Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:38, курсовая работа
В настоящее время проблемам преподавания математики в школе стали уделять больше внимания. Это связано с научно-техническим прогрессом и развитием наукоемких производств. Технические науки, среди которых, в последнее время, быстро развиваются и имеют огромное практическое значение, такие как информационные технологии, электроника и т.д., немыслимы без математического аппарата.
Основа для математической грамотности закладывается именно в школе, поэтому изучению вопросов, связанных с этим процессом, уделяется пристальное внимание. Математика является одним из опорных предметов школы. Она требует от учащихся волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания. Математика развивает личность учащегося. Изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.
Цель исследования – разработать комплекс заданий для практических занятий по разделу «Основы векторной алгебры».
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Векторы и действия над ними
1.1. Векторы. Равенства векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение векторов………………………5
1.2. Проекции векторов. Скалярное умножение векторов…………………….15
1.3. Векторное умножение. Смешанное произведение трех векторов. Двойное векторное произведение…………………………………………………….18
Глава 2. Применение векторной алгебры в аналитической геометрии
2.1. Определение положения точки при помощи радиуса-вектора. Координаты вектора. Действия над векторами, заданными своими координатами. Основные формулы………………………………………...23
2.2. Геометрическое значение векторных уравнений………………………….29
2.3. Плоскость…………………………………………………………………….33
2.4. Прямая линия в пространстве………………………………………………39
2.5. Прямая и плоскость………………………………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………….50
Список литературы…………………………………………………………………51
Решение. причем . Значит .
Прежде всего, определим, лежат ли прямые в одной плоскости, т. е. являются ли векторы и компланарными (здесь ). Найдем для этого их смешанное произведение:
Значит, прямые лежат в одной плоскости и не параллельны. Следовательно они пересекаются. Найдем их точку пересечения .
при подстановке в уравнение .
Значит,
Итак,
[1]
Чтобы
найти точку пересечения
и плоскости , (64)
надо совместно решить эти два уравнения. Радиус-вектор точки их пересечения может быть вычислен и по формуле: . (65)
Угол
между прямой (63) и плоскостью (64)
вычисляется следующим образом:
или
Условие параллельности прямой (63) и плоскости (64): аА = 0. (67)
Условие их перпендикулярности: или А = (68)
Условие того, что прямая (63) целиком лежит в плоскости (64), выражено двумя равенствами: αа + и аА = 0 (69)
Если
прямая дана уравнением ,
то это же условие выразится
проще: и
(аА) = 0
(69') [5]
Задача 1. Пирамида задана координатами своих вершин , , . Требуется найти:
1) длины ребер и ; 2) угол между ребрами и ; 3) площадь грани, содержащей вершины ; 4) объем пирамиды; 5) уравнения прямых и ;
6) уравнение высоты , опущенной из вершины на плоскость ;
7) расстояние от вершины до плоскости ; 8) угол между ребром и гранью, содержащей вершины .
Решение.1) Длины ребер и определим как модуль векторов и по формулам ;
;
2) Найдем координаты векторов и :
Длины этих векторов, т.е. длины ребер и , таковы: ,
. Косинус угла между ребрами и вычислим по формуле ;
3) Площадь грани (треугольника) равна половине площади параллелограмма, построенного на векторах и , т.е. половина модуля векторного произведения этих векторов, которое равно
.
Тогда, (кв. ед);
4) Объем пирамиды равен .
(куб. ед);
5) Уравнения прямых и найдем как уравнения прямых, проходящих через две данные точки:
( ): ,
( ): (абсциссы точек и одинаковые);
6) Направляющим вектором высоты является нормальный вектор плоскости . Получим уравнение плоскости :
,
– уравнение плоскости . Тогда нормальный вектор плоскости имеет координаты . Канонические уравнения прямой, проходящей через точку параллельно вектору имеет вид: ;
7) Для вычисления расстояния от вершины до плоскости воспользуемся формулой . В нашем случае – уравнение плоскости и . Итак, ;
8) Угол между прямой и плоскостью находят по формуле:
, где – нормальный вектор плоскости . и . Таким образом, , . [1]
Задача 2. Найти координаты точки N, симметричной точке относительно прямой, проходящей через точки и .
Решение. Для решения задачи воспользуемся следующими рассуждениями: симметричная точке M точка N находится в той же плоскости, что прямая AB и точка M, лежит на перпендикуляре MN к прямой AB и находится от прямой AB на том же расстоянии, что и точка M.
Пусть Тогда
1) – компланарны;
2) ;
3) ;
4) середина отрезка MN лежит на прямой AB.
Составим систему уравнений, используя координатную форму записи условий 1–3.
– компланарны при условии т. е. откуда получаем
откуда
Условие равносильно условию или что приводит к уравнению
затем
откуда .
следовательно,
После подстановки , получим или
Таким образом, точки и удовлетворяют первым трем условиям. Осталось проверить четвертое. Найдем середины и отрезков и соответственно и проверим, какая из точек ( или ) лежит на прямой
ли
или
т. к. но
т. к.
Итак, [6]
Задача 3. Прямая L задана общими уравнениями
Написать уравнение ее проекции на координатную плоскость Oxz.
Решение. Построим канонические уравнения прямой L. В качестве направляющего вектор можно взять вектор где Тогда т. е.
Присвоив переменной x значение 0, получим систему уравнений из которой найдем а значит точка лежит на прямой L.
Таким образом, канонические уравнения прямой L таковы:
что эквивалентно системе
трех уравнений, описывающих
Заключение
Данная работа посвящена разработке комплекса заданий для практических занятий по разделу «Основы векторной алгебры»
Основные результаты работы, отражающие его новизну, теоретическую и практическую значимость, заключаются в следующем:
1. Дана общая характеристика векторам и действиям над ними.
2. Рассмотрели применение векторной алгебры в аналитической геометрии.
3. Проведен анализ учебников по геометрии на наличие в них задач с практическим содержанием.
4. Разобраны решения некоторых геометрических задач с использованием основных векторных соотношений.
5. Выделены типы задач с практическим содержанием.
Перспектива дальнейшего исследования:
Условием
успешного усвоения геометрических знаний
учащимися является формирование их творческой
самостоятельности, которое осуществляется
в процессе обучения.
Список
литературы