задача развития у младших школьников
геометрических представлений, способности
к обобщению состоит в том, чтобы научить
их видеть геометрические образы в окружающей
обстановке, выделять их свойства, конструировать,
преобразовывать и комбинировать фигуры,
изображать их на чертеже, выполнять в
необходимых случаях измерения.
На основе выше изложенного
мы можем сказать, что данная тема в настоящее
время является актуальной, т.к. одним
из главных факторов развития современной
личности младшего школьника становится
познавательная, творческая деятельность
самого ребенка
Объектом исследования являлся
процесс развития математических способностей,
при изучении геометрического материала.
Предмет исследования – система
заданий и упражнений, развивающих математические
способности.
Вследствие этого мы ставили
перед собой цели:
- исследовать возможности
использования системы заданий
и упражнений для развития
математических способностей младших
школьников;
- выявить эффективные
приемы формирования геометрических
понятий.
В соответствии с целями мы
намечали следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую
литературу по данной теме;
- изучить приемы формирования
геометрических понятий и способов
построения геометрических фигур;
- разработать систему
упражнений для развития математических
способностей при изучении геометрического
материала.
На основе вышесказанного мы
выдвигали следующую гипотезу: применение
развивающих приемов и упражнений для
активизации мыслительной деятельности
при изучении геометрического материала
способствует развитию математических
способностей; навыков сравнения, вычисления
и построения.
Для решения поставленных задач
использовали следующие методы: наблюдение,
анализ, выявление эффективности коррекционной
работы, сравнение и обобщение результатов.
Сравнительный анализ полученных
результатов:
Высокий уровень(16-21б.) – 40%
Высокий уровень ( 20 – 21 б.) – 50 %
Средний уровень(11 -15б.) – 20%
Средний уровень ( 15 – 19 б.) – 40 %
Низкий уровень ( 0 -10б.) – 40%
Низкий уровень ( 0 – 14 б. ) – 10 %
Даёт основание сказать, что использование
заданий и упражнений, активизирующих
мыслительную деятельность младших школьников
при изучении геометрического материала,
способствует развитию математических
способностей; повышению навыка вычисления
периметра и площади многоугольников;
навыка построения геометрических фигур.
Для правильного выбора методики
обучения младших школьников, учитель
должен иметь общие представления о системе
задач, предоставленных в учебниках. Эта
система включает в каждом классе задачи:
- в которых геометрические
фигуры используются как объекты
для пересчитывания (круги, многоугольники,
элементы многоугольников). При решении
таких задач в основном усваивается необходимая
терминология и образуется умение узнавать
и различать фигуры;
- связанные с формированием
представлений о геометрических
величинах (длине, площади) и навыков
измерения отрезков, площадей, фигур;
- вычислительные, связанные
с нахождением периметра многоугольников,
площади прямоугольника;
- на элементарное построения
геометрических фигур на клетчатой бумаге,
на гладкой нелинованной бумаги с помощью
линейки, угольника, циркуля (без учета
размеров);
- на элементарное построение
фигур заданными параметрами (треугольник
с прямым углом, прямоугольник
с заданными сторонами и т.д.);
- на классификацию фигур;
- на деление фигур на
части (в том числе на ровные
части) и на составление фигур
из других;
- связанные с формированием
основных навыков чтения геометрических
чертежей, использованием буквенных
обозначений (формированием «геометрической
зоркости»);
- на вычисление геометрической
формы предметов или их частей.
Можно рекомендовать учителям
начальных классов:
- при знакомстве младших
школьников с элементами геометрии
максимально использовать их
дошкольный опыт;
- начиная с 1-го класса,
в обучение математики, следует
включать не только задания, связанные
с элементарными построениями
геометрических фигур, на составление
одних геометрических фигур из
других, но и задания на изучение
взаимного расположения фигур
и тел в пространстве, на изменение
положений и форм геометрических
объектов, на построение разверток
простейших геометрических тел.
