Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:38, курсовая работа
В настоящее время проблемам преподавания математики в школе стали уделять больше внимания. Это связано с научно-техническим прогрессом и развитием наукоемких производств. Технические науки, среди которых, в последнее время, быстро развиваются и имеют огромное практическое значение, такие как информационные технологии, электроника и т.д., немыслимы без математического аппарата.
Основа для математической грамотности закладывается именно в школе, поэтому изучению вопросов, связанных с этим процессом, уделяется пристальное внимание. Математика является одним из опорных предметов школы. Она требует от учащихся волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания. Математика развивает личность учащегося. Изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.
Цель исследования – разработать комплекс заданий для практических занятий по разделу «Основы векторной алгебры».
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Векторы и действия над ними
1.1. Векторы. Равенства векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение векторов………………………5
1.2. Проекции векторов. Скалярное умножение векторов…………………….15
1.3. Векторное умножение. Смешанное произведение трех векторов. Двойное векторное произведение…………………………………………………….18
Глава 2. Применение векторной алгебры в аналитической геометрии
2.1. Определение положения точки при помощи радиуса-вектора. Координаты вектора. Действия над векторами, заданными своими координатами. Основные формулы………………………………………...23
2.2. Геометрическое значение векторных уравнений………………………….29
2.3. Плоскость…………………………………………………………………….33
2.4. Прямая линия в пространстве………………………………………………39
2.5. Прямая и плоскость………………………………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………….50
Список литературы…………………………………………………………………51
Скалярным (внутренним) произведением двух векторов называется произведение длин этих векторов на косинус угла между ними.
Чтобы показать, что два вектора перемножаются скалярно, их заключают в круглые скобки или просто пишут рядом: (ab) = ab = ab cos . (18)
Если
перемножаемые векторы
т.е. скалярное произведение коллинеарных векторов равняется произведению их скаляров, взятому со знаком плюс или минус, в зависимости от того, имеют ли оба вектора одинаковые или противоположные направления.
Если один из сомножителей является единичным вектором, то скалярное произведение равно проекции другого сомножителя на направление первого:
ab0 = a · 1 ·cos ( 0) = пр.bº a, (19)
т.е. умножение вектора на единичный вектор равносильно проектированию этого вектора на ось единичного вектора.
Если оба сомножителя являются единичными векторами, то их скалярное произведение равно косинусу угла между ними: a0b0 = cos ().
Угол между двумя векторами а и b можно вычислить по формуле:
cos () = . (20)
Скалярное произведение двух равных векторов (так называемый скалярный квадрат вектора) равно квадрату модуля этого вектора:
аа = (а)2 = а2. (21)
Этим
можно воспользоваться для
Квадрат единичного вектора равен единице: а0а0 = (а0)2 = 1 (21')
Скалярное
произведение двух векторов может равняться
нулю, когда ни один из сомножителей
не равен нулю, а именно, когда
перемножаемые векторы
Скалярное
произведение двух векторов может быть
положительным или
Скалярное умножение подчиняется законам умножения чисел:
(αа) b = α (ab). (26)
Но, вообще
говоря,
потому что в левой части неравенства (27) стоит вектор, коллинеарный с с, в правой части – вектор, коллинеарный с а. [5]
Задача 1. Даны векторы а и в. Найти длину вектора а+в, если известно, что =4, =3, а угол между векторами а и в равен 60°. [1]
Решение. Согласно одного из свойств скалярного произведения векторов , . Следовательно, .
Задача 2. Вычислить косинусы углов А и В треугольника АВС, вершины которого имеют следующие координаты: А(1;6), В(1;1), С(4;1).
Решение. Согласно определению скалярного произведения векторов и в, , найдем .
Вычислим координаты векторов АВ и АС: АВ(0;-5), АС(3;-5),
; .
Затем вычислим координаты векторов ВА и ВС: ВА (0;5), ВС(3;0), . Следовательно, ВА^ВС, и . [6]
Задача 3. В точках М1(х1;у1), М2(х2;у2) сосредоточены массы, соответственно равные m1 и m2. Найти координаты центра тяжести системы этих масс.
Решение. Известно, что центр масс С лежит на отрезке М1М2 и удален от точек М1 и М2 на расстояние, обратно пропорциональные массам m1 и m2, т.е. точка С, являющаяся центром тяжести системы двух материальных точек, делит отрезок М1М2 в отношении . Используя формулы для нахождения координат середины отрезка ; и подставляя в них значение , после преобразований находим координаты точки С:
;
. [3]
Наряду с умножением двух векторов, приводящим к скаляру, рассмотрим еще один тип умножения векторов, в результате которого получается вектор. Такое умножение называется векторным или внешним.
Векторным произведением двух векторов а и b называется вектор с, обладающий следующими свойствами:
Это последнее условие значит, что наблюдатель, стоящий на плоскости векторов а и b так, что направление от его ног к голове совпадает с направлением вектора с, видит кратчайшее вращение от направления а к направлению b совершающимся справа налево, т.е. против часовой стрелки.
Для векторного произведения с вектора
а на вектор b вводится обозначение:
или
Если перемножаемые векторы взаимно перпендикулярны, то модуль векторного произведения равен произведению модулей сомножителей:
|[ab]| = ab, если a ┴ b. (31)
Если
перемножаемые векторы
это равносильно a || b; в частности [ab] = 0. (32')
Свойство переместительности для векторного умножения не сохраняется, так как перемена мест сомножителей приводит к перемене знака произведения или, точнее, вектор-произведение меняет направление на противоположное:
[ab] = - [ba]. (33)
Свойство
сочетательности по отношению к скалярному
множителю сохраняется:
Свойство
распределительности для
[a (b + c)] = [ab] + [ac]. (35)
Если векторное произведение двух векторов [ab] умножается скалярно на третий вектор с, то такое произведение трех векторов называется смешанным (векторно-скалярным) и обозначается так: [ab] c = c [ab]. (36)
Смешанное произведение имеет простое геометрическое толкование – это скаляр, по абсолютной величине равный объему параллелепипеда, построенного на данных трех векторах. Если векторы а, b и с составляют правую тройку, их смешанное произведение есть число положительное, равное указанному объему; если же тройка а, b и с – левая, смешанное произведение – число отрицательное, и для получения положительного объема придется переменить знак на обратный.
Смешанное
произведение трех векторов равно нулю
тогда и только тогда, когда эти
векторы компланарны, т.е. условие
компланарности трех векторов имеет вид:
Смешанное произведение обладает тем свойством, что оно не меняется при круговой перестановке сомножителей и меняет знак при всякой перестановке, меняющей последовательность сомножителей:
[ab] c = [bc] a = [ca] b = - [ba] c = - [ac] b = - [cb] a. (38)
Поэтому
смешанное произведение векторов а,
b и с иногда обозначают проще, написав
их рядом в той последовательности, в которой
производятся действия:
Если векторное произведение двух векторов [ab] умножается векторно на третий вектор с, то такое произведение называется двойным векторным произведением и обозначается так: [[ab] c]. (40)
Двойное векторное произведение не обладает ни свойством переместительности, ни свойством сочетательности:
[[ab] c] [c [ab]], (41) [[ab] c] [a [bc]]. (42)
Вектор
[[ab] c] компланарен векторам а и b; поэтому
он может быть разложен по этим векторам.
Соответствующая формула разложения двойного
векторного произведения такая:
[[ab] c] = b (ac) – a (bc). (43) [5]
Задача 1. Компланарны ли векторы , , ?
Решение. Если векторы компланарны, то по свойству 4) их смешанное произведение равно нулю. Проверим это. Найдем смешанное произведение данных векторов, вычислив определитель:
векторы , , некомпланарны.
Деление отрезка в данном отношении.
Пусть отрезок в пространстве Oxyz задан точками и . Если он разделен точкой в отношении , то координаты точки следующие:
.
Задача 2. Найти точку , делящую отрезок в отношении , если .
Решение. Определим координаты точки :
. Таким образом,
.
Задача 3. Векторы образуют правую тройку, взаимно перпендикулярны и Вычислить их смешанное произведение.
Решение. По определению, . Вектор образует с и правую тройку, причем Значит Кроме того,
Тогда
Задача 4. Вычислить и определить ориентацию этой тройки векторов, если Найти объем параллелепипеда, построенного на векторах приведенных к общему началу.
Решение.
Поскольку смешанное произведение отрицательно, тройка векторов является левой. Находим объем параллелепипеда:
Задача 5. Доказать, что точки A(1, 2, –1), B(0, 1, 5), C(–1, 2, 1) и D(2, 1, 3) лежат в одной плоскости.
Решение. Рассмотрим три вектора
Согласно формуле (10) их смешанное произведение:
а это значит, что векторы – компланарны и лежат в одной плоскости, т. к. имеют общее начало. Таким образом, точки A, B, C, D лежат в одной плоскости.
Задача 6. Вычислить объем треугольной пирамиды OABC, если
Решение. ,
где – объем параллелепипеда, построенного на векторах
Согласно геометрическому смыслу смешанного произведения
.
Поскольку
то
получаем
[4]