Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:38, курсовая работа
В настоящее время проблемам преподавания математики в школе стали уделять больше внимания. Это связано с научно-техническим прогрессом и развитием наукоемких производств. Технические науки, среди которых, в последнее время, быстро развиваются и имеют огромное практическое значение, такие как информационные технологии, электроника и т.д., немыслимы без математического аппарата.
Основа для математической грамотности закладывается именно в школе, поэтому изучению вопросов, связанных с этим процессом, уделяется пристальное внимание. Математика является одним из опорных предметов школы. Она требует от учащихся волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания. Математика развивает личность учащегося. Изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.
Цель исследования – разработать комплекс заданий для практических занятий по разделу «Основы векторной алгебры».
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Векторы и действия над ними
1.1. Векторы. Равенства векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение векторов………………………5
1.2. Проекции векторов. Скалярное умножение векторов…………………….15
1.3. Векторное умножение. Смешанное произведение трех векторов. Двойное векторное произведение…………………………………………………….18
Глава 2. Применение векторной алгебры в аналитической геометрии
2.1. Определение положения точки при помощи радиуса-вектора. Координаты вектора. Действия над векторами, заданными своими координатами. Основные формулы………………………………………...23
2.2. Геометрическое значение векторных уравнений………………………….29
2.3. Плоскость…………………………………………………………………….33
2.4. Прямая линия в пространстве………………………………………………39
2.5. Прямая и плоскость………………………………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………….50
Список литературы…………………………………………………………………51
Решение. Поскольку векторы и не коллинеарны (их координаты не являются пропорциональными), то согласно (1), составим уравнение:
Преобразуем левую часть:
Таким образом общее уравнение искомой плоскости
Задача 5. Составить уравнение плоскости P, проходящей через точки и параллельно вектору .
Решение. Векторы и неколлинеарны. Поэтому, согласно (1), уравнение плоскости имеет вид
т. к. векторы и компланарны. Здесь Откуда получаем общее уравнение
Можно рассуждать при построении уравнения также следующим образом. В качестве нормального вектора плоскости P может быть взят вектор
Тогда уравнение плоскости согласно формуле (2) примет вид:
или [3]
Задача 6. Записать уравнение плоскости
1) «в отрезках»; 2) в параметрическом виде
Решение. 1) Перепишем уравнение плоскости в виде откуда после деления на –2 получим искомое уравнение «в отрезках»:
2) Из
полученного уравнения «в
Это и есть параметрическое уравнение плоскости P.
Задача 7. Привести к нормальному виду уравнение плоскости
Решение. Так как свободный член уравнения плоскости то нормирующий множитель
Тогда нормальным уравнением будет
Значит, а расстояние от начала координат до плоскости равно 3.
Задача 8. Составить уравнение плоскости, проходящей через точки A(1, 0, –1), B(1, 3, –4) и образующей угол с плоскостью
Решение. Не ограничивая общности. Будем искать уравнение плоскости в виде
Поскольку точки A(1, 0, –1) и B(1, 3, –4) лежат в искомой плоскости, то их координаты удовлетворяют уравнению этой плоскости. Значит имеем
откуда Подставим найденные значения D и B, выраженные через C, в уравнение плоскости:
Следовательно, нормальный вектор .
Воспользуемся тем, что плоскость образует угол с плоскостью нормальный вектор которой . По формуле косинуса угла между плоскостями имеем:
откуда или Находим C, преобразовывая последнее равенство:
Имеем
окончательно уравнение плоскостей:
[1]
Всякое
уравнение вида
т.е. уравнение,
в котором векторное
Вектор а определяет направление прямой (50), вектор b перпендикулярен к плоскости, проходящей через данную прямую и полюс.
Если в уравнении (50) свободный член b = 0, прямая проходит через полюс.
В частности, если постоянный множитель векторного произведения есть единичный вектор , где n2 = 1, или - N = 0, (51)
то модуль свободного члена равен расстоянию (р) прямой от полюса , а n есть орт прямой.
Уравнение (51) называется нормальным уравнением прямой.
Чтобы
привести общее уравнение прямой
(50) к нормальному виду, достаточно
перенести свободный член в левую
часть и разделить все члены
на а (модуль вектора а), отнеся в векторном
произведении этот делитель к самому вектору
а:
Расстояние любой точки М (r1) от прямой (51) вычисляется по формуле:
δ = (52)
или, если прямая дана общим уравнением (50), по формуле:
δ = , (52')
т.е. расстояние точки от прямой равно модулю левой части нормального уравнения прямой, в котором текущий радиус-вектор заменен радиусом-вектором данной точки.
Если прямая задана одной из своих точек А (r1) и вектором а, ей параллельным, то уравнение прямой имеет вид: (53)
или
т.е. расстояние
точки от прямой равно модулю левой
части нормального уравнения
прямой, в котором текущий радиус-
Если прямая задана одной из своих точек А (r1) и вектором а, ей параллельным, то уравнение прямой имеет вид: (53)
или
При
тех же заданиях можно представить
прямую уравнением в параметрической
форме:
Если
прямая задана двумя своими точками А
(r1) и В (r2), уравнение ее будет:
Если прямая определена двумя плоскостями, через нее проходящими:
(57)
то ее можно представить также и одним уравнением: . (57)
Так как в уравнение всякой прямой входит вектор, ей параллельный (направляющий вектор), то задача о вычислении угла между двумя данными прямыми сводится к вычислению угла между их направляющими векторами.
Если даны две параллельные прямые нормальными уравнениями:
и ,
то расстояние между ними может быть вычислено по формуле:
d = . (58)
Если даны любые две прямые: и , (59)
то кратчайшее расстояние между ними вычисляется по формуле:
. (60)
Условие пересечения двух прямых (59) имеет вид: . (61)
Если прямые (59) пересекаются, то радиус-вектор точки их пересечения определяется следующим образом: r = (62)
или
Задача 1. Даны уравнения двух сторон прямоугольника , и уравнение его диагонали . Составить уравнения остальных сторон и второй диагонали этого прямоугольника.
Решение. Сделаем схематический чертеж (Рис.6). Перепишем данные уравнения в виде: , , . Так как угловые коэффициенты прямых, задающих стороны прямоугольника, одинаковы , то эти уравнения задают параллельные прямые, то есть стороны, на них лежащие, противоположны. Найдем точки пересечения данной диагонали с этими сторонами. Пусть это будут точки и . Для этого приравняем сначала 1 и 3, а затем 2 и 3 уравнения:
; .
Таким образом, .
Неизвестные
стороны параллельны между
Замечание. Угловые коэффициенты перпендикулярных прямых и связаны соотношением .
Таким образом, уравнения неизвестных сторон прямоугольника таковы:
. Подставив в первое уравнение координаты точки , во второе – точки , получим, что и, следовательно, , .
Найдем координаты точек и , приравняв уравнения соответствующих сторон: , то есть ;
, то есть .
Уравнение диагонали получим как уравнение прямой, проходящей через две заданные точки и :
или . [6]
Задача 2. Составить канонические уравнения прямой:
1) проходящей через точку параллельно вектору
2) проходящей через две заданные точки и
3) заданной общими уравнениями
Решение. 1) Пусть – произвольная точка искомой прямой. Тогда т. е. их координаты пропорциональны. Т. к. то имеем соотношения:
которые и представляют собой канонические уравнения прямой с заданными свойствами на плоскости.
2) Пусть – произвольная точка прямой. Тогда векторы и – коллинеарны, т. е. их координаты пропорциональны.
Т. к. то имеем:
Это и есть искомый результат.
3) Для перехода от общих уравнений прямой L к каноническим обычно поступают следующим образом. Подбирают какую-либо точку фиксируя числовые значения одной из координат и решая относительно нее систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными. Затем находят направляющий вектор прямой L как векторное произведение нормальных векторов плоскостей, задающих L. Проиллюстрируем на примере.
– направляющий вектор плоскости , – нормальный вектор плоскости
Тогда вектор . Определим его координаты:
Для нахождения точки зафиксируем одно из координатных значений, например, Тогда, подставив в заданные общие уравнения получим: или т. е. .
Таким образом, искомые канонические уравнения [4]
Задача 3. Докажите, что прямые и параллельны, и найдите расстояние между ними, если они заданны параметрическими уравнениями:
и
Решение. Прямая имеет направляющий вектор , а – причем т. к. Значит,
Найдем расстояние между ними, используя формулу расстояния от точки до прямой. Тогда
где и – радиус-векторы точек и .
Значит,
Задача 4. Докажите, что прямые и пересекаются, и найдите координаты точки пересечения, если они заданны параметрическими уравнениями:
и