При изучении геометрии, как
в дошкольном, так и в начальном школьном
образовании необходимо стремиться развить
пространственное воображение и геометрическое
мышление каждого ребенка. Знакомя учащихся
начальной школы с геометрическими понятиями,
нужно опираться на имеющиеся представления
детей, обогащая и расширяя их знания о
геометрических фигурах и телах. Учет
принципа преемственности приведет к
тому, что обучение детей элементам геометрии
будет соответствовать естественному
ходу развития их геометрического мышления.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Амелина М.В. Разноуровневые задания на уроках математики при изучении геометрического материала /Начальная школа/2010г. №8 с.57.
Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для учащихся школ. отд-ний пед. училищ по спец. №2001/Под ред. М.А. Бантовой, М.А. Бельтюкова – 3-е изд., испр.-М.:Просвещение, 1984.
Вернье Ж. Ребенок, математика и реальность: проблемы преподавания математики в начальной школе. – М.: Ин-т психологии РАН, 1998.
Волкова С.И. Развитие познавательных
способностей детей на уроках математики
в 1 классе: пособие для учителя четырехлетн. нач. шк. – М.: Просвещение, 1994.
Волкова С.И. Развитие познавательных
способностей детей на уроках математики
во 2 классе: пособие для учителя четырехлетн. нач. шк. – М.: Просвещение, 1995.
Груденов Я.И. Психолого – дидактические основы методики обучения математики. – М.: Педагогика, 1987.
Епишева О.Б. Учить школьников
учиться математике: формирование приемов
учебной деятельности: книга для учителя.
– М.: Просвещение, 1990.
Зильберг Н.И. Урок математики в 1-м классе./Осин. пед. училище. – Оса: Россиани, 1993.
Истомина Н.Б. Методика обучения
математики в начальных классах. М.: Академия,
2001г.
start="10"
Истомина Н.Б. Активизация учащихся
на уроках математики в начальных классах:
пособие для учителя. – М.: Просвещение,
1985.
Казакова М.А. Использование
геометрического материала при изучении
деления в начальном курсе математики/Начальная
школа/ 2008г. №3 с.44.
Карп А.П. Даю уроки математики…:
кн. для учителя: из опыта работы. - М.: Просвещение,
1992.
Колягин Ю.М., Тарасова О.В. Наглядная
геометрия и ее роль, и место, история возникновения/Начальная
школа/ 2000г. №4.
Костицын В.Н. Моделирование на уроках геометрии: теория и методические рекомендации. – М.: Владос, 2000.
Лейкина Т.Н. Научиться продумывать!:
метод. приемы, материалы для уроч. и внеуроч. работы, содействующие развитию творческих способностей школьников в процессе обучения математике. – Санкт-Петербург. гос. ун-т пед. мастерства, 1994.
Мендыгалиева А.К. Единый курс «Математика I –VI» -средство реализации преемственности в обучении математике в начальной и основной школе/Начальная школа/ - 2012 № 4 с. 23.
Методика преподавания математики
в начальных классах. Вопросы частной
методики: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1986.
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Учебник для 1 кл. начальной школы в 2 ч. – М.: Просвещение 2011.
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Учебник для 2 кл. начальной школы в 2 ч. – М.: Просвещение 2010.
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Учебник для 3 кл. начальной школы в 2 ч. – М.: Просвещение 2009.
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Учебник для 4 кл. начальной школы в 2 ч. – М.: Просвещение 2008.
Моро М.И. Средства обучения
математике в начальных классах: пособие
для учителя. – М.: Просвещение, 1981.
Николау Л.Л. Преемственность между дошкольным и начальным образованием при изучении геометрического материала /Начальная школа до и после/ 2008г. №8 с.33.
Овчинникова В.С. Как создать проблемные ситуации при формировании математических понятий /Начальная школа/ - 2011№10 с.27.
Палунина И.А. Стойлова Л.П. Задачи на распознавание в начальном курсе математики и проблемы обучения их решению/Начальная школа/- 2010 г. №1 с.57.
Подходова Н.С. Моделирование как универсальное учебное действие при изучении математики/Начальная школа/ - 2011 № 9 с. 34